Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 мая 2018, вторник, 05:47
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

16 августа 2004, 09:52

Когда взлетит авиапром

Очередное аэрошоу в Жуковском лишний раз напомнило, что Россия является скорее выставочной площадкой для демонстрации успехов иностранных производителей, чем витриной собственных достижений. Хотя задумывалось все, конечно, строго наоборот. Но демонстрировать всему миру успехи российской авиационной промышленности оказалось невозможно по одной простой причине – эта промышленность уже много лет влачит жалкое существование без малейших шансов на улучшение ситуации.

Конечно, непреходящие трудности испытывает далеко не вся отрасль – производство военных самолетов и вертолетов идет вроде бы успешно. Но что касается гражданской авиатехники, то здесь ситуация самая плачевная. По сообщению отдельных представителей “Росавиакосмоса”, который курирует в том числе и гражданскую авиацию, производство серийных гражданских самолетов в России за последние 10 лет сократилось в 6-7 раз, до 5-12 машин в год, что совершенно недостаточно для обновления парка российских авиакомпаний. Правда, перевозчики особо и не торопились выдавать заказы на производство новых самолетов. Причем, если раньше к этому подталкивала непростая ситуации в отрасли, которая за время с 1992 по 1998 годы характеризовалась непрерывным падением объема перевозок, то с 1999 по текущий год перевозки постоянно росли, что, однако, не привело к соответствующему росту заказов для российского авиапрома.

Отчаянные попытки производителей и аффилированных с ними некоторых финансовых структур хоть как-то наладить производство и поставку относительно новых моделей авиатехники ни к чему не приводили и лишний раз свидетельствовали о безысходности ситуации. Хотя, все это очень странно, с учетом того, что для России, с ее гигантскими расстояниями и слабо развитой наземной транспортной инфраструктурой, потребность в авиаперевозках является такой же насущной, как и в самом хлебе. На чем же мог споткнуться российский авиапром, который в отличие от других отраслей российской экономики, до сих пор все никак не выйдет из кризисного состояния?

Чтобы взглянуть на вопрос шире, начинать надо издалека, то есть с 1930-х годов, когда Советский Союз, наряду с другими производствами, стал создавать и авиационную промышленность. Отметим сразу, что несмотря на глобальные факторы, определяющие потребность России в авиации, реальных экономических предпосылок для развития отрасли тогда в стране не было, потому, что в те годы, да и в последующие за ними десятилетия (включая пореформенные 90-е) не существовало достаточного количества людей, которые могли бы оплатить авиаперелет полностью из своего кармана. Проезд по железной дороге или на пароходе оплатить могли, а вот полет на самолете – нет. Слишком уж дорогим было это удовольствие для широких потребительских масс. То есть отдельные граждане могли себе такое позволить, но их было так мало, что специально для них создавать производство гражданских самолетов смысла не было. Это, кстати, сознательно или нет, учитывали руководители тогдашнего авиафлота, предпочитавшие для гражданских нужд импортировать самолеты из-за границы, а не налаживать их внутреннее производство. Так, внутри страны строились заводы для сборки венных самолетов, а скромные гражданские нужды обслуживались импортом.

Но время шло, авиаотрасль набирала обороты и выходила на новые рубежи, ей по плечу становились новые задачи, в том числе производство гражданской авиатехники. Задача производства гражданских самолетов существенно упростилась в 50-е годы, когда, благодаря созданию и массовому производству дальнемагистральных бомбардировщиков, стало возможным использовать их серийные компоненты в «мирных целях». Это и привело к резкому увеличению гражданского сектора авиационной промышленности.

Но решение технических задач вовсе не означало решения задач экономических. Как не было в стране достаточного количества состоятельных людей, готовых платить из своего кармана за авиабилет, так их и не появилось. Поэтому, чтобы не гонять самолеты вхолостую, перевозки пассажиров дотировалась государством. Как, впрочем, дотировалась и масса других товаров и услуг, производимых в плановой советской экономике. Соответственно, не испытывая никаких ограничений со стороны платежеспособного спроса, производство гражданских самолетов развивалось по восходящей, которая только иногда могла загнуться вниз, если военному сектору вдруг требовалось больше ресурсов, и он изымал их из гражданского.

Это «мирное сосуществование» прекратилось в 1992 году, когда отпущенные на свободу цены на авиабилеты и на авиационное топливо сразу же показали, что чего стоит, и что, несмотря на все реформы, богатых людей у нас все-таки недостаточно, чтобы загрузить имеющийся авиапарк по полной программе. Поэтому объем пассажироперевозок постоянно снижался, а вместе с ним снижалась и потребность в новых самолетах, так как постоянно падающая нагрузка на имеющийся парк летательных аппаратов делала не нужным его обновление. Ситуацию усугубляли еще два обстоятельства. Во-первых, самолеты – это товары долговечные, которые могут эксплуатироваться лет по двадцать, а то и больше. Поэтому авиакомпании серьезной нужды в обновлении своего парка не испытывали очень долго. А во-вторых, выравнивание внутренних цен на авиатопливо с мировыми серьезно подорвало финансы многочисленных авиакомпаний, которые образовались на месте прежнего советского монополиста «Аэрофлота». В результате, чтобы свести концы с концами, перевозчики просто исключили расходы на закупку новой техники из своих бюджетов. Авиапромышленность тут же обеднела, так как вместо сборки новых лайнеров стала пробавляться ремонтом и продлением ресурса существующего авиапарка.

Так продолжалось вплоть до 1999 года, после которого рост деловой активности вызвал рост пассажирских и грузовых перевозок, и позволил авиакомпаниям впервые за много лет показать не убытки, а прибыли от основной деятельности. Но появление положительного финансового результата у потребителя авиатехники не привело к такому же улучшению дел у ее производителей. Всю вновь полученную прибыль перевозчики были вынуждены сначала отдавать на погашение долгов, возникших в период кризиса 1998 года, потом формировать разного рода резервные фонды под возможные будущие убытки, и только в 2003 и особенно в 2004 году у них появились свободные средства, которые можно было направить на развитие авиапарка.

Но и здесь производителям серебристых машин не повезло. Часть авиакомпаний стала расширяться за счет того, что скупала небольшие провинциальные компании вместе с имуществом, в которое входили все те же морально устаревшие и физически изношенные самолеты еще советского производства. А другая часть скупала или арендовала самолеты иностранного производства, тоже, кстати, морально устаревшие. И это несмотря на охранительные пошлины, которыми правительство пытается оградить отечественное авиастроение от иностранной конкуренции. В результате даже относительно небольшие денежные суммы российских авиакомпаний в очередной раз проплыли мимо носа авиастроителей, которые остались сидеть на бобах.

Попытки улучшить ситуацию в отрасли за счет иностранного рынка или государственного бюджета тоже, к сожалению, больших результатов не принесли. Повторить успех военных авиастроителей гражданским специалистам не удалось. Российский бюджет еще не достаточно прочен, что бы финансировать развитие отрасли, потребность в продукции которой не очень актуальна. Это, вот, США могут себе позволить поддержать на плаву свои корпорации, если те испытывают кризис сбыта в рыночном секторе экономики. Как «Боинг», потерявший в 2003 году половину своих объемов производства гражданских самолетов (около 300 штук), тут же получил госзаказ на производство и поставку в вооруженные силы США тысячи самолетов-заправщиков. Естественно, что у нас подобные фокусы не пройдут, да и самолетами разных типов военный авиафлот и так забит под завязку.

Поэтому уделом гражданской авиационной промышленности еще долгие годы будет полуголодное существование, опирающееся в основном на ремонт находящегося «на крыле» авиапарка. Какой-то реальный прорыв возможен только в случае массового выбытия эксплуатируемой авиатехники, роста инвестиционных фондов авиакомпаний и, конечно, появления новых моделей самолетов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

02:04 На фестивале «Победили вместе» объявили победителей
21.05 21:10 В премьер-министры Италии выдвинут профессора юриспруденции
21.05 20:53 Хью Грант впервые заключит брак
21.05 20:33 Барак и Мишель Обама стали продюсерами сериалов Netflix
21.05 20:32 Джина Хаспел присягнула в качестве нового директора ЦРУ
21.05 20:16 США осудили перевыборы Мадуро
21.05 19:58 ЕСПЧ принял жалобу «Агоры» на блокировку Telegram
21.05 19:44 Неизвестные в масках открыли стрельбу из автоматов в Марселе
21.05 19:43 Путин поздравил Мадуро с победой на выборах
21.05 19:32 Глава Минздрава РФ спрогнозировала продление детства до 30 лет
21.05 19:17 Прохоров подал в суд на Навального из-за расследования о вилле Хлопонина
21.05 19:09 ГМИИ им. Пушкина собирает 6 млн на древний магический жезл
21.05 19:03 В Литве не нашли доказательств сотрудничества Баниониса с КГБ
21.05 18:55 Член ЕР предложил сэкономить на ширине дорог
21.05 18:42 СМИ узнали причину обрушения потолка в классе подмосковной школы
21.05 18:41 Убыток центра имени Хруничева составил более 23 млрд рублей
21.05 18:28 Московский ресторан оштрафован на 840 тысяч рублей за рекламу пива на конопле
21.05 18:01 США выдвинули Ирану 12 требований по новой ядерной сделке
21.05 17:42 Антон Красовский собрался выдвигаться в мэры Москвы
21.05 17:41 «Яндекс Маркет» сменит название
21.05 17:35 В Новой Зеландии имеется обособленная популяция синих китов
21.05 17:08 В Подмосковье ввели электронные талоны на приемку мусора
21.05 16:55 КНР готовит отмену всех ограничений рождаемости в 2019 году
21.05 16:39 Нарышкин объявил исторический конкурс по вмешательству России в политику США
21.05 16:34 Мосгорсуд подтвердил решение оставить Малобродского в СИЗО
21.05 16:18 «Прямая линия» с Путиным пройдет без участия зрителей
21.05 16:04 Левые провели праймериз кандидатов в мэры Москвы
21.05 15:49 Вексельберг покинул пост директора «Реновы»
21.05 15:41 Профсоюз раскрыл «манипуляции» с зарплатами учителей из-за «майского указа»
21.05 15:39 Трое военнослужащих ДНР взяты в плен в ходе боя под Горловкой
21.05 14:55 Мосгорсуд не разрешил Серебренникову посещать «Гоголь-центр»
21.05 14:36 По делу математика Богатова арестован житель Ставрополя
21.05 14:31 Машков возглавил театральный колледж при «Табакерке»
21.05 14:21 Режиссер фильма «Комиссар» Александр Аскольдов скончался в Швеции
21.05 13:58 Суд отменил приговор Тесаку
21.05 13:43 Медведев запретил вице-премьерам «раскачиваться»
21.05 13:32 Двое альпинистов умерли при попытке покорить Эверест
21.05 13:06 В Корнуолле найдено погребение бронзового века
21.05 13:00 Сообщивший о ложном минировании Думы москвич арестован в Чите
21.05 12:41 Одиннадцать туристов обратились к медикам после экстренной посадки в Волгограде
21.05 12:30 Месси стал первым на планете пятикратным обладателем «Золотой бутсы»
21.05 12:18 Депутат от ЛДПР предложил давать ипотеку школьникам
21.05 12:12 В Южно-Сахалинске ввели режим ЧС из-за пожара в многоэтажке
21.05 12:05 От беспилотников на ЧМ-2018 защитят комплексы «Житель» и «Свет»
21.05 11:48 Минобороны России уличило США в нарушении договора о РСМД
21.05 11:45 ФСБ нашла экстремистскую группировку в Крыму
21.05 11:39 Производители товаров начинают выплаты по кэшбеку
21.05 11:30 Берлускони рекомендовал Крым как красивейшее место РФ
21.05 11:24 Путин внес в Думу кандидатуру Кудрина на пост главы Счетной палаты
21.05 11:17 Парламентарии призвали британское правительство ужесточить санкции против россиян
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.