Девиз “Никогда не говори никогда” вполне может быть отнесен и к политологам. До сих пор мы знали, что политическая система страны может долго не меняться, может меняться в сторону усиления роли исполнительной власти, но обратный путь представлялся вещью достаточно маловероятной. Сколько бы ни пугали политпиарщики зловещим заговором олигархов, направленным на превращение России в парламентскую республику, малейшая попытка усилить роль реальных политических партий, как мы знаем, приводит в “Матросскую Тишину”.
Не то – на Украине: сегодня Конституционный Суд признал соответствующим Основному Закону проект, предложенный группой депутатов из пропрезидентского большинства, согласно которому уже в 2004 году президент Украины будет избираться парламентом, сообщает Korrespondent.net. Кроме того, КС счел конституционным предложение продлить полномочия нынешнего парламента на год - до 2007 года, когда Верховная Рада выберет и следующего президента (после того, который будет править в 2004-5 году). Затем реформировать предлагают уже сам парламент: он будет формироваться только по партийным спискам.
Сегодня судьи КС рассматривали уже вторую часть проекта реформы, в которой обсуждались сами пути перехода страны на новые конституционные рельсы. Еще 11 ноября Суд признал конституционным само предложение о смене системы президентских выборов и формировании парламента исключительно по партийным спискам. Кроме того, КС тогда отклонил предложения депутатов по реформе суда (в частности, ограничению срока для судей 10 годами, исключению из числа участвующих в формировании Конституционного Суда съезда судей Украины).
Проект превращения президентской республики в парламентскую ожидает еще многих шагов для своей реализации. Некоторые аналитики считают, что этот законопроект в той или иной степени инспирирован администрацией нынешнего президента Леонида Кучмы, который таким образом хочет заранее ослабить своего наиболее вероятного преемника - Виктора Ющенко. Однако особенностью “ослабления”, осуществляемого не через посадку или исчезновение политического противника, а с помощью изменений в законодательстве (а тем более – в Конституции), является влияние не столько на конкретную ситуацию, сколько на систему в целом. А влияние это остается и после исчезновения конкретной ситуации, которая его вызвала. Так, что против Ющенко или не против Ющенко, но политическая система Украины может стать менее президентской.