20 октября 2018, суббота, 20:02
Facebook Twitter VK.com Telegram

22 мая 2004, 13:23

Секс сделал свое дело

Ведущие научные журналы мира не сговариваясь публикуют ряд новых ислледований, посвященных проблеме полового размножения и его роли в эволюции. Причем теоретическое описание проблемы используется уже  за пределами разделов биологии, вторгаясь в технику и даже в политолологию.

По большому счету, секс вообще не должен был появиться. В работах классиков эволюционной биологии можно найти немало удивленных высказываний по этому поводу. “Преобладание полового размножения у высших растений и животных несовместимо с современной эволюционной теорией”, – утверждал Вильямс. “Вопрос, для чего нужно половое размножение, продолжает нас мучить”, – честно признается Ричард Докинз. “Почему живые существа перешли от однополого размножения к двуполому” - этот вопрос стоит в одном ряду с сакраментальными "Как появилась жизнь" и "Как появился человек?".

Секс далеко не самый удобный и надёжный способ продолжения жизни. Он требует гораздо больших ресурсов, а результат получается достаточно скромным. При однополом размножении не нужно искать партнёров, а найдя – устраивать утомительные брачные танцы, которые существуют у большинства видов, начиная с какой-нибудь мелкой рыбёшки и заканчивая Его Величеством Человеком. При отсутствии разделения полов воспроизводством потомства заняты все особи - можно рожать в два раза больше.

Кроме того, половое размножение противоречит интересам организма – распространить максимально широко свои гены. Ведь при двуполом варианте родитель получает существо, которое наделено его генами лишь наполовину, а остальные - подарены партнером.

Однако подавляющее большинство развитых видов сегодня размножается именно таким “невыгодным” и “неэкономичным” способом. Скорее всего, обитатели земли потеряли девственность примерно 800 миллионов лет назад, а окончательная победа "половиков" над "бесполовиками" произошла примерно 400 миллионов лет назад.

В свое время учёные из Калифорнийского технологического института и НАСА выдвинули гипотезу, которая гласит, что толчком к двуполому размножению стали какие-то чудовищные катаклизмы, например, падение на Землю крупного астероида или массовое извержение вулканов. Окончательно эта теория еще не подтверждена, но, скорее всего, секс появился на Земле, действительно, не от хорошей жизни.

Английские учёные Донкастер, Паунд и Кокс в журнале Nature описали следующий вычислительный эксперимент. Они создали виртуальный мир, куда поселили разные цифровые существа, выдав им ограниченный набор ресурсов, необходимых для выживания.

Сначала вырвался вперёд тот вид, который практиковал бесполое размножение. Популяция "клонов" быстро росла. Сторонников секса становилось в процентном отношении всё меньше и меньше, и казалось, что они уже не жильцы в этом виртуальном мире. Но вышло иначе. Бесполые существа облюбовали несколько типов ресурсов и начали яростно конкурировать между собой. Виртуальной еды становилось всё меньше, а ничего другого, чем их предки, эти существа потреблять не могли.

Вот тогда-то двуполые существа и взяли реванш. Их разнообразное потомство уже давно попробовало другие типы ресурсов, и те, кто смог их потреблять, начали беспрепятственно увеличивать численность. К концу эксперимента большая часть виртуального мира была оккупирована двуполыми существами.

Другой пример: недавно биологи из Института биологии южных морей в Севастополе сравнили поведение червей в озере около Чернобыля с теми же самыми видами, обитающими вдали от реактора. Эти черви имеют возможность размножаться как половым путем, так и бесполым. В нормальных условиях они, как правило, выбирают бесполый вариант, однако в опасной зоне предпочли спаривание. Аналогичным образом ведут себя и некоторые виды тараканов, когда становится меньше пищи или их начинают травить химикатами.

Половое размножение предполагает рекомбинацию генов, в результате которой на свет появляются дети со случайным сочетанием родительских качеств. Разумеется, существует риск, что дети окажутся менее приспособленными к условиям жизни, чем родители. Но есть вероятность, что будет наоборот, и тогда развитые детки смогут успешнее размножаться и передавать своим потомкам всякие полезные качества. Еще одно преимущество полового размножения – ускорение естественного отбора. Женщины, как известно, любят сильных и выносливых самцов. Все "неудачные" особи просто лишаются возможности продолжить свой род. Например, у морских львов 4% самцов обеспечивают 88% спариваний.

Свою гипотезу происхождения секса выдвинул российский биолог Виген Геодакян: “Идея эволюции включает два непременных противоположных аспекта – сохранения и изменения”, – пишет он. По его мнению, основная функция женщин – сохранять уже приобретенные видом полезные признаки. А у самцов же другая задача – проверять на себе новые качества.

Происхождение секса иногда пытаются объяснить с помощью "гипотезы Черной (в англоязычной литературе - Красной) королевы" - по соответствующему персонажу сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье" – именно она советовала Алисе бежать как можно быстрее, чтобы остаться на месте. Каждое прогрессивное изменение любого вида в экосистеме ведет к ухудшению условий для других видов, и чтобы выжить, все виды должны эволюционировать вместе и непрерывно ("бежать", чтобы оставаться на том же месте). Обмен генами в процессе полового размножения позволяет организмам лучше защищаться от разнообразных паразитов. Поскольку паразиты постоянно совершенствуются (например, вирусы мутируют), то для защиты от них животные и люди тоже должны постоянно менять свой геном.

Однако здесь все не так уж однозначно. Например, недавно в журнале Science было опубликовано исследование биологов из Университета Британской Колумбии (Канада). Согласно математической модели, построенной Сарой Отто и ее коллегой Скоттом Нуисмером, для защиты от паразитов живым организмам было бы достаточно заниматься сексом лишь изредка, а в основном размножаться однополым способом. “Немного секса достаточно для того, чтобы получить комбинации генов, необходимые для защиты. Но большое количество секса попросту разрушает эти комбинации. Поскольку мы, как и многие другие организмы, занимаемся сексом гораздо чаще, чем нужно, стоит искать какое-то более продвинутое объяснение секса, чем гипотеза Красной Королевы”.

В общем, точку в вопросе о происхождении секса ставить еще рано. Равно как нет окончательного объяснения, почему полов именно два. Возможно, было бы выгоднее жить не с двумя, а, например, с тремя полами. По мнению некоторых учёных, третий пол мог бы выполнять функции своего рода цензора. То есть определять, кому из детей, рождённых первыми двумя полами, стоит оставаться в живых и продолжать род, а кому – нет. Система, конечно, не очень гуманная, зато эффективная.

Идея о продуктивности "секса на троих" неожиданно получила поддержку из области весьма далекой от биологии. Специалисты из "Бритиш Телеком" занимались разработкой программного обеспечения для линий связи. Они наделили программы-агенты "половыми признаками", чтобы те саморазмножались и накапливали полезные мутации, связанные с приспособлением к меняющейся ситуации на линии. И тут выяснилось, что из всех вариантов наиболее эффективным при решении нестандартных задач является трехполая система размножения. Возможно, это как-то связано с особенностями троичной системы – кодировать максимум информации минимальными ресурсами.

Но каково бы ни было происхождение мужского и женского пола, именно такой способ размножения используют все высокоразвитые существа. И при определенной доле фантазии эту аналогию можно перенести на общественные отношения. Упоминавшийся выше Геодакян пишет: "Новаторство в любом деле – миссия мужского пола, мужчины охотнее берутся за новые, требующие поиска, неординарные задачи, а женщины лучше доводят решение знакомых задач до совершенства... Мужчины первыми осваивали все профессии, виды спорта. Даже вязание, в котором сейчас монополия женщин неоспорима, изобрели мужчины". Грубо говоря, мужчины методом проб и ошибок создают новые блюда. А женщины, стоя у плиты, заглядывают в кулинарные справочники.

Метафору можно развивать и дальше. Например, победа двуполых существ довольно убедительно показывает преимущества многопартийных политических систем над обществами "единодушного одобрения". И в этом ключе “женская роль” достанется консерваторам, а “мужская” - радикалам-реформистам.

Однопартийная система обладает теми же преимуществами, что и однополая: большая стабильность, экономия средств, гарантии от появления политических "мутантов". Но разброс идей в сочетании с реальными выборами позволяют обществу развиваться и более гибко реагировать на ситуацию. Тенденция к формированию в нашей стране однопартийной системы в каком-то смысле приближает нас к амебам, а не к высокоразвитым биологическим особям.

19:21 Директору взорванного завода пиротехники под Петербургом предъявили обвинение