Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 22:07
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 октября 2003, 10:28

Пыль да туман. Перспективы российских железных дорог

Случившееся наконец-то на прошлой неделе создание РАО «Российские железные дороги» вызвало очередной вал комментариев по поводу того, как будет себя вести вновь образованная государственная транспортная монополия. Немного смущает во всем этом вале комментариев, что спрашивающие и отвечающие в неявном виде исходят из тезиса: российские железные дороги и дальше будут одной из важнейших отраслей российской экономики, и поэтому всем интересно, как же она будет развиваться. А вот будет ли она развиваться или деградировать v это вопрос, который никем не затрагивается. А зря. Он должен был бы быть первым. Плохие или очень плохие реформы можно провести и без целей. А хорошие варианты первым делом должны строится из стратегии развития, а не из абстрактных технических выкладок. Тем более что среднесрочное процветание или даже более или менее сносное существование стальных магистралей находится под большим вопросом.

Как всем давно и хорошо известно, за период 1991-1998 годов объем перевозок грузов и пассажиров по железным дорогам существенно уменьшился. В этом факте нет ничего особенного, так как за указанный интервал времени внутреннее производство в стране сократилось в два раза, поэтому и грузов стало в два раза меньше. Собственно, объясняя незавидное положение железных дорог, высокое путейское начальство всегда указывало на этот факт, как на основной. При этом старались обходить молчанием другой факт: объем перевозок грузов по железным дорогам сократился в том числе и потому, что часть потока «ушла» на автомобильный транспорт. То ли потому, что так было эффективней транспортировать малогабаритные грузы, то ли владельцам надоел отвратительный железнодорожный сервис, но части своих доходов транспортная монополия лишилась вне зависимости от общеэкономического кризиса и спада производства.

Итак, начало конкурентной борьбе на транспорте было положено еще 10 лет тому назад. Именно тогда железные дороги получили первый удар, но смогли выстоять v автомобильную альтернативу создать было легко, а вот другие виды транспорта так же быстро отреагировать на изменение экономической ситуации не могли. Эта медлительность не в последнюю очередь была связана с тем, что после реформ 1992 года товарные потоки внутри страны изменили свое направление v в большей мере стали двигаться на запад. И вот здесь МПС смогло сыграть на опережение, потому что у альтернативных видов транспорта (кроме автомобильного, разумеется) прямых выходов туда не было. Трубопроводный и электронный транспорты натыкаются или на государственные границы вновь образованных стран, или на полное отсутствие соответствующей портовой инфраструктуры. Отсутствие которой, кстати, мешало и эффективному сопряжению речных и морских перевозок.

А вот железные дороги отработанные выходы всегда имели, что и дало им определенные конкурентные преимущества в новых экономических условиях. Изменить же маршруты традиционной транспортировки нефтяники, газовики и энергетики не могли чисто физически v строительство новых трубопроводов или линий электропередач требовало больших капиталовложений, для которых у российских компаний, перегруженных дебиторской задолженностью отечественных потребителей, просто не было средств. Какие-либо серьезные инвестиции в транспортную инфраструктуру стали возможны только после 1999 года. Хотя кроме наличия средств существует еще фактор времени, так как подобное строительство требует не одного года, и, пока оно идет, железные дороги остаются все так же востребованными. Особенно это верно в последние год-два, когда из-за благоприятной мировой конъюнктуры российский экспорт резко вырос и потребность в транспорте, соответственно, увеличилась.

Тем не менее, несмотря на временный рост показателей, по основному показателю деятельности v грузообороту v железные дороги отстают от своего основного конкурента v трубопроводного транспорта. В 2002 году транспортировка грузов по трубе составила 2 трлн. тонно-километров, а по железной дороге v 1,5 трлн. т-км., в 2001 году v 1,9 трлн. т-км. и 1,4 трлн. т-км.

Хорошо известно о планах строительства новых линий нефтепроводов к побережью Финского залива и нефтяных портов в Мурманске. Их появление, безусловно, снимет часть нефти с колес железных дорог, но основной эффект в данном случае будет состоять в переориентации экспортных грузопотоков со стран ближнего зарубежья на российские портовые города. Экономический эффект для российской экономики в целом будет благоприятен и на роли железнодорожного транспорта он не скажется. А вот другие инвестиционные проекты могут легко торпедировать доминирующее влияние рельсовых путей.

Менее известен, но потихоньку начинает реализовываться проект по строительству нефтепродуктопроводов из Центра России к тем же портам Финского залива. Если эта затея выгорит, положение железнодорожников сразу же ухудшится, так как на перевозку нефти и нефтепродуктов (в основном, конечно, нефтепродуктов) приходится 16% грузооборота железных дорог. Разумеется, новая труба заберет себе все эти 16%, так как стоимость транспортировки по ней гораздо ниже, чем в цистернах.

Другим проектом, который лишит стальные магистрали большей части самого массового груза v каменного угля v является блуждающая в коридорах РАО «ЕЭС» идея о расширении пропускной способности энергосетей, соединяющих Сибирскую энергосистему с Уралом и Европейским Центром России. Если она будет реализована, то дешевая энергия сибирских ГЭС сделает ненужным большое количество теплоэлектростанций в Европейском Центре, а снижение их загрузки вызовет сокращение потребления топливного угля, который сейчас возится по железным дорогам из той же Сибири (Кемеровская область) за 3 тыс. км. А ведь эти угольные грузы дают 22% оборота МПС. Таким образом, два инфраструктурных проекта v нефтепродуктопроводы и ЛЭП v способны отнять у транспортной монополии 40% ее оборота.

Можно, конечно, рассмотреть еще несколько вариантов капиталовложений, которые выбьют почву из под железнодорожных насыпей, вроде массового перехода российской черной металлургии на металлолом v в качестве сырья и электродуговую плавку v в качестве основного технологического процесса. Тогда потребность в железной руде и коксе резко снизится, соответственно, упадут и железнодорожные перевозки этих грузов, дающие 8% оборота. Но даже приведенных примеров вполне достаточно, чтобы показать, что благополучие железных дорог мнимое, и транспортная монополия существует только из-за неразвитости общей транспортной инфраструктуры в России.

Так что вероятный путь развития российских железных дорог правильнее назвать деградацией. Реализован он будет не за один день, тем более, что железнодорожники и в самом деле могут начать действовать как рыночная структура, а не как монопольная. И с помощью низких тарифов и высокого качества сервиса отбиваться от конкурентов. К тому же, пока идет реализация инфраструктурных проектов, подрывающих монопольную власть путейцев, общественный интерес к железнодорожным тарифам по-прежнему будет находиться на высоком уровне. Но потом интерес угаснет и будет появляться только время от времени, когда очередной экономический подъем выявит слабые места в имеющейся транспортной инфраструктуре и с помощью железных дорог придется затыкать возникающие дисбалансы в перевозке грузов. Если, конечно, рельсы не заржавеют слишком сильно.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.