17 декабря 2017, воскресенье, 09:29

18 июля 2004, 09:57

Новое направление удара

“Недавно я услышал где-то,
Что скоро прилетит комета,
И вот тогда мы все умрем…”

Майк Науменко

Российское государство все время ищет врагов. На эту роль назначают то чеченских сепаратистов, то ползущую на Восток НАТО, то излишне активных олигархов. Между тем, существует противник куда более страшный. При этом с ним, действительно, бесполезно вести переговоры.

Этот враг – опасные для Земли астероиды и кометы. Эта угроза существует не только в полноэкранных фантазиях голливудских режиссеров. В пределах Солнечной Системы есть тысячи объектов, чье движение в какой-то момент может пересечься с орбитой Земли.

Чисто математический парадокс. Вероятность столкновения с кометой или крупным метеоритом ничтожно мала. Однако последствия такой “встречи” будут настолько кошмарны, что каждый из нас рискует погибнуть от космической атаки примерно в той же степени, что и стать жертвой автомобильной аварии.

Десять лет назад, произошла катастрофа космического масштаба. С 16 по 22 июля 1994 года Юпитер был атакован раздробленной кометой Шумейкер-Леви-9. Двадцать две ледяных глыбы размером от нескольких сот метров до трех километров бомбардировали планету со скоростью более 60 километров в секунду.

По расчетам физиков, мощность произошедшего взрыва была равна примерно 250 000 000 бомб, сброшенных на Хиросиму. Если бы на месте огромного и безжизненного Юпитера оказалась бы Земля, то вряд ли на нашей планете осталось бы хоть что-то, напоминающее человеческую цивилизацию.

Катастрофа на Юпитере вызвала всплеск интереса к астероидной угрозе. Эта тема начала выходить за рамки чистой науки. Вероятность столкновения Земли с подобной кометой ничтожно мала. Но она отнюдь не равна нулю. И что самое страшное – невозможно предсказать, когда именно произойдет такое столкновение – через миллион лет или через полвека.

“По большому счету астероидно-кометная опасность является самой грозной из всех природных опасностей, угрожающих человечеству. Этой проблеме начинают уделять все большее внимание в научных, общественных и правительственных кругах ведущих стран мира, в целом ряде которых на государственном уровне приняты программы работ в области планетарной защиты”,

- заявил в интервью “Полит.ру” Анатолий Зайцев - генеральный директор “Центра планетарной защиты”.

Организация с подобным названием могла бы восприниматься с долей иронии (дескать, “защитники планеты” - это скорее сюжет для детского мультфильма или научно-фантастической повести), если бы не ее учредители - НПО им. С.А. Лавочкина, ОКБ МЭИ, НПО “Молния”, МАК "Вымпел", ГКБ "Южное" и ряд других не менее авторитетных организаций. Сам Анатолий Зайцев параллельно является ведущим конструктором НПО им. Лавочкина.

В последнее время проблема астероидной угрозы, стала меньше появляться на страницах бульварных газет и экранах кинотеатров, зато все чаще о ней вспоминают в высоких кабинетах. Эти вопросы рассматривались и ООН, и Палатой Лордов Великобритании, и Конгрессом США и другими структурами подобного масштаба. Принят ряд постановлений и резолюций, в частности, Резолюция 1080 “Об обнаружении астероидов и комет, потенциально опасных для человечества” Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

В ряде стран уже разработаны программы работ, направленных, главным образом, на обнаружение потенциально опасных объектов. Примером наиболее эффективной наблюдательной программы является американский проект Spaceguard Survey. Он должен в ближайшие годы выявить большинство так называемых “астероидов, сближающихся с Землей”, диаметром более одного километра. Километр – это своего рода предел. При столкновении с объектом такого или большего размера человечество может быть сметено с лица Земли практически в одно мгновение ока.

За потенциально опасными объектами следят сегодня многие астрономы. Но беда в том, что даже если они обнаружат источник опасности, то скорее всего человеческая цивилизации уже ничего не успеет сделать, кроме как в организованном порядке бежать в бомбоубежища, которые вряд ли в этом случае могут помочь.

По оценкам специалистов, время с момента обнаружения до столкновения с Землей для астероида может лежать в диапазоне от нескольких секунд (когда его заметили уже после входа в земную атмосферу), до десятков лет, а кометы - от нескольких месяцев до нескольких лет.

“Хотя практически все базовые компоненты средств перехвата опасных объектов у человечества имеются, очевидно, что противостоять объектам с коротким подлетным временем мы сейчас не в состоянии. Для создания и отработки надежных средств защиты потребуются, как уже говорилось выше, годы. Если же мы будем иметь в запасе несколько лет, то у нас появятся шансы защитить планету. При этом многое будет зависеть от характеристик самого опасного объекта - его размера, состава вещества, строения, орбиты и т. п.”,

- считает Анатолий Зайцев.

Его “Центр планетарной защиты” разработал собственный план обороны Земли от каменных и ледяных агрессоров – “Концептуальный проект Системы планетарной защиты (СПЗ) "Цитадель"”. Основная идея заключается в следующем. После обнаружения опасного небесного тела к наблюдению за ним подключаются средства наземного и космического базирования. Если угроза действительно реальна, информация докладываются руководству страны. После согласования на межправительственном уровне дается команда на запуск двух космических аппаратов – “Разведчика” и “Перехватчика” с ядерными зарядами на борту. Взрыв должен либо разрушить “космического террориста”, либо отклонить его траекторию в сторону от нашей планеты.

Авторы “Цитадели”, считают, что их план вовсе не утопия: “Основанием для этого является, в частности, то, что в свое время в одном только Советском Союзе были созданы и прошли натурную отработку практически все базовые компоненты СПЗ или их прототипы. К ним относятся многие образцы ракетно-космической техники, ядерного оружия, средств связи, навигации, управления и т.п. Причем ряд из них не имеют аналогов в мире. И сейчас представляется уникальная возможность применения этих средств, многие из которых разрабатывались в военных целях, не для уничтожения, а для защиты всего человечества”.

Правда, пока особого интереса у российских властей этот проект не вызвал. А между тем для обеспечения космической обороноспособности нужны усилия не только ученых-энтузиастов, но и всех остальных обитателей Земли. Особенно это относится к правительствам развитых стран и крупным бизнесменам, способным финансировать подобные проекты.

По оценкам “Центра планетарной защиты”, объем ожидаемых затрат составит несколько сотен миллионов долларов в год, при общей сумме затрат к 2010 г. - 3-5 млрд. долларов. “Это соответствует примерно 10 центам страховых взносов на каждого жителя планеты, что практически ничто, по сравнению затратами на военные цели, которые сейчас тратятся, по сути, на самоуничтожение человечества. Очевидно, что часть этой суммы была бы инвестирована в высокотехнологичные отрасли России. В результате, создание эшелона оперативного перехвата Системы стало бы возможным уже к 2008 году - 100-летию со дня падения Тунгусского метеорита”, - считает Зайцев.

Другие проекты борьбы с астероидной угрозой предполагают чуть более отдаленные сроки. Как сообщает ИТАР-ТАСС, Европейское космической агентство (ЕКА) на днях приняло программу под названием – “Дон Кихот”. Ее основная задача – обеспечить готовность изменить траекторию астероида, грозящего столкнуться с Землей. Ожидается, что “Дон Кихот” начнет воплощаться в реальность в 2010-2015 годах при участии многих стран мира. “ЕКА рассматривает реализацию этой программы в качестве своей приоритетной задачи” - заявил председатель комиссии ЕКА по исследованию околоземных объектов Алан Харрис.

Планируется, что операция по спасению нашей планеты от угрозы со стороны “космического скитальца” будет реализована с помощью двух космических аппаратов. Они носят не менее красочные названия – “Санчо” и “Идальго” (в чем-то эта схема напоминает российский проект с “Разведчиком” и “Перехватчиком”).

При обнаружении опасного космического тела, траектория которого может представлять потенциальную угрозу столкновения с Землей, оба космических аппарата будут запускаться одновременно. Более скоростной “Санчо” должен первым достичь астероида и провести необходимые исследования его траектории, скорости и других параметров. Затем этот аппарат отдаляется на безопасное расстоянии и работает в качестве корректировщика при наведении на цель своего “Идальго”. На высокой скорости “Идальго” врезается в астероид, отклонив его от опасной траектории. Продолжающий находиться неподалеку “Санчо” должен затем оценить новую траекторию движения астероида и передать информацию на Землю. В зависимости от результатов миссии, угроза объявляется устраненной или же отправляется новый перехватчик “Идальго”…

Название этого проекта может показаться многим скептикам весьма символическим. Дескать, борьба с астероидной угрозой в чем-то напоминает сражение с ветряными мельницами. Но даже если космической опасности и правда преувеличена, все равно – таранить и взрывать безжизненный астероид куда разумнее и гуманнее, чем, например, бороться с сепаратизмом с помощью штурмовой авиации и тяжелой артиллерии.

09:24 Источник рассказал о переносе с Байконура пилотируемых пусков