Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 22:12
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

02 июня 2004, 18:27

“В Российском кино две конкурирующих линии”

В среду в Сочи открывается XV кинофестиваль “Кинотавр”. Редактор направления “Культура” “Полит.ру” Наталья Конрадова продолжила интервьюировать известного киноведа, директора Института Культурологии Кирилла Разлогова. Тема беседы - феномен кинофестивалей, кинофестивали в России.

Кирилл Эмильевич, в связи с началом фестиваля “Кинотавр”, мы в редакции обсуждали фестивальную практику в России и задались вопросом, почему у нас не существует какой-то центральной кинематографической институции, как в США (“Оскар”) или в Европе (Каннский фестиваль).

Оскар – это не фестиваль, а национальная премия. Национальная премия у нас есть, даже две (одна лишняя…) – это “Ника” и “Золотой орел”, которые друг с другом конкурируют.

А фестивали?

В Америке фестивали – явление относительно недавнее, и это связано с тем, что там очень узкий диапазон проката, только американские картины, а неамериканские занимают менее 1%. И чтобы как-то расширить диапазон того кино, которое можно показывать, в разных городах устраивают фестивали, и показывают там именно те фильмы, которые в прокат выходят ограниченно, как американские, так европейские и азиатские.

То есть фестивали продвигают те фильмы, которых в прокате нету?

Да, они служат дополнением к прокату. В Европе первый фестиваль возник в 1932 году (Венеция), он и остался старейшим. В Советском Союзе в 1935 году попробовали сделать фестиваль, и он прошел настолько удачно, что его не стали повторять, поскольку поняли, что это будет тлетворным влиянием Запада. Вторым по времени был Каннский фестиваль, который планировали провести в 1939, а из-за войны провели в 1946. Он долгое время проходил не каждый год, там были свои трудности. Как “Оскар” был маленькой локальной церемонией на 25 человек, так и Каннский, и Венецианский фестивали первоначально были небольшими по объему. Ну и со временем он развернулся. Третий фестиваль был Берлинский, он возник в 1950-е годы: в городе, который был разделен на две половины по политическим причинам, в Западной Берлине, сделали фестиваль, который в известной мере должен был быть мостом между Востоком и Западом, и долгое время эту роль играл. В 1946 году в Карловых Варах начали проводить фестиваль, и он стал первым фестивалем в том, что потом стало “социалистическим лагерем”. И когда у нас наступило потепление и в 1957 году провели первый фестиваль молодежи и студентов, то его частью был кинофестиваль, он прошел с таким большим энтузиазмом, что с 1959 года решили проводить фестиваль регулярно. Но чтобы не ссориться с Карловыми Варами, поскольку была единая соцсистема, решили проводить через год: по четным годам – Карловы Вары, а по нечетным – Московский фестиваль.

А почему фестивали впоследствии так расплодились?

Потому что и в Европе резко сократился диапазон доступных фильмов, произошла монополизация киносети, все фильмы, кроме нескольких голливудский блокбастеров, выметались из проката, и чтобы хоть как-то знакомить зрителей с более широким спектром того, что происходит в мировом кино, фестивалей стало проводиться очень много. Неслучайно значительная часть фестивалей проводится в незначительных городах, где прокат еще уже, чем в больших. Если в Нью-Йорке, Париже, Лос-Анджелесе, Лондоне можно найти какие-то экзотические или артхаусные фильмы, то в небольших городах это просто невозможно.

То есть, фестивали – это поддержка некоммерческого кино.

Это поддержка того кино, которое недостаточно коммерческое, чтобы быть конкурентоспособным с Голливудом. Некоммерческого кино вообще нет. Любой фильм, на который зритель покупает хотя бы один билет – уже коммерческий. И все фильмы производятся для того, чтобы приносить прибыль, других фильмов не существует. То есть существует, но тогда это видеоарт, который делается специально для музеев и вообще в кинотеатрах не показывается. Если картина показывается в кинотеатре, по телевидению или на видео, то это коммерческая картина. Хотя они бывают разные. Когда Бергман делает “После репетиции” с тремя актерами на одной сцене, то картина очень дешевая и достаточно одного имени Бергмана, чтобы ее купили 50 стран, показали на телевидении и чтобы она принесла баснословную прибыль. А когда Голливуд делает картину со спецэффектами, декорациями, взрывающимися машинами, то для того, чтобы там принести прибыль, нужно, чтобы посмотрело 300 миллионов человек. Норма прибыли у дешевых картин, как правило, бывает больше, чем у дорогих.

Коммерчески успешные фильмы, в соответствии с изначальными фестивальными функциями, не должны туда попадать, а если попадают, то по другим причинам?

Они попадают на фестивали, но фестиваль для них – не основная система распространения: фестиваль начинает играть роль дополнительной рекламы для проката. На всех фестивалях есть картины, которые в то самое время выходят в прокат, и их показывают для того, чтобы поддержать продвижение в прокат. А есть картины, которые если выйдут в прокат, то очень ограниченно или вообще не выйдут.

Правильно ли я понимаю, что наша изначальная мысль о том, что фестиваль существует как технология поддержания кинематографического мейнстрима, неверна?

А почему мейнстрим, а не артхаус?

У нас в качестве публичного лектора выступал Сельянов, которому мы пытались задавать вопросы о том, каково его понимание идеологически “правильного” (а значит, и коммерчески успешного) национального фильма. Он содержательно на этот вопрос не ответил, но сказал, что сейчас такая индустрия и технология национального фильма еще не сложилась, но через несколько лет сложится. Мы решили, что когда она сложится, тогда и будет центральный фестиваль, который соответствовал бы продвижению именно этой линии.

Это очень странное представление, скажу честно. Фестиваль национального кино есть, он называется “Кинотавр”, никакой идеологии национального фильма для этого не нужно. Главная проблема нашего национального кино в том, что у нас очень мало фильмов совместного производства (2-3 в год вместо 98% в других странах).

А почему это проблема?

Потому что мы не вписываемся в мировой кинопроцесс, и ограничиваем сферу своего влияния внутренним рынком. А наш внутренний рынок, как и любой другой, занят американскими фильмами. И вообще емкий внутренний рынок у нас есть разве что на телевидении.

Почему в России такое обилие фестивалей? И как они различаются?

В России нет обилия фестивалей. В Италии, например, около 500 фестивалей.

И там нет центрального?

Есть. Венецианский, фестиваль молодого кино в Турине, фестиваль фильмов Юго-восточной Азии и так далее. Есть общие, есть специализированные – есть фестиваль архивного кино в Болонье (как у нас в Белых Столбах).

У нас сейчас успешным образом проходит их дифференциация. Наиболее успешным внутренним фестивалем, на котором показываются национальные картины, оказался “Кинотавр”. Остальные в той или иной степени претендуют на роль международных, но есть локальные международные (Открытый фестиваль стран СНГ и Балтии “Киношок”, фестиваль “Окно в Европу”), а есть “большие”. Есть еще национальные фестивали документальных фильмов в Перми, в Екатеринбурге, международный фестиваль документальных фильмов “Послание к человеку”. Есть фестиваль мультипликационных фильмов, детских фильмов. Многие фестивали проводятся один раз и умирают. То есть фестивальное движение развивается нормально. И когда говорят, что у нас слишком много фестивалей – это неправда. У нас слишком мало фестивалей. И слишком небольшое количество местных властей понимают, что фестивали нужны для культурного развития. Есть и курьезные фестивали – фестиваль Тихоокеанского кино во Владивостоке.

Голливудское кино узнаваемо, там есть какие-то характеристики, по которым можно выстроить модель. А в России?

В любом типе кинопроизводства можно выстроить модель. Есть модель советского фильма и есть российские фильмы, следующие советской модели. Здесь важно, что модели американского фильма нету, а есть модель голливудского фильма – в Америке огромное количество самых разных моделей, там делается 800 картин в год, из них только 200 делается в Голливуде, а из них только 20 демонстрируется по всему миру. В этих двадцати можно определить модель, потому что они построены по принципу наибольшего охвата аудитории. Модели чередуются, следуют друг за другом. Что более модно, то и побеждает. Голливуд обслуживает весь мир, а остальные страны имеют свою национальную кинематографию, в которой выражаются самые разные тенденции, свойственные этой национальной культуре, и разные моды.

А в российском кинематографе можно выделить какие-то содержательные линии?

Можно. Была линия, связанная с чернухой, потом пошла линия легких комедий. А на самом деле они сосуществуют. Сейчас в Российском кино две конкурирующих линии: одна ориентирована на обслуживание внутренней аудитории (скажем, Говорухин, покойный Матвеев, на телевидении это “Бригада”), а вторая – на обслуживание международных кинофестивалей (это Герман, Сокуров). Линия на свою аудиторию – это “Прогулка”, “Бумер”, в какой-то степени “Старухи”; линия на международную аудиторию – “Возвращение”, “Коктебель”. Они всегда были. Была еще линия на обслуживание господствующей идеологии, а сейчас такой линии нет.

И ей нет никакой функциональной замены?

Есть господствующая “новорусская” идеология, есть некоторое новорусское кино, появившееся два года назад. Но таких произведений не так много, как я думал, что их будет. Это фильмы богатых людей и элиты про самих себя. “Прогулка” относится к этому типу фильмов. Но их два-три в год выходит, для нормальной линии этого маловато. Еще появилась линия жанрового подражательства – голливудский мейнстримовский кинематограф порождает эти подражания. Это такой кинематограф для бедных – “Антикиллер”, “Бумер”. Там звезды дешевле и машин меньше разбивается.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.