29 марта 2024, пятница, 05:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 июля 2004, 01:07

Рейтинг президента и дрязги в КПРФ

 

Рейтинг В.Путина: возвращение к «норме»

Политика

В ходе еженедельных общероссийских опросов населения по репрезентативной выборке в 200 населенных пунктах 63 областей, краев и республик России нашим согражданам задается вопрос: «ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ СОСТОЯТСЯ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА С УЧАСТИЕМ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОЛИТИКОВ. ЗА КОГО ИЗ ЭТИХ ПОЛИТИКОВ ВЫ БЫ ПРОГО­ЛОСОВАЛИ?» В список, который предъявляется респонденту, включаются фамилии политиков, имеющих высокий «рейтинг доверия» (то есть тех, кого участники предыдущих опросов чаще всего называют, когда их спрашивают, кому из политиков они доверяют).

С декабря 1999 года в этом перечне постоянно присутствует фамилия нынешнего президента.

В 2000-2001 годах средний рейтинг Путина составлял 46%. После событий 11 сентября 2001 года, когда российский президент выступил за активное противодействие международному терроризму совместно с США и странами Запада, его рейтинг вырос до 50%. В 2002-2003 годах средний рейтинг Путина оставался на уровне 49-50%.

В январе-феврале 2004 года, накануне президентских выборов, когда российский электорат был мобилизован, средний рейтинг Путина достиг 71%. Гипотетический вопрос о голосовании в «ближайшее воскресенье» тогда стал актуальным: респонденты отвечали, за кого из претендовавших на пост главы государства политиков они действительно хотели проголосовать на предстоявших выборах.

После выборов рейтинг Путина стал возвращаться к «норме». В марте-апреле он составил в среднем 56%, в мае — 54%, в июне — 52%. По данным опроса от 3 июля, за российского президента были готовы проголосовать 49%, по данным опроса от 10 июля — 50% наших сограждан. Фактически рейтинг вернулся к своим обычным значениям — тем, которые были до предвыборной кампании.

Следует отметить, что статистическая погрешность при измерении электоральных рейтингов — до 2,5%. Колебания в этих пределах нельзя интерпретировать как повышение или снижение рейтинга.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения в 200 населенных пунктах 63 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 2,5%. 3 и 10 июля 2004 года. По 3000 респондентов.

Что произошло в КПРФ?

Политические партии: КПРФ

О событиях, произошедших недавно в КПРФ, «знают» или «что-то слышали» всего 37% россиян. Среди тех, кто голосовал за коммунистов на парламентских выборах, информированы о событиях в компартии 62%.

Респондентов попросили объяснить, что же именно произошло в КПРФ (вопрос задавался только тем участникам опроса, которые заявили, что в той или иной мере осведомлены о событиях).

Чаще всего (13%) опрошенные характеризовали случившееся как раскол («они разделились на две группы», «образовалась вторая ветвь КПРФ»).

10% считают, что внутри КПРФ идут «дрязги», конкурентная борьба за власть и за деньги («делят сферу влияния», «передел власти», «дележ денег…», «идут разборки», «не поделили что-то»).

8% истолковали произошедшее в КПРФ как смену лидера («выгнали Зюганова», «перемена власти»).

2% опрошенных просто констатировали, что состоялся съезд партии. Некоторые заявили, что прошли «два параллельных съезда».

Еще 2% респондентов не ограничились описанием недавних событий в КПРФ, а высказали свое мнение о причинах, подоплеке случившегося: некоторым кажется, что все произошедшее — «результат провокации» («Кремль их расколол»), другие думают, что все это — закономерный итог плохой работы, ошибок Зюганова («Зюганов неправильно себя повел», «Зюганов неправильную политику ведет»).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 10 июля 2004 года. 1500 респондентов.

Кто лучше Г.Зюганова?

Политические партии: КПРФ

По данным последнего опроса, 31% респондентов относятся к Зюганову отрицательно и лишь 20% — положительно (43% опрошенных заявили о безразличии к этому политику).

Каждый третий участник опроса (32%) думает, что среди политиков с коммунистическими взглядами есть люди, которые могли бы лучше, чем Зюганов, руководить КПРФ, способствовать повышению ее авторитета (18% полагают, что таких людей в коммунистическом стане нет). В рядах сторонников КПРФ также преобладает мнение, что Зюганову есть альтернатива (47% против 28%, соответственно).

Кто же мог бы руководить КПРФ лучше, чем ее многолетний лидер? Большинство респондентов, считающих, что такие люди есть, не смогли назвать конкретных имен. Список «кандидатов» на место нового главы компартии, предложенных участниками опроса, оказался таким (данные в % от числа всех опрошенных).

  • Н.Харитонов — 6%
  • С.Глазьев — 2%
  • Д.Рогозин — 1%

С.Савицкая, Г.Селезнев, Г.Семигин и В.Тихонов набрали менее чем по 1% голосов.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 10 июля 2004 года. 1500 респондентов.

Россияне поддерживают малый бизнес

Бизнес

По мнению 44% респондентов, сейчас в России условия для развития малого бизнеса неблагоприятные (34% считают их благоприятными). В то же время отмечается позитивная тенденция: 34% опрошенных полагают, что сегодня, по сравнению с тем, что было 3-4 года назад, условия для развития малого бизнеса стали лучше (24% не наблюдают каких-либо перемен, а 16% кажется, что условия ухудшились).

Надо ли, по мнению респондентов, создавать благоприятные условия для развития малого бизнеса? Участники опроса почти единодушно (79%) выступили за создание таких условий (против — только 8%).

Россияне поддерживают малый бизнес главным образом потому, что видят позитивные результаты его деятельности: 58% респондентов отмечают, что сегодня малый бизнес влияет на экономическое положение их региона (37% оценивают это влияние как значительное, 21% — как незначительное), и 52% говорят, что это влияние — положительное.

К мелким предпринимателям, к людям, занимающимся малым бизнесом, подавляющее большинство россиян (79%) относятся позитивно. Плохо относятся к ним 10% опрошенных. Среди россиян моложе 35 лет практически все (90%) демонстрируют положительное отношение к тем, кто занимается малым бизнесом. Среди тех, кому больше 55 лет, также преобладает позитивное отношение к мелким предпринимателям (61%), хотя довольно часто встречается и отрицательное (19%). Частично это может объясняться тем, что у большинства представителей старшего поколения (58%) среди друзей, родственников, знакомых нет кого-либо, кто бы занимался бизнесом. А у большей части молодых россиян (74%) в окружении есть мелкие бизнесмены.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 10 июля 2004 года. 1500 респондентов.

Светлый образ предпринимателя

Бизнес

«КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ ЛЮДИ ЗАНИМАЮТСЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ, КАКИЕ КАЧЕСТВА ИХ ОТЛИЧАЮТ?» — на этот вопрос ответили 73% респондентов. Большинство ответивших (55%) назвали положительные качества, лишь 8% — отрицательные, а 13% дали или нейтральные, или противоречивые характеристики.

В положительном портрете доминируют две черты: предприимчивость (28%) и сила личности (27%). В глазах респондентов человек, занимающийся малым бизнесом, прежде всего упорный, напористый, решительный, бесстрашный, «сильный духом», умеет и любит работать, обладает «деловой хваткой», высокой трудоспособностью, активен, инициативен, энергичен, имеет организаторские способности.

15% уверены, что у мелкого предпринимателя «есть голова», т.е. не только образование, знания, но и определенная «смекалка», «талант», а кроме того, развита интуиция, есть «чутье».

Некоторые из опрошенных отмечают, что предприниматели «умеют общаться», «коммуникабельны», при этом могут хорошо и убедительно говорить (3%).

Дополняют привлекательный образ делового человека такие черты как оптимизм и «надежда на будущее» (1%).

Негативный образ бизнесмена выглядит так: корыстный, алчный, жадный, грубый, злой, заносчивый, лживый и беспринципный человек, близкий к криминальной среде («бывшие или в будущем судимые»). Критически относящиеся к предпринимателям респонденты уверены, что малым бизнесом занимаются «халявщики», «те, кто не хочет работать на предприятиях».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 10 июля 2004 года. 1500 респондентов.

Почему начинают заниматься малым бизнесом

Бизнес

По данным опроса, у 6% россиян есть собственный бизнес. Каждый третий респондент (31%) хотел бы заняться бизнесом (среди респондентов моложе 35 лет таких большинство — 55%). Однако по большей части народ в бизнесмены не стремится (57%). Понятно, что среди пожилых людей доля тех, кто не хотел бы иметь свой бизнес, наибольшая (87%).

Почему же, по каким причинам люди начинают заниматься малым бизнесом, что ими движет?

Большинство опрошенных (75%) сходятся во мнении, что мотивацией к этому выступает желание человека «жить лучше», обрести независимость, самостоятельность, самореализоваться да и просто полноценно работать, «жить, а не спать». А пятая часть наших сограждан (20%) полагает, что основной движущей силой, заставляющей людей заниматься мелким предпринимательством, является неблагоприятная экономическая и социальная ситуация в стране: безработица, бедность, низкая зарплата.

Рассмотрим подробнее первую группу ответов.

Чаще всего главной причиной, по которой люди начинают заниматься малым бизнесом, респонденты называют деньги. В соответствии со своей установкой по отношению к малому бизнесу участники опроса используют для обозначения этой причины разные слова: 50% говорят о желании людей «выжить», «заработать», «обеспечить семью», а 7% — о «жажде наживы, обогащения», стремлении заняться «спекуляцией», «нажиться за счет бедных людей», «наворовать», «всех ободрать», «загрести побольше денег ценой малых затрат».

8% опрошенных полагают, что заниматься бизнесом начинают те, у кого есть соответствующий потенциал: первоначальный капитал, образование, «деловая жилка», энергичный характер («если есть у человека потенциал, если есть мозги», «лежит душа к бизнесу», «есть материальная база»).

5% респондентов говорят о стремлении людей к независимости от государства, начальства, к материальной независимости вообще («тяга к экономической свободе», «хотят работать на себя, а не на дядю», «сам свою копейку можешь планировать»).

Еще 5% наших сограждан добавляют, что людьми движет желание «найти свое место в жизни», «осуществить свои стремления», реализовать возможности, «самоутвердиться в жизни».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 10 июля 2004 года. 1500 респондентов.

Что мешает малому бизнесу

Бизнес

Бизнесом занимается небольшая доля населения. Что же мешает людям заниматься малым бизнесом? Какие для этого существуют препятствия?

Первое препятствие, по мнению участников опроса, это нехватка денежных средств: 28% респондентов говорят об отсутствии первоначального капитала, и еще 2% — о трудностях получения кредита («отсутствие реальных беспроцентных кредитов»; «проблемы взять кредит и раскрутиться»).

21% опрошенных сетуют на бюрократизм, взяточничество чиновников, несовершенство законов и различные препятствия, придирки со стороны властей («административная волокита», «чиновничий произвол, поборы», «законодательство слабое, все противоречивое», «менты», «санэпидемстанция и другие конторы», «проверки, органы»).

По мнению 20%, занятию малым бизнесом препятствуют ошибки в политике государства и недостатки налоговой системы.

10% считают, что бизнесом мешают заниматься «бандиты», «рэкет» и безразличие властей, отсутствие защиты и поддержки с их стороны.

5% опрошенных упомянули экономические проблемы: давление крупного бизнеса, конкуренцию на рынке товаров и услуг, высокий уровень цен, в том числе на горючее и аренду помещений, трудности с реализацией продукции, особенно сельскохозяйственной, низкие закупочные цены.

14% уверены, что заниматься малым бизнесом людям мешают исключительно субъективные факторы: боязнь риска, незнание того, как надо вести дело, отсутствие необходимых деловых навыков, лень, нерешительность, слабое здоровье или преклонный возраст.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 10 июля 2004 года. 1500 респондентов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.