Адрес: https://polit.ru/article/2004/08/27/fom33_530/


27 августа 2004, 02:27

Еженедельный бюллетень социологических сообщений

 

Школа хорошая и школа плохая

Образование

Почти половина россиян (45%) уверены, что там, где они живут, хороших школ сегодня больше, чем плохих, противоположного мнения придерживается каждый пятый участник опроса (20%). Примечательно, что среди респондентов, чьи дети в этом году начнут или будут продолжать свое обучение в средней школе (в целом по выборке их доля составляет 26%), каждый второй (53%) убежден, что хороших школ вокруг больше, чем плохих.

Между тем, 42% наших сограждан полагают, что по сравнению с советскими временами хороших школ стало меньше, и лишь 18% считают, что их стало больше. Еще 13% отмечают, что хороших школ осталось столько же, сколько было прежде.

Мы попросили респондентов в свободной форме ответить на два вопроса: что такое хорошая школа и что такое плохая школа. Хорошую школу, по мнению россиян, отличает прежде всего высокий профессионализм учителей («педагоги высокого уровня»; «квалифицированные преподаватели»; «внимательные преподаватели»; «где учителя любят детей, уважают их») — 41%.

Вдвое реже признаком хорошей школы называют высокий уровень образования («где дают хорошее образование»; «высокий уровень знаний»; «должна давать всестороннее образование, особенно изучать историю и законы»; «где хорошая подготовка в вуз») — 21%.

Почти такая же доля опрошенных (19%) выделяет в качестве отличительной черты хорошей школы ее материально-техническую обеспеченность и благоустроенность («хорошее оснащение школы»; «школа оборудована спортинвентарем, компьютерами»; «современные пособия и оборудование»; «благоустроенная школа»; «в классах, коридорах чисто, аккуратно»).

По мнению 9% респондентов, хорошую школу отличают благоприятный психологический климат, хорошие отношения между учителями и учениками; по мнению 6% — порядок и дисциплина. Еще 5% опрошенных говорят в этой связи о бесплатном обучении, 4% — о наличии внеклассных мероприятий, секций и кружков. Кроме того, среди признаков хорошей школы упоминались: достаточно высокая зарплата учителей, единая школьная форма, отсутствие социального расслоения среди детей, хорошая охрана школы (по 1%). Еще для 1% опрошенных хорошая школа — это частная школа, и столько же респондентов считают идеалом школу советских времен («советская школа была самая лучшая в мире»).

Плохую школу, судя по полученным ответам, в первую очередь отличает низкий профессиональный уровень учителей (28%); кроме того, для нее характерны слабая материально-техническая база (10%), низкое качество образования (9%), отсутствие дисциплины и порядка, контроля за учениками (7%), плохая организация учебного процесса (5%), неблагоприятная психологическая обстановка (4%), отсутствие внеклассных мероприятий и секций (1%), низкая зарплата учителей (1%). Существенная отличительная черта плохой школы, по мнению 7% респондентов, — это поборы с родителей, явные и завуалированные взятки («где за все платят родители из своего кармана»; «где много поборов»; «взятки, купленные оценки»). Для 3% опрошенных плохая школа — та, «где курят и колются наркотиками ученики». Еще 1% считает, что сегодня все школы — плохие.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех  экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 18 августа 2004 года. 1500 респондентов.

Дорого ли родителям обходится школьник?

Образование

Согласно данным нашего опроса, сумма, которую россияне считают достаточной, чтобы собрать все необходимое для ребенка к новому учебному году, в среднем по стране составляет 3879 рублей. Еще более высокую цифру называют жители самых крупных городов — по их мнению, полный школьный набор обойдется родителям ученика в 4676 рублей; москвичи называют несколько меньшую сумму — 4080 рублей.

В селах средняя сумма, которую, по мнению респондентов, необходимо потратить на подготовку ребенка к школе, составляет 4031 рубль; минимален это показатель в больших городах — 3261 рубль.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех  экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 18 августа 2004 года. 1500 респондентов.

Что мешает объединению России и Белоруссии?

Страны СНГ: Белоруссия

Сегодня у наших сограждан нет единого мнения по поводу того, объединятся ли в ближайшие годы Россия и Белоруссия: более трети опрошенных (37%) полагают, что это произойдет, и такая же доля респондентов (36%) уверены в обратном; еще 27% не решились строить прогнозы. Стоит отметить, что за прошедший год (с сентября 2003 года) доля полагающих, что союза наших двух стран в ближайшее время ожидать не приходится, выросла на 10 п.п.

При этом если бы сегодня проводился референдум по вопросу объединения России и Белоруссии, за объединение проголосовали бы 71% россиян, против — 11%, не пошли бы на такой референдум 9% наших сограждан; каждый десятый не смог ничего сказать по этому поводу.

Почти две трети участников опроса (62%) убеждены, что В.Путин стремится к объединению России и Белоруссии (уверена в обратном вчетверо меньшая доля опрошенных — 15%). А вот в стремлении А.Лукашенко к объединению не сомневаются 40% россиян, и такая же доля опрошенных (39%) полагает, что президент Белоруссии этого не хочет.

Респондентам был задан открытый вопрос о том, что, на их взгляд, мешает объединению России и Белоруссии. Половина давших на него ответы (или 27% в целом в выборке) усматривают помехи российско-белорусскому союзу в позициях руководства двух стран, причем заметно чаще респонденты винят в этом А.Лукашенко — его политику и амбиции («Лукашенко со своими дурацкими требованиями»; «двойная игра Лукашенко»; «Лукашенко вредничает», «Лукашенко против — он хочет быть хозяином, маленьким царьком») — 17%. Реже (10%) ответственность приписывается обоим лидерам в равной мере («не могут договориться президенты»), а В.Путина в нежелании объединяться «винят» лишь 1% опрошенных.

По мнению 8% участников опроса, дело в том, что не совпадают интересы двух стран («у каждой страны свои интересы, и вряд ли они сойдутся»). Некоторые (8%) полагают, что трудности с объединением двух государств обусловлены экономическими причинами («какие-то экономические соображения»; «деньги — они не хотят рубли, а хотят, чтобы их деньги ходили в России»; «разногласия в вопросах цен на сырье: нефть и газ»).

Часть опрошенных (7%) убеждены, что российско-белорусскому союзу чинят препоны чиновники и политики обеих стран, не заинтересованные в объединении.

Еще 3% респондентов полагают, что объединению двух государств препятствуют «внешние силы» — от «бандитов» до «американского и израильского влияния на путинское правительство». И, наконец, 1% участников опроса убеждены, что объединению двух стран «ничего не мешает».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех  экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 14 сентября 2003 года, 18 августа 2004 года. 1500 респондентов.

В детский лагерь за здоровьем

Общество

Каждый второй россиянин (52%) в бытность сою ребенком или подростком отдыхал в летних спортивных или пионерских лагерях (не отдыхали — 47%); чаще других проводили каникулы в детских лагерях жители крупных городов (68%), особенно — москвичи (77%).

Сегодня четверо из каждых пяти наших сограждан (81%) уверены, что в большинстве семей родители хотели бы отправить детей в летний спортивный или детский лагерь. Но только 26% россиян полагают, что семьи с таким же, как у них, достатком могут себе это позволить; естественно, что такое мнение чаще высказывают респонденты с наиболее высокими доходами на члена семьи (40%), а также жители столицы (35%) — города, где, как известно, уровень жизни заметно выше среднего по стране. Большинство же опрошенных (61%) отмечают, что в семьях с таким, как у них, уровнем доходов возможности отправлять детей в лагерь отдыха нет.

Респондентам были заданы открытые вопросы с целью выяснить, какие положительные и какие отрицательные стороны отдыха детей в летних спортивных или детских лагерях они видят. Примечательно, что о позитивных сторонах пребывания детей в таких лагерях говорят 81% опрошенных, о негативных же — только 32%.

Главное достоинство такого отдыха, по мнению респондентов, — это укрепление здоровья (58%), чему в немалой степени способствуют спортивные мероприятия («дети набираются здоровья»; «закалялись»; «приобщаются к спорту»), здоровое и разнообразное питание, природа, свежий воздух. Досуг детей обеспечен (28%), они «воспитываются»; находятся под присмотром (18%). В летних лагерях дети общаются друг с другом, знакомятся с другими детьми (31%), «повышают кругозор», развиваются (13%), учатся самостоятельности (4%). Еще 3% опрошенных отмечают, что родители и дети получают возможность отдохнуть друг от друга («ребенок психологически отдыхает от своей семьи»; «родителям жить не мешают»).

Из негативных сторон отдыха в лагере чаще всего отмечается, что у детей могут оказаться плохие воспитатели («воспитатели не всегда хорошие»; «молодые воспитатели не отвечают моим требованиям»; «не всегда хорошо смотрят за детьми») — 13%. Каждый десятый полагает, что в лагере дети могут попасть под плохое влияние сверстников, набраться дурных привычек («курение, водка, наркотики»). Некоторые (8%) беспокоятся, что ребенок может заболеть — в результате несчастного случая, из-за плохих санитарных условий или некачественного питания. Еще 2% респондентов считают, что «в наше время страшно отправлять детей» — «из-за ситуации в Чечне, Грузии, Осетии».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех  экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 18 августа 2004 года. 1500 респондентов.

О роли Дж. Буша в истории

США

Мы попросили россиян высказать свое мнение о деятельности Дж.Буша на посту президента Соединенных Штатов Америки. Более трети опрошенных (37%) полагают, что неудач в его работе было больше, чем достижений, четверть (24%) — считают, что того и другого было поровну, и только 6% россиян убеждены, что в деятельности американского президента было больше успехов.

Почти половина респондентов (43%) полагают, что за время правления Дж.Буша США стали играть в мире более заметную роль; в обратном уверены втрое меньше респондентов (13%), и еще 24% опрошенных считают, что роль Америки в мировой политике существенно не изменилась. При этом половина наших сограждан (53%) придерживаются мнения, что за годы президентства Дж.Буша отношение к США в мире ухудшилось. Причем так думают в большинстве своем и те, кто считает, что роль Америки на мировой арене стала более заметной, и те, кто уверен в обратном. Среди первых придерживаются такого мнения 65%, среди вторых — 76%. Каждый пятый россиянин (19%) полагает, что за время правления Дж.Буша отношение к Америке в мире существенно не изменилось, и только 9% — что оно улучшилось.

Если говорить о российско-американских отношениях, то, по мнению 43% опрошенных, за период президентства Дж.Буша они не изменились; каждый пятый (19%) говорит об их ухудшении, и столько же — об улучшении.

Только 13% опрошенных полагают, что для России было бы лучше, если бы на предстоящих президентских выборах в США победу одержал Дж.Буш. Каждый третий (31%) убежден, что для нашей страны предпочтительней был бы другой кандидат, а еще 27% считают, что для России не важно, кто победит на выборах президента в США. Четверть россиян (28%) не имеют определенного мнения на этот счет.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех  экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 ноября 2001 года, 30 марта 2003 года, 8 июня 2003 года, 21 сентября 2003 года, 28 марта 2004 года, 18 августа 2004 года. По 1500 респондентов.