28 марта 2024, четверг, 20:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 октября 2003, 17:59

Еженедельный бюллетень социологических сообщений ФОМ-ИНФО ¦42 (489) 2003 г.

информацию представляет Анна Петрова

В этом выпуске:


ПОЛИТИКА

Теледебаты v в прямой эфир!

За месяц до выборов представители российских партий начнут участвовать в теледебатах. Интерес россиян к этой форме политических состязаний довольно высок: 55% опрошенных утверждают, что будут смотреть дебаты. Чаще других такое намерение обнаруживают респонденты с высшим образованием (72%) и сторонники КПРФ (62%).

Как известно, теледебаты планируется транслировать в записи, а не проводить в прямом эфире. Однако подавляющее большинство россиян (73%) предпочли бы увидеть их именно в прямом эфире, и только 4% считают, что дебаты между партийными лидерами следует показывать в записи. Чаще других за прямой эфир ратуют люди с высшим образованием (83%), сторонники «Единой России» (79%), а также ЛДПР и «Яблока» (82% и 78% соответственно).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ВЫБОРЫ

Что такое «предвыборная агитация»?

Респондентов спросили, как они понимают выражение «предвыборная агитация». Ответили на вопрос 68% участников опроса. Однако 12% при этом говорили не о смысле данного словосочетания, а выражали негативное отношение к предвыборной агитации, называя ее «болтовней», «трепологией», «очернительством», «подкупом», «растратой денег», «втюриванием нужного мнения», «бредом», «ярмаркой проходимцев». Остальные говорили в первую очередь о различных методах информирования избирателей о программах партии и о кандидатах в депутаты: распространение лозунгов, листовок, буклетов, газет; встречи с избирателями, публикации в СМИ, выступления лидеров партий по радио и на телевидении, организация митингов.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ВЫБОРЫ

Кому нужна предвыборная агитация?

Чтобы проголосовать на выборах осмысленно, необходима определенная осведомленность о партиях, их программах, идейных позициях, о кандидатах в депутаты. Достаточно ли сегодня такой информации?

45% участников опроса заявили, что с их точки зрения сегодня у избирателей достаточно информации, чтобы решить, за кого голосовать. Однако почти такая же доля опрошенных придерживается противоположной точки зрения (41%), причем чаще других сетуют на дефицит необходимой информации люди моложе 35 лет (54%).

Считают, что предвыборная агитация помогает людям определить свое отношение к баллотирующимся в Госдуму партиям, 42% опрошенных, что она только мешает v 19%; 22% наших сограждан уверены, что агитация никак не влияет на отношение избирателей к участникам предвыборной гонки.

Относительно того, нужна ли вообще предвыборная агитация, мнения распределились почти поровну: 43% считают, что она необходима, 39% v что без нее можно обойтись.

Когда же речь заходит об «электоральной стратегии» самого респондента, то 53% участников опроса утверждают, что «не будут обращать внимания на предвыборную агитацию при принятии решения, за кого голосовать» (будут обращать внимание v 37% респондентов). Чаще других заявляют, что лично им для принятия решения предвыборная агитация не нужна, сторонники КПРФ (68%). Отметим, что среди приверженцев «Единой России» больше «открытых» для восприятия новой информации, чем тех, кто в ней не нуждается (соответственно 49% и 42%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ВЫБОРЫ

«Плакаты с честными глазами»

По мнению большинства россиян, сегодня партии и кандидаты в ходе предвыборной борьбы чаще прибегают к нечестным методам ведения агитации (59%), чем к честным (9%).

Респондентов попросили пояснить, что они понимают под «честными» и «нечестными» методами предвыборной борьбы, и привести примеры.

На вопрос о честной агитации ответили только 12% участников опроса. Они назвали такие методы: «встреча с избирателями, учет их мнений, требований»; «статьи в газетах, выступления по ТВ»; «выступления в прямом эфире, когда им задают вопросы»; распространение агитационных листовок, плакатов; «подробная информация о партии или кандидате»; «рассказ о проделанной работе в предыдущие годы» и «о своих реальных результатах».

Среди нечестных методов респонденты чаще всего называют подкуп избирателей, раздачу «денег и водки», проведение банкетов, на которых «поят бесплатно вином» (11%).

7% опрошенных считают нечестным методом агитации популистские высказывания, невыполнимые обещания («обещания сплошные, которые потом не исполняют, v они о них забывают сразу, как голоса набрали»).

Клевету на соперников назвали среди нечестных методов предвыборной борьбы 5% респондентов («интриги, черный пиар, очернение противника»; «выливать грязь, белое в черное переводить»).

Нечестно, считают 2% участников опроса, приписывать себе несуществующие достоинства и заслуги, «говорить, что они самые хорошие люди, хвалить себя».

6% причисляют к нечестным методам агитации любой обман v от «невинного», «когда людям лгут», до уголовного, когда совершается «подлог», «подтасовка», «шантаж», «нарушение закона».

1% респондентов считают нечестным использование некоторыми кандидатами «административного ресурса», своего служебного положения или публичную поддержку президентом определенной партии.

Какие же партии злоупотребляют доверием избирателей и используют нечестные методы ведения агитации v а какие ведут предвыборную борьбу в основном честно? «Лидером» по использованию нечестных методов оказалась, по оценке респондентов, ЛДПР, а «самой честной» v «Единая Россия» (данные в % от числа опрошенных):

Партии и политические блоки Чаще пользуются ?
честными методами нечестными методами
«Единая Россия» 12 4 +8
КПРФ 9 8 +1
«Яблоко» 4 7 -3
СПС 3 8 -5
ЛДПР 3 16 -13
Аграрная партия 3 3 -
Блок «Родина» 2 2 -
Народная партия РФ 1 3 -2
Блок «Партия возрождения России v Российская партия жизни» 1 3 -2
Блок «Великая Россия v Евразийский союз» - 3 -3
Блок «Новый курс v Автомобильная Россия» - 2 -2



Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ПРАЗДНИКИ

Бывший великий праздник

«ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВА "7 НОЯБРЯ"?» v спросили мы наших респондентов. 47% опрошенных отвечают: «Праздник». Для всех разный, но праздник: для одних «большой», «великий», для других v «бывший», «которого теперь нет», «советский», «времени коммунистов».

16% наших сограждан при словах «7 ноября» вспоминают праздничную атрибутику: «песни, флаги, демонстрации», «парады», «салют», «знамена», «застолье», «пьянку».

У 9% респондентов с этим днем связана лишь одна ассоциация v «добавочный выходной».

Вспоминают о поводе для праздника, об историческом событии, годовщина которого отмечается 7 ноября, о значении этой даты 16% опрошенных
(«17-й год, революция», «исторический факт», «красные; большевики», «Ленин», «государственный переворот в России»).

На 8% россиян слова «7 ноября» навевают воспоминания о молодости, о былых временах («как раньше было хорошо», «хорошую жизнь при социализме», «прошедшая молодость», «радужное детство»).

2% респондентов дают событиям 7 ноября и последовавшему затем историческому этапу негативную оценку: «преступный праздник», «ошибочный путь страны», «день траура нашей страны», «это несчастье России, слезы, кровь людей».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ПРАЗДНИКИ

Что надо знать о 7 ноября?

Как показывает опрос, для большинства россиян 7 ноября не является особенным, важным, значимым днем (56%). Чаще других заявляют об этом люди моложе 35 лет (77%).

В то же время более трети россиян считают этот день особым, важным, значимым (36%). Понятно, что чаще других так думают люди в возрасте старше 55 лет (55%).

Многие из тех, для кого 7 ноября v важный день, объясняют свое особое отношение к этой дате привычкой, воспитанной с детства («воспитаны так»; «заложено с детства»; «по привычке»; «большая часть жизни прошла под этой идеей»; «навевает воспоминания») v 21%.

Для 6% наших сограждан 7 ноября v значимый день, так как они помнят историю, и как бы они не оценивали Октябрьскую революцию, признают это событие выдающимся по своему масштабу и последствиям («дань прошлому»; «исторический день»; «это наше наследие»; «дата, когда народ повернул свою судьбу в новое русло»; «революция в октябре v одна из самых важных вех»; «печальная историческая дата для нашей страны»).

Любой праздник или памятная дата так или иначе становятся темой телепередач и газетных публикаций. Респондентов, независимо от их отношения к 7 ноября, спросили, о чем, с их точки зрения, нужно рассказывать в связи с этой датой.

30% опрошенных считают, что важно рассказывать о революции то и так, как они сами всю жизнь слышали, видели в кино и читали («штурм Зимнего дворца, матросы, солдаты воевали против царя, капиталистов»; «о заслугах наших отцов»; «о подвиге людей»; «о Ленине»; «как завоевывалась она, власть, какими трудами»).

9% полагают необходимым рассказывать о счастливой жизни в советские времена, наступившие в результате революции 17-го года («рассказ о Советском Союзе»; «я считаю, нужно говорить о том, чего добились при социализме, а грязь v ни к чему»; «какая раньше была дисциплина, порядок»).

4% предлагают в этот день рассказывать только о хорошем или говорить на нейтральные темы, чтобы поддерживать у людей праздничное настроение («о добром и светлом»; «о чем-нибудь нейтральном»; «о радости»; «салют устраивать v чтобы молодежь чувствовала праздник»; «развлекать людей»).

15% респондентов полагают, что в связи с этой датой надо не развлекаться, а рассказывать о революции, о ее деятелях, причинах и последствиях всю историческую правду, показывать документальные фильмы, хронику («все хорошее и плохое рассказывать»; «говорить истинную правду»; «поднимать архивы»; «почему этот день был праздничным v и почему перестал быть»; «показывать хронику»; «о жертвах, принесенных системе»; «что революция была, а могла бы и не быть, не нужна она была v революция»).

2% предлагают «на примере 7 ноября показывать, как надо жить сейчас», рассказывать, «как мы будем жить дальше», «об актуальных проблемах современности», т.е. напоминать об исторических уроках, о связи времен и говорить о будущем.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Эхо «Исламской конференции»

О том, что недавно в Малайзии состоялся саммит организации «Исламская конференция», в котором приняла участие делегация России во главе с В. Путиным, в той или иной степени информированы 47% респондентов.

Хотя, по данным опроса, только 15% считают, что наша страна должна поддерживать наиболее тесные контакты со странами Востока, а не Запада (40% придерживаются противоположной точки зрения), 30% опрошенных полагают, что участие России во встречах стран - членов «Исламской конференции» принесет нашей стране больше пользы, чем вреда (только 1% говорят, что больше вреда, а 6% v что пользу и вред в равной мере).

О выступлении премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада на саммите «Исламской конференции», которое вызвало осуждение мирового сообщества и многократно цитировалось и комментировалось российскими СМИ, информированы, по их утверждению, лишь 14% наших респондентов.

Положительно отнеслись к речи премьер-министра Малайзии 5% опрошенных, отрицательно v 2%; восприняли услышанное с безразличием 4% респондентов. Однако, когда немногочисленных респондентов, которые сказали, что слышали о выступлении Махатхира Мохамада, спросили, о чем говорил этот политик, то картина получилась пестрая и противоречивая: 4% полагают, что он призывал к сотрудничеству с Россией, говорил о мире и «о путях достижения мира», «чтобы люди не воевали»; 1% запомнили, что звучали «призывы к войне», что премьер-министр Малайзии «поддержал терроризм», еще 1% опрошенных, напротив, поняли из речи, что «ислам и терроризм несовместимы» и что надо бороться с терроризмом совместными усилиями;
4% упомянули, что он призывал «мочить евреев», «критиковал Израиль» и говорил «о вреде еврейского народа».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.