Адрес: https://polit.ru/article/2004/02/12/mam/


12 февраля 2004, 15:49

Заставь свою маму плакать

Гордер Ю. Апельсиновая девушка: Роман/Пер. с норв. Л. Горлиной. - Спб.: Амфора, 2004. - 297 с. ISBN 5-94278-499-X

Давайте себе представим начало кино: мажорная неспешная мелодия (без вокала или с нежным женским хором) льется с экрана, на котором аккуратный прелестный домик возвышается посреди романтического пейзажа. Из домика выходит кто? Правильно, светлокудрая девушка с малость овечьими глазами. А за ней? Ну, пусть это будет брюнет с идеальным пробором, обаятельной улыбкой и чистым, явно незамутненным излишним интеллектом взглядом. Они улыбаются, целуются, смотрят на садящееся солнце. Брюнет неожиданно умирает. Девушка пускает слезу.

Примерно так могло бы выглядеть начало фильма, поставленного по книге Юстейна Гордера "Апельсиновая девушка". Впрочем, дальше идиллией режиссеру ограничиться бы не удалось: ему пришлось бы каким-то образом ввернуть претензии на глубокие философские размышления и вообще создать эдакий феномен - мелодраму, которая "может навсегда изменить ваши представления о жизни, смерти и любви" (аннотация к книге). Короче, сделать так, чтобы коза давала молоко, одновременно писала стихи и рассуждала об устройстве мироздания.

"Апельсиновая девушка" - это трогательно-бабский любовный роман, хитроумно замаскированный под сложную европейскую психодраму. Начало книги обильно украшено полудетективными загадками и интригами, в середине содержится огромная-чистая-неземная (и т.д.) любовь, конец переполнен светлой грустью по поводу безвременного ухода из бренного мира объекта этой любви.

Гордер – отнюдь не первый писатель-норвежец, доставшийся российскому читателю в последнее время. Несколько лет назад фурор у нас произвел роман Эрленда Лу "Наивно. Супер", написанный с нарочитым, а на самом деле, тщательно продуманным примитивизмом. Гордер, похоже, попытался перенять манеру знаменитого соотечественника - только его примитивизм самый что ни на есть коренной, никаких дополнительных определений ему не нужно.

Ничего страшного, разумеется, в этом нет: книга вполне способна выступать в качестве ненавязчивого развлечения, служить источником своеобразного возрастного эскапизма, когда читатель может хотя бы на несколько часов вернуться в блаженный пятнадцатилетний, допустим, возраст. Есть только одно "но". Автор "Апельсиновой девушки" - элементарный спекулянт, цепляющий читателя на банальный и довольно некрасивый крючок: историю о том, как маленький мальчик теряет горячего любимого отца, а через много лет получает от него письмо. В котором, собственно, и содержится, как написано в аннотации, "удивительная история любви". Если убрать всю эту жалостливую историю – книгу пришлось бы издать в мягкой обложке в какой-нибудь серии типа "Страсть под луной", или как там они называются. Гордер будто говорит: "Неужели ты такой бездушный и история про мальчика, который потерял отца, почти его не помнит и вдруг находит его письмо, не тронет тебя?". Этот сюжетный ход - блестящая, манящая витрина магазина, в котором продаются безвкусные, некачественные вещи. Наверное, они кому-то необходимы. Однако неприятно, когда тебя пытаются так дешево провести.

Книга предоставлена магазином "ПИРОГИ", Никольская, 19/21