Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 22:13
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

16 августа 2004, 09:52

Когда взлетит авиапром

Очередное аэрошоу в Жуковском лишний раз напомнило, что Россия является скорее выставочной площадкой для демонстрации успехов иностранных производителей, чем витриной собственных достижений. Хотя задумывалось все, конечно, строго наоборот. Но демонстрировать всему миру успехи российской авиационной промышленности оказалось невозможно по одной простой причине – эта промышленность уже много лет влачит жалкое существование без малейших шансов на улучшение ситуации.

Конечно, непреходящие трудности испытывает далеко не вся отрасль – производство военных самолетов и вертолетов идет вроде бы успешно. Но что касается гражданской авиатехники, то здесь ситуация самая плачевная. По сообщению отдельных представителей “Росавиакосмоса”, который курирует в том числе и гражданскую авиацию, производство серийных гражданских самолетов в России за последние 10 лет сократилось в 6-7 раз, до 5-12 машин в год, что совершенно недостаточно для обновления парка российских авиакомпаний. Правда, перевозчики особо и не торопились выдавать заказы на производство новых самолетов. Причем, если раньше к этому подталкивала непростая ситуации в отрасли, которая за время с 1992 по 1998 годы характеризовалась непрерывным падением объема перевозок, то с 1999 по текущий год перевозки постоянно росли, что, однако, не привело к соответствующему росту заказов для российского авиапрома.

Отчаянные попытки производителей и аффилированных с ними некоторых финансовых структур хоть как-то наладить производство и поставку относительно новых моделей авиатехники ни к чему не приводили и лишний раз свидетельствовали о безысходности ситуации. Хотя, все это очень странно, с учетом того, что для России, с ее гигантскими расстояниями и слабо развитой наземной транспортной инфраструктурой, потребность в авиаперевозках является такой же насущной, как и в самом хлебе. На чем же мог споткнуться российский авиапром, который в отличие от других отраслей российской экономики, до сих пор все никак не выйдет из кризисного состояния?

Чтобы взглянуть на вопрос шире, начинать надо издалека, то есть с 1930-х годов, когда Советский Союз, наряду с другими производствами, стал создавать и авиационную промышленность. Отметим сразу, что несмотря на глобальные факторы, определяющие потребность России в авиации, реальных экономических предпосылок для развития отрасли тогда в стране не было, потому, что в те годы, да и в последующие за ними десятилетия (включая пореформенные 90-е) не существовало достаточного количества людей, которые могли бы оплатить авиаперелет полностью из своего кармана. Проезд по железной дороге или на пароходе оплатить могли, а вот полет на самолете – нет. Слишком уж дорогим было это удовольствие для широких потребительских масс. То есть отдельные граждане могли себе такое позволить, но их было так мало, что специально для них создавать производство гражданских самолетов смысла не было. Это, кстати, сознательно или нет, учитывали руководители тогдашнего авиафлота, предпочитавшие для гражданских нужд импортировать самолеты из-за границы, а не налаживать их внутреннее производство. Так, внутри страны строились заводы для сборки венных самолетов, а скромные гражданские нужды обслуживались импортом.

Но время шло, авиаотрасль набирала обороты и выходила на новые рубежи, ей по плечу становились новые задачи, в том числе производство гражданской авиатехники. Задача производства гражданских самолетов существенно упростилась в 50-е годы, когда, благодаря созданию и массовому производству дальнемагистральных бомбардировщиков, стало возможным использовать их серийные компоненты в «мирных целях». Это и привело к резкому увеличению гражданского сектора авиационной промышленности.

Но решение технических задач вовсе не означало решения задач экономических. Как не было в стране достаточного количества состоятельных людей, готовых платить из своего кармана за авиабилет, так их и не появилось. Поэтому, чтобы не гонять самолеты вхолостую, перевозки пассажиров дотировалась государством. Как, впрочем, дотировалась и масса других товаров и услуг, производимых в плановой советской экономике. Соответственно, не испытывая никаких ограничений со стороны платежеспособного спроса, производство гражданских самолетов развивалось по восходящей, которая только иногда могла загнуться вниз, если военному сектору вдруг требовалось больше ресурсов, и он изымал их из гражданского.

Это «мирное сосуществование» прекратилось в 1992 году, когда отпущенные на свободу цены на авиабилеты и на авиационное топливо сразу же показали, что чего стоит, и что, несмотря на все реформы, богатых людей у нас все-таки недостаточно, чтобы загрузить имеющийся авиапарк по полной программе. Поэтому объем пассажироперевозок постоянно снижался, а вместе с ним снижалась и потребность в новых самолетах, так как постоянно падающая нагрузка на имеющийся парк летательных аппаратов делала не нужным его обновление. Ситуацию усугубляли еще два обстоятельства. Во-первых, самолеты – это товары долговечные, которые могут эксплуатироваться лет по двадцать, а то и больше. Поэтому авиакомпании серьезной нужды в обновлении своего парка не испытывали очень долго. А во-вторых, выравнивание внутренних цен на авиатопливо с мировыми серьезно подорвало финансы многочисленных авиакомпаний, которые образовались на месте прежнего советского монополиста «Аэрофлота». В результате, чтобы свести концы с концами, перевозчики просто исключили расходы на закупку новой техники из своих бюджетов. Авиапромышленность тут же обеднела, так как вместо сборки новых лайнеров стала пробавляться ремонтом и продлением ресурса существующего авиапарка.

Так продолжалось вплоть до 1999 года, после которого рост деловой активности вызвал рост пассажирских и грузовых перевозок, и позволил авиакомпаниям впервые за много лет показать не убытки, а прибыли от основной деятельности. Но появление положительного финансового результата у потребителя авиатехники не привело к такому же улучшению дел у ее производителей. Всю вновь полученную прибыль перевозчики были вынуждены сначала отдавать на погашение долгов, возникших в период кризиса 1998 года, потом формировать разного рода резервные фонды под возможные будущие убытки, и только в 2003 и особенно в 2004 году у них появились свободные средства, которые можно было направить на развитие авиапарка.

Но и здесь производителям серебристых машин не повезло. Часть авиакомпаний стала расширяться за счет того, что скупала небольшие провинциальные компании вместе с имуществом, в которое входили все те же морально устаревшие и физически изношенные самолеты еще советского производства. А другая часть скупала или арендовала самолеты иностранного производства, тоже, кстати, морально устаревшие. И это несмотря на охранительные пошлины, которыми правительство пытается оградить отечественное авиастроение от иностранной конкуренции. В результате даже относительно небольшие денежные суммы российских авиакомпаний в очередной раз проплыли мимо носа авиастроителей, которые остались сидеть на бобах.

Попытки улучшить ситуацию в отрасли за счет иностранного рынка или государственного бюджета тоже, к сожалению, больших результатов не принесли. Повторить успех военных авиастроителей гражданским специалистам не удалось. Российский бюджет еще не достаточно прочен, что бы финансировать развитие отрасли, потребность в продукции которой не очень актуальна. Это, вот, США могут себе позволить поддержать на плаву свои корпорации, если те испытывают кризис сбыта в рыночном секторе экономики. Как «Боинг», потерявший в 2003 году половину своих объемов производства гражданских самолетов (около 300 штук), тут же получил госзаказ на производство и поставку в вооруженные силы США тысячи самолетов-заправщиков. Естественно, что у нас подобные фокусы не пройдут, да и самолетами разных типов военный авиафлот и так забит под завязку.

Поэтому уделом гражданской авиационной промышленности еще долгие годы будет полуголодное существование, опирающееся в основном на ремонт находящегося «на крыле» авиапарка. Какой-то реальный прорыв возможен только в случае массового выбытия эксплуатируемой авиатехники, роста инвестиционных фондов авиакомпаний и, конечно, появления новых моделей самолетов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.