16 декабря 2017, суббота, 21:58
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

08 июня 2004, 14:40

Венера, доступная для всех

Сейчас над нашими головами происходит одно из редчайших явлений: Венера проходит по диску Солнца. За последние 300 лет прохождение Венеры по диску Солнца наблюдалось 6 июня 1761 года, 3 июня 1769 года, 9 декабря 1874 года и 6 декабря 1882 года.

«Венерианское затмение Солнца» можно увидеть на всей территории России, СНГ, стран Европы, Азии и Африки. Миллионы людей наблюдают за этим явлением, рискуя получить проблемы со зрением (офтальмологи еще задолго до начала этого события забили тревогу: без опаски смотреть на прохождение Венеры мимо Солнца можно только через специальные фильтры).

Естественно, тысячи профессиональных астрономов и любителей пытаются извлечь максимум данных из этого космического явления. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в Пулково для наблюдения будут задействованы несколько астрономических инструментов, в том числе 26-дюймовый рефрактор. Наблюдения организуются также с Петропавловской крепости и многих других обсерваторий страны. Особенно интересны для наблюдений моменты первого и последнего контакта, то есть когда диск Венеры «касается» диска Солнца в начале и конце прохождения. Наблюдая эти моменты, Михаил Ломоносов в 1761 году выдвинул гипотезу о наличии на Венере собственной атмосферы.

Однако огромное количество данных, полученных в результате прохождения Венеры мимо диска Солнца, скорее всего, не смогут дать ответы на многие загадки, которые задала нам ближайшая соседка по Солнечной системе.

Венера, являясь ближайшим к Земле космическим объектом такого масштаба после Луны, остается одной из самых загадочных планет. Так, это единственная планета Солнечной системы, собственное вращение которой противоположно направлению ее обращения вокруг Солнца. Одно из возможных объяснений – столкновение этой планеты на ранних стадиях ее формирования с крупными небесными телами. Катастрофа такого масштаба могла вполне повлечь за собою изменение ориентации оси вращения. Однако окончательного ответа ученые пока найти не могут.

Период собственного вращения Венеры близок к 243 земным суткам. Из-за «обратного» направления вращения планеты длительность солнечных суток на ней в 116,8 раз больше, чем на Земле, так что за один венерианский год восход и заход Солнца на Венере происходит всего дважды. Несмотря на то, что размер Венеры почти идентичен земному, условия на ее поверхности разительно отличаются. Температура достигает плюс 480-530°С. В атмосфере Венеры содержится в 105 раз больше газа. Давление составляет 95 атмосфер, то есть примерно столько же, сколько в земном океане на глубине 900 метров.

Еще одна непонятность: по некоторым данным, атмосфера Венеры вращается быстрее самой планеты. «Это является своеобразной загадкой, которую еще предстоит разрешить», – передает РИА «Новости» слова заместителя директора ИКИ РАН Олега Кораблева.

По-прежнему в статусе «ни подтвердить, ни опровергнуть» находится гипотеза о возможности жизни на Венере. Несколько лет назад ученые обнаружили бактерии, живущие и размножающиеся в земных облаках. То же самое может быть на Венере, где на больших высотах температура и давление аналогичны земным. Есть, правда, в венерианских облаках серная кислота, но на Земле есть организмы, процветающие в очень кислой среде. То же касается высокой ультрафиолетовой радиации и высокого давления – это не препятствие для жизни.

Космические зонды до сих пор не обнаруживали признаков жизни на Венере, поверхность которой крайне горяча, а атмосфера содержит ядовитые соединения. Но, как утверждают доктор Дирк Шульце-Макух и его коллега Лоис Ирвин из университета Техаса, атмосфера планеты является «относительно гостеприимной» и может служить средой обитания для обширных колоний бактерий. «С точки зрения астробиологии Венера не безнадежна», – пишут ученые в докладе, опубликованном в журнале New Scientist.

Используя данные, полученные российскими космическими аппаратами «Венера» и американскими зондами Pioneer Venus и Magellan, ученые исследовали скопления капель воды в облаках, окутывающих планету. «Мы точно не знаем, что они собой представляют, – говорит доктор Шульце-Макух. – Это довольно крупные частицы вытянутой формы. По размеру они такие же или чуть больше, чем микробные бактерии на Земле».

Кроме того, ученые обнаружили сульфид водорода и двуокись серы – два газа, реагирующие друг с другом и не наблюдаемые в одном месте одновременно, если только что-то не выделяет их. Они также указывают, что, несмотря на солнечную радиацию и освещенность, атмосфера планеты едва ли содержит окись углерода, следовательно, можно предположить, что она чем-то поглощается: «Микробы, обитающие в облаках Венеры, могут совмещать двуокись серы с окисью углерода или, вероятно, сульфид водорода с окисью углерода в результате обмена веществ, подобного тому, который происходил у некоторых ранних микробных форм на Земле».

Исследователи полагают, что когда-то атмосфера Венеры была значительно прохладнее, чем сейчас, и на планете могли существовать океаны. Жизнь могла зародиться в исчезнувших океанах Венеры, считает Шульце-Макух, а затем, когда возник парниковый эффект, переместиться в некие стабильные ниши.

«Думаю, что такая вероятность есть, – считает доктор Шульце-Макух. – Конечно, у нас нет полной уверенности, однако ряд данных, в том числе химического свойства, позволяет так считать. Атмосфера Венеры намного стабильнее земной и существенно от нее отличается, поэтому мы считаем, что эти частицы могут быть биологического происхождения». Впрочем, большинство ученых настроены скептически. По их мнению, приведенных аргументов недостаточно для утверждений о существовании жизни на Венере.

Ответы на многие вопросы может дать новая экспедиция на Венеру, планируемая Европейским космическим агентством ESA. Старт зонда Venus Express запланирован на ноябрь 2005 года, когда сложится наиболее благоприятная взаимная конфигурация планет. Ракета-носитель для запуска еще не выбрана, но наиболее вероятным выбором наблюдателям видится ракета-носитель «Союз» с разгонным блоком «Фрегат». Неким препятствием для полета стала необходимость согласия всех членов ЕС, в то время как Италия еще не приняла окончательного решения.

Если экспедиция все-таки состоится, то российские ученые из Института космических исследований РАН примут участие в этом проекте, сообщает РИА «Новости». «Мы примем участие в подготовке двух спектрометров, которые будут предназначены для определения температур и скорости перемещения разных слоев атмосферы нашей соседней планеты на высоте до 90 км от ее поверхности», – сказал заместитель директора ИКИ РАН Олег Кораблев.

21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко