Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2017, понедельник, 03:45
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

22 июня 2004, 07:20

Транс... Тайланд

Знакомство с курортами Тайланда у всех, кто там побывал, оставляет неизгладимое впечатление, в том числе благодаря развитой культуре трансвеститов. "Культура", а не просто "шоу" - потому что это проявляется во всех сферах жизни, в том числе в кинематографе. Директор программ Московского Международного кинофестиваля, директор Российского института культурологии, доктор искусствоведения Кирилл Разлогов пытается выяснить, откуда эта тема появилась в тайской массовой культуре и искусстве. Сегодня мы публикуем статью Разлогова "Транс... Тайланд" из сборника "Эрос и Логос", изданного в Российском институте культурологии.

В знаменитой голливудской картине, демонстрировавшейся у нас под названием “Анна и король Сиама” (1999; в оригинале — “Анна и король”, чтобы фильм можно было отличить от более ранней экранизации того же сюжета, 1946) дан традиционный образ “прививки” западной цивилизации тайскому обществу ХIX столетия, когда Тайланд еще был Сиамом. Гувернантка-англичанка (в блестящем исполнении Джоди Фостер) обращает в свою “веру” (в данном случае не столько христианства, сколько романтической моногамии) обаятельного короля, обремененного десятками жен, детей и наложниц, и — главное — его сына, от лица которого ведется повествование.

Тайланд — одно из немногих государств Юго-Восточной Азии, которым удалось избежать прямой колонизации, хотя такие попытки предпринимались. Тем интереснее проследить эволюцию тайского общества и облик, который оно предъявляет миру сегодня.

Настоящая статья не претендует на сколько-нибудь полное описание этой сложнейшей проблематики. К сожалению, она основана на весьма поверхностном знакомстве с кино Тайланда последних лет и личных впечатлениях от одной краткосрочной поездки в страну. Поскольку визит этот был скорее профессиональным, чем туристическим, автору удалось встретиться и пообщаться как с представителями национальной кинематографии, так и с европейцами и американцами, многие годы живущими в Тайланде.

Мои коллеги, уже неоднократно побывавшие на знаменитых тайских курортах, единодушно советовали не пропустить шоу трансвеститов — одну из главных туристических достопримечательностей. Эта рекомендация срезонировала с загадкой, которую я пытался разрешить уже несколько лет: почему в тайских фильмах одно из ведущих мест занимают образы транссексуалов и трансвеститов? Конечно, краткой поездки оказалось не достаточно для того, чтобы понять какие именно религиозные, мифологические и исторические мотивы лежат в основе нетрадиционной сексуальной ориентации новейшего тайского кино. Тем не менее, некоторые соображения по этому поводу хотелось бы высказать.

Среди моих невольных консультантов я особенно благодарен Нику Палевскому — американскому миллионеру, киноману и автору ряда исследований по культуре Юго-Восточной Азии, который взял на себя нелегкую миссию экскурсовода по сложному и противоречивому миру тайской культуры.

В целом, акцент на сексуальности вписывается в любимую мной сферу массовой культуры. В Тайланде создаются и картины, ориентированные на вполне традиционную сексуальность, как, к примеру, рекламно-лубочный фильм “Сайеу” (2002) — названный аналогично популярному эротическому журналу, издающемуся в Тайланде. Дело не только в поисках массового успеха, но и в своеобразном механизме компенсации в обществе, где до недавнего прошлого любая открытая демонстрация сексуальности была под строжайшим запретом. Необходимо отметить, что многие другие традиционные табу сохраняются и по сей день. Мои западные друзья осторожным шепотом говорили о коррупции в верхах, поскольку неуважительные высказывания о королевской фамилии и в настоящее время могут быть жестоко наказаны, вплоть до сметной казни.

В сфере секса — как виртуального, так и реального, — напротив, царит вседозволенность. Тайланд ориентирован на туристический бизнес, и реальные трансвеститы зарабатывают огромные деньги. Вседозволенность — это часть их ремесла, часть образа, который они создают, соответственно часть образа страны, и этот образ имеет определенное материальное выражение в довольно больших числах. Насколько это ориентировано на свою собственную культуру и на смену ее ориентации — вопрос остается открытым, поскольку в стране сохраняется (как и у нас в советское время) — своеобразный “железный занавес”, отделяющий местных жителей от иностранцев. Контакты здесь ограничены и специализированы, проникновение в пределы “туземной” культуры предельно затруднено даже для тех, кто выбрал смешанные браки (гражданские или юридически оформленные).

Будем исходить из того, что ведущую роль в данном случае играет внешняя ориентация, секс — это товар для туристов. Ключевой момент здесь — распространение туризма и его полное господство в национальной экономике (в этом смысле международный туризм — в том числе и даже в первую очередь сексуальный — играет в Тайланде ту же роль, что у нас наркотическая “игла” нефти и газа). Если не считать одиозных форм детской проституции, на рынке сексуальных услуг гетеросексуальность остается господствующей.

На экранах ситуация не столь однозначна. Конечно, не все тайское кино сводится к трансвеститам и транссексуалам, однако они занимают там весьма значительное место. Первый вопрос — является ли это результатом стремления понравиться представителям иных культур, в первую очередь западных?

Несколько лет тому назад на Миланском кинорынке (одном из самых крупных в мире) удалось посмотреть тайскую картину, которая меня тогда в известной мере озадачила. Называлась она “Железные леди” (2000; в 2003 году на экраны вышло продолжение — “Железные леди-2”) и была посвящена истории реально существующей тайской волейбольной команды, которая состоит из гомосексуалистов и трансвеститов. Картина построена как реконструкция реальной истории, она предельно проста и следует законам массовой культуры. Два главных героя (трансвеститы) решили попробовать свои силы в волейболе. Однако их отвергла мужская команда “традиционной ориентации”, хотя вновь пришедший тренер — женщина маленького роста и просвещенных взглядов — такую попытку предприняла. И тогда была собрана новая команда — будущий чемпион — исключительно из игроков нетрадиционной сексуальной ориентации (за одним исключением).

Жанр — эпическая комедия. С одной стороны, картина связана со спортом и воспевает победное шествие этой команды. С другой стороны, образы главных героев выдержаны в бытовом, комическом, а не в лирическом ключе, возвеличивающем новую чувственность. Смех вызывает долю сострадания у зрителей. В финале, когда оказывается, что “мы” победили, сочувствие перерастает в восхищение. Надо отметить, что политкорректный баланс в фильме все же соблюдается. Один из мужчин традиционной ориентации остается в команде, а тренер — женщина.

Интересно разыгрываются сюжеты, связанные с женской символикой. Один эпизод наиболее интересен — волейболисты играют плохо, потому что тренер потребовала снять макияж и другие атрибуты женственности. Когда же она понимает, что отказ от “красоты” — причина плохой игры, возврат макияжа возвещает о новых свершениях. Как только герои красятся, то тут же одерживают победу. Вывод — внутреннее состояние играет определенную роль в спортивном мире.

В финале трогательный эпизод — демонстрируется запись матчей настоящей волейбольной команды “железных леди”, которые реально играли и выигрывали чемпионаты.

“Железные леди” — симбиоз жанровый, стилистический и содержательный, на котором можно обыгрывать целый ряд постмодернистских технологий с гиперссылками, цитатами и возвратами во времени и пространстве. Здесь присутствуют и мифологические ассоциации из традиционной тайской культуры. Для постмодернистских игр возможности безграничные как на коммерческом и бытовом уровне, так и в пределах здравого смысла.

Вторую ленту такого рода автор имел возможность посмотреть, уже будучи в Тайланде. Картина демонстрировалась в ведущих кинотеатрах наряду с фильмами “Властелин колец” и “Гарри Поттер”. Более того, в этом контексте блокбастеров она была единственной тайской кинолентой и показывалась с английскими субтитрами, то есть и для иностранцев.

Название говорило само за себя — “Спасти рядового Тутси”. Оно содержало ссылки на две классические голливудские ленты. В фильме “Тутси” безработный актер (Дастин Хоффман) переодевался в женское платье и делал головокружительную карьеру. В картине Стивена Спилберга “Спасти рядового Райана” воспевалось мужество американских военных, готовых на все ради спасения “своего” рядового.

В тайском фильме ведущей силой, средой обитания оказывается армия. Пусть в реальной жизни она еще более проникнута гомосексуализмом, чем сфера туризма, на экране она представляется как островок чистой мужественности. На этом фоне сексуальной нетерпимости скандальным выглядит один из центральных персонажей — это сын кадрового офицера. Молодой человек — открытый гомосексуалист. Отец его третирует, прогоняет, против него воюет и подвергает остракизму. Военный человек никак не может примириться с нетрадиционной сексуальной ориентацией отпрыска.

“Спасти рядового Тутси”, как и “Спасти рядового Райана”, - в целом приключенческая картина. Солдаты выводят из окружения группу трансвеститов и транссексуалов. В центре оказывается налаживание отношений между военными и людьми, чуждыми им. Основой взаимопонимания становится не столько взаимное эротическое влечение, сколько идея терпимости. Гомосексуалисты — “тоже люди” и к ним нужно относится по-человечески.

Баланс терпимости, также как и в “Железных леди”, переходит в пафос. Герои оказываются людьми не второго сорта, а людьми “с большой буквы”. Они несут высокие нравственные ценности, которых армейская жизнь по той или иной причине лишена. В конце фильма восстанавливаются связи сына с отцом, индивида с обществом. Благодаря “прививке” иной сексуальной ориентации оказывается, что мир людей обогащается. При этом сохраняется снисходительное, насмешливое отношение к трансвеститам и гомосексуалистам. Взгляд зрителя — взгляд извне, с позиции “нормальных людей”. “Мы” смотрим на “них”. Они — хорошие люди со своими достоинствами и недостатками. Процесс уподобления себя персонажам (являющийся одним из основных психологических процессов при просмотре кинофильма) по отношению к нетрадиционным героям в полной мере не включается…

В случае с “Железными леди” зал вовлечен в происходящие на экране действия, так как спортивные соревнования, стремление к победе стимулируют сопереживание. В случае второй картины такое вовлечение отсутствует. Герои воспринимаются как симпатичные люди, однако в какой-то степени как уроды. Что касается “Рядового Тутси”, я не знаю, как сложилась его фестивальная судьба, но думаю, что невиданный зрительский успех в стране вряд ли приведет к аналогичному коммерческому результату за ее пределами, так как тематика фильма более специфическая и возможности сопереживания ограничены. За фестивальный круг эта картина вряд ли выйдет, как и “Сайеу”, представляющая образ восточного туристического подхода к демонстрации прелестей не только своей страны, но и отдельных наиболее привлекательных ее жителей обоего пола.

Хочется отметить классическую картину Тода Браунинга “Уроды” (1930). Эта скандально знаменитая американская лента была построена на том, что физически красивые люди — моральные уроды, а физически уродливые люди — морально безупречны и духовно прекрасны. Когда все уроды, собранные вместе, скандируют физически красивой героине: “Ты одна из нас!”, она с рыданиями убегает. Ощущение того, что ты тоже — один из них, не возникает ни у создателей фильма “Спасти рядового Тутси”, ни у зрителей. Тем ни менее сочетание драматического сюжета с комическими акцентами играет определенную стилистическую роль и выводит тематику нетрадиционной сексуальной ориентации в русло широко популярного коммерческого кино, в том числе в самом Тайланде.

Я уже отмечал одно из объяснений, которое мне давали люди, живущие в Тайланде, как тайцы, так и американцы и европейцы: повышенное внимание к сексуальной проблематике, в том числе к трансвеститам и транссексуалам, в последние годы является результатом ликвидации цензуры. Ранее это было запрещено, преследовалось по закону, и о том, чтобы воплощать такую тематику на экране, не могло быть и речи. Изменились ситуация и законодательство. Запретный плод стал разрешенным, массовым, популярным и приносящим прибыль.

На мой взгляд, это — слишком простое объяснение. В историческом плане — оно обосновано. Однако, с одной стороны, такая трактовка рассчитана на экспорт, на предъявление товара, который Тайланд может предоставить туристу. Детскую проституцию не будешь афишировать, хотя она является одним из основных экзотических товаров этого региона мира. Вместе с тем, это определенная перемена декораций во внутренней ситуации, когда из изгоев трансвеститы и гомосексуалисты становятся своеобразными героями, участниками и организаторами публичных представлений, частью шоу-бизнеса. Появление таких картин характерно и в международном контексте. Так как пробиться на мировой кинорынок картинам из Юго-Восточной Азии сложно, была сделана ставка на сексуальную экзотику. “Железные леди” пользовались международным успехом, не превосходящим голливудские показатели, но достаточным, чтобы тайское кино присутствовало на мировых экранах: и на фестивалях и в прокате. Появление сиквела “Железные леди-2” — наглядное свидетельство тому, что продолжение следует.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:50 Сборная РФ по прыжкам на лыжах с трамплина поедет на ОИ-2018
20:24 Лариса Гузеева попала в базу данных «Миротворца»
20:03 Нетаньяху попросил Эрдогана не читать лекции о морали
19:45 США пообещали «взяться» за Северную Корею
19:27 Исполком IBU ограничил в правах Союз биатлонистов России
19:04 «Спартак» разгромил ЦСКА в 20-м туре чемпионата России
18:47 Участники марша в Киеве выдвинули требования к Раде
18:31 В Осло вручили Нобелевскую премию мира
18:07 Саакашвили подал в суд на генпрокурора Украины
17:49 Россия упустила бронзу в женской эстафете на этапе КМ по биатлону
17:32 Кандидаты в сборную РФ по тяжелой атлетике сдадут экзамен о допинге
17:05 Эрдоган назвал Израиль террористическим государством
16:40 СМИ анонсировали новую проверку российских футболистов на допинг
16:09 Марш за импичмент Порошенко собрал 2,5 тысячи человек
15:42 Биткоиновые миллиардеры анонсировали 20-кратный рост курса криптовалюты
15:09 Россия не попала в призеры мужской эстафеты на этапе КМ по биатлону
14:58 Минобороны ответило на обвинения Франции в присвоении победы над ИГ
14:35 Сторонники Саакашвили вышли в Киеве на марш против Порошенко
14:16 ЛАГ не согласовала санкции против США из-за Иерусалима
13:50 На «Артдокфесте» сорвали показ фильма о Донбассе
13:33 Украинский замминистра назвал целью Киева «раздробить Россию»
13:10 Российский конькобежец установил мировой рекорд
12:50 Треть опрошенных россиян никогда не читали Конституцию
12:27 Ежегодный объем взяток в мире оценили в триллион долларов
12:02 В МОК предложили проводить Олимпиады без флагов
11:46 Биткоин просел ниже 14 тысяч долларов
11:33 Премьер Израиля обвинил Европу в лицемерии
11:11 Росприроднадзор объяснил неприятный запах в Москве
10:50 Европарламент отметил «милитаризацию» Крыма и Калининграда
10:33 ФАС отказалась проверять жалобы на предновогоднее подорожание продуктов
10:15 Украину признали самой бедной страной Европы
09:58 В Якутии объявлен траур по девяти жертвам ДТП
09:29 Труппа балета «Нуреев» потребовала освободить Серебренникова
09:01 ЛАГ призвала мир признать границы Палестины
09.12 21:08 Тысячи посылок застряли на границе из-за эксперимента таможни
09.12 20:36 В Петербурге арестован планировавший теракт таджик
09.12 20:17 Министр обороны Великобритании заявил о «прохладной войне» с Россией
09.12 19:58 Минобороны обвинило ВВС США в создании помех уничтожению ИГ
09.12 19:30 Мужская сборная России по керлингу не квалифицировалась на Игры-2018
09.12 19:03 В МИДе ответили на угрозу санкций из-за РСМД
09.12 18:42 В Париже простились с Джонни Холлидеем
09.12 18:22 Зюганов прокомментировал слова Трампа о коммунизме на коленях
09.12 16:42 Российские саночники и керлингисты решили ехать в Пхенчхан
09.12 16:22 Российские фигуристки взяли золото и серебро в финале Гран-при
09.12 16:12 Ходорковский заявил о поддержке Навального и Собчак
09.12 15:50 Источники рассказали о предложении Москвы заключить с США пакт о невмешательстве
09.12 15:33 Власти Ирака объявили о победе над ИГ
09.12 15:15 В Сан-Франциско перевернулся автобус с почти 30 пассажирами
09.12 14:43 Стали известны имена убитых в Ставрополе боевиков
09.12 14:28 Москва увековечит память Броневого
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.