Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 декабря 2017, понедельник, 17:55
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

24 июня 2004, 12:45

Брат Франкенштейн

На фестивале "Кинотавр" было несколько фильмов, которые хороши сами по себе и, что мне особенно всегда нравится, взращены на такой благодатной почве, которая вместе с создателями трудится над тем, чтобы картина, её обаяние и некоторая атмосфера вокруг неё получилась удивительно полифонической. Как будто, например, Иоганн Бах на первоклассном инструменте взял всеми десятью пальцами аккорд и еще двумя ногами нажал со всей силы на педали, если они, конечно, на органе есть. Если к органам не приделывают педали – это очень плохо. Почти также плохо, как то, что кабинеты врачей не всегда снабжены скелетами. А в каждом кабинете обязан стоять скелет. Например, в венгерском фильме “Контроль” (реж. Нимрод Антал) – у психиатра есть скелет, он стоит рядом со стулом пациента. Если бы я был режиссером и снимал фильмы про поликлинику, у меня бы даже в кабинете стоматолога стоял скелет, при этом я бы не стеснялся упоминать, кто навел меня на такие мысли. И это бы не было не постчего-то такое, не литературщиной, потому что кто так думает – тот человек плоский, он глубину аккорда просто не слышит.

“Брат” как архетип

“Мой сводный брат Франкенштейн” В. Тодоровского и “Шиza” Г. Омаровой обязательно напомнят о “Братьях” Балабанова. И будут поэтому сопровождаться шухером на тему: стало ли меньше-больше ксенофобии по сравнению с балабановскими фильмами, почему Сельянов и Сергей Бодров-старший участвовали в создании казахского “Брата” и т.п. На пресс-конференциях фестиваля журналисты и критики очень любят рассуждать о таких вещах. Одно из самых бурных обсуждений состоялось после картины “Я люблю тебя” О.Столповской и Д.Троицкого. Обсуждали тему гомосексуализма и отношения к нему в обществе и в фильме. Отношением остались довольны. В кино к гомосексуализму относились лучше, чем к жизни. Это хорошо. Если бы время обсуждений было не ограничено, кинокритики могли бы об этом говорить в течение нескольких дней.

А фильмы Тодоровского и Омаровой просто очень хорошие.

Мой cводный брат Франкенштейн

Живет семья – папа-Ярмольник, мама-Яковлева, сын и дочка. У папы обнаруживается незаконнорожденный взрослый сын (играет Даниил Спиваковский), которого на войне покалечило, а мать умерла. Он и приехал в Москву жить к папе и его семье. Про папу он сам придумал историю, будто тот секретный физик, который изобрел смертельное лазерное оружие. Придумал и поверил в это, любит папу как батю и как героя невидимого фронта. Любит его семью и пытается её защитить, ему кажется, что за ними следят враги. Вся семья с ума сходит, потому что, хоть он пока и послушный, но очень уж непредсказуемый. Хорошо к нему относится только дочка, потому что она такой же ребенок, как и он. А все остальные, когда он просит вставить себе вместо потерянного на войне глаза - бриллиантовый, - просто на стенку лезут. Сын показывает друзьям фильм “Франкенштейн”, в котором играет Борис Карлофф, чтобы те оценили, насколько его одноглазый брат на него похож. Со временем брат от пассивной защиты переходит к активной, и все это заканчивается для него так же трагически, как для прототипа.

Сценарист фильма Геннадий Островский сказал, что сначала хотел назвать свою работу “Война” (Балабанову привет), но потом узнал, что такой фильм уже есть у Балабанова (опа!). Мне кажется, что упоминание в названии и в самом фильме Франкенштейна оказалось очень к месту. Это как-то здорово участвует в создании той глубины и т.п., о чем я писал в начале. Но на пресс-конфереции выяснилось, что даже журналисты-кинокритики толком не знают, кто такой Франкенштейн, первый раз видели Бориса Карлоффа и т.п. Мне кажется поэтому уместным засандалить здесь большой кусок из очень интересной книги Стивена Кинга (не беллетристика). Мне кажется, прочитать хотя бы этот кусок будет любопытно не только небезнадежным журналистам, но и самим авторам фильма. Мне бы, во всяком случае, было бы интересно.

Стивен Кинг. Пляска cмерти (Danse Macabre). 1981. Пер. О.Э.Колесникова

… эти три романа (т.е. “История доктора Джекила и мистера Хайда” Р.Стивенсона, “Дракула” Б.Стокера и “Франкенштейн” М.Шелли – ОП) - нечто особенное. Они образуют фундамент того небоскреба книг и фильмов - этой готики двадцатого столетия, которая известна как “современный жанр ужасов”. Больше того, в центре каждого из них находится (или таится) чудовище, принадлежащее к той структуре, которую Берт Хетлен … назвал “бассейном мифов”; в этот бассейн художественной литературы погружены мы все, даже те, кто не читает книг и не ходит в кино. Словно в колоде карт Таро, там есть яркие представители зла, его символы: Вампир, Оборотень и Безымянная Тварь.

Так что когда ищут причину, которая превратила красноречивого монстра Мэри Шелли, с его образованием, полученным из “Страданий юного Вертера” и “Потерянного рая”, в популярный архетип, наилучшим ответом будет - фильмы. Бог свидетель: кино превращает в архетипы самых неподходящих субъектов.

Впрочем, здесь мы не рассматриваем ни Героя Войны, ни Сильного и Немногословного Защитника Спокойствия; мы обсуждаем другой чрезвычайно популярный архетип - Безымянную Тварь. Ибо если какой-нибудь роман сумел пройти дистанцию книга - фильм - миф, так это “Франкенштейн”. Он стал сюжетом для одного из первых “сюжетных” фильмов, когда-либо созданных, - одночастной картины, в которой в роли чудовища снимался Чарлз Огл. Руководствуясь своим представлением о монстре, Огл рвал на себе волосы и, очевидно, вымазал лицо полузасохшим “бисквиком”. Продюсером фильма был Томас Эдисон (! – ОП).

… Итак, вначале было кино - но какая сила превращает “Франкенштейна” в фильм, и не один раз, а снова, снова и снова? Один из возможных ответов: сюжет, хотя и постоянно изменяемый (хочется сказать - извращаемый) кинематографистами, содержит удивительную дихотомию, которую вложила в него Мэри Шелли: с одной стороны, писатель ужасов есть агент нормы, который хочет, чтобы мы искали и уничтожали мутантов, и мы чувствуем ужас и отвращение, испытываемое Франкенштейном по отношению к созданному им безжалостному, страшному существу. Но, с другой стороны, мы понимаем, что чудовище не виновато, и разделяем страстное увлечение автора идеей tabula rasa.

… большинство режиссеров, обращавшихся к Франкенштейну (за исключением тех, кто снимал исключительно юмористические картины), осознавали эту дихотомию и пытались ее использовать. Найдется ли режиссер с душой настолько остывшей, что ему никогда не хотелось, чтобы монстр спрыгнул с горящей ветряной мельницы и затолкал факелы в глотки невежественных тупиц, которые из кожи лезут, чтобы его прикончить? Сомневаюсь. Если такой и существует, то это поистине жестокосердый человек.

Даже по Библии не снято столько фильмов, сколько по “Франкенштейну”. … Миллионам американцев известно это имя…, но большинству даже невдомек, что Франкенштейн - это имя создателя чудовища, а не самого чудовища; и этот факт служит еще одним доказательством, что книга стала частью американского бассейна мифов, а не чужда ему. Это все равно, что сказать, будто Билли Кид (знаменитый главарь банды из Калифорнии. О нем созданы десятки вестернов) на самом деле был неженкой из Нью-Йорка, носил котелок, болел сифилисом и, вероятно, большинство своих жертв убил выстрелом в спину. Людей интересуют такие факты, но они инстинктивно чувствуют, что сейчас это не важно - если вообще было когда-то важно. Есть одна особенность, делающая искусство силой, с которой приходится считаться даже тем, кто об искусстве не думает, - это та систематичность, с какой миф поглощает правду.., и при этом не страдает ни отрыжкой, ни несварением желудка.

Что касается систематичности

Когда наблюдаешь за какими-то повторами, что в кино (из сюжета в сюжет), что в жизни (из ситуации в ситуацию), то приходишь к выводу, что жизнь самовоспроизводит себя по каким-то периодическим законам. В результате на каждой пресс-конферении после фильма самовоспроизводится такая ситуация, когда критики-журналисты вынуждают создателей фильмов делать такие заявления:

  • “Да, мы считаем, что если наша картина приведет к тому, что одним Франкенштейном станет меньше (или больше), то наша задача выполнена” (к/ф “Мой брат Франкенштейн”),
  • “Да, мы считаем, что если в результате нашей картины ксенофобии станет меньше (или больше), то наша задача выполнена” (к/ф "Я люблю тебя"),
  • “Да, мы считаем, что если в результате нашей картины отношение к гомосексуализму будет лучше (хуже), то мы со своей задачей справились” (к/ф “Я люблю тебя”),
  • “Да, мы считаем, что если в результате нашей картины отношение к слепоглухонемым изменится, то мы со своей задачей справились”. (к/ф “Ночь светла”, режиссер Балаян)

Это такой твердый закон самовоспроизводства, что просто удивительно! Не может же быть, что такие задачи ставило бывшее Госкино, помогавшее деньгами. Зачем же все так говорят? Деньги Госкино, все равно, возвращать уже не надо. Есть в этом что-то архетипическое, как сам Франкенштейн, только уже из нашего отечественного бассейна мифов, как например фильм “Брат”.

Назад к Франкенштейну

Мне кажется, что наш кинематограф просто обречен и дальше обращаться к образу Франкенштейна напрямую или так, как в фильме Валерия Тодоровского. И это будет приносить радость не только таким благодарным зрителям, как Вова Белобров и я, но и журналистам и кинокритикам. Потому что образ Франкенштейна – очень благодатная почва для таких обсуждений, как

“Франкенштейн и гомосексуализм”:

  • как у него с этим делом?
  • а как у его создателя с этим делом?
  • а не для этого ли и был создан Франкенштейн своим создателем, чтобы это самое?
  • не изменится ли после того, как обыватели затравили Франкенштейна, отношение общества к гомосексуалистам?
  • Или для таких обсуждений, как

    “Франкенштейн и ксенофобия”:

    • учит ли эта история терпимости или разжигает ненависть к чужакам?
    • а какой он национальности, если сшит из разных кусков? Стал ли он, таким образом, новой человеческой общностью или какие-то его члены или внутренние органы вздоминировали? Если вздоминировали – то какие и почему?
    • не еврей ли он?
    • Лично я думаю, что люди должны делать так, чтоб всем было хорошо. Поэтому спасибо Валерию Тодоровскому! Спасибо Спиваковскому, без него фильм бы получился другой! Спасибо всем, кто этот фильм сделал! И дорогие кинематографисты, снимите, пожалуйста, что-нибудь еще про Франкенштейна!

      Обсудите в соцсетях

      Система Orphus

      Главные новости

      17:45 МЧС предупредило москвичей о надвигающейся непогоде
      17:27 Посол Молдавии отозван из России в Кишинев
      17:02 В Белом доме признали прогресс в отношениях с Россией
      16:54 Лидеру SERB не дали засудить Навального за испорченный День России
      16:47 Рогозин встретился в Сирии с Асадом
      16:37 Горячий чай связан с понижением риска глаукомы
      16:24 Умер глава международного «Мемориала» Арсений Рогинский
      16:09 Обаму обвинили в развале дела о причастности «Хизбаллы» к торговле наркотиками
      15:35 Россию и Китай в США назвали странами-ревизионистами
      14:54 Москва обвинила Киев в своем уходе из центра по контролю минских соглашений
      14:37 Поджигателя кинотеатра перед показом «Матильды» отправили на принудительное лечение
      14:23 У озера Лох-Несс найдена могила бронзового века
      14:04 Илья Яшин подаст в суд на мэра Москвы Сергея Собянина
      14:03 Песков отказался обсуждать наказание Улюкаева
      14:00 Навальный подаст документы на регистрацию в ЦИК
      13:55 Песков призвал к сотрудничеству ЦРУ и ФСБ
      13:07 Генпрокуратура затребовала на Украине предполагаемого убийцу Пола Хлебникова
      13:05 ЦИК запустил обратный отсчет до выборов президента РФ
      12:50 На островном «дальневосточном гектаре» устроят площадку для квестов
      12:41 Apple закроет музыкальный магазин iTunes
      12:39 Число гимназистов «Сколково» удвоится к 2021 году
      12:34 «Сколково» представил целевые показатели на 2020 год
      12:25 Спустя 130 лет редкая бабочка вновь встретилась энтомологам
      12:13 Каддафи-младший решил возглавить Ливию и призвать на помощь ООН
      12:02 Россельхознадзор разрешил поставки шпрот из Латвии и Эстонии
      11:41 Минфин простит долги предпринимателям
      11:21 Саакашвили отказался отвечать на вопросы украинских прокуроров
      11:20 Новым «Звездным войнам» не хватило шага до кассового рекорда
      10:54 СМИ узнали о возможном выделении 19 трлн рублей на перевооружение армии
      10:31 Саакашвили изложил свою версию истории письма к Порошенко
      10:29 Власти Рима отменили указ об изгнании Овидия
      10:28 США потратят 200 млн долларов на сдерживание России
      10:06 Три НПФ продали акции Промсвязьбанка до объявления о его санации
      10:02 В Израиле умерла любимая учительница Путина
      09:45 Полиция обыскала дом написавшей о слежке за Россией журналистки
      09:41 Правозащитники рассказали о просьбах Улюкаева в СИЗО
      09:26 Еще одна биржа в США начала торговать фьючерсами на биткоины
      09:15 На Дальнем Востоке появится новая армия
      09:05 Депутаты ГД предложили штрафовать стритрейсеров на миллион рублей
      08:45 Посол РФ в США в Вашингтоне встретится с замгоссекретаря
      08:22 60 нацгвардейцев пострадали при столкновении со сторонниками Саакашвили
      08:07 В ЦРУ отказались обсуждать помощь в предотвращении теракта в Петербурге
      07:50 18 декабря официально началась президентская кампания
      17.12 21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
      17.12 20:27 Компания Ковальчука претендует на крымский завод шампанского «Новый свет»
      17.12 20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
      17.12 19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
      17.12 19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
      17.12 18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
      17.12 18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
      Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

      Редакция

      Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
      Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
      Телефон: +7 495 980 1894.
      Яндекс.Метрика
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации
      Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
      Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
      средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
      При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
      При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
      Все права защищены и охраняются законом.
      © Полит.ру, 1998–2014.