Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 октября 2018, воскресенье, 19:50
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 октября 2003, 10:28

Пыль да туман. Перспективы российских железных дорог

Случившееся наконец-то на прошлой неделе создание РАО «Российские железные дороги» вызвало очередной вал комментариев по поводу того, как будет себя вести вновь образованная государственная транспортная монополия. Немного смущает во всем этом вале комментариев, что спрашивающие и отвечающие в неявном виде исходят из тезиса: российские железные дороги и дальше будут одной из важнейших отраслей российской экономики, и поэтому всем интересно, как же она будет развиваться. А вот будет ли она развиваться или деградировать v это вопрос, который никем не затрагивается. А зря. Он должен был бы быть первым. Плохие или очень плохие реформы можно провести и без целей. А хорошие варианты первым делом должны строится из стратегии развития, а не из абстрактных технических выкладок. Тем более что среднесрочное процветание или даже более или менее сносное существование стальных магистралей находится под большим вопросом.

Как всем давно и хорошо известно, за период 1991-1998 годов объем перевозок грузов и пассажиров по железным дорогам существенно уменьшился. В этом факте нет ничего особенного, так как за указанный интервал времени внутреннее производство в стране сократилось в два раза, поэтому и грузов стало в два раза меньше. Собственно, объясняя незавидное положение железных дорог, высокое путейское начальство всегда указывало на этот факт, как на основной. При этом старались обходить молчанием другой факт: объем перевозок грузов по железным дорогам сократился в том числе и потому, что часть потока «ушла» на автомобильный транспорт. То ли потому, что так было эффективней транспортировать малогабаритные грузы, то ли владельцам надоел отвратительный железнодорожный сервис, но части своих доходов транспортная монополия лишилась вне зависимости от общеэкономического кризиса и спада производства.

Итак, начало конкурентной борьбе на транспорте было положено еще 10 лет тому назад. Именно тогда железные дороги получили первый удар, но смогли выстоять v автомобильную альтернативу создать было легко, а вот другие виды транспорта так же быстро отреагировать на изменение экономической ситуации не могли. Эта медлительность не в последнюю очередь была связана с тем, что после реформ 1992 года товарные потоки внутри страны изменили свое направление v в большей мере стали двигаться на запад. И вот здесь МПС смогло сыграть на опережение, потому что у альтернативных видов транспорта (кроме автомобильного, разумеется) прямых выходов туда не было. Трубопроводный и электронный транспорты натыкаются или на государственные границы вновь образованных стран, или на полное отсутствие соответствующей портовой инфраструктуры. Отсутствие которой, кстати, мешало и эффективному сопряжению речных и морских перевозок.

А вот железные дороги отработанные выходы всегда имели, что и дало им определенные конкурентные преимущества в новых экономических условиях. Изменить же маршруты традиционной транспортировки нефтяники, газовики и энергетики не могли чисто физически v строительство новых трубопроводов или линий электропередач требовало больших капиталовложений, для которых у российских компаний, перегруженных дебиторской задолженностью отечественных потребителей, просто не было средств. Какие-либо серьезные инвестиции в транспортную инфраструктуру стали возможны только после 1999 года. Хотя кроме наличия средств существует еще фактор времени, так как подобное строительство требует не одного года, и, пока оно идет, железные дороги остаются все так же востребованными. Особенно это верно в последние год-два, когда из-за благоприятной мировой конъюнктуры российский экспорт резко вырос и потребность в транспорте, соответственно, увеличилась.

Тем не менее, несмотря на временный рост показателей, по основному показателю деятельности v грузообороту v железные дороги отстают от своего основного конкурента v трубопроводного транспорта. В 2002 году транспортировка грузов по трубе составила 2 трлн. тонно-километров, а по железной дороге v 1,5 трлн. т-км., в 2001 году v 1,9 трлн. т-км. и 1,4 трлн. т-км.

Хорошо известно о планах строительства новых линий нефтепроводов к побережью Финского залива и нефтяных портов в Мурманске. Их появление, безусловно, снимет часть нефти с колес железных дорог, но основной эффект в данном случае будет состоять в переориентации экспортных грузопотоков со стран ближнего зарубежья на российские портовые города. Экономический эффект для российской экономики в целом будет благоприятен и на роли железнодорожного транспорта он не скажется. А вот другие инвестиционные проекты могут легко торпедировать доминирующее влияние рельсовых путей.

Менее известен, но потихоньку начинает реализовываться проект по строительству нефтепродуктопроводов из Центра России к тем же портам Финского залива. Если эта затея выгорит, положение железнодорожников сразу же ухудшится, так как на перевозку нефти и нефтепродуктов (в основном, конечно, нефтепродуктов) приходится 16% грузооборота железных дорог. Разумеется, новая труба заберет себе все эти 16%, так как стоимость транспортировки по ней гораздо ниже, чем в цистернах.

Другим проектом, который лишит стальные магистрали большей части самого массового груза v каменного угля v является блуждающая в коридорах РАО «ЕЭС» идея о расширении пропускной способности энергосетей, соединяющих Сибирскую энергосистему с Уралом и Европейским Центром России. Если она будет реализована, то дешевая энергия сибирских ГЭС сделает ненужным большое количество теплоэлектростанций в Европейском Центре, а снижение их загрузки вызовет сокращение потребления топливного угля, который сейчас возится по железным дорогам из той же Сибири (Кемеровская область) за 3 тыс. км. А ведь эти угольные грузы дают 22% оборота МПС. Таким образом, два инфраструктурных проекта v нефтепродуктопроводы и ЛЭП v способны отнять у транспортной монополии 40% ее оборота.

Можно, конечно, рассмотреть еще несколько вариантов капиталовложений, которые выбьют почву из под железнодорожных насыпей, вроде массового перехода российской черной металлургии на металлолом v в качестве сырья и электродуговую плавку v в качестве основного технологического процесса. Тогда потребность в железной руде и коксе резко снизится, соответственно, упадут и железнодорожные перевозки этих грузов, дающие 8% оборота. Но даже приведенных примеров вполне достаточно, чтобы показать, что благополучие железных дорог мнимое, и транспортная монополия существует только из-за неразвитости общей транспортной инфраструктуры в России.

Так что вероятный путь развития российских железных дорог правильнее назвать деградацией. Реализован он будет не за один день, тем более, что железнодорожники и в самом деле могут начать действовать как рыночная структура, а не как монопольная. И с помощью низких тарифов и высокого качества сервиса отбиваться от конкурентов. К тому же, пока идет реализация инфраструктурных проектов, подрывающих монопольную власть путейцев, общественный интерес к железнодорожным тарифам по-прежнему будет находиться на высоком уровне. Но потом интерес угаснет и будет появляться только время от времени, когда очередной экономический подъем выявит слабые места в имеющейся транспортной инфраструктуре и с помощью железных дорог придется затыкать возникающие дисбалансы в перевозке грузов. Если, конечно, рельсы не заржавеют слишком сильно.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

19:38 Поклонская объяснила секретность своей свадьбы
19:06 «Спартак» уступил «Арсеналу» в матче премьер-лиги
18:35 В Подмосковье при столкновении автобуса и маршрутки погибли четверо
18:24 Горбачев отреагировал на решение США выйти из договора о РСМД
17:23 Анита Цой экстренно госпитализирована
17:00 В Кремле рассказали об ожиданиях от встречи Путина с Болтоном
16:20 В железнодорожной аварии на Тайване пострадало свыше сотни человек
16:05 Пожар во Владикавказе потушен
15:32 Минобороны подтвердило гибель летчиков Л-39
14:57 Число пострадавших при стрельбе в колледже Керчи выросло
14:36 РПЦ перестала считать Вселенский патриархат лидером православия
14:24 Емельяненко ушел с поста президента Союза ММА России
13:22 Умер нобелевский лауреат по химии Осаму Симомура
12:49 Опубликовано видео стрельбы в керченском колледже
12:13 США задумались о расторжении договора СНВ-3 с Россией
11:43 На Кипре погибли двое россиян
11:15 Украинцам объяснили резкий рост цен на газ
10:54 Обвиняемый во взрыве в Гатчине признал вину
10:19 Скончался режиссер «Клана Сопрано»
10:03 СМИ рассказали об «армии троллей» в Саудовской Аравии
09:32 На горящем заводе во Владикавказе возникла угроза взрыва
09:11 Трамп решил разорвать договор о РСМД с Россией
20.10 20:58 Саакашвили пообещал отметить серебряную свадьбу в Грузии
20.10 20:36 Путин неформально встретился с президентами Казахстана и Узбекистана
20.10 20:25 УПЦ КП приписала Киево-Печерскую лавру к титулу своего патриарха
20.10 20:00 Прокуратура не нашла нарушений в ярославской ИК-1 в связи с голодовкой
20.10 19:21 Директору взорванного завода пиротехники под Петербургом предъявили обвинение
20.10 19:14 Экс-главред катарской газеты призвал не верить признаниям Эр-Рияда о Хашогги
20.10 18:41 Мэрия Москвы передумала запрещать акцию «Возвращение имен»
20.10 18:13 Глава UFC отказал Макгрегору в шансе победить Нурмагомедова
20.10 17:25 В день выборов жертвами терактов в Афганистане стали 28 человек
20.10 16:39 На марш за референдум по Brexit в Лондоне вышли более 500 тысяч человек
20.10 16:22 СМИ приписали «фабрике троллей» эксплуатацию американских стартапов
20.10 15:56 Мамаеву и Кокорину понравилась рисовая каша в «Бутырке»
20.10 15:17 Кандидат в главы Приморья от КПРФ рассказал о предложенной ему сделке
20.10 14:31 Премьер Греции Алексис Ципрас занял пост главы МИД
20.10 14:20 На месте крушения военного Л-39 найдены фрагменты тела и обломки
20.10 13:48 Сирия обвинила авиацию коалиции в гибели 62 мирных жителей
20.10 13:25 МИД РФ обвинил США в беспардонной лжи и клевете
20.10 12:52 Росгвардия решила ужесточить правила оборота оружия из-за ЧП в Керчи
20.10 12:39 Медведев отказался признать отмену санкций «вопросом жизни и смерти»
20.10 12:25 Минздрав передумал включать препарат от гепатита в ЖНВЛП из-за цены
20.10 11:56 В Белом доме назвали два варианта встречи Трампа с Путиным
20.10 11:27 Аномальная осень обвалила спрос на теплые пальто и шубы
20.10 11:00 Македонский парламент одобрил переименование страны
20.10 10:44 Шойгу подсчитал убитых российскими военными боевиков в Сирии
20.10 10:35 Психиатр выдал керченскому студенту справку на оружие за пять минут
20.10 10:00 Жительница Гродно не пропустила кортеж Лукашенко
20.10 09:42 Минкомсвязи предложило хранить «письма счастья» неделю вместо месяца
20.10 09:23 После взрыва на заводе пиротехники в Ленобласти задержан главный инженер
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.