Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 октября 2018, понедельник, 17:02
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 августа 2004, 13:25

Конец газовой войны

Перед выборами на Украине, которые пройдут осенью этого года, наблюдается беспрецедентно высокий темп заключения крупных контрактов между корпорациями обеих стран. Вчера было объявлено о решении застарелого вопроса о задолженности Украины перед «Газпромом». Таким образом, мы можем наблюдать завершение эпохи газово-нефтяных войн в российско-украинских хозяйственных отношениях, которые, правда, еще могут и не перейти в эпоху бурного развития.

Всем хорошо памятны газово-нефтяные войны, с переменным успехом проходившие между Россией и Украиной на всем протяжении 90-х годов. Борьба за транзитные тарифы нефти и газа в Европу, за низкие цены на топливо, поставляемое для нужд украинских потребителей, постоянная задержка платежей за уже произведенные поставки и т.п. – так использовалось Украиной географическое преимущество. Оно сводилось к тому, что потеряв после распада СССР прямой выход к западным границам, Россия была вынуждена пускать транзитом свой экспорт по территории бывших советских республик.

Кроме платы за транзит, которая шла в бюджет Украины, ее правительство заодно решало задачу спасения местного производственного комплекса. Дело в том, что после прекращения централизованных поставок в рамках СССР и мгновенного вывода цен российских поставщиков на мировой уровень он тут же пошел ко дну. И даже нынешние «льготные» 50 долл./бар. газа, как было отмечено на Ялтинской встрече украинского и российского бизнеса с президентами обеих стран, - почти критическая цена для украинской индустрии. В 90-х же спасение проводилось принудительным установлением закупочных цен на уровне, не слишком превышающем внутрироссийский, что в сочетании с многомесячными неплатежами позволяло украинским производителям кое-как держаться на плаву.

Естественно, что и плата за транзит в Европу, и низкие цены для своих производителей были возможны только в условиях транспортной монополии, обладателями которой внезапно стали Украина и Белоруссия. Если бы этой монополии не было, то промышленный крах был бы гораздо сильнее, и от производственного комплекса этих двух республик, который был самым лучшим в СССР, мало чего бы осталось. Но и с транспортной монополией дела у него шли не самым лучшим образом, так как распорядиться внезапно свалившимся на голову богатством госорганы этих двух стран так толком и не сумели.

Независимые правительства не очень аккуратно обращались с поставщиками сырьевых ресурсов, провоцируя тем самым постоянный срыв поставок. Причем как на свои собственные предприятия, так и на предприятия компаний, расположенных в Европе. В результате они оказались между молотом российского гнева и наковальней европейского недовольства, так как обе стороны совсем не хотели терять свои доходы.

Поскольку интересы России и Европейского Союза в данном конкретном случае совпали, то на Украину постоянно оказывалось двустороннее давление, которое было, смотря по обстоятельствам, дипломатическим, финансовым или производственным. Украине то угрожали недопуском в европейские политические структуры, то отказывали в кредитах или применяли особую систему налогообложения внешнеторгового оборота, вроде взимания НДС по принципу страны отправления, хотя со всем остальным миром использовался принцип страны назначения (который только сейчас восстановлен в отношениях с Украиной).

А после того, как с одной стороны, качество государственного управления на Украине несколько улучшилось, а с другой - была пущена в действие первая очередь Балтийской трубопроводной системы, и российская нефть пошла на экспорт через российский порт, нефтегазовые отношения России и Украины стали почти мирными, лишь изредка сопровождающимися арьергардными боями. Долг Украины за потребленный в 1997-2000 годах российский газ в размере, эквивалентном $1,25 миллиарда, возвратится в виде транзита российского газа по территории Украины в 2005-2009 годах.

Поняв, что эпоха легкой нефти закончилась, власти Украины пошли на очень серьезный шаг по удержанию российской нефти в украинских трубах и спасению производства. Для этого российским нефтяным компаниям были проданы или сданы в аренду почти все украинские нефтеперерабатывающие заводы с условиями бесперебойной поставки нефти на переработку и реализации нефтепродуктов на территории Украины.

«Почти все» означает, что поставщикам были переданы только те заводы, которые по технологическим условиям нуждаются в поставках импортной, то бишь российской (или казахской) нефти. А так же потому, что они являются самыми крупными, то есть наиболее интересными для инвесторов. Таких заводов оказалось четыре. А оставшиеся два - ОАО «Галичина» (Драгобычский НПЗ) и ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» (Надворнянский НПЗ) – по-прежнему еще могут находиться не в руках российских компаний (хотя структура их собственности не ясна), так как в иностранных поставках они не нуждаются, а их мощность составляет всего 3,5 млн. т. и 2,5 млн. т., что по меркам нефтяников просто слезы.

В импорте нефти они не нуждаются потому, что перерабатывают собственную украинскую нефть, который в среднем за год добывается что-то около 2,5 млн. тонн. Хотя по сравнению с российской добычей – это, конечно, капля в море, но при нелегкой украинской ситуации и то хлеб. При этом общий объем перерабатывающих мощностей украинских НПЗ составляет около 52,5 млн. тонн нефти в год, так что масштаб задач, стоящих перед отраслью, виден невооруженным взглядом. Чтобы отрасль работала на полную катушку, нужно постоянно где-то доставать еще 50 млн. тонн. Иначе заводы от бездействия просто начнут разрушаться.

Выход был найден путем привлечения инвесторов из стран СНГ, – России и Казахстана, - которым и отошли остальные четыре завода. Самый большой – Кременчугский НПЗ – способный перерабатывать 18,6 млн. т. нефти, достался российской компании «Татнефть» еще в 1994 году. Достался, можно сказать, по наследству, так как еще в советские времена был сориентирован на переработку высокосернистой татарстанской нефти. Поэтому новое украинское и татарстанское руководство, посовещавшись, решило ориентацию завода не менять, а создать на его базе совместное предприятие «Укртатнафта», чтобы продолжать эксплуатировать старую советскую технологическую и сбытовую схему.

Хотя «Татнефть» и смогла увеличить поставки своей нефти до 3 млн. тонн в год, дальнейшего роста не произошло, так как выяснилось, что производственный комплекс завода разошелся по разного рода дочерним предприятиям, и получилось, что владея акциями, «Татнефть» не владеет самим заводом. Кроме того, между акционерами сразу же начались споры по поводу контроля. Власти Украины хотели включить НПЗ в состав проектируемой государственной нефтяной компании, а власти Татарстана хотели получить над компанией полный контроль. В итоге, после нескольких лет пререканий и судебных разбирательств почти вся компания оказалась под властью «Татнефти», но ощутимого улучшения ситуации это пока не дало.

Второй по размеру завод, Лисичанский НПЗ (Луганская область), способный перерабатывать 16 млн. тонн, был куплен Тюменской нефтяной компанией. В 2000 году, когда контрольный пакет ЛИНОСа отошел ТНК, завод переработал 2 млн. тонн нефти, а в 2003 году – уже 7 млн. тонн. Что, конечно, является большим скачком, хотя до выхода на проектную мощность ему еще очень далеко.Таким образом, складывается впечатление, что при нынешней ситуации на Украине большие размеры предприятия являются, скорее, негативным фактором, чем позитивным. Эффективность крупного предприятия проявляется только при его полной загрузке, достичь которой сейчас, видимо, просто невозможно. А при работе на неполную мощность оно только приносит убытки.

Соответственно, оптимальным по своим размерам и расположению мог бы считаться третий по размерам украинский НПЗ – Херсонский. Расположенный у Черного моря и имеющий мощность в 7 млн. т., завод наверняка занял бы подобающее ему место в отрасли и работал с полной нагрузкой, не испытывая проблем ни с поставками сырья, ни со сбытом продукции. Но увы. Являясь самым старым предприятием в отрасли (он был построен в 1938 году), завод сориентирован на выпуск низкокачественного бензина А-76, который имеет крайне ограниченный рынок сбыта. Поэтому, не смотря на то, что у пришедших на завод в 2001 году группы инвесторов, состоящих из российских компаний «Альянс» и «Роснефть», и казахской компании «Казахойл», были амбициозные планы по реконструкции производства, ситуация радикально пока не изменилась. Часть мощностей просто законсервировали, но другая часть загружается казахской и российской нефтью, продукты переработки которой идут на местный рынок.

Другой приморский НПЗ, Одесский, который с 2000 года контролируется ЛУКойлом, не смотря на свое выгодное географическое положение, жемчужиной на море считаться никак не может, так как его смехотворная по российским масштабам мощность (3,6 млн. т.) слабо влияет на топливно-энергетический баланс и Украины, и ЛУКойла, но регионально – это важное работающее предприятие.

Привлечение иностранных инвесторов на НПЗ, не смотря на все трудности, оказалось в целом правильным ходом украинского руководства. Если в 1999 году средняя загрузка мощностей составляла 20%, то в 2002 году уже 38%, а в 2003 году – 41%. В текущем году, если смотреть на общее состояние мировой и российской нефтяной промышленности, загрузка украинских НПЗ возрастет еще больше, так как использование мощностей российских заводов, судя по всему, достигло максимально возможного уровня. И для того, чтобы пристроить постоянно растущие объемы добычи сырой нефти, российским компаниям придется размещать ее на украинских заводах.

Правда, и здесь, как и в России, есть определенные ограничения, связанные с нехваткой платежеспособного спроса. Спроса не хватает как со стороны конечных потребителей топлива – автомобильного транспорта, речного и морского флота, авиации и теплоэлектростанций – так и со стороны предприятий вторичной переработки нефтепродуктов.

В тоже время попытки владельцев НПЗ отправлять на экспорт через украинские морские порты и сухопутную границу все большую часть нефтепродуктов пока встречает сопротивление украинских властей, которые, пытаясь удержать внутренние низкие цены на топливо, в основном для нужд сельского и коммунального хозяйства, изо всех сил препятствуют этому, в том числе запрещая отгрузку нефтепродуктов по железным дорогам по экспортным направлениям.

Таким образом, решив одну задачу – загрузку НПЗ сырьем – правительство Украины не решило другую - полностью сбывать производимое топливо на территории Украины российские компании не хотят и ищут обходных путей на европейские рынки. И от того, как будет решена эта задача, и будет зависеть дальнейшее развитие нефтепереработки на Украине, в частности, получит она дополнительные поставки сырой нефти и инвестиции, столь необходимые для ее развития, или нет.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

16:43 В ГД предложили отбирать доход у незарегистрированных самозанятых
16:11 Источник сообщил о «психических отклонениях» у керченского стрелка
15:53 Проректора Бауманки заподозрили в хищении полумиллиарда рублей
15:45 Путин подписал указ об антиукраинских санкциях
15:23 Осужденная за репост назвала песню Oxxxymiron причиной трагедии в Керчи
15:00 Курс евро упал ниже 75 рублей впервые за последние полтора месяца
14:34 РПЦ потребовала от Константинополя извиниться за действия с УПЦ
14:03 Волож прокомментировал продажу «Яндекса»
13:40 В Кремле посетовали на неверную оценку слов Путина о ядерном ударе
13:04 Сбербанк поднял ставки по ипотечным кредитам
13:03 Начальник цеха получил два года колонии по делу об аварии корабля «Прогресс»
12:52 Глава Забайкальского края не вышла на работу после отпуска
12:39 Черчесов может стать тренером «Спартака»
12:06 Россияне назвали наиболее авторитетных журналистов
11:38 Минобороны рассекретило суммы премий за бомбардировку Берлина во время войны
11:13 Самые древние кости человека в Америке удалось отыскать среди руин бразильского музея
11:02 Карреру уволили с поста тренера «Спартака»
10:53 Большинство опрошенных ВЦИОМ россиян поддержали конкурс «Лидеры России»
10:50 Илон Маск назвал дату запуска Hyperloop
10:22 Причиной аварии «Союза» назвали случайное повреждение ракеты
10:11 Холдинг Усманова отказался от единоличного управления Mail.Ru Group
09:55 В Швейцарии археологи нашли остатки кельтского поселения
09:55 Трамп и Эрдоган обсудили убийство Хашогги
09:38 Посол РФ заявил о реакции России на возможное нападение на Белоруссию
09:29 Стрелок из Керчи сжег личные вещи перед атакой на колледж
09:10 Минтранс предупредили о возможной остановке работы авиакомпаний в РФ
21.10 20:51 Стала известна причина ДТП в Подмосковье
21.10 20:13 Эр-Рияд не знает о местонахождении тела журналиста Хашогги
21.10 19:38 Поклонская объяснила секретность своей свадьбы
21.10 19:06 «Спартак» уступил «Арсеналу» в матче премьер-лиги
21.10 18:35 В Подмосковье при столкновении автобуса и маршрутки погибли четверо
21.10 18:24 Горбачев отреагировал на решение США выйти из договора о РСМД
21.10 17:23 Анита Цой экстренно госпитализирована
21.10 17:00 В Кремле рассказали об ожиданиях от встречи Путина с Болтоном
21.10 16:20 В железнодорожной аварии на Тайване пострадало свыше сотни человек
21.10 16:05 Пожар во Владикавказе потушен
21.10 15:32 Минобороны подтвердило гибель летчиков Л-39
21.10 14:57 Число пострадавших при стрельбе в колледже Керчи выросло
21.10 14:36 РПЦ перестала считать Вселенский патриархат лидером православия
21.10 14:24 Емельяненко ушел с поста президента Союза ММА России
21.10 13:22 Умер нобелевский лауреат по химии Осаму Симомура
21.10 12:49 Опубликовано видео стрельбы в керченском колледже
21.10 12:13 США задумались о расторжении договора СНВ-3 с Россией
21.10 11:43 На Кипре погибли двое россиян
21.10 11:15 Украинцам объяснили резкий рост цен на газ
21.10 10:54 Обвиняемый во взрыве в Гатчине признал вину
21.10 10:19 Скончался режиссер «Клана Сопрано»
21.10 10:03 СМИ рассказали об «армии троллей» в Саудовской Аравии
21.10 09:32 На горящем заводе во Владикавказе возникла угроза взрыва
21.10 09:11 Трамп решил разорвать договор о РСМД с Россией
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.