Новый год. И никаких альтернатив…

Как и следовало ожидать, итоговые выпуски аналитических программ были посвящены важнейшим событиям года. Главное неитоговое событие (хотя также подводящее какие-то предварительные итоги) - парламентские выборы в Грузии. Главный обсуждаемый вопрос в связи с этим не количество голосов у "представителя бывшей оппозиции”, которую на прошедших в ноябре выборах обсчитали (что и вызвало кризис, приведший к смене власти), а будущее участие в выборах сепаратистски настроенных автономий. Что касается самих выборов, то РТР намекает, что выборы могут быть безальтернативными. “А на местном телевидении на следующей неделе появится первый и, наверное, единственный агитационный ролик. Его герою снится страшный сон, будто бы у власти снова Эдуард Шеварднадзе”. При этом приводятся слова одного из кандидатов в президенты Роина Липартелиани, который выдвигает версию, что Шеварнадзе сознательно передает власть Михаилу Саакашвили, а вся эта “бархатная революция” – пыль в глаза.

Вопрос об Абхазии и Южной Осетии, понятное дело, риторический. Это иллюстрирует РТР: “Абхазцы с интересом и даже с волнением следят за грузинскими выборами, хотя сами голосовать не собираются”. От их итогов зависит возможность возобновления военных действий.

Камень преткновения – Аджария, которая до сих пор находится в состоянии чрезвычайного положения, что препятствует проведению на ее территории выборов. Как говорят по РТР, глава Аджарии Абашидзе пока думает, а его уговаривают всем миром. “В Батуми летали и исполняющая обязанности президента Нино Бурджанадзе, и госсекретарь Зураб Жвания, и даже посол США Роберт Майлз. Убеждали, что лишать права выбора 300 тысяч избирателей неправильно”. Но ответа пока нет.

Новые грузинские власти сохраняют хорошую мину: ситуация под контролем. “Намедни” приводит цитату из Нино Бурджанадзе, и.о. президента Грузии: “Я абсолютно уверена в том, что лидеры Южной Осетии, Абхазии, Аджарии прилетят в Тбилиси”.

Среди обсуждений главнейших сюжетов прошедшего года всплыла тема ЮКОСа, она активно обсуждалась и в познеровских “Временах” и парфеновских “Намедни”. “Арест Ходорковского и крупнейшего пакета акций привел к пересмотру прежних неписаных правил. Приватизация неотменяема, но есть отдельные дела. Подразумеваемое главное обвинение – традиционное для российского олигарха: путал бизнес с политикой” (“Намедни”).

У Познера в качестве экспертов собрались вице-премьеры Борис Алешин и Александр Гордеев, а также министры Герман Греф и Александр Починок. “Путал бизнес с политикой” – обвинение, которое выносят все в один голос. Чиновники столь высокого ранга проявили чудеса уклончивости говоря о столь тонкой материи. По мнению Алешина, вполне совпадающей с генеральной, нельзя делать обобщения на примере одной компании. На это возразил Греф; по его мнению, такое обобщение уместно: столкновение набирающих силу компаний с государством на фоне слабой экономики было неизбежно, поскольку компании в таких условиях начинают выполнять политическую роль. По мнению Грефа, история с ЮКОСом – еще не худший сценарий, но качество исполнения было плохим.

Александр Починок сформулировал правила, которые были нарушены противоборствующими сторонами, что привело к кризису:
1) нельзя деньги конвертировать во власть;
2) нельзя допускать расслоения общества;
3) нельзя просто так сажать в тюрьму.

По поводу отдельных дел и неотменяемости итогов приватизации высказался президент Путин, чье заявление транслировало РТР. На съезде ТПП он намекнул, что ЮКОС может быть не единственной компанией, которую есть за что наказать. Президент высказался в том духе, что законы в те времена были путанные, но, однако, их вполне можно было соблюдать. Президенту это очевидно, поскольку по этому поводу он общался даже с какими-то юридическими экспертами, которые его в этой мысли утвердили. А вот не согласны с этим “те, кто сознательно нарушал закон. А теперь, вот говорят: "Нельзя было, вы нас извините"… если пять, семь, десять человек не соблюдали, то это не значит, что все этого не делали. Вместе с тем, хочу сказать, что никакой кампании по пересмотру приватизации все равно не будет". Будет, наверное, 5-7-10 показательных дел. Благо, президентские выборы на носу.

Площадка под эти выборы расчищена просто по полной. Даже под Матвиенко так не расчищали. Конфигурация кампании стала куда понятнее. От КПРФ выдвинули Николая Харитонова. По мнению РТР, Любовь Слиска со своим комментарием о “полном политическом фиаско недалеко ушли от правды”. ЛДПР выдвинула еще более странного кандидата – экс-охранника Жириновского Олега Малышкина, который запомнился многим избирателям тем, что подбегал к людям во время теледебатов и пытался их ударить.

Происходящее кажется бредом: насколько власти нужно быть неуверенной в своих силах, чтобы ТАК зачищать поляну перед выборами при таком гигантском рейтинге президента. Единственным зайчиком, которого оставляют попрыгать на полянке, стал глава “Партии жизни” Сергей Миронов. Он по-своему честно признается РТР, почему выдвигается: “Представляется, что сейчас необходимо обязательно сделать так, чтобы альтернатива была на выборах президента”.

Определяется топовая социальная тема президентской компании – это автострахование. Во время недавнего прямого телевизионного общения с народом Путин обещал помочь – наверное, поможет. А пока РТР рассказывает, как ужасно автострахование, и ищет крайних в виде депутатов, которые все это дело принимали – им все равно, благо уже избраны. Зрители РТР услышали, что с 1 января страхование машин станет обязательным, за неимение полиса – штаф. Недействительные полисы продаются на черном рынке, поэтому каждый десятый договор на страховом рынке - фальшивый, по ним потом выплаты не дождешься. Кроме того, к самому закону “Об обязательном страховании автогражданской ответственности” есть масса вопросов. Например, почему, если до этого был добровольно застрахован, все равно необходимо покупать обязательный полис? А если у тебя две машины, то один и тот же водитель почему-то страхуется дважды. “Это получается, как дополнительный налог, введенный на имущество”, – возмущается автовладелец. Еще вопрос: обязательная "автогражданка" стала дороже добровольной, а страховая сумма – меньше. К тому же большая ее часть пойдет не на возмещение ущерба от ДТП, а на выплаты по несчастным случаям (хотя несчастные случаи бывают гораздо реже, чем ДТП). Что касается стоимости самой страховки, то пока льготы есть только для инвалидов, но собираются их ввести и для пенсионеров.

Этим займется уже новая Дума. В ней РТР, кстати, уже насчитала 309 депутатов, членов фракции “Единая Россия”. Спикером будет Борис Грызлов. Вице-спикерами будут сразу семь "единороссов": два первых - это Любовь Слиска и Александр Жуков, простые замы - Владимир Пехтин, Вячеслав Володин и Олег Морозов. Фамилии еще двух претендентов уточняются. По одному вице-спикеру должны представить остальные три фракции. Две кандидатуры уже известны - это Дмитрий Рогозин от "Родины" и Владимир Жириновский от ЛДПР. Рогозин даже высказался в том роде, что мнение меньшинства должно быть услышано.

“Намедни” высказалось по поводу роли “Родины” в новой Думе: “Тем, кто довольны нынешним российским капитализмом, либо вовсе не нужны либеральные партии, либо нужны не такие. А тем, кто капитализмом недоволен, была предложена дополнительная партия”. РТР также следит за судьбой правых: “Интеллектуальный потенциал партий, не попавших в Думу, уже востребован. Заявление о вступлении во фракцию "единороссов" написал депутат Госдумы 4-го созыва, член политсовета СПС Павел Крашенинников и даже пришел на съезд не своей партии”. Полная консолидация.

Тема симметричной безальтернативности выборов американского президента тоже всплывает в итогах года. По мнению Германа Грефа, высказанному во “Временах”, основными предвыборными темами президентской кампании в США будут Ирак и развитие экономики страны. Так как в последнее время там позитивные тенденции, шансы Буша очень велики. Экономический позитив - налоговая реформа, после которой экономика пошла вверх, иракский позитив - поимка Саддама Хусейна. По поводу поимки Хусейна высказываются и “Намедни”: “второй президентский срок Буша вроде спасен”.