Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 15:25
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

21 ноября 2003, 14:18

Обозначающие фашизм

Этот текст не следует рассматривать как мое «Я обвиняю». Отнюдь. Я просто хотел бы привлечь внимание читателя к некоему феномену, который наблюдаю уже несколько лет. Феномен этот, как мне кажется, не столько идеологический, сколько социально-культурный. У нижеследующего повествования нет героев, я не называю имен - прежде всего, потому, что попытался нарисовать портрет определенной поколенческой группы; портрет, основанный на ненаучно составленной выборке, материал для которой я почерпнул не только и не столько из печати, сколько из модного сейчас сетевого пространства «ive Journal (Живой Журнал, ЖЖ[1]). Юзеры «ЖЖ», конечно, не «живые люди»; если некоторые из них считают свои «журналы» способом саморекламы и - соответственно - каждая их запись там представляет собой осмысленный жест с просчитанными последствиями, то другие, наоборот, укрывшись за псевдонимом и юзерпиком, позволяют себе рассуждать так, как они никогда не стали бы в «реальной» (и даже «публичной») жизни. Однако и в том, и в другом случае симптомы похожи. Я попытался свести их в некий коллективный портрет и проанализировать его с исторической и социально-психологической точек зрения; удачно ли - судить вам.

Очень трудно поймать определением то, что их объединяет, дистиллировать кредо из браги мутных высказываний, всхлипов, истерик и пафосной брани. Одно несомненно. Они обожают силу. Они помешаны на идее порядка. Они считают, что для достижения порядка следует применить силу и, безусловно, расстреливать. «Сила», «порядок» и «расстреливать» - вот, пожалуй, три столпа мировоззрения, плодами которого они столь охотно готовы поделиться. Все остальное - довольно зыбко и меняется в зависимости как от обстоятельств, так и от настроения конкретного идеолога. Впрочем, об «идеологии» в этом случае говорить достаточно сложно; если это идеология, и известная идеология, то подается она несколько непривычно.

Здесь не провозглашается цель - то, ради чего следует применять силу и расстреливать; «цель», ради которой создается «порядок». Очевидно, что речь не идет о классическом нацизме или даже фашизме любого извода, ибо наши герои никак не могут сформулировать то, ради чего стоит мобилизовать общество; несколько смутных упоминаний о «новых исторических условиях», о «будущих военных угрозах», о «выживании нации», не более. Они даже не могут определиться - для борьбы с кем или чем должен создаваться «порядок». Кто - враг? Америка? Вряд ли. К ней они испытывают сильнейшие, хотя и смешанные, чувства - ненависть раба к господину, восхищение имперской силой, страх лишиться актуальных или гипотетических заокеанских подачек, презрение к «тупым» янки (не преклоняющимися перед нашими духовными безднами), любовь к «тупым» янки (которые порой, в зависимости от обстоятельств, становятся носителями «здорового национального чувства»). Чеченцы? Не тот уровень, это - местная угроза, всего лишь первый звоночек тех мировых казней египетских, по поводу которых так приятно глубокомысленно рассуждать, цитируя Хантингтона и Клаузевица. Исламисты? Пожалуй, только вот для многих из наших героев «Хизбалла» или Усама бен Ладен - объекты восхищения и восторга. Евреи? Тоже не совсем верно, ибо кто, как не Израиль, подает столь приятственные их сердцу примеры тотальной мобилизации, истинной решительности и бессудных расправ? Цветные, наркоманы, гомосексуалисты, интеллектуалы? Вполне возможно, только вот стоит ли ставить «нормальных» людей во фрунт, чтобы справиться со всякой швалью? Нет, цель у воспеваемого «порядка» решительно отсутствует, потому и можно предположить, что ею является сам «порядок».

Эта телеологическая тавтологичность дает нам право утверждать, что идея жестокого, но справедливого «порядка» предлагается обществу совсем не ради терапии общества, а для излечения самих идеологов, хотя сами они, быть может, об этом и не подозревают, ибо (в чем их общая черта) не склонны к истинной саморефлексии, предпочитая публичные душевные излияния.

Зададимся простым вопросом: а почему этим людям так хочется растворить окружающих, и - прежде всего - себя, в грядущей репрессивной системе, не имеющей никакой четко постулированной цели? Не происходит ли на наших глазах подмена, когда собственную болезнь экстраполируют на окружающий мир? Когда в лечение частных социо-психологических травм хотят втянуть миллионы людей? Попробуем выяснить, какого характера эта травма, где ее истоки, попробуем пристальнее взглянуть на тот историко-культурный контекст, в котором выросли наши герои.

Всем им - около 30 лет. Подавляющее большинство - активные участники журнально-газетной столичной жизни девяностых, пусть не на первых или даже вторых ролях, но все-таки. Почти у всех «прозрение» так или иначе пришлось на путинскую эпоху, закрывшую лихорадочные и пестрые девяностые. Значит, им было около двадцати в 1993-м. Восемнадцать - в 1991-м. Тринадцать - в 1986-м. Это многое объясняет. Детство их прошло в относительно стабильную и даже «благополучную» эпоху - я уверен, что выросли они не в самых плохих советских семьях. Юность уже совпала с крахом империи и воспаленностью перестройки, а молодость пришлась на удивительно беспокойное и циничное время, в котором они, конечно, не бедствовали, играя вполне по правилам и получая за это легкие быстрые деньги. Потом все кончилось - дефолт, Путин, новые, не шибко красочные времена. У наших героев осталось ощущение, что их обманули: праздник жизни прошел, по большому счету, стороной, из всех девяностых и вспомнить-то нечего: журналистская халтурка, бесконечные редакции, гонорары, тусовки на презентациях и в модных барах, чуть-чуть девочек, тоска, бесприютность, тошнота, затем - пустота. Молодость не удалась, крепких оснований не создано, от цинического веселья десятилетия мучает изжога. Верить не во что и некому. Юность, если вдуматься, тоже обманула: звали строить баррикады, а построили Лукойл. Не лучше оказалась и заграница, увиденная на пляже средиземноморского курорта или в командировочном отеле где-нибудь в Филадельфии. В Америке скучно, в Европе - хуже того - тошно. И - главное - никто тобой особенно не интересуется. В общем, хаос в мыслях и мерзость запустения вокруг. Именно в этом психологическом пункте они возжаждали Порядка[2].

Девяностые выработали у них характерную логику, которую я бы назвал «логикой короткого замыкания»: между причиной и следствием должно быть не больше одного шага; так же, как между побудительным мотивом и реализацией. В достопамятное десятилетие это было условием выживания в столичной журналистско-тусовочной среде, которая не допускала размышлений и колебаний. Стремительная хаотическая жизнь заложила в них привычку особенно не задумываться, сразу облекать любые мельчайшие душевные раздражения в броские лозунги, подозрительно напоминающие рекламные или предвыборные слоганы. Их безаппеляционность, которую сами они считают решительностью, происходит вовсе не от стального характера и даже не от усиленного чтения «Майн Кампф», а от опыта жизни в эпоху слоганов «Голосуй или проиграешь!» и «Ну вот я и в Хопре!». Это - безапелляционность прожженных пиарщиков, поверивших вдруг в ахинею, которую они навязывают толпе.

Девяностые стали источником не только их логики короткого замыкания. Эпоха, пробудив страх перед дикой переменчивостью жизни и глубочайшее экзистенциальное неудовлетворение, вполне закономерно породила у наших героев эстетическое отвращение, которое они перенесли на демократию вообще, а потом - и на современную жизнь в целом. Столичные девяностые, этот раздувшийся от долларов симулякр, они приняли за образ свободы, и образ этот им решительно не понравился. Дальше сработала скоростная логика: девяностые были омерзительны, значит свобода и демократия зловредны, потому нужно силой привести бесформенную жизнь в стройную систему «порядка». Для начала неплохо было бы кого-нибудь расстрелять: Чубайса, Политковскую, сто тысяч чеченцев, всех читателей Фуко (или Бодрийяра, какая разница!), «либеральную сволочь», производителей пива, владельцев иномарок, кого-нибудь еще. Господь (в которого большинство из них, конечно, не верит, предпочитая пробавляться сюжетными отходами церковной истории) на том свете разберет. Напомню, что отправной точкой этого странного хода мысли стала экзистенциальная нестабильность, подпитавшая эстетическую неудовлетворенность. Дальше - просто. Эстетика переходит в этику, этика - в политику, политика - в кровожадные призывы.

Так что же это за эстеты? Похожи ли они на знаменитых фашиствующих эстетов прошлого века? От Д-Аннунцио или Юнгера наших героев отличает несколько важнейших обстоятельств. Те начинали с эстетической неудовлетворенности и заканчивали попытками создания новой эстетики; эти начинают со страха и заканчивают бессвязными призывами и оскорблениями. Те - делали, даже в тех случаях, когда под «действием» подразумевалось не сочинительство, а политический жест, или даже участие в войне. Эти считают действием уже само существование своего «мнения», которое они усиленно пропагандируют; кто знает, может быть в нынешних условиях это эффективнее. Наши герои новой эстетики не создают, они благополучно пользуются старой, точнее - старыми; в этом множественном числе - их созвучность ненавидимому ими постмодернизму.

Молодость пришлась на позорные девяностые, юность - на придурковатую перестройку; остается - детство. Там был покой и смысл. Опыт детской несвободы оказывается главным в их жизни; детская любовь к стилю «милитари» определяет их вкусы. Из культурного подсознания всплывает все: киногероика Революции и Гражданской, изумительной красоты оловянные и пластмассовые солдатики, лихие береты десантников, романы Пикуля и, конечно, вечнопрекрасный Штирлиц в восхитительной эсэсовской форме. В остальном наши герои эстетически глухи: музыки не любят и не знают, в лучшем случае предпочитая что-то незатейливое, вроде «Гражданской обороны», Брюса Спрингстина или кантри, их литературные суждения почти всегда зависят от задач данного политического момента (кое-кто сохранил ностальгическую привязанность к Бродскому - поэту четких формул), кино они тоже любят попроще, с героикой, нерушимой мужской солидарностью, монументальными репликами и хэппи-эндом: например, американские боевики (это-то при всей ненависти к Америке!) или сериал «Бригада». С помощью этого убогого вкуса они пытаются конструировать свой псевдополитический, на самом деле - эстетический, проект.

В исторической начитанности им не отказать. Они очень хорошо осведомлены о фактологическом, в основном - военно-политическом и биографическом, аспекте новой и новейшей истории; во всех почесываниях помнят биографии своих излюбленных персонажей - Бисмарка, Ленина, Троцкого, Сталина, Муссолини, де Голля, Пиночета (дикое сочетание, на взгляд профессионального историка), неплохо знают труды пламенных революционеров (но не Маркса, он для них скучен и слишком сложен), классиков нацизма, фашизма, авторитаризма, национализма, империализма. Они - усердные читатели Клаузевица, Хантингтона, Шпенглера, Леонтьева, Розанова, Ильина, Гумилева. В то же время, наши герои чудовищно исторически невежественны. Они не имеют представления об историзме; для них вообще не существует иного понятия «прошлого», кроме как источника назидательных историй о великих вождях, железной рукой наводивших порядок. Принадлежность дорогих персонажей к другим эпохам, другим ментальным парадигмам, наконец, другим контекстам их не волнует. Социальная, экономическая история, история идей, тонкие дисциплины, вроде палеографии, исторической географии, исторической статистики и прочая, вызывает их высокомерное раздражение.

Они - начетчики, типичный продукт публикаторского бума конца 80-х - начала 90-х. Предыдущее поколение, чья молодость началась на 10 лет раньше, прочло, быть может, не так много, но по крайней мере то, что действительно хотело прочесть. В позднесоветскую эпоху книг было не в пример меньше, однако и из тех немногих, которые были, при определенной доли усердия, желания понять, знакомства с различными герменевтическими процедурами, понималось больше. Предыдущее поколение (при всех его несомненных пороках и грехах) - поколение опытных читателей и понимателей прочитанного. Наши же герои прочли много, быстро и жадно, но не усвоили почти ничего, кроме устрашающей горы фактов, мутной терминологии, жульнических приемов историософских аутсайдеров и умильного преклонения перед любой грубой силой. В остальном публикаторское пиршество девяностых вызвало у них тяжелейшее интеллектуальное несварение, тухлую идейную отрыжку и стойкое отвращение к теоретизированию. Здесь, кстати говоря, истинные корни ненависти многих из них к «модной французской философии»; они ее, конечно, практически не знают, но догадываются (ибо умеют схватывать на лету), что самый завалящий постструктуралист враз разоблачит их дискурсивные одежки, оставив мерзнуть голыми в чужом и страшном интеллектуальном ландшафте.

Вернемся, однако, к истории. Она выступает сразу в двух ролях - в виде наилучшего и наипластичнейшего подручного материала для возведения доказательного фундамента величественного здания «порядка», и в виде некоего божества, жестокого и мстительного, которому надо неустанно возносить хвалы и на алтарях его совершать обильные жертвоприношения. Человеческие, конечно. Никаких более сложных и тонких (упаси Боже!) исторических концепций наши герои не знают, не хотят знать. Они похожи на комического вампира, который, купив гамбургер, с наслаждением слизывает алый кетчуп, а остальное выбрасывает. Стоит им закрыть глаза, размечтаться, и в сознании уже разыгрываются великие битвы цивилизаций, рас, религий, империй, всеобъясняющих концепций, они представляют себя с шашкой на взмыленном коне, эдакими наполеонами на Аркольском мосту, пули свистят, вскрикивает смертельно раненый ординарец, батальон туда, эскадрон сюда, виктория! но, открыв глаза, увы - все та же проклятая убогая жизнь, без героев, без вождей, и опять непонятно - что же с собой-то делать?

Тоска. Тоска и маета. Они - глубоко несчастные люди. Неестественная легкость девяностых разбудила амбиции, только вот в них самих никакой легкости нет. Есть одаренность, но нет таланта. Их писания - монотонное повторение чужих слов, целыми блоками; ни мысли своей, ни даже интонации. Все способности уходят на то, чтобы по-разному тасовать готовые формулы; наши герои не понимают даже, насколько бездарен получается результат. С ними невозможно полемизировать - уличив в передергивании, получаешь в ответ ругань в адрес интеллектуалов, обнаружив бессмыслицу, нарываешься на убогую формулировку, что истина проста и нечего тут мудрить. Да и вообще вести с ними любой диалог бессмысленно - не выдерживая соревнования, они в любой момент готовы перейти к обещаниям расстрелять в скором будущем, засадить в концлагерь или, в лучшем случае, отправить в ссылку. При этом наши герои почти не употребляют первого лица единственного числа; любое, самое ничтожное «мы» всегда предпочтут «я». Они ведут себя так бесцеремонно, будто приватизировали право говорить от имени времени, эпохи, истории, на худой конец - некоей силы, призванной историю вершить.

То, что эти люди востребованы (хоть и не повсеместно), что эти люди популярны (хоть и в довольно узких, столичных, кругах), очень многое говорит о времени, в котором мы живем. Это время, когда не «высказываются» и не «отвечают», а «обозначают ответ» или «обозначают высказывание», при этом процесс «обозначения» гораздо важнее содержания «высказывания». В обществе, в котором забыли, что существует прямая речь, имеющая логику и смысл, нашим героям обеспечен полный успех. Уставшим от хаоса они обещают порядок. Недовольным жизнью - ее переустройство. Одержимым социальной или национальной завистью - потоки крови. В обычной терминологии это называют «фашизмом». Настоящего фашизма в России, слава Богу, мало кто хочет - еще не совсем забыли войну. В таких условиях и появляются «обозначающие фашизм».



[1] О «Живом журнале» см. статью Ирины Каспэ и Варвары Смуровой в НЗ » 4(24)/2003.(Примеч. ред.)

[2] Важнейшая характеристика такого типа сознания - страх. Они боятся и не верят себе, боятся жизни; они не уверены в будущем и боятся его. Свой страх они также распространяют вовне и приписывают обществу, назначение которого, по их мнению, состоит именно в том, чтобы бояться внешних угроз и находиться в состоянии вечной мобилизации под пятой государства, обреченного вечно отвечать на эти угрозы. «Вечную контратаку» - это психическое состояние неуверенного в себе маргинала - они считают единственно возможной политикой.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

15:22 ЕСПЧ присудил россиянам 104 тысячи евро за пытки в полиции
15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
10:47 Союз биатлонистов России поблагодарил понизивший его статус IBU
10:40 Дуров заработал на биткоинах больше 30 млн долларов
10:34 Киты и дельфины регулируют чувствительность своего слуха
10:30 Экс-поставщику формы олимпийской сборной РФ поручили одевать МОК
10:23 В России появятся новые дорожные знаки‍
10:17 В Совбезе предложили наказывать за неповиновение дружинникам
10:05 СКР завел на владельца «Вим-Авиа» новое уголовное дело
10:01 Словарь Merriam-Webster выбрал слово года
09:47 СМИ узнали о решении кабмина отказаться от налоговой реформы
09:44 СМИ рассказали о выводе из Сирии лишь двух третей группировки РФ
09:29 Медведев выделил 40 регионам 20 млрд рублей за быстрое развитие
09:27 ЦБ попросил банки наладить сбор монет у населения
09:19 Яценюк рассказал о приказе Турчинова применять оружие «для защиты Крыма»
09:12 «Роскосмос» назвал причину провального пуска с Восточного
08:54 Трамп дал старт новой американской лунной программе
08:35 Цена нефти Brent превысила 65 долларов впервые за 2,5 года
08:24 Трамп вновь призвал ввести смертную казнь за терроризм
08:03 КНДР провозгласила победу в противостоянии с США
07:41 СМИ рассказали о согласии США оставить Асада президентом Сирии
07:23 Роскомнадзор заблокировал сайт «Открытой России»
06:58 Суд в Киеве освободил Саакашвили
11.12 21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
11.12 20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.