Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 октября 2018, воскресенье, 02:45
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 сентября 2003, 11:38

Наше дело - труба!

Вот уже несколько дней не утихает дискуссия о нефтепроводах. Казалось бы, частная тема: кто куда чего построит v так или иначе проблем со сбытом нефти пока вроде бы не наблюдается. Присмотримся внимательнее.

Мировые цены на нефть, вот уже несколько лет находящиеся на высоком уровне, привели к резкому росту добычи и экспорта нефти. Со среднегодового уровня в 300 млн. тонн в 1995-1998 годах добыча подскочила почти до 380 млн. тонн (на 26%). А экспорт, соответственно, вырос со 100 до 180 млн. тонн в год. В стоимостном выражении экспорт нефти и нефтепродуктов в прошлом году составил $40 млрд., или 37% всего экспорта. В текущем году, судя по всему, эти показатели только увеличатся.

И этот рост, похоже, не предел - в советские времена добыча доходила до 600 млн. тонн в год (с учетом Азербайджана), и вся производственная инфраструктура нефтедобывающей промышленности была построена именно под такие объемы. После падения добычи в первой половине 1990-х она хотя и использовалась вполсилы но, в принципе, никуда не исчезла, и более или менее готова к интенсивной эксплуатации. И вот эта инфраструктура вкупе с воспоминаниями о прошлом советском величии заставляют нефтяных генералов давать все более и более оптимистичные прогнозы роста. Подразумевая при этом, что все это увеличение добычи пойдет исключительно на экспорт. Но вот здесь-то на пути экспортных потоков и встает неготовность российской транспортной инфраструктуры принять и перекачать по назначению всю дополнительно добываемую нефть.

Поскольку в советские времена экспорт нефти был гораздо меньше, чем сейчас, и шел в основном в страны Восточной Европы, союзникам по Варшавскому договору, то и мощности экспортной трубопроводной системы были относительно невелики. Сырая нефть использовалась прежде всего для удовлетворения потребностей в сырье своих нефтеперерабатывающих заводов, а на экспорт шли остатки. Реформы 1992 года ситуацию изменили кардинально: спрос на нефтепродукты внутри России резко упал, и нефтяники, не представляя, что им делать со старыми объемами, сократили добычу в два раза. Оставшиеся 300 млн. тонн делились между внутренним и внешним рынком: две трети v на российские НПЗ, еще одна треть v на экспорт. Так было до 2000 года, пока рост мировых цен не вывел нефтянку из депрессивного состояния. Это стимулировало увеличение нефтедобычи.

Но увеличение поставок на экспорт натолкнулось на ограничения, которых не знала советская нефтяная промышленность и которые не были заметны во времена депрессивного состояния отрасли. Как оказалась, система транспортировки нефти для ее массированного экспорта совершенно не была приспособлена. Конечно, нефтепроводы к западной границе существовали давно. Например, такие, как хорошо известная «Дружба». Но объемы-то поставок раньше были не те, поэтому трубопроводные мощности внезапно оказались в дефиците. И основным сюжетом в отношениях между частными нефтяными компаниями и управляющей нефтепроводами государственной компанией «Транснефть» стала борьба за доступ к экспортной трубе.

Сейчас борьба эта она немного поутихла v правительству и руководству «Транснефти» удалось выработать компромиссный вариант доступа к экспортным мощностям, который пока устраивает всех нефтедобытчиков. Зато очаг напряженности возник в другом месте v споры разгорелись вокруг того, по каким маршрутам пойдет строительство новых трубопроводов.

Общим местом в обосновании их строительства является глобальная нехватка экспортных мощностей. Но есть и ряд дополнительных факторов. Основной из них v политико-географический: все трубы на экспорт в дальнее зарубежье проходят по территории зарубежья ближнего. И страны этого ближнего зарубежья этим своим положением активно пользовались. Легально v за счет высоких тарифов на перекачку и перевалку нефти, и нелегально v за счет неплатежей и откровенного воровства. В конце концов, жадность соседей по СНГ подтолкнула «Транснефть» и некоторые частные нефтяные компании на поиск обходных маршрутов для экспорта. Поскольку сухопутной границы у России с Западной Европой нет, то единственным вариантом стало строительство трубопроводов и нефтеналивных терминалов в морских портах. Которых у СССР, кстати, было только два v в Новороссийске и Туапсе.

Первый такой новый нефтепровод был введен в действие больше года назад - к Приморску (что на берегу Финского залива). Сейчас строится вторая очередь и проектируется третья, так как этот маршрут оказался более выгодным, чем традиционный v через СНГ. Но Приморском дело не ограничивается. Рост нефтедобычи и слабость старой системы транспортировки подталкивают нефтяников к поиску все новых и новых экспортных направлений, и вот эти-то направления и стали причиной затяжных конфликтов между «Транснефтью» и частными нефтяными компаниями.

Кроме экспортного потока через Балтийское море, нефтяникам захотелось запустить два других проекта v экспорт нефти через Мурманск и экспорт нефти в Китай. Не успели они обнародовать эти планы, как тут же натолкнулись на сопротивление транспортной монополии, заявившей, что труба на Мурманск неэффективна, так как порт полгода находиться во льдах, а, значит, нефтепровод будет работать только часть времени. Строить же нефтепровод в Китай дорого и опасно, так как вряд ли у России найдется столько нефти, чтобы его загрузить полностью. И вообще ориентация только на одного покупателя (Китай) не гарантирует сбыта на приемлемых для России условиях. При этом слово «Транснефти» является решающим, так как именно эта компания по российскому законодательству является единственным собственником всех нефтепроводов страны. И если она не захочет строить новый нефтепровод, то частные нефтяные компании сами сделать этого не смогут.=Откуда это нежелание?=Почему компании невыгодно получать лишние деньги в случае увеличения прокачки?=С точки зрения экономической логики объяснить трудно. Может быть, нам просто не хватает информации о каких-то специфических интересах госкомпании.=Или здесь работает=традиционный административный подход: поддерживать надо те направления развития, которые разработаны государством, а не выдвигать свои=собственные.==

Конечно, нефтяные компании могли бы попытаться обойти запреты «Транснефти». Во-первых, часть нефти можно отправлять на экспорт по железной дороге, в цистернах. Сейчас такой способ экспорта, несмотря на его относительную дороговизну, пользуется большой популярностью v его практикуют почти все нефтяные компании. Во-вторых, такой же способ экспорта - цистернами - применяется и для экспорта нефтепродуктов. Все нефтяные компании, чтобы облегчить погрузку нефтепродуктов, сейчас строят нефтеналивные терминалы и железнодорожные ветки у своих НПЗ. И, в-третьих, расширяется использование речного транспорта. Но все эти способы эффективны только в условиях очень высоких цен на нефть. И как только они придут в норму, перевозка по железной дороге, например, станет убыточной. И компаниям снова придется вернуться в трубу.

Понимая краткосрочность эффекта использования альтернативных видов транспорта, некоторые компании начинают искать более глубокие способы решения проблемы. Так, все время обнародуются проекты строительства новых и расширения старых НПЗ, расположенных вблизи портов. Старых, правда, всего два, поэтому в основном предлагается именно новое строительство. Расчет здесь прост. Если уж «Транснефть» не хочет строить новые нефтепроводы по маршрутам, удобным для нефтяников, то пусть хотя бы расширяет уже действующие направления к портам, там эти дополнительные объемы сырой нефти будут переработаны и в виде нефтепродуктов экспортированы морским путем.

Но и тут транспортная монополия не дает частникам как следует развернуться и инвестировать избыточные прибыли, заявляя, что нефть в трубе общая, а каждый НПЗ будет принадлежать только одной компании. И компания эта, мол, сможет скачать из трубы нефтяную смесь более качественную, чем сама в нее закачала в местах добычи. А раз так, то сначала надо создать банк данных качества нефти, чтобы это самое качество отслеживать. И если окажется, что переработчик в порту забирает из трубы более качественную смесь, чем добывает, то за разницу в качестве ему придется доплачивать. Естественно, что подобная социальная справедливость многим не по карману, поэтому новых НПЗ у нас пока не строится.

Другим «долгоиграющим» способом обойти нехватку экспортных мощностей является расширение использования альтернативной транспортной сети, предназначенной для экспорта нефтепродуктов. Ею заведует еще одна государственная компания - «Транснефтепродукт». И вот ее-то мощности загружены пока только наполовину. Не в последнюю очередь потому, что она тоже была ориентирована на поставки на внутренний рынок. И на экспорт ведет всего одна ее труба, да и та заканчивается в латышском порту Вентспилс. Поскольку внутренний рынок у нас, как известно, слаб, а выход на внешний ограничен, то и качать по трубам «Транснефтепродукта» пока особо нечего. Тем более, что ряд НПЗ к этой трубе вообще не присоединен. Поэтому вторая трубопроводная компания предлагает инвестиционные проекты, связанные как со строительством экспортного маршрута v от внутренних российских НПЗ к тому же Приморску, так и с подключением к своей трубе НПЗ, не входящих в общую транспортную сеть.

Эти проекты рассчитаны на достижение полной загрузки мощностей российских НПЗ, которые сейчас страдают из-за той же вялости внутреннего спроса, поставки же на экспорт по железной дороге для них рентабельны далеко не во всех случаях. Но, несмотря на явную выгоду для переработчиков и отсутствие конфликтных ситуаций, подобных проблеме строительства новых НПЗ в портах, нефтяные компании к этим проектам пока интереса не проявили и не подтвердили объемы прокачки по новым магистралям. Поэтому «Транснефтепродукту» приходиться пока инвестировать в развитие на свой страх и риск.

Отдельного упоминания заслуживает проект строительства трубопровода до тихоокеанского порта Находка, который «Транснефть» выдвинула в качестве альтернативного ЮКОСовскому проекту по строительству нефтепровода в Китай. Когда смотришь на карту с изображенной на ней трассой строительства, то на ум сразу приходят великие стройки прошлого и позапрошлого веков v вроде Транссибирской магистрали или БАМа. Такой же размах, такие же расстояния и, судя по всему, такие же деньги и сроки строительства. Непонятно только, откуда они возьмутся. БАМ уже тридцать лет строят, и все никак не могут закончить. Нужен ли нам еще один такой долгострой? Правительство в свое время приняло компромиссное решение о строительстве нефтепровода на Находку с ответвлением на Дацин, но сейчас притормозило переговоры с Китаем и не может разобраться с экологической экспертизой различных вариантов строительства.

Понятно, что строительство новых нефтепроводов будет по настоящему эффективным только в том случае, если российская нефтяная промышленность выйдет на качественно новые (или, если иначе считать, - старые) уровни добычи. Есть тут и обратная зависимость: пока государство не решится приотпустить вожжи в контроле за нефтяной трубой v не позволит расширять ее в выгодных отечественному бизнесу направлениях, Россия не сможет по настоящему увеличивать добычу нефти. Если же будет принято политическое решение о более лояльной позиции «Транснефти», можно будет и бизнесу более настойчиво предлагать участие в проектах «Транснефтепродукта». Иначе можно дождаться, пока цены на нефть вернутся к среднему уровню, и страна в условиях дороговизны транспортировки начнет добычу активно сокращать. А это удар и по удвоению ВВП, и по экономическому ключику к внешнеполитическим отношениям.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20.10 20:58 Саакашвили пообещал отметить серебряную свадьбу в Грузии
20.10 20:36 Путин неформально встретился с президентами Казахстана и Узбекистана
20.10 20:25 УПЦ КП приписала Киево-Печерскую лавру к титулу своего патриарха
20.10 20:00 Прокуратура не нашла нарушений в ярославской ИК-1 в связи с голодовкой
20.10 19:21 Директору взорванного завода пиротехники под Петербургом предъявили обвинение
20.10 19:14 Экс-главред катарской газеты призвал не верить признаниям Эр-Рияда о Хашогги
20.10 18:41 Мэрия Москвы передумала запрещать акцию «Возвращение имен»
20.10 18:13 Глава UFC отказал Макгрегору в шансе победить Нурмагомедова
20.10 17:25 В день выборов жертвами терактов в Афганистане стали 28 человек
20.10 16:39 На марш за референдум по Brexit в Лондоне вышли более 500 тысяч человек
20.10 16:22 СМИ приписали «фабрике троллей» эксплуатацию американских стартапов
20.10 15:56 Мамаеву и Кокорину понравилась рисовая каша в «Бутырке»
20.10 15:17 Кандидат в главы Приморья от КПРФ рассказал о предложенной ему сделке
20.10 14:31 Премьер Греции Алексис Ципрас занял пост главы МИД
20.10 14:20 На месте крушения военного Л-39 найдены фрагменты тела и обломки
20.10 13:48 Сирия обвинила авиацию коалиции в гибели 62 мирных жителей
20.10 13:25 МИД РФ обвинил США в беспардонной лжи и клевете
20.10 12:52 Росгвардия решила ужесточить правила оборота оружия из-за ЧП в Керчи
20.10 12:39 Медведев отказался признать отмену санкций «вопросом жизни и смерти»
20.10 12:25 Минздрав передумал включать препарат от гепатита в ЖНВЛП из-за цены
20.10 11:56 В Белом доме назвали два варианта встречи Трампа с Путиным
20.10 11:27 Аномальная осень обвалила спрос на теплые пальто и шубы
20.10 11:00 Македонский парламент одобрил переименование страны
20.10 10:44 Шойгу подсчитал убитых российскими военными боевиков в Сирии
20.10 10:35 Психиатр выдал керченскому студенту справку на оружие за пять минут
20.10 10:00 Жительница Гродно не пропустила кортеж Лукашенко
20.10 09:42 Минкомсвязи предложило хранить «письма счастья» неделю вместо месяца
20.10 09:23 После взрыва на заводе пиротехники в Ленобласти задержан главный инженер
20.10 09:16 Власти Саудовской Аравии признали смерть журналиста Хашогги
19.10 21:06 Поиски пилотов упавшего учебного самолета остановлены до утра
19.10 20:46 МВФ согласился на новый кредит для Украины
19.10 20:32 Медведев и Меркель обсудили «Северный поток — 2»
19.10 20:16 Полиция Чехии изъяла более 10 млн евро по делу взломщиков из России
19.10 19:56 Ассанж оспорил в суде запрет Эквадора на общение
19.10 19:36 МИД России потребовал у Норвегии извинений за арест сотрудника Совфеда
19.10 19:26 Суд ЕС обязал Польшу приостановить судебную реформу
19.10 19:06 Украина изъяла российское судно «Норд»
19.10 18:49 Акции «Яндекса» продолжили дешеветь
19.10 18:36 Около 50 человек погибли в Индии при наезде поезда на толпу
19.10 18:23 Председатель Мособлизбиркома станет главой Красногорска
19.10 18:08 При взрыве под Петербургом погибли двое
19.10 18:03 Ученые нашли различия между нейронами мозга крысы и человека
19.10 17:57 Показатель одобрения Путина вновь снизился
19.10 17:38 В Чечне наградили комиссию по определению границ с Ингушетией
19.10 17:23 Из российского законопроекта о цифровых финансах убрали понятие майнинга
19.10 17:06 Под Петербургом прогремел взрыв
19.10 16:52 Основателя «Смотра.ру» приговорили к 4 годам 8 месяцам колонии
19.10 16:35 Верховный Суд утвердил обзор по защите прав потребителей
19.10 16:03 В РЖД решили платить дивиденды имуществом
19.10 15:45 Вселенский патриархат отказался прекращать отношения с РПЦ
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.