Адрес: https://polit.ru/article/2003/10/08/626514/


08 октября 2003, 08:51

Праздник ненужных вещей

Глаз радовался v столько всего и сразу можно было увидеть в ЦДХ на выставке «Ambiente-Rossija. Украшение жилья и человека». Новичка выставочные витрины обескураживали обилием вещей v от пластмассовых штампованных игрушек до авторских исторических реконструкций батальных сюжетов, от цветных стеклянных ваз до хрустальных бокалов с вензелями, а еще распрекрасные коробочки для мелочей, искусственные цветы, «экзотические подарки» из Таиланда, стальные кастрюли, бамбуковые занавески, серебряные настенные тарелки с ангелами и птицами, гобелены с копиями картин великих, палантины и платья эксклюзивной технологии, бижутерия, давилки для чеснока, пластмассовые ведра и опрыскиватели для растений.

Признаюсь, одно из ярких впечатлений от посещения этого международного выставочного пространства v встреча культуры Востока и Запада. Неопытный визитёр быстро теряет надежду найти в китайском зале «настоящие» китайские вещи: вместо них представители китайских фирм предлагают ознакомиться с ассортиментом хозяйственных магазинов и галантерей v емкостями для продуктов, вениками, зубными щетками, заколками для волос, рамками для картин, бумажными носовыми платками и игральными картами. Зато в зале российских участников восточная антикварная экзотика пользуется большой популярностью: это и таиландская традиционная мебель, и китайские вазы, и деревянные драконы, и фигурки некогда священных животных. Консультант одной из фирм, продающих антиквариат, с воодушевлением рассказывает о том, что старую мебель купить на Востоке значительно проще и дешевле, чем новую. У них, китайцев, не существует понятия ценности несловесной старины v то ли потому что вообще нет традиции идейного обновления, то ли в связи с ориентацией на беспроигрышное в коммерческом смысле обслуживание Запада дешевыми промышленными товарами. Латентное присутствие Китая ощущается и в зале «German living»: представитель немецкой фирмы не дает каталоги китайцам, нелегально копирующим чужие вещи.

В процессе разглядывания предметов все сильнее пульсирует мысль: для чего производится так много не слишком функциональных предметов? На вопрос о предназначении цветных стеклянных сердец размером с ладонь немецкий коммерсант ответил исчерпывающе: ни для чего это не нужно, но покупают хорошо.

Для специалиста все это бесконечное разнообразие вещей структурировано профессиональным интересом. Ambiente v одна тридцатая часть традиционной Messe Frankfurt, огромной международной серии выставок, придуманных несколько лет назад для стимуляции бизнеса и рынка по нескольким направлениям (автомобили, оборудование, технологии, дизайн и др.). На ней владельцы магазинов, дизайнерских мастерских, торговых или рекламных компаний заводят деловые контакты, расширяют рынки сбыта, получают консультации и хорошо проводят время. Однако, если производство, например, вентиляторов интересует только самих производителей, продавцов и немногих покупателей, а, скажем, автомобилестроение притягивает довольно много любителей, коллекционеров и знатоков автомобилей, то с Ambiente все иначе: от трех десятков других франкфурских выставок она отличается тем, что интересна и близка, пожалуй, самому широкому кругу людей v все живут в домах, каждый хоть раз в жизни сталкивался с ремонтом, мало кто устоит перед соблазном украсить жилье. Поэтому Ambiente каждый раз вызывает оживление и праздничное ощущение: буйство ненужных предметов неизменно притягивает.

В прошлом году Ambiente впервые добралась до Москвы, а со второго по пятое октября этого года проходила здесь во второй раз. «Буржуазные» выставочные традиции в России только приживаются, для россиян понятие «выставка» пока еще болезненно ассоциируется с художниками и художествами (особенно если проходит не на территории бывшего ВДНХ). На этом поприще «совсем нехудожественным» мероприятиям значительно проще, чем «почти нехудожественным». Если выставка, посвященная высоким технологиям или новейшим методам маркетинга, не вызывает удивления (всем понятно, что для профессионального роста необходима специализированная коммуникация), то встреча производителей и продавцов предметов украшения жилья и человека сильно смахивает на выставку декоративно-прикладного искусства, к которому требования уже совсем иные, связанные с понятием художественного вкуса, высокого творческого полета и, желательно, Вечной Красоты. Отсутствие таких качеств моментально навевает слово, похожее на строгую двойку в школьном дневнике: «кич!».

Поскольку организаторы попытались привить немецкую традицию на пока еще чуждую ей российскую почву, желание сравнивать не оставит в покое того, кто задумается о ее новом отечественном звучании. И сразу же становится очевидным отсутствие у нас нужной инфраструктуры, без которой подобное мероприятие теряет большую часть изначальных функций. Длительная традиция потребления на Западе формирует и ассортимент, и его правильное восприятие. Каждый предмет вписывается в предназначенную для него жанровую ячейку: бывают подарки, украшения для дома, кухонная утварь. В этой изначально данной жанровой определенности всегда понятно, что есть подарок и как его отличить от эксклюзивного дизайна, который водится на своих собственных торговых и выставочных площадках, иначе позиционируется и живет своей жизнью. В России мощная традиция кича породила вредную привычку давать оценку художественного качества v даже там, где на него меньше всего претендуют. Правда, за последние десять лет заметно выросла необходимость в новом типе вещей v например, подарках и украшениях. Растет производство, развивается рынок, потребители дифференцируются и превращаются в клиентов, формируется новое пространство социального взаимодействия, появляется понимание нужности ненужных предметов. Две традиции продолжают взаимодействовать, и их последующие отношения предугадать довольно сложно. Остается наблюдать.