Адрес: https://polit.ru/article/2003/10/09/626617/


09 октября 2003, 09:33

Комендантский час для детей и беспризорные деньги

В прошлый вторник в Мосгордуме распределяли бюджетные деньги на борьбу с беспризорностью. Происходило это на заседании экспертного совета при государственном центре «Дети Улиц». Председательствовал депутат Евгений Балашов, известный своей инициативой ввести комендантский час для московских подростков. Общая сумма, распределенная между коммерческими фирмами и некоммерческими организациями, не так уж и велика. На четвертый квартал планируется выделить порядка 4,2 млн. рублей.

Инициативу московских властей задействовать третий сектор в решении социальных проблем можно только приветствовать, однако список проектов, получивших деньги города на реализацию программ по борьбе с беспризорностью, не может не вызывать сомнения. Вот некоторые названия программ, которые должны облегчить жизнь бродячих детей: проведение соревнования «Автомобилист, знай свои права» или «Дизайн-проект, макет игровых индивидуальных ментальных проектов -Космос- и -Космос-1-». По поводу последнего усмехнулся даже председательствующий Балашов: «По одному набору, пожалуйста, пришлите каждому депутату». Ответили: «Сделайте заказ». Собравшиеся посмеялись, но деньги все-таки поделили.

Львиная доля средств досталась государственному центру: на проведение мероприятий, связанных с Днем толерантности, Всемирного дня борьбы со СПИДом и Всемирного дня волонтера выделено более полумиллиона. На рекламную кампанию всего этого дела v более 800 тыс. При этом организации, известные эффективной помощью беспризорникам, v «Врачи без границ», «Международный красный крест» и «Активная помощь детям» v не получили ничего.

Офис организации «Активная помощь детям» располагается в частной квартире на четвертом этаже сталинского дома неподалеку от площади трех вокзалов. Несмотря на то, что туда часто приходят беспризорники, подъезд чистый. В коридоре двухкомнатной квартиры сидели семеро беспризорников v старшим из них на вид было не больше пятнадцати. Как позже выяснилось, старшему v восемнадцать. Одеты довольно аккуратно, что не очень вяжется с образом беспризорника. От них пахло чем-то химическим, наверное, клеем.

- Хочешь, сумочку твою подержу? v спросил самый бойкий из них. Остальные засмеялись: «Лучше ему не давай». Как позже сказал сотрудник офиса Андрей, который каждый день развозит еду для беспризорников по вокзалам, ребята в офисе ведут себя хорошо. Есть невидимая черта между коридором и остальной частью квартиры, которую гаврош никогда не переступит, если его специально не позовут.

Каждый вечер беспризорники приходят сюда поесть, взять необходимую одежду и иногда помыться. Некоторым разрешают смотреть телевизор, но это привилегия для избранных, которых знают и которым доверяют. Сотрудники «Активной помощи» для беспризорников свои. И это неудивительно v многие из волонтеров в свое время жили на улице.

К чужакам, в том числе и к журналистам, дети относятся с недоверием.

v Что нам будет за то, что мы что-нибудь расскажем? v спросил меня бойкий парень.
v А что хотите?
v 250 рублей.
v На что девчонок разводите, на деньги, что ли? v присоединился к разговору Андрей, работающий в «Активной помощи детям».
v Ну, тогда я разговаривать не хочу.
v А на что бы деньги потратил? v снова интересуется Андрей.
v У Жорика вчера в палатке взял, надо долг отдать.
v Может, вам лучше что из одежды прикупить?
v Да ну-у-у, v протянула белокурая девочка, сестра бойкого парня, очевидно, лидера компании.

После того, как дети ушли, я спросила Андрея, интересуются ли они чемvлибо, помимо денег, развлечений, наркотиков и нюхания клея. Он затруднился ответить, но он все равно знает, что то, чем он занимается, полезно v оказывает детям хоть какую-то помощь.

По словам Светланы Волковой, директора государственного центра «Дети Улиц», возраст московских беспризорников v 7 до 18 лет. До 7v9 лет они еще находятся возле дома и не выезжают за пределы города, основную же возрастную группу составляют подростки от 12 до 16 лет, способные перемещаться между городами. Неокрепшие души не могут противостоять соблазнам и тяге к зрелищам, и беспризорники слетаются в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург.

На учете московской комиссии по делам несовершеннолетних состоят около 10 000 подростков, совершивших какие-либо административные правонарушения. Однако очевидно, это число не отражает реальное количество бродячих детей в Москве. Социальная защита населения пытается вести статистику беспризорных, но пока общей сводной статистики нет. Между тем явно прослеживается сокращение их количества.

По словам Ханны Поллак, руководителя «Активной помощи», еще 3v4 года назад беспризорники ходили по вокзалам толпами, причем милиция с ними ничего не делала v не было указа их ловить, и к ним просто привыкли. Численность бездомных детей значительно сократилась, но сама проблема осталась. В последние полтора года государство всерьез занялось проблемами беспризорников, однако деятельность эта по большей части сводится к репрессивным мерам. Беспризорников ловят, отправляют в больницу, а оттуда в центры реабилитации. Так сейчас называется то, что в советское время именовалось «спецраспределителями».

«Хуже всего, если попадешь в центр реабилитации на Алтуфьевском шоссе, v рассказал волонтер «Активной помощи» Роман. v По сути дела, это стройбат для детей. С ними никто не общается, могут запросто отлупить резиновой дубинкой или на несколько дней посадят в вонючую комнату. Так там называют карцер. Заняться в реабилитационных центрах нечем v хорошо, если телевизор работает. По своей воле никто в распределителе жить не будет v при первой же возможности сбегают».

В больницах не намного лучше, но оттуда гораздо легче сбежать. Охранять детей не входит в обязанность врачей, поэтому дети оттуда обычно пропадают через несколько дней. По словам Ромы, врачи иногда сами отдают детям одежду, чтобы беспризорники не мозолили им глаза.

Светлана Волкова верит, что труд может сделать человека даже из беспризорника. По мнению Волковой, государство должно предоставлять возможность бродягам трудоустроиться. Но, к сожалению, ребят, вкусивших уличной жизни, трудно заманить бюджетными деньгами и обычными зарплатами: заработок попрошаек v от 500 до 1 000 рублей в день. По мнению Волковой, те дети, которые уже «прилипли» к вокзалу, оттуда скорее всего не выберутся v вокзал дает подростку жизнь, в которой ему вполне комфортно. У них формируется соответствующая психология: потребление наркотиков, занятие проституцией v для них приемлемая норма поведения.

«Сложности работы заключаются в том, что бездомные дети уже не верят взрослым, что они могут и хотят им помочь, v говорит Волкова. v К тому же у них произошла трансформация психики. Они не воспринимают существующие технологии работы с ними. Для того, чтобы вернуть такого ребенка к нормальной жизни, сначала нужно заменить в их голове отрицательную картину мира и только после этого начинать их социализировать и пытаться исправить нормы их жизни».

В центр «Дети улиц» беспризорники попадают в основном с помощью социальных работников, которые находят их непосредственно на улице. Но также и из комиссии по делам несовершеннолетних, от органов по делам молодежи, по направлению милиции, кто-то сам обращается по телефону доверия или их приводят родители, соседи. Центр также общается с тюрьмами, особенно насчет находящихся там москвичей v они ведь потом вернутся в наш город. Финансирование происходит из бюджета города, депутаты голосуют, а правительство выделяет деньги. Привлекают различные гранты, в том числе от международных организаций, правда, Волкова не назвала каких.

Тема беспризорников уже не первый год становится объектом достаточно причудливой законотворческой деятельности некоторых депутатов городского парламента. 1 октября в Мосгордуме был принят закон об административной ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей. По словам автора законопроекта, этот закон, в частности, поможет милиции контролировать появление на улице беспризорных детей. Однако по факту, федеральное законодательство и так позволяет задерживать болтающихся без дела по ночам подростков.

Скорее этот закон коснется добропорядочных родителей, чьи дети задержались на улице. Беспризорников задерживать работникам органов правопорядка смысла нет v их родители (даже если они есть) штрафа не заплатят.