Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 16:34
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

02 марта 2004, 19:00

О реформе и угрозах России

Смена кабинета министров перед грядущим президентским триумфом на выборах снова заставил гадать о политическом курсе России и направлении российских реформ. Напомним, что цели для страны, поставленные Путиным в послании Федеральному собранию, самом программном заявлении президента, звучали как удвоение ВВП, борьба с бедностью и реформа армии. “Полит.ру” продолжает обсуждение этих целей и в сюжете армейской реформы публикует интервью с Владимиром Дворкиным.

Справка. Владимир Зиновьевич Дворкин - генерал-майор (в отставке), д. техн. наук, профессор - старший советник ПИР-Центра. Более 40 лет проработал в структурах Министерства обороны СССР/России, в том числе в 1993-2001 гг. – начальником 4-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны. Один из авторов программных документов, относящихся к СЯС и РВСН. В течение многих лет участвовал в качестве эксперта в подготовке договоров ОСВ-2, РСМД, СНВ-1, СНВ-2. Действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Академии военных наук, Российской инженерной академии, Международной инженерной академии и Академии космонавтики.

Как можно сформулировать требования к армии в современной ситуации?

После окончания “холодной войны” характер угроз военной безопасности России заметно трансформировался, но их спектр не уменьшился, а скорее увеличился. Это связано, во-первых, с нестабильностью в прилегающих к России регионах, во-вторых, с распространением оружия массового поражения и средств его доставки, а также с международным терроризмом

Все это свидетельствует о том, что роль военной силы в начале XXI века не уменьшилась, а продолжает приобретать все большее значение, в том числе не в последнюю очередь для России. Поэтому, безусловно, России нужны современные высокопрофессиональные вооруженные силы с новейшим вооружением и высоким уровнем боевой подготовки.

Российские Вооруженные силы сегодня представляют собой ухудшенный слепок с советских и, конечно же, не соответствует современным требованиям. Без радикальной реформы они не будут соответствовать таким требованиям в обозримой перспективе.

Пожалуй, из всех составляющих ВС только стратегические ядерные силы пока что сохраняют необходимый потенциал сдерживания крупномасштабных военных угроз. Сейчас и в перспективе это необходимо хотя бы потому, что ни одно ядерное государство в мире от политики ядерного сдерживания не отказалось. Кроме того, как это не парадоксально, несмотря на провозглашенное стратегическое партнерство, сохраняется ситуация взаимного ядерного сдерживания между Россией и США.

Связано это в том числе и с консервативностью, устойчивостью самой ракетно-ядерной материи, жизненный цикл которой от разработки, производства, развертывания, эксплуатации и до снятия с вооружения и утилизации занимает несколько десятков лет.

То обстоятельство, что сейчас трудно говорить о соответствии ВС современным требованиям, связано не только с ущербным финансированием, но прежде всего с отсутствием в течение уже более 10 лет внятной, детально проработанной с учетом изменения военно-политической обстановки и ресурсных ограничений, принятой на самом высшем уровне программы реформирования. Усилия в этом направлении предпринимались, в частности, в 1998 – 2000 гг., однако по различным причинам, включая чисто субъективные, приступить к реализации разработанных планов строительства современных ВС не удалось.

За последние 4 года удалось повысить объемы и устойчивость финансирования ВС, особенно по сравнению периодом до 2000 г., когда даже крайне недостаточные плановые показатели, особенно по инвестиционным статьям, от которых зависят НИОКР и закупки современных образцов вооружения, выполнялись на 15 – 20%. Но плановый объем финансирования, конечно, недостаточен для того, чтобы ВС такой численности стала боеспособной.

Численность ВС равна сегодня 1 млн. 160 тыс. человек, что примерно равно численности ВС США. А финансирование почти в 30 раз меньше, чем американской армии.

Насколько я понял из вашего ответа, появились новые типы угроз, например, международный терроризм. Как должны быть изменены параметры армии, уже как ответ на новые угрозы, а не только на изменившуюся экономическую ситуацию?

Я бы не начинал формировать требования к параметрам ВС исходя из угроз терроризма. Непосредственную борьбу с международными террористами, как это принято повсюду, должны вести специальные службы и подразделения. Другое дело, что эта угроза тесно связана с поддерживающими их режимами, которых достаточно по границам России. Если бы не было таких режимов, проблемы международного терроризма и распространения оружия массового уничтожения решались бы значительно легче.

Действия тоталитарных режимов и противодействие им, как показывает опыт последнего десятилетия, способны приводить к вооруженным конфликтам различной интенсивности. И российские Вооруженные силы должны быть способными вести боевые действия в таких конфликтах для защиты интересов страны и участвовать на равных в операциях международных коалиционных сил. Сейчас мы к этому неспособны: по структуре ВС, оснащенности, уровню боевой подготовки.

Чтобы отражать современные угрозы, нужна другая структура ВС. У нас же сохраняется устаревшая структура, в которой 3 вида ВС, 3 рода войск и военные округа. Но реально боевые действия ведутся не видами, не родами, не округами, а объединенными группировками разнородных сил и средств под руководством объединенного командования. Эти группировки должны создаваться в мирное время, в мирное же время отрабатывать вопросы боевой, в том числе оперативной, подготовки. Во всех развитых странах такие объединенные группировки существуют и только они ведут боевые действия. Создание их в ходе боевых действий, как неопровержимо показывает опыт всех наших войн, в том числе в Чечне, приводит к длительной потере управления, неразберихе, ничем неоправданным жертвам.

А что тогда становится ядром этой новой структуры?

Современные и прогнозируемые в перспективе формы и способы ведения боевых действий, как уже неоднократно подчеркивалось президентом и военными аналитиками, должны быть относительно компактными, мобильными, высокопрофессиональными и обеспеченными интегрированными средствами космической, авиационной и другими видами разведки, системами и средствами боевого управления и связи, высокоточным оружием авиационного, наземного и морского базирования. Ядром подобных формирований могли бы стать силы быстрого реагирования под объединенным командованием на базе российских воздушно-десантных войск.

Необходимо, наконец, теперь уже с третьей попытки (первая – в 1991 г., не завершенная из-за развала СССР, вторая – в 1998 г., остановленная в результате отчаянного сопротивления А.Квашнина) сформировать объединенное командование стратегическими силами сдерживания, в оперативное подчинение которому входили бы наземные, морские и авиационные ядерные силы. Это позволило бы, помимо прочего, унифицировать и поднять на более высокий уровень требования к боевой подготовке, надежности, к системе эксплуатации, ядерной безопасности и т.п. Дополнительным импульсом для этого служат и неудачные пуски морских ракет на последних масштабных учениях. Такая структура давно уже успешно функционирует в США и даже в Индии уже создана.

Какие еще механизмы реформ необходимы?

Оборонно-промышленный комплекс в результате реформы за последнее десятилетие пострадал не меньше, а может быть и больше, чем экономика в целом. Около 80% всех производственных фондов в оборонно-промышленном комплексе по существу выработали свой ресурс. Но возможности выделения на реконструкцию дополнительных средств сдерживаются в том числе и значительными затратами на содержание существующей численности ВС. Поэтому сокращение численности - по-видимому, безальтернативное направление. Любое сокращение ВС – болезненный процесс, также требующий дополнительных затрат. Но содержать нынешнюю численность и одновременно создавать боеспособное ядро армии с современным вооружением – задача неподъемная для нашей экономики.

Другой вопрос связан с кадровым потенциалом: уже неоднократно отмечалась необходимость перехода на контракт, и в первую очередь - сержантского состава. Российские ВС уникальны: ни в одной развитой и даже развивающейся стране нет призывного сержантского состава. Казалось бы, по этому вопросу уже и решения приняты на самом высоком уровне. Однако планы, которые приведены в “Белой книге” Министерства обороны, не представляются обоснованными по срокам и по необходимым затратам на перевод сержантского состава на контрактную основу.

Есть ли механизмы общественного участия в продвижении и разработке военной реформы?

Несмотря на объявление об окончании реформ и начале планомерного строительства ВС, многие авторитетные эксперты считают, что реформа еще и не начиналась. Это связано в первую очередь с тем, что ни одно ведомство не может само себя реформировать. Есть международный опыт разработки программ реформ, и этот опыт подтверждает необходимость создания независимых авторитетных комиссий, которые назначаются высшим руководством страны, обладают широкими полномочиями, вырабатывают и обосновывают основные направления реформирования. Таким комиссиям предоставляются все необходимые исходные данные от профильных министерств и ведомств. Они имеют право привлекать к работе соответствующие задачам научные и конструкторские организации. В комиссии, по опыту многих развитых стран, входят очень представительные и авторитетные люди, в том числе нобелевские лауреаты, бывшие высокопоставленные чиновники, ученые.

Другая сторона проблемы связана с тем, что, несмотря на кажущееся продвижение в сторону открытого оборонного бюджета, ни парламентарии, ни экспертное сообщество не располагает информацией о принятых приоритетах военного строительства. По видам и родам ВС, по вооружению и военной технике, которые планируется разрабатывать и серийно производить. Открытый бюджет – это важнейшая часть парламентского и общественного контроля с точки зрения воздействия на военную реформу.

Но и этого недостаточно. Открытый бюджет представляет собой только годовой срез предполагаемых программ и затрат. Необходимо открывать долгосрочные программы вооружения. Это не значит, что должна быть открыта вся Государственная программа вооружения, в которой содержится достаточно много характеристик образцов вооружения, составляющих государственную и военную тайну. Но должны быть открыты долгосрочные приоритеты. Что планируется развивать в первую очередь? Или опять раздают всем сестрам по серьгам? Или же действительно в качестве первоочередных задач решено сосредоточиться на интегрированных системах космической разведки, боевого управления и связи, интегрированных с высокоточным оружием?

Относительно долгосрочные программы, связанные с количеством закладываемых кораблей, закупаемых ракет, бронетанковой и авиационной техники бессмысленно скрывать – ведь мы по ряду международных договоров предоставляем эти данные партнерам по переговорам, но зачем-то скрываем это от своих парламентариев и от общественности.

Таким образом, независимые экспертные комиссии, открытый бюджет, открытые программы являются теми необходимыми инструментами, которыми только и можно реализовать общественный контроль и общественное воздействие на армейскую реформу.

Вы сказали, что экспертные комиссии должны быть наделены большими полномочиями. Означает ли это, что кроме права обширного доступа к информации, они должны иметь еще и средства реализации собственных предложений?

Это совершенно правильный вопрос. Экспертные комиссии должны иметь финансовые средства для подряда организаций, которые способны проводить необходимый анализ, расчеты, моделирование и т.п., в особенности если это негосударственные организации. Вместе с тем, государственные институты могли бы работать по задачам комиссий и в директивном порядке.

Что является продуктом деятельности таких комиссий: предложения руководству страны или законодательные акты?

Вырабатываются долгосрочные программы реформирования или развития, которые представляются высшему руководству, и в зависимости от масштабов они могут находить реализацию в виде законов, указов или постановлений правительства.

У нас в России на данный момент есть экспертный ресурс, который мог бы участвовать в такого рода программах?

У нас есть не только ресурс, но и подобный опыт. Например, в 1998-1999 гг. программу развития стратегических ядерных сил разрабатывала авторитетная комиссия под руководством академика РАН Н.П. Лаверова, в которую входили ведущие гражданские и военные ученые и специалисты, генеральные конструкторы, руководители НИИ. В жестких дискуссиях вырабатывались оптимальные программы. Программу развития орбитальной группировки разрабатывала комиссия под руководством академика РАН Е.П. Велихова, в ней таким же образом была разработана сбалансированная программа. К сожалению, этот опыт не получил дальнейшего развития.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
12.12 21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
12.12 20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
12.12 19:46 «Хамас» провозгласило третью интифаду
12.12 19:38 НАСА прекратило переговоры о закупке мест на «Союзах»
12.12 19:23 Оргкомитет ОИ-2018 допустил появление россиян под национальным флагом
12.12 19:00 Рогозина не устроил отчет госкомиссии по крушению «Союза»
12.12 18:50 Пожар после взрыва на газовом хабе в Австрии полностью потушен
12.12 18:39 Директор ФСБ объявил резню в ХМАО терактом
12.12 18:21 Россия приостановила работу посольства в Йемене
12.12 18:16 МОК дисквалифицировал шесть хоккеисток и результаты сборной РФ
12.12 18:03 МВД РФ обвинило боевиков из Сирии в звонках с угрозами взрывов
12.12 17:59 НАТО продлило полномочия генсека Столтенберга до 2020 года
12.12 17:43 Суд отказался снять с Telegram штраф за нераскрытие данных ФСБ
12.12 17:32 Генпрокуратура РФ подготовила французам запрос по делу Керимова
12.12 17:23 СМИ сообщили о намерении ЕС продлить санкции против России
12.12 16:50 Бомбившие боевиков в Сирии самолеты ВКС прибыли в Россию
12.12 16:38 «Первый канал» решил частично транслировать Олимпиаду
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.