Адрес: https://polit.ru/article/2004/04/08/civil_service/


08 апреля 2004, 05:35

Становление альтернативной гражданской службы в России

Левада-Центр

Очень многое в дальнейшей судьбе альтернативной гражданской службы зависит от первого призыва. Закон об АГС принят 1 января 2004 года, но такая практика существовала со времен Екатерины Великой, которая предоставила менонитам (членам одной из ветвей протестанской церкви) возможность служить в лесных командах, пожарных отрядах, мастерских морского ведомства. Таким образом, Россия была первым государством, в котором возникла альтернативная служба. Затем законы о военной службе становились все более жесткими, хотя альтернативная служба признавалась и в царский период, и в эпоху становления советской системы. В постсоветской России на принятие закона понадобилось 10 лет.

Тема еще не стала объектом научных исследований, поэтому статья С. Пономарева из последнего выпуска “Вестника общественного мнения” – первая попытка социологического подхода к этому явлению. "За реформой армии, - считает исследователь, - стоит не просто проблема модернизации Вооруженных Сил, а судьба всего российского тоталитарного прошлого”.

Альтернативная гражданская служба* только начинает свое институциональное оформление в политическом и социальном пространстве современной России. Долгие годы борьбы за этот закон привели к тому, что российское государство на практике признало право своих граждан на свободу совести и вероисповедания. Но, видимо, у России действительно свой особый путь, и вместо цивилизованного закона, который мог бы решить множество социальных проблем в нашем обществе, страна получила еще один антигуманный проект, который вернее было бы определить как "альтернативная военная служба".

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2004 года, но до сих пор без решения остается как целый ряд принципиальных моментов, так и большое количество организационных вопросов. Закон переживает сегодня стадию своего первоначального воплощения на практике. И очень многое зависит в дальнейшем от первого официального призыва альтернативщиков, который состоится весной-осенью 2004г.

Все вышеизложенное обусловливает и специфику данного исследования. В виду того, что данная тематика еще не получила широкого распространения в академических кругах, серьезных, научных исследований на данную тему существует очень ограниченное количество. По вышеозначенной причине в работе используются непосредственно сами законодательные и нормативные документы, статьи в периодической прессе, материалы правозащитников и общественных организаций, и электронные Интернет-издания.

История становления альтернативной гражданской службы в России

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в России еще в XVIII веке. В 1762-63гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились представители Протестантской Церкви — менониты, убежденные пацифисты, которые помимо общих протестантских принципов спасения и всеобщего священства проповедовали отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. Россия была заинтересована в привлечении этих трудолюбивых людей, и в 1787г. императорским Указом им была предоставлена льгота — освобождение от военной службы.

Введение в России в 1874г. всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь, менонитов. Когда все без исключения колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано менонитами как требование, не совместимое с их религиозными убеждениями. По этой причине около 15 тысяч человек выехали за рубеж. Экономические последствия дальнейшей эмиграции членов этой большой и богатой религиозной общины вынудили правительство пойти на компромисс: в Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Российской империи до 1 января 1874г., освобождались от ношения оружия и отбывали сроки обязательной службы во вневойсковых командах [1].

Циркуляр Министерства внутренних дел от 17 мая 1880 года определял порядок привлечения менонитов к отбыванию обязательной службы. Призыв к жеребьёвке, освидетельствование и прием на службу производился совместно с их сверстниками и с применением тех правил, которые были установлены для призыва и приема прочих новобранцев, но принятые на службу менониты не передавались в распоряжение уездных воинских начальников, а оставались в ведении государственных учреждений по воинской повинности, на которые возлагалась обязанность по отправке менонитов в назначенные места службы [2].

Освобожденные от ношения оружия менониты отбывали обязательную службу, как правило, в особых лесных командах (в качестве лесников, объездчиков и надсмотрщиков), а также в пожарных отрядах и в мастерских морского ведомства. Государство выделяло денежные средства для выплаты поденной платы обязанным рабочим, на лечение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

Обязанные рабочие должны были служить в команде 4 года и только после этого могли быть уволены в запас по распоряжению начальника Управления земледелия. На обязанных рабочих формально распространялись правила призыва на военную службу, регулирование призыва военно-административным законодательством, состояние в штатных подразделениях — рабочих командах и строгое подчинение назначенным лицам. На них распространялось также военно-уголовное законодательство.

Но по своей сути это была гражданская служба, преследующая сугубо гражданские цели, организация которой возлагалась на ведомство Управления землеустройства и государственных имуществ, которое структурно не входило в состав Вооруженных Сил Российской Империи.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной службы была пожалована духоборам, молоканам и последователям других сект. В начале ХХ века среди отказников числились евангелисты, баптисты, адвентисты седьмого дня и последователи учения Льва Толстого.

Отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В октябре 1876 года «Московские ведомости» сообщали о массовом отказе ссыльных уральских казаков служить в армии. До революции отказников в большинстве случаев осуждали на лишение свободы. С начала первой мировой войны (1914г.) до апреля 1917 года было осуждено 837 человек [3].

После революции 1917г. Советская Россия наряду с Великобританией (1916г.) и Данией (1917г.) стала одной из первых стран, признавших в ХХ веке право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919г. был издан Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям», позволявший альтернативную службу по религиозным убеждениям (санитары в госпиталях или другая общественно-полезная работа) и даже предусматривающий возможность полного освобождения от военной службы. Этот Декрет стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы. Приняв его, Россия обратила на себя внимание мировой прессы и общественности, заслужив положительные отзывы [4].

Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов, используя заключения различных религиозных и светских учреждений и лиц, скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается тех религиозных взглядов, которые дают основание освободить его от военной службы. Суды определяли также, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться освобожденный для выполнения этой работы [5].

В январе 1925 года принят Закон «Об обязательной военной службе». Круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. Было исключено полное освобождение призывника от военной службы [6].

В начале 30-х годов в СССР проводились различные эксперименты по замене воинской службы трудовой повинностью. Так, законом об обязательной воинской службе в редакции 1930г. (ст. 12.16.52-54) вводился новый вид воинской повинности — военно-производственная служба. Согласно ему, часть призываемых рабочих, инженеров и техников вместо воинских частей направлялась на заводы и фабрики оборонной промышленности (авиационной, судостроительной, химической и др.), где и работали до окончания срока своей службы (2 года). Таким образом, предполагалось восполнить кадры квалифицированных рабочих и техников на оборонных предприятиях.

Однако это нововведение встретило большие трудности и, в общем, привело к отрицательным результатам. Военное ведомство считало, что заботиться о них должна администрация промышленных предприятий, которая в свою очередь полагала, что поскольку это военнослужащие, то и обязанности предприятия ограничиваются лишь их использованием на производстве. Людей назначали на должности без учета их квалификации, что, естественно, сказывалось на заработке. И в итоге военно-производственная служба постановлением ЦИК СНК от 30 июня 1931г. была отменена. Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 года, хотя после передачи кураторства над церковью НКВД он стал чистой формальностью [7]. И только спустя более пятидесяти лет Россия вновь возвратилась к вопросам альтернативной гражданской службы.

Из всего вышесказанного можно сделать один главный вывод: даже в царской России, где военная служба считалась делом чести, даже во времена становления советского тоталитарного режима российское государство признавало право человека на альтернативную службу. Демократической же России потребовалось десять лет, чтобы только принять соответствующий закон. О том, какой закон приняли, речь пойдет далее. Пока же стоит остановиться более детально на самом процессе принятия в условиях «демократической» России.

Современный этап становления альтернативной гражданской службы

В 1993 году, в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской. И в этом же году в России появились первые «альтернативные солдаты», правда, немецкие. В 1993 году общественная пацифистская организация из Германии «Акция Знак Искупления — Служба Делу Мира» организовала в России службу первых АГС-ников по уходу за пожилыми людьми— жертвами сталинских репрессий.

В 1994 году предпринималась попытка принять закон об АГС, и он даже прошел первое чтение в Государственной Думе, но сами либералы (такие, как Старовойтова) посчитали предложенный законопроект слишком милитаристским, и он был отклонен во втором чтении. В 1998 году Государственная Дума вновь отклонила доработанный проект и окончательно сняла его с рассмотрения [8].

В России, в условиях отсутствия закона «Об АГС», сотни молодых людей отказывались служить в армии по убеждениям. Многие общественные организации (в первую очередь, такие, как Комитеты солдатских матерей, Антимилитаристская радикальная ассоциация, Движение против насилия и другие) стали оказывать поддержку таким сознательным отказникам. Они помогали защитить их права в судах, проводили консультации.

В понятии АГС заложено две основные цели: защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Некоторые российские юноши, добивающиеся своего права на АГС в судах, в ответ на обвинения работников военкоматов в уклонении от своего конституционного долга по защите Отечества, стали добровольно устраиваться на работу санитарами в больницы, работниками в учреждения социальной сферы [9].

С осени 1998г. ряд общественных организаций (в Архангельске, Астрахани, Москве, Нижнем Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге) начал реализацию проектов, поддержанных фондом «Социальное партнерство». Их цель заключалась в предоставление возможности молодым людям, заявляющим свое право на АГС, проверить силу своих убеждений, работая добровольцами в общественных и социальных организациях «прямой помощи», содействуя положительным преобразованиям в местном сообществе.

Ниже приводится информация только о двух таких, наиболее показательных, экспериментах. В частности, автор этих строк сам участвовал в Пермском эксперименте.

Эксперименты по отработке модели прохождения АГС

В 1999 году Пермское областное отделение международного общества «Мемориал» и Пермский центр поддержки демократических молодежных инициатив (ЦПДМИ) начали проведение общественной кампании за введение в России альтернативной гражданской службы. Всего было проведено три эксперимента (каждый сроком один год), в которых приняли участие добровольцы, сознательно заявившие об отказе от прохождения военной службы. Становясь участниками эксперимента, они работали в территориальных центрах социальной помощи населению, в приютах для бездомных детей, в хосписах, в центрах по профилактике наркомании, в социальной службе «Мемориала», в летних волонтёрских лагерях [10].

Эксперименты проводились до принятия федерального закона и заключались в том, что альтернативщики выполняли самую тяжелую работу, которая не по силам социальным работникам-женщинам (мужчин, как правило, среди сотрудников социальных учреждений нет, зарплата в них слишком низкая). Тем самым «отказник» на практике доказывал наличие у него убеждений, противоречащих службе в армии, и накапливал фактологический материал для суда. На тот момент военные комиссариаты ссылались на отсутствие федерального закона и не удовлетворяли заявления отказников о замене военной службы альтернативной гражданской. Тем приходилось самим отстаивать свои убеждения в суде.

Поэтому отличительной особенностью пермского эксперимента являлась правовая поддержка и защита его участников, развитие положительной судебной практики по делам «отказников». Для этого проводились специальные юридические (Маранов Р.) и психологические (Иванов Г.) тренинги [11].

Самый главный показатель Пермского эксперимента — около 40 выигранных судебных процессов в Пермской области. Ребята отстояли своё законное право на замену им военной службы альтернативной гражданской.

Далее «Мемориал» и ЦПДМИ предполагают сосредоточиться на общественной кампании по гуманизации принятого закона и популяризации идей АГС в обществе [12].

Эксперимент в Нижнем Новгороде начался в январе 2002 года. Виктору Гурскому, главе Нижегородской миротворческой группы, удалось убедить тогдашнего мэра Юрия Лебедева, что такая акция решит многие социальные проблемы города. Рота молодых людей, занимающихся проблемами города, показалась Лебедеву вполне интересной идеей. В результате подконтрольная Лебедеву городская призывная комиссия направила первую партию юношей — 20 человек — на работу в больницу.

Такой либерализм нижегородского мэра не понравился военному руководству. Поэтому Нижегородский эксперимент попытались поставить вне закона, но безуспешно — областная призывная комиссия решение городской признала незаконным, затем свое же решение отменила, затем снова приняла и так далее.

С принятием закона об АГС положение двух десятков юношей, которые к этому времени успели проработать санитарами в больнице более полугода, оказалось шатким: с одной стороны, службу они проходят по законному решению, но механизм прохождения полностью расходится с принятым законом. 12 из 20 альтернативщиков из эксперимента решили выйти — по их мнению, служба в больнице им больше ничего дать не могла [13].

Оставшиеся восемь продолжают работать. Чтобы оградить их от призыва, еще когда мэром был Лебедев, альтернативщиков записали на первый курс Правовой академии.

Однако помимо учебы альтернативщики обязаны отрабатывать по 40 часов в неделю санитарами. Вместо двухмесячных студенческих каникул — двухнедельный отпуск по КЗоТу [14].

В настоящий момент более 80 общественных организаций из 45 регионов России ведут активную практическую деятельность по проблеме АГС.

В 2001 году ситуация с введением АГС в России претерпела кардинальные изменения. Военные чиновники впервые открыто выступили со своей концепцией АГС — в Государственную Думу был внесен законопроект ряда депутатов из Комитета по обороне. В законопроекте Николаева (по имени одного из авторов, председателя думского комитета по обороне) был заложен принцип максимального уравнивания АГС со службой по призыву по «суммарным тяготам».

В июне 2001 года депутатом Семеновым В.О. (СПС), в противовес «николаевскому» законопроекту и в дополнение к компромиссному законопроекту депутата Рыбакова (уже находящемуся в Думе), был внесен очень либеральный и демократический законопроект, поддержанный всеми общественными организациями, участниками движения.

В течение 2001 года во многих регионах России прошли круглые столы и семинары, посвященные проблеме введения АГС. Еще одним противодействием милитаристскому давлению стало продолжение и активизация общественной кампании за введение демократической АГС и блокирование репрессивных законопроектов. Очередной этап этой кампании был начат в конце октября 2001 года по инициативе Центра развития демократии и прав человека и ГВЦ «Сострадание» [15].

18-20 января 2002 года в Москве состоялась национальная конференция общественных организаций России, на которой присутствовали представители 42 общественных организаций из 25 регионов России. На конференции было принято решение о создании Коалиции общественных объединений «За демократическую АГС». Целью деятельности Коалиции является создание в России такой гражданской службы, которая обеспечивала бы гражданам право на отказ от военной службы по убеждениям, на являясь для них наказанием, и была бы направлена на решение социальных, общественно значимых проблем в соответствии с принципом социального государства, закрепленным в Конституции [16].

29 января 2002 года на заседании Правительства РФ начальник Генерального штаба ВС РФ Квашнин представил еще один, четвертый, законопроект «Об АГС». Проект содержал настолько одиозные положения даже по сравнению с «николаевским» вариантом, что против него единым фронтом выступили демократически настроенные депутаты Государственной Думы и общественные организации из только что созданной Коалиции. Несомненным успехом этих лоббистских усилий стало отклонение представленного законопроекта прямо на заседании Кабинета министров.

14 февраля в слегка улучшенном варианте законопроект был принят Правительством и вскоре после этого внесен в Думу. Наибольшим успехом на данном этапе стала передача законопроекта из Министерства Обороны в введение Министерства труда и социального развития РФ.

В течение всей первой половины 2002 года в центре внимания оказался процесс разработки и принятия закона. Общественные организации развернули широкомасштабную кампанию, цель которой состояла в том, чтобы добиться принятия максимально цивилизованного, социально ориентированного и либерального закона [17].

В итоге закон №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» был принят и подписан Президентом Путиным В.В. 25 июля 2002г. Немалую лепту в принятие этого закона внес и международный опыт альтернативной гражданской службы.

Альтернативная Гражданская Служба за рубежом

Если проследить за историей солдата-призывника от момента возникновения современного Западного мира, ему всегда оппонировала фигура «отказника по убеждениям». Сознательный отказ как феномен происходит из существа отношения индивидуума к государству, бросает вызов тому, что всегда рассматривалось как основной долг гражданина -защита Отечества.

В то же время признание за гражданином права на отказ носить оружие превратилось в один из критериев либерального демократического общества.

Наиболее важная функциональная роль АГС — объединять, мобилизовать и направлять людей — раньше выполнялась только в условиях войны. Наиболее экономически убедительная функция АГС — ее способность мобилизовать молодежь для решения национальных проблем, не решенных из-за недостаточного финансирования.

Невоенная служба может включать такую деятельность, как здравоохранение, помощь инвалидам и престарелым, воспитание детей, строительство и ремонт зданий, охрана национальных ресурсов, помощь при катастрофах, сельское хозяйство, развитие инфраструктур. Формы этой деятельности варьируются в зависимости от страны и программы [18].

В Западной Европе число отказников в течение последних лет холодной войны от середины 60-х до конца 80-х возросло в семь раз. В некоторых странах Северной Европы в начале 90-х один из четырех призывников заявлял об отказе по убеждениям. В Германии в 1991 — 151 тыс. отказников.

Отказ по убеждениям стал недавним явлением в бывших соцстранах и бывшем СССР, и в таких самобытных государствах, как ЮАР, Швейцария, Израиль.

В 1990 году ОБСЕ согласилось признать предложенные 35-ю странами формы и разновидности альтернативной гражданской службы для отказников в качестве замены военной службы.

В США в конце войны во Вьетнаме больше молодых людей были освобождены по отказу, чем призваны в армию. Широкомасштабный отказ от призыва и воинской повинности явился причиной отзыва вооруженных формирований из Юго-Восточной Азии и прекращения набора в войска в 1973г. Во время кризиса и войны в Персидском заливе в 1990-1991гг., 1500 — 2000 срочнослужащих и резервистов в США заявили об отказе по убеждениям.

Внедрение АГС является эффективным средством для признания государством права на отказ по убеждениям. Примечателен факт, что Международная Амнистия (Amnesty International), ведущая правозащитная организация, в 1990 признала, что отказник, отказывающийся проходить АГС и осужденный за это, как «узник совести» рассматриваться не может.

В Европе в течение 1-й мировой войны какое-либо легальное право на отказ по убеждениям абсолютно отрицалось со стороны правительств всех воюющих стран. Тем не менее, в США и Великобритании в соответствии с традициями уважения свободы личности и вероисповедания неохотно, но признавали право на отказ по убеждениям.

Во время 2-й мировой войны США и Великобритания вновь составляли исключение в области признания права на отказ по убеждению. Те, кто хотел служить в нестроевых частях, подлежали призыву. Кто не желал носить военную форму, направлялись на сельхозработы, лесохозяйство, в здравоохранение. В отличие от 1-й мировой войны, отказники в обеих странах служили в основном под командованием гражданских лиц. В США большинство проходящих АГС трудились в лагерях Civilian Public Service — Гражданской Общественной Службы, находящейся в ведении методистской церкви. Большинство абсолютистов (свидетели Иеговы, например) напротив, были осуждены за отказ от сотрудничества (6000 чел. в США).

После 2-й мировой войны США и Великобритания расширили понятие отказа по убеждению и внедрили АГС во многих общественных и частных агентствах. Практика проводилась до закрытия института призыва в вооруженные силы в 1963 г. в UK и 1973 г. в США [19].

Далее, чтобы представить международный опыт организации альтернативной гражданской службы наиболее наглядно и в сжатом виде, в приложении приводится таблица № 1.

Таблица 1. Институт призыва и альтернативной гражданской службы — обзор по странам мира
Страна Военная
служба
Признание
отказа по убеждениям
Институт АГС
Законода-
тельная база
Срок АГС
В чьём ведении
Виды АГС
Австралия Професси-
ональная армия с 1972 года
Отсутствует в настоящее время. Австралия первая страна в мире, признавшая право на отказ по убеждениям (1903 г.). В период военных действий право на отказ по убеждениям было официально признано законода-
тельством.
Отсутствует в настоящее время - -
Германия Призыв, 10 месяцев В Конституции с 1949 года Закон об АГС 1960 года, пересмотрен в 1965, 1973, 1983.
По любым глубоким убеждениям религиозного, этического и пацифистского характера
15 мес. до 1995 года, после — 13 месяцев.
Министерство по делам семьи и молодёжи
АГС проходит в социальных службах, НКО и за границей
Дания Призыв, 4-13 месяцев В Законе об отказе по убеждениям с 1917 года В настоящее время действуют Закон о национальной службе 1980 года и 1987 года о гражданской службе.
По любым убеждениям, кроме чисто политических
4-13 месяцев.
Министерство внутренних дел
АГС проходит в госучреждениях, НКО и за границей. Отказники выбирают вид АГС сами
Израиль Призыв, 36 месяцев для мужчин и 24 месяца для женщин Только для женщин в Законе о национальной обороне с 1986 года; только по религиозным убеждениям Закон упоминает о направлении женщин--отказников по убеждениям на «альтернативную службу» - На практике АГС не существует
Испания Призыв, 9 месяцев В Конституции с 1978 года. Закон 1984 года об отказе по убеждениям Королевский указ 1988 года об АГС.
По всем убеждениям кроме политических
13 месяцев.
Министерство юстиции
АГС проходит в госучреждениях и реже в НКО
Италия Призыв, 10 месяцев В Законе об АГС и отказе по убеждениям с 1972 года Закон об отказе по убеждениям 1998 года.
По религиозным, этическим и философским убеждениям
10 месяцев.
Национальное управление гражданской службы
АГС проходит в общественных институтах и НКО
Польша Призыв, 18 месяцев Закон об обороне с 1988 года Закон об АГС 1992 года.
По религиозным и моральным убеждениям
24 месяца.
Министерство труда и социального обеспечения
АГС проходит в экологии, здравоохранении и общественных службах
Украина Призыв, 18 месяцев В Конституции с 1996 года Закон об АГС 1992 года.
Только по религиозным убеждениям
36 месяцев.
Министерство обороны
АГС проходит в госучреждениях или в военных частях
Франция Призыв, 10 месяцев Закон об отказе по убеждениямс 1963 года Закон о национальной службе 1983 года.
По любым глубоким убеждениям
20 месяцев.
Министерство соцобеспечения
АГС проходит в госучреждениях и НКО. Отказники могут выбирать род АГС сами.
Швейцария Призыв, около 4 месяца + военные сборы В Законе об АГС с 1996 года Закон об АГС 1996 года.
По религиозным и этическим убеждениям
около 6 месяцев.
Министерство труда и промышленности
АГС проходит в общественных организациях и частных предприятиях
War Resisters' International — World survey, London, данные на август 1999г.

Однако наиболее гуманным и либеральным законом об альтернативной гражданской службе считается германский вариант.

Альтернативная гражданская служба в Германии

С момента введения в Германии всеобщей воинской обязанности в 1956 году 1 миллион 700 тысяч военнообязанных в соответствии со ст.4 пар.3 Основного Закона Федеративной республики Германия («Никто не может быть принужден против его совести к прохождению военной службы с оружием в руках») признаны отказавшимися от военной службы по убеждениям.

Статья 12 Основного Закона гласит: «Тому, кто отказывается от военной службы с оружием в руках по соображениям совести, может быть вменено в обязанность прохождение альтернативной службы».

Одновременно с созданием первых воинских подразделений бундесвера и связанным с этим набором призывников на военную службу стали поступать первые предложения о признании отказников по убеждениям. Однако до 1959 года законодательная база для введения альтернативной службы отсутствовала. Только в 1960 году бундестаг (парламент) ФРГ по согласованию с Госсоветом утвердил «Закон о гражданской альтернативной службе», вступивший в силу 20 января 1960г.

Через 15 месяцев — 10 апреля 1961 года — первые признанные сознательные отказники приступили к прохождению 12-месячной альтернативной службы [20].

До середины 60-х число отказников составляло около 4000 в год. Большей частью от военной службы отказывались коммунисты, которые не хотели воевать против предполагаемого в то время врага — армий стран Варшавского Договора. Часто им отказывали с обоснованием, что у них нет тех убеждений совести, которые требуются Конституцией. Их мотивы скорее считались политическими и поэтому недействительными с точки зрения права. Многие молодые люди в Германии, отказавшиеся от военной службы, считались трусами и предателями родины.

Первый большой рост числа отказавшихся последовал после студенческих беспорядков 1968 года и объяснялся политизацией молодежи. 5 октября 1971г. открылась первая школа гражданской службы. В курс обучения, обязательный для всех отказников, входили предметы: оказание первой помощи, права и обязанности при прохождении АГС, государство и право.

Следующий прирост наблюдался в конце 70-х — начале 80-х годов, когда в Западной Германии распространилось пацифистское движение за мир.

В конце 70-х годов достаточно было просто послать почтовую открытку с отказом от военной службы, но такой упрощенный вариант просуществовал недолго — Федеральный конституционный суд по требованию консервативных фракций бундестага объявил эту процедуру не соответствующей Конституции.

В настоящее время отказывающиеся от несения военной службы должны подробно, в письменном виде, изложить свои убеждения морально-этического характера. После предоставления письменных объяснений почти всегда принимается положительное решение. Только в исключительных случаях ведомство отказывает в альтернативной службе. Тогда, как и прежде, рассмотрение проводится в комиссии окружного ведомства воинского резерва. Если и в этом случае последует отказ, то заявитель имеет возможность опротестовать его в последней инстанции — в судебно-административном порядке.

В 1991г. после воссоединения Германии число отказников составило 151000. Несмотря на юридическую ситуацию, которая по-прежнему требует обоснования отказа от военной службы (а государственное ведомство должно принять это обоснование), молодым людям в Германии предоставлен свободный выбор между альтернативной («цивильной») и военной службой.

В связи с уменьшением численности Бундесвера в настоящее время обсуждается вопрос о ликвидации обязательной военной службы и введении профессиональной армии [21].

Представляется любопытным привести тезисы доклада депутата Бундестага, члена комитета по обороне и Парламентской ассамблеи ОБСЕ Винфрида Нахтвая на прошедшем 2-3 февраля 2004г. «Петербургском Диалоге» в Москве. В частности, он говорил о том, что воинская обязанность является серьезнейшим посягательством на основные права молодых людей, но если оно все же происходит, то оно должно быть обосновано с точки зрения политической безопасности, и даже больше того, оно должно быть обосновано как незаменимое и обязательно необходимое. Поэтому посягательство воинской обязанности на основные права человека более не легитимно с точки зрения безопасности [22].

И хотя звучит это весьма перспективно и привлекательно, но Германия теперь столкнулась с другой проблемой. Без военной службы не будет и альтернативной. Однако в случае ее ликвидации некоторые социальные учреждения, пользующиеся ее услугами, опасаются возникновения финансовых проблем. Поэтому предметом дискуссии становится введение общей социальной службы, к которой должны привлекаться и женщины.

В будущем АГС приобретет новое социально-политическое значение по двум причинам. Во-первых, по мере роста народонаселения, будет увеличиваться потребность в уходе за престарелыми гражданами. Во-вторых, государство будет постоянно изыскивать все новые и новые фонды для поддержки здравоохранения и социальных служб.

Сорокалетний опыт Германии и весь международный опыт могли бы стать отличным примером для России, указующим маяком. Но, к сожалению, Россия решила остаться верной самой себе, а точнее отдать разработку закона Министерству обороны, которое в первую очередь отстаивает свои узковедомственные интересы. Следующая глава посвящена детальному разбору принятого закона и всей ситуации сложившейся вокруг АГС в Российской Федерации.

Анализ принятого федерального закона об АГС

За основу закона был взят законопроект Министерства обороны. Поправки, предложенные к нему парламентским Комитетом по законодательству, при рассмотрении проекта во втором чтении были поставлены Правительством на отдельное голосование и отклонены большинством голосов.

Формально Россия отчиталась за еще одно обязательство, принятое при вступлении в Совет Европы. Формально реализовано требование статьи 59 части 3 Конституции РФ. Восполнен законодательный пробел. Однако российские граждане получили лишь видимость альтернативной гражданской службы. Принятый закон имеет, по сути, репрессивный характер.

При этом небезынтересно перед конкретным анализом рассмотреть трактовку данного закона самим Министерством обороны. В частности, на официальном сайте Минобороны можно найти следующее: «Данный Федеральный закон является достаточно сбалансированным и позволит обеспечить конституционное равенство прав и обязанностей как граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, так и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. В законе учтены не только интересы граждан, но и общества и государства, а также зарубежный опыт организации альтернативной гражданской службы.

Положения закона соответствуют принципиальной позиции Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, включая Минобороны России, по созданию института альтернативной гражданской службы в России» [23].

И далее самое принципиальное: «Нормы, заложенные в настоящем Федеральном законе (прохождение АГС за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживают граждане; сроки службы, превышающие в 1,75 сроки военной службы; доказательность мотивов замены военной службы альтернативной гражданской службой; возможность ее прохождения в организациях, подведомственных силовым структурам государства) не приведут к резкому сокращению объемов призыва граждан на военную службу и значительному росту количества граждан, которых можно будет в 2004 году направить на альтернативную гражданскую службу (по прогнозам их количество составит порядка от 3 до 20 тысяч).

Однако при неизменности законодательства Российской Федерации в части освобождения граждан от призыва на военную службу и предоставления отсрочек направление граждан на альтернативную гражданскую службу скажется на уровне укомплектованности штатных должностей рядового и сержантского состава» [24].

Из этих двух последних формулировок вытекает вся суть принятого закона - свести потери по призыву к минимуму и не дать возможности молодым людям призывного возраста избежать службы в армии. Министерством обороны сделано все для того, чтобы альтернативная служба стала для призывника невыгодной и непривлекательной.

Но и этот, казалось бы, объективный и наиболее существенный аргумент Минобороны легко оспаривается данными социологических исследований. В частности, ВЦИОМ-А приводит следующие цифры на 2002г.: с готовностью и охотой пойдет в армию 26% призывников. 41% пойдет в армию без особого желания, но все-таки готов пойти [25].

По данным Госкомстата на 2001г., число призывников в нашей стране составляло 1 087 570 чел. [26] При несложном подсчете получаем, что 282 768 чел., подлежащих призыву (26% от 1 087 570 чел.) с охотой пойдут на срочную воинскую службу. Эта цифра очень близка к годовому количеству призываемых в армию (примерно 300 000 чел.) И эти молодые люди сами согласны идти в армию, без всяких задержек и давления со стороны. Набрать 445 903 чел. (41% от 1 087 570 чел.) недостающих из тех, кто согласен сам, добровольно идти в армию, хоть и без особого желания, для Министерства обороны не составляет труда.

Еще более показательными выглядят эти цифры в соотнесении с количеством желающих пойти на АГС. Так, по данным Независимого института социальной политики на 2003г., численность молодых людей, которые готовы пойти на АГС в том варианте закона, который существует сейчас, составляет всего лишь 4 100 чел. в год [27]. При гуманизации принятого закона эта цифра может вырасти от 40 000 до 140 000 чел. в год, но и эти показатели не могут кардинально подорвать призыв. Таким образом, «рациональная» мотивация Министерства обороны не выдерживает объективной критики.

Еще хотелось бы отметить, что новый институт АГС пока не получил широкой поддержки в обществе (по мнению автора, это происходит из-за «драконовской» редакции закона, в которой он принят). Так, по данным ВЦИОМ на 2002г., 55% опрошенных предпочли бы, чтобы их дети, внуки отслужили 2 года в армии, и 27% предпочли бы, чтобы они отслужили 3-4 года на АГС [28]. Эти данные могут сказать нам, что в обществе сильны милитаристские настроения (поощряемые властью, для которой это стало одним из способов самолегитимации), но и второй показатель в 27% говорит о том, что наше общество меняется, и многие согласны уже сегодня пойти на такую службу. Хотя следует оговориться, что во многом и эта цифра продиктована страхом перед армией. Так, при ответе на вопрос: "Если бы вам пришлось сейчас отправлять сына по призыву в армию, с какими чувствами вы бы это сделали", - 70% отцов и матерей призывников сказали «с крайним нежеланием» и «со страхом, отвращением, ожидание худшего». Причина такого отношения — преобладающее в сегодняшнем российском обществе понимание ненормального положения дел в Вооруженных Силах России и бесцельности участия войск в конфликтах типа чеченского. Что касается причин подобного явления, то на вопрос: «Почему, на Ваш взгляд, многие люди в России настроены против службы в армии по призыву?» — респонденты чаще всего (60%) отвечали: «из-за дедовщины, насилия в армии и неуставных отношений». И лишь затем — «из-за возможности гибели или ранения в конфликтах типа чеченского» (44%) [29].

Постоянные репортажи о побегах военнослужащих из казарм и расстрелах сослуживцев — заставляют наиболее образованную и подготовленную часть молодежи стремиться всячески уклоняться от службы в армии. И Министерство обороны попыталось сделать все, чтобы не предоставить возможности избежать армии в лице АГС, ставя в затруднительное положение и тех молодых людей, кто действительно имеет убеждения совести или вероисповедание, противоречащие службе в армии. (Сделали по принципу "ни себе, ни людям".)

А теперь более детально рассмотрим другие принципиальные положения закона.

Прежде всего, не соблюден гражданский характер альтернативной службы, так как законом допускается направление на альтернативную службу в военные организации (статья 4.1.) [30]. Поправки, предложенные Комитетом по законодательству, о возможности прохождения альтернативной службы в организациях Вооруженных Сил только с согласия гражданина были, по настоянию Правительства, отклонены Думой. Таким образом, убежденные противники военной службы, в особенности — по религиозным основаниям, которым под видом гражданской будет предложена военная нестроевая служба, предпочтут такой замене уголовное наказание. Поскольку ссылаться на прямое действие Конституции при имеющемся законе будет уже невозможно, Россия получит десятки и сотни узников совести.

Но самое принципиальное положение - это, конечно, срок службы. Он составляет, по закону, 42 месяца, для проходящих альтернативную службу в военных организациях — 36 месяцев (статья 5.1.) [31], что является самым продолжительным в Европе и СНГ. Столь длительный срок фактически является наказанием за убеждения. По Резолюции Европейского парламента от 13 октября 1989 года, гражданская служба не может быть продолжительнее военной более чем в полтора раза. В данном же случае отношение сроков альтернативной и военной не только составляет 1,75, но и самая военная служба (24 месяца) — одна из самых продолжительных в государствах Совета Европы. Такой срок является для граждан, избравших альтернативу военной службе, дискриминационным [32].

Следует оговорить, что, как и срок военной службы, срок АГС дифференцирован для лиц с высшим образованием и без такового.

Сроки прохождения АГС в сравнении с военной службой
  Для лиц без высшего образования Для лиц с высшим образованием
В гражданском секторе 3 года и 6 месяцев 1 год и 9 месяцев
В качестве гражданского персонала в воинских частях 3 года ровно 1 год и 6 месяцев
Срок военной службы составляет 2 года 1 год

Анализ ответов в социологическом исследовании «Молодежь и АГС», проведенном межрегиональным фондом «Созидание», направленный на выявление предпочтений («Служить меньше, но гражданским персоналом в армии или служить больше, но в гражданской сфере»), показывает, что большая часть опрошенных — 40,4% предпочли бы служить более продолжительный период, но в гражданской сфере, количество желающих служить гражданским персоналом в армии составило — 29,3% [33].

Противоречит Конституции и ограничивает право осуществления выбора обязанность гражданина подать заявление о замене военной службы альтернативной еще в несовершеннолетнем возрасте — в 17 лет, за шесть месяцев до наступления времени призыва (статья 11.1.) [34]. При этом молодой человек, юридически являющийся ребенком, должен обосновать свою позицию в заявлении. Если же заявление у него элементарно не приняли или отклонили, то он должен обжаловать это решение в суде по истечении 3 месяцев, то есть также до достижения совершеннолетия, в противном случае он уже лишается права на замену военной службы альтернативной гражданской.

Согласно статье 60 Конституции, гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет [35]. Кроме того, этот жесткий порядок ограничивает свободу совести тех молодых людей, кто осознает свой выбор позднее, чем за шесть месяцев до призыва.

Утвержденный законом порядок не соответствует рекомендациям Комитета министров Совета Европы 1987 года. Этими рекомендациями определяется, что заявление должно быть подано в срок, достаточный для его рассмотрения до призыва. Однако в рекомендациях также указывается, что законом может быть предусмотрена возможность заявления об отказе и в период прохождения военной службы, если соответствующие основания возникают в этот период. Пояснительная записка к рекомендациям уточняет, что причиной отказа от несения военной службы признается конфликт с совестью, и, следовательно, установление точного срока подачи заявления противоречило бы самой природе этого права [36].

Российский закон не допускает возможности перехода с военной службы на альтернативную. Он вводит жесткий срок подачи заявления, лишающий, по формальным основаниям, множество молодых людей возможности заменить военную службу альтернативной.

Вызывает опасения коррупциогенность данного закона. Окончательное решение, в какой организации и на какой территории заявитель будет проходить альтернативную службу, зависит от одного чиновника — военного комиссара (статья 14.1.). При этом закон устанавливает, что прохождение альтернативной службы организуется, «как правило», за пределами того субъекта Российской Федерации, где гражданин проживает (статья 4.2.) [37].

Так как из правила предусмотрены исключения, возможность фактически произвольного оставления гражданина, направляемого на гражданскую службу, на территории постоянного проживания неизбежно приведет к коррупции. Избежать этого можно было при преимущественно территориальном порядке прохождения альтернативной службы, что и намного экономнее (гражданин проживает дома, не нуждается в обеспечении общежитием, транспортных расходах). Однако военные, с целью сделать альтернативную службу менее привлекательной, настоятели на ее экстерриториальном характере [38].

При опросе самих молодых людей, большинство респондентов при ответе на вопрос «Где должна территориально проходить АГС?» указали, что права выбора должно оставаться за самим призывником — 56,7% [39].

По данным Независимого института социальной политики, даже при увеличении срока АГС до 4 лет, но при возможности проходить ее по месту жительства, число кандидатов оказывается существенно больше — 54 000 чел. (5% от числа призывников), чем при меньшем сроке в 3 года, но в другом регионе России — 4 200 чел. (0,4% от численности призыва) [40].

Кроме основных вышеозначенных проблемных положений, остается целый ряд еще не решенных нюансов. Полным пробелом остается перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы. То есть до сих пор не известно, где конкретно будут служить альтернативщики. К тому же, хотя закон уже вступил в силу с 1 января 2004 года, в федеральном бюджете никаких средств, на сегодняшний день, на финансирование АГС не заложено [41]. Кроме того, проведенная реформа Правительства РФ также внесет еще большую неразбериху в ситуацию с законом. Министерство труда снйчас совмещено с Министерством здравоохранения. Функции надзора за исполнением принятого закона должны будут отойти к одному из его ведомств, но пока еще неясно, кто именно его возглавит и как будет складываться дальнейшая работа.

Пожалуй, единственным преимуществом по сравнению с военной службой стоит признать закрепленную возможность для альтернативщиков обучаться на вечерней или заочной форме (статья 19.6.) [42]

Если же обобщить основные противоречия между Министерством обороны и правозащитными организациями по поводу принятого закона, то они сводятся к следующему:

1. Срок альтернативной службы должен быть снижен и должен быть равен или незначительно превышать срок военной службы.

2. Заявление о замене может быть подано в любое время, в том числе и во время прохождения военной службы, а не за полгода до призыва.

3. Прохождение АГС в качестве гражданского персонала в структурах ВС РФ допустимо только с согласия самого гражданина, направляемого на АГС.

4. Альтернативная служба должна проходить по месту жительства альтернативщика, а не «за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают».

5. Управление альтернативной службой должно осуществлять только Министерство труда и социального развития.

6. Запрет для граждан, проходящих АГС, работы по совместительству должен быть отменен.

7. Должна быть предусмотрена возможность прохождения АГС в организациях, подведомственных органам местного самоуправления (больницы, центры социальной помощи и т.п.).

Все вышесказанное позволяет назвать принятый федеральный закон об АГС репрессивным и не соответствующим ни духу, ни букве Конституции **. И правозащитные организации оказались в сложной ситуации, когда первоначально (до принятия закона) они пропагандировали идеи АГС в обществе, а сейчас вынуждены пересматривать свои позиции.

Принятый закон ставит в затруднительное положение и самих альтернативщиков, которые (при самом неблагоприятном стечении обстоятельств) будут три с половиной года, в другом регионе, в организациях Вооруженных Сил доказывать наличие у них внутренних убеждений, и то лишь в случае «успешного» прохождения квазисудебной процедуры в военном комиссариате.

Очень многое зависит от того, как пройдет первый призыв на альтернативную гражданскую службу. Он будет весьма показательным и поможет выявить наиболее острые принципиальные моменты. Пока остается только ждать и готовиться к предстоящим баталиям с Министерством обороны.

Формирование в России гражданского общества непосредственно связано с проблемой прочных гарантий прав и свобод человека. В современной политической ситуации, для которой характерно возникновение малопредсказуемых локальных конфликтов на фоне всеобщей глобализации межгосударственных отношений, особое внимание заслуживают общественные отношения, возникающие в сфере исполнения воинской обязанности. Провозглашение принципов равноправия и человеческого достоинства, прав и свобод человека, заставляет по новому взглянуть на подходы служения своему Отечеству.

За реформой армии стоит не просто проблема модернизации Вооруженных Сил, а судьба всего российского тоталитарного прошлого. Российская армия в настоящее время представляет собой распадающуюся и деморализованную структуру. Обремененная пережитками идеологии «великой державы», имперскими традициями сегодняшняя армия не в состоянии пережить наследие времен «холодной войны». Положение ухудшается еще и нагнетанием милитаристских настроений в обществе (введение начальной военной подготовки в школах, программа патриотического воспитания граждан на 2001-2005гг. и т.д.).

В этих условиях право на альтернативную гражданскую службу является одним из наиболее действенных механизмов защиты прав человека. Предстоит тяжелая работа по гуманизации принятого закона, и последний может рассматриваться лишь как шаг к созданию профессиональной контрактной армии. И он уже сделан.

Список использованной литературы и источников

Источники:

  • Альтернативная гражданская служба в массовых оценках россиян. Отчет об исследовании. /ВЦИОМ. Апрель 2002г.
  • Конституция РФ. Москва, 1996г.
  • Материалы «Петербургского Диалога — 2004». Секция: международная конференция «Гражданская служба в России и Германии». // Винфрид Нахтвай «Профессиональная или призывная армия в Германии?».
  • О практике прохождения АГС в Перми и Нижнем Новгороде. Материалы научно-практической конференции. / Федеральное собрание РФ и Государственная Дума РФ. М., 2002.
  • Опрос ВЦИОМ. 2002-ЕХ-02. (2002-ЭКСПРЕСС-2. 22.02-26.02.)
  • Российская газета, №7, 15.02.2002г.
  • Российский статистический ежегодник. М: Госкомстат России, 2001.
  • Рынки труда для альтернативной гражданской службы. Независимый институт социальной политики. М.: «СИГНАЛЪ», 2003.
  • Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». // Российская газета, №33, 2002г.
  • Сайт Пермского отделения международного общества «Мемориал» www.pmem.ru
  • Сайт «Коалиции за демократическую АГС» ags.demokratia.ru
  • Сайт Министерства обороны РФ www.old.mil.ru

Литература:

  • «Альтернативная Гражданская Служба: прошлое, настоящее, будущее…». Под ред. Захарова И.Г, Поповой А.А.. М.: «Грааль», 2000г.
  • «Альтернативная Гражданская Служба: пермский эксперимент». Пермь, 2001г.
  • «Армия Добра». Информационный бюллетень.// Фонд «Созидание». №1(30), январь — март 2003г.
  • Гражданский призыв. (Серия «Молодежь на службе обществу»). // Составитель и главный редактор М.А.Слободская. — М.: Институт проблем гражданского общества, 2002.
  • Информационный дайджест «Гражданка». Специальный выпуск, апрель 2003.
  • Маранов Р. Альтернативная гражданская служба — возможность выбора или наказание для «отказников»? //www.bespredelu.net/comments/23
  • Московский комсомолец, № 44, 26.02.2002 г.
  • «Мы выбираем АГС». Пермь: ИД «Типография купца Тарасова», 2002.
  • НГ-религии, приложение к «Независимой газете», №109, 5.05.2002г.
  • «Уроки прав человека». Сборник методических материалов. Пермь, 2002г.
  • demoktatia.ru/projects/grajdanka
  • www.antimil.narod.ru/frame.htm

Примечания

[*] далее для сокращения будет обозначаться аббревиатурой АГС (прим. автора)

[1] «Альтернативная Гражданская Служба: прошлое, настоящее, будущее…». Под ред. Захарова И.Г, Поповой А.А.. М.: «Грааль», 2000г.

[2] Сборник циркуляров Министерства внутренних дел по вопросам воинской повинности //«Альтернативная гражданская служба: прошлое, настоящее, будущее». Под ред. Захарова И.Г, Поповой А.А.. М.: «Грааль», 2000г.

[3] www.antimil.narod.ru/frame.htm

[4] НГ-религии, приложение к «Независимой газете», №109, 5.05.2002г.

[5] Московский комсомолец, №44, 26.02.2002г.

[6] www.antimil.narod.ru/frame.htm

[7] Российская газета, №7, 15.02.2002г.

[8] Рынки труда для альтернативной гражданской службы. Независимый институт социальной политики. М.: «СИГНАЛЪ», 2003.

[9] Гражданский призыв. (Серия «Молодежь на службе обществу»). // Составитель и главный редактор М.А.Слободская. — М.: Институт проблем гражданского общества, 2002.

[10] www.pmem.ru

[11] О практике прохождения АГС в Перми и Нижнем Новгороде. Материалы научно-практической конференции. /Федеральное собрание РФ и Государственная Дума РФ. М., 2002.

[12] «Альтернативная Гражданская Служба: пермский эксперимент». Пермь, 2001 г.

[13] О практике прохождения АГС в Перми и Нижнем Новгороде. Материалы научно-практической конференции. /Федеральное собрание РФ и Государственная Дума РФ. М., 2002.

[14] «Мы выбираем АГС». Пермь: ИД «Типография купца Тарасова», 2002.

[15] «Уроки прав человека». Сборник методических материалов. Пермь, 2002г.

[16] ags.demokratia.ru

[17] demoktatia.ru/projects/grajdanka

[18] «Альтернативная гражданская служба: прошлое, настоящее, будущее». Под ред. Захарова И.Г, Поповой А.А.. М.: «Грааль», 2000г.

[19] «Альтернативная гражданская служба: прошлое, настоящее, будущее». Под ред. Захарова И.Г, Поповой А.А.. М.: «Грааль», 2000г.

[20] Информационный дайджест «Гражданка». Специальный выпуск, апрель 2003.

[21] «Альтернативная гражданская служба: прошлое, настоящее, будущее». Под ред. Захарова И.Г, Поповой А.А.. М.: «Грааль», 2000;г.

[22] Материалы «Петербургского Диалога — 2004». Секция: международная конференция «Гражданская служба в России и Германии». // Винфрид Нахтвай «Профессиональная или призывная армия в Германии?».

[23] www.old.mil.ru

[24] Там же.

[25] Альтернативная гражданская служба в массовых оценках россиян. Отчет об исследовании. /ВЦИОМ. Апрель 2002 г.

[26] Российский статистический ежегодник. М: Госкомстат России, 2001. С.87-88.

[27] «Армия Добра». Информационный бюллетень. /Фонд «Созидание». — №1(30), январь — март 2003г.

[28] Опрос ВЦИОМ. 2002-ЕХ-02. (2002-ЭКСПРЕСС-2. 22.02-26.02.)

[29] Альтернативная гражданская служба в массовых оценках россиян. Отчет об исследовании. /ВЦИОМ. Апрель 2002г.

[30] Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». // Российская газета, №33, 2002г.

[31] Там же.

[32] ags.demokratia.ru/material19.phtml.html

[33] «Армия Добра». Информационный бюллетень. / Фонд «Созидание». — №1(30), январь — март 2003г.

[34] Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». // Российская газета, №33, 2002г.

[35] Конституция РФ. Москва, 1996г.

[36] ags.demokratia.ru/material19.phtml.html

[37] Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». // Российская газета, №33, 2002г.

[38] ags.demokratia.ru/material19.phtml.html

[39] «Армия Добра». Информационный бюллетень. / Фонд «Созидание». — №1(30), январь — март 2003 г.

[40] Рынки труда для альтернативной гражданской службы. /Независимый институт социальной политики. М.: «СИГНАЛЪ», 2003 г. С. 52.

[41] Маранов Р. Альтернативная гражданская служба — возможность выбора или наказание для «отказников»? //www.bespredelu.net/comments/23

[42] Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». // Российская газета, №33, 2002г.

[**] На сегодняшний день в Перми уже готовится первый иск в Конституционный Суд РФ от альтернативщика Фадеева М. на неправомерно завышенный срок АГС. До первого призыва это пока единственный юридический повод для обжалования принятого закона в суде.