информацию представляет Анна Петрова
В этом выпуске:
- Электоральная динамика
- Доверие и недоверие к лидерам партий
- Теледебаты: лидеры и аутсайдеры
- Предвыборная телереклама
- Коммунисты-капиталисты
ВЫБОРЫ
Электоральная динамика
За прошедшую неделю конфигурация электоральных предпочтений россиян несколько изменилась. Сегодня распределение ответов на вопрос: «ЕСЛИ БЫ ВЫ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ В ГОСДУМУ В ДЕКАБРЕ ЭТОГО ГОДА, ТО ЗА КАКУЮ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПАРТИЙ ВЫ БЫ СКОРЕЕ ВСЕГО ПРОГОЛОСОВАЛИ?» - выглядит так (данные в % от числа опрошенных):
Партии | 15 ноября | 22 ноября |
«Единая Россия» | 20 | 25 |
КПРФ | 15 | 14 |
ЛДПР | 6 | 7 |
СПС | 4 | 4 |
«Яблоко» | 4 | 3 |
Блок «Родина» | 3 | 3 |
Аграрная партия России | 2 | 2 |
Народная партия РФ | 1 | 1 |
Блок «Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости» | 1 | 2 |
Блок «Партия возрождения России ? Российская партия жизни» | 1 | 1 |
Кроме того, немного снизились доли тех, кто еще не определился в своем выборе (с 24% до 22%), не желает участвовать в выборах (с 12% до 11%) и решил голосовать «против всех» (с 6% до 5%).
Следует отметить, что в самой «аполитичной» группе - среди избирателей моложе 35 лет - не отмечается признаков роста электоральной активности: как и неделю назад, не собираются идти на выборы 15% представителей этой возрастной группы. Однако доля неопределившихся здесь тоже снизилась - с 28% до 25%, а собирающихся голосовать против всех партий - с 6% до 5%.
Среди людей старше 55 лет сегодня почти все заявляют о своем намерении участвовать в выборах: если неделю назад не хотели идти голосовать 9% представителей этой возрастной группы, то теперь - 4%.
Несмотря на разницу в показателях электоральной активности, молодежи и относительно пожилых граждан, вектор перемен в их политических предпочтениях - одинаков: и в той, и в другой группе набирает голоса «Единая Россия» . Приведем данные по шести ведущим партиям (данные в % от числа опрошенных):
Партии | Возраст, лет | |||
18-35 | 55 и старше | |||
15 ноября | 22 ноября | 15 ноября | 22 ноября | |
«Единая Россия» | 20 | 27 | 16 | 23 |
ЛДПР | 9 | 9 | 3 | 4 |
СПС | 7 | 6 | 2 | 1 |
«Яблоко» | 5 | 2 | 3 | 2 |
КПРФ | 4 | 4 | 28 | 27 |
Блок «Родина» | 1 | 1 | 5 | 5 |
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 200 населенных пунктах 63 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 и 22 ноября 2003 года. 3000 респондентов.
ВЫБОРЫ
Доверие и недоверие к лидерам партий
Россиян спросили, кто из лидеров партий вызывает у них наибольшее доверие и кто - наибольшее недоверие. Пользуясь карточкой со списком политиков, можно было дать по одному ответу на каждый вопрос.
Многие лидеры партий ни разу не были названы респондентами. Рейтинг политиков, «получивших» не менее 1% голосов, выглядит следующим образом (данные в % от числа опрошенных):
Лидеры партий | Вызывают наибольшее... | разница | |
...доверие | ...недоверие | ||
Б.Грызлов | 14 | 2 | +12 |
Г.Зюганов | 14 | 16 | -2 |
В.Жириновский | 11 | 22 | -11 |
С.Глазьев | 7 | 0 | +7 |
Б.Немцов | 4 | 9 | -5 |
Г.Явлинский | 4 | 7 | -3 |
Г.Селезнев | 2 | 0 | +2 |
И.Грачев | 1 | 1 | 0 |
В.Кишенин | 1 | 0 | +1 |
М.Лапшин | 1 | 0 | +1 |
Г.Райков | 1 | 0 | +1 |
П.Бородин | 0 | 2 | -2 |
М.Раджабов | 0 | 1 | -1 |
Примечательно, что, по утверждению 20% наших респондентов, никто из перечисленных на карточке политиков не вызывает у них доверия; впрочем, 7% опрошенных отметили, что в предложенном списке нет ни одного лица, вызывающего недоверие.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 и 22 ноября 2003 года 2003 года. По 3000 респондентов.
ВЫБОРЫ
Теледебаты: лидеры и аутсайдеры
С 7 ноября по телевидению ежедневно проходят дебаты между лидерами различных политических партий. Респондентам задали вопросы о том, чьи выступления в теледебатах им понравились и чьи - не понравились (данные в % от числа опрошенных):
Партии | Выступления лидеров... | разница | |
...понравились | ...не понравились | ||
ЛДПР | 12 | 12 | - |
КПРФ | 7 | 4 | +3 |
«Родина» | 8 | 1 | +7 |
Аграрная партия | 5 | 1 | +4 |
СПС | 4 | 8 | -4 |
«Единая Россия» | 4 | 1 | +3 |
«Яблоко» | 4 | 4 | - |
«Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости» | 2 | 0 | +2 |
«За Русь святую» | 2 | 2 | - |
«Единение» | 1 | 0 | +1 |
Народная партия | 1 | 1 | - |
«Великая Россия - Евразийский союз» | 1 | 0 | +1 |
«Партия возрождения России - Российская партия жизни» | 1 | 1 | - |
«Новый курс - Автомобильная Россия» | 0 | 2 | -2 |
«Истинные патриоты России» | 0 | 1 | -1 |
Наиболее эффективными, как видим, оказались выступления лидеров блока «Родина», а неудачными - лидеров СПС.
Как известно, партия «Единая Россия» отказалась участвовать в теледебатах, однако это не помешало 5% респондентов оценить выступления ее лидеров.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 22 ноября 2003 года. 1500 респондентов.
ВЫБОРЫ
Предвыборная телереклама
Судя по результатам опроса, самой заметной и, вместе с тем, удачной является предвыборная телереклама «Единой России» - только 36% респондентов заявили, что не видели ее, в то время как у других партий этот показатель составил от 52 до 67%. При этом 16% респондентов признали, что под влиянием рекламы «единороссов» их отношение к этой партии улучшилось.
Удачной можно назвать и предвыборную телерекламу блока «Родина» . Хотя видели ее только треть участников опроса (33%), она гораздо чаще производила благоприятное, чем неблагоприятное впечатление на аудиторию - чего нельзя сказать о рекламе всех остальных партий (данные в % от числа респондентов):
Партии | «Единая Россия» | КПРФ | ЛДПР | СПС | «Яблоко» | «Родина» |
Предвыборная телереклама партий- | ||||||
-понравилась | 27 | 10 | 14 | 9 | 8 | 13 |
-не произвела впечатления | 21 | 15 | 15 | 15 | 16 | 11 |
-не понравилась | 8 | 10 | 13 | 9 | 8 | 2 |
Предвыборная телереклама на отношение к партии- | ||||||
-не повлияла | 67 | 74 | 71 | 76 | 75 | 66 |
Отношение улучшилось | 16 | 5 | 8 | 4 | 4 | 10 |
Отношение ухудшилось | 3 | 6 | 7 | 5 | 5 | 2 |
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского
и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик
всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства.
Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 31 марта 2001 года, 16 марта 2002
года и 8 ноября 2003 года. По 1500 респондентов.
ВЫБОРЫ
Коммунисты-капиталисты
Судя по обнародованным декларациям о доходах кандидатов в депутаты, входящих в партийный список КПРФ, сегодня в рядах коммунистов немало очень богатых людей, миллионеров. Впрочем, опубликование этих данных и комментарии к ним во многих СМИ привлекли внимание далеко не всех россиян: знают или что-то слышали об этом 57% опрошенных (в электорате КПРФ - 64%).
Верят этой информации 69%, не верят - 12% россиян (в коммунистиче-ском электорате, соответственно, 56% против 17%). Впрочем, наличие богатых людей в предвыборном списке компартии не очень смущает ее сторонников. Если россияне в целом склонны считать, что присутствие в списке КПРФ миллионеров противоречит программе и идеологии этой партии, то относительное большинство прокоммунистически настроенных избирателей никаких противоречий здесь не находит (данные в % от числа опрошенных):
Присутствие в списке КПРФ очень состоятельных людей, миллионеров программе, идеологии этой партии- | Все | Электорат | |
«Единой России» | КПРФ | ||
-не противоречит | 28 | 27 | 45 |
-противоречит | 40 | 47 | 31 |
Информация о том, что в рядах КПРФ есть миллионеры, никак не повлияла на отношение большинства опрошенных к этой партии, однако каждый четвертый респондент заявил, что стал относиться к ней хуже. Среди же сторонников компартии такое признание сделали 12%. Любопытно, что у 6% приверженцев КПРФ появление в ее предвыборном списке миллионеров вызвало удовлетворение: они стали лучше относиться к партии (данные в % от числа опрошенных):
Информация о том, что в избирательном списке КПРФ есть очень состоятельные людей, миллионеры- | Все | Электорат | |
«Единой России» | КПРФ | ||
-никак не сказалась на отношении к партии | 60 | 55 | 71 |
Отношение к партии ухудшилось | 25 | 30 | 12 |
Отношение к партии улучшилось | 2 | 2 | 6 |
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 22 ноября 2003 года 2003 года. 1500 респондентов.