Адрес: https://polit.ru/article/2004/02/20/irannn/


20 февраля 2004, 16:09

Есть ли выбор у Ирана?

Сегодня в Исламской республике Иран пройдут парламентские выборы. Наблюдательный совет снял с предвыборной гонки 2,4 тысячи кандидатов, отличавшихся излишним либерализмом. Среди них – 86 действующих депутатов, включая брата президента страны. Свои угрозы об отставке они не реализовали, более того – призвали в выборах участвовать. Это вызвало критику со стороны относительно радикальных либералов. Последние призывают к бойкоту выборов. Часть населения проголосовала бы ногами и без дополнительных призывов – в силу разочарования умеренным либерализмом президента и его сторонников и их нежеланием идти на радикальную конфронтацию с клерикалами, неспособностью осуществить какие бы то ни было существенные реформы.

Парламентские выборы в Иране не будут честными, если в них не примут участие сотни кандидатов-реформистов, - считает Европейский парламент. В принятой в четверг резолюции выражается сожаление по поводу "серьезной неудачи в создании основ демократического общества в Иране".

Представители реформистских партий в парламенте Ирана обвинили лидера страны аятоллу Али Хаменеи в нарушении прав человека и гражданских свобод, около 100 оппозиционеров подписали письмо в адрес Хаменеи, в котором назвали его предателем исламской революции 1979 года.

Преобладающая в экспертном сообществе оценка - победа на нынешних выборах достанется консерваторам. Руководитель Центра координации российско-иранских программ Раджаб Сафаров считает, что исход выборов ясен уже сейчас: “Либералы, находясь у власти, в парламенте, так и не смогли реализовать тот курс, который ожидало от них иранское общество. А консерваторы, изучив свои ошибки предыдущих лет, устранили те факторы, которые могли бы привести ко второму поражению подряд – сняли две трети либеральных кандидатов, например”. При этом эксперт считает, что России экономически невыгодна победа иранских либералов, которые ориентированы на большую открытость иранского общества. Рассуждая в духе холодной войны, он полагает, что консерваторы, размахивающие атомной бомбой и сотрудничающие только с Россией, нам более выгодны, чем либералы, ориентированные на большую интеграцию в мировую экономику.

Однако некоторые аналитики воздерживаются делать однозначные прогнозы. “Иран непредсказуемая страна. Судя по той информации, которая приходит из Ирана, пока что шансы 50 на 50 и возможны самые неожиданные варианты”, - считает эксперт Центра Карнеги  Алексей Малашенко. Он полагает, что либералы во главе с Хатами пошли ва-банк. “Демократы проиграют, но поскольку будут утверждать, что выборы фальсифицированы, начнутся неприятности. Хатами и его люди предпримут все усилия, чтобы легитимным путем укрепиться у власти. И если не получится сделать это сейчас, то шансы у них очень плачевны”.

Есть же и те, кто полагает, что результаты выборов не изменят существующий внутриполитический расклад сил в стране: “Там идет напряженная внутриэлитарная дискуссия практически по любому вопросу: от регламента одежды до ядерной программы. В этой дискуссии участвуют даже не консерваторы и либералы, а те, для кого шиизм является мерилом всего и кто зациклен на экспорте шиитской модели, и те, кто хочет строить более секуляризованное общество. Исторически понятно, какие именно силы побеждают в такой дискуссии, однако в ближайшее время в Иране эта дискуссия не разрешится”. Так считает директор Центра оборонной информации Иван Сафранчук.

Специфическим гарниром к выборам стало обнаружение незадекларированных Ираном чертежей изделий двойного назначения и деталей самих изделий, в частности, лазерных центрифуг для обогащения урана. Эти факты ставят под сомнение искренность заявлений Ирана об исключительно мирном характере ядерной программы страны. Если давление по этому вопросу будет чрезмерным и приведет к эскалации конфликта, именно вокруг него могут построить клерикалы свою попытку мобилизации населения.

Впрочем, эксперт Центра Карнеги считает, что иранский “ядерный вопрос” чрезмерно раздут: “Ядерного оружия у них нет, и вряд ли к 2007 году получится его создать. После того, как американцы обожглись на Ираке, они будут вести себя более взвешенно в отношении Ирана”. Иван Сафранчук полагает, что ядерная карта и дальше будет весьма весомым оружием Запада во взаимоотношениях с Ираном, главное решить проблему – как этим оружием воспользоваться. “Вопрос в том, игнорировать эту внутреннюю дискуссию и давить на всех или пытаться играть на внутренних противоречиях и поддерживать одну из сторон, - заявил он в интервью “Полит.ру”. - Таким образом, поле для маневра здесь очень узкое. Если выбрать первый вариант, то велика вероятность того, что во внутренней дискуссии победят радикальные консерваторы. Если второй – то можно дискредитировать так называемых либералов, потому что в Иране очень сильны антиамериканские настроения”.