Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 04:03
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

23 сентября 2004, 11:35

Марксизм & Traffic Engineering или Улица с односторонним движением

Вожди ушедшей эпохи предпочитали отмечаться в дисциплинах преимущественно гуманитарных: лингвистике (Сталин И.В. “Марксизм и вопросы языкознания”), истории (Берия Л.П. “История большевистских организаций Закавказья”), краеведении (Брежнев Л.И. “Малая земля”, “Целина”) и т.п. Что до дисциплин физико-технических, то к ним у начальства сохранялся определенный пиетет, связанный, в числе прочего, с существованием какой-никакой научной критики. Курчатов мог сказать хоть самому Лаврентию Павловичу: “Вы моих трудов по ядерной физике не читали, я Ваших тоже. Но по разным причинам”.

В наше просвещенное время барьеры профессионально-экспертного (а тем более, публичного) плана российским начальством успешно сняты, “и значит все дозволено”. Тут-то и началось…

Известный патриот, химик и пчеловод, лучший друг зодчих и ваятелей, батумских портовиков и апшеронских нефтяников решил внести свой вклад в классическую дисциплину под названием “Traffic Engineering & Control”. В свое время по заказам автомобильных и электронных корпораций, городских администраций и дорожных ведомств стран развитого капитализма на этом поприще потрудились десятки физиков и математиков мирового класса (к примеру, нобелевский лауреат Илья Пригожин), не говоря уже о классиках собственно транспортной науки. Заказчики этих ученых трудов не были благотворителями: ответственные правительства принимают серьезные решения в сфере организации дорожного движения не по наитию, но на основе сложных инженерных расчетов с использованием весьма тонкого математического аппарата.

Но, как известно, “нам - скобарям Пирсон не указ!”.

“Я внес это предложение, – рассуждает наш изобретатель, – я думал лет пять-шесть назад – закрутить Садовое кольцо в одну сторону. … Если мы сделаем определенные усовершенствования, улучшения на Садовом кольце, Садовое кольцо небольшое – 16 километров, то мы увеличим пропускную способность здесь примерно на 30-35%”.

Здесь особенно замечательна архимедова интонация: “Я нашел, я открыл…”.

Техническое существо найденного и открытого специалисты-транспортники разбирали неоднократно. О некоторых аргументах, выдвинутых специалистами МАДИ и НИИТДХ, стоит напомнить.

Организация движения на многополосных магистралях непрерывного движения основана на четком функциональном разделении: въезды и съезды справа, полосы для скоростного движения слева. Поэтому маневры смены полос на такой дороге стереотипны: если мне нужно съехать с дороги, я маневрирую вправо, постепенно снижая скорость; если я выбрался на трассу с примыкающей рампы, то, набирая скорость, маневрирую влево. Эта стереотипность обеспечивает снижение энтропии потока, что самым положительным образом сказывается и на безопасности движения, и на пропускной способности магистрали.

А теперь вообразим, что мы “закрутили Садовое кольцо в одну сторону”, для определенности против часовой стрелки – от Зубовской к Павелецкой.

Если мы сохраним status quo в части разрешения съездов и въездов с обеих сторон трассы, то вместо упорядоченного многополосного движения, получим хаотический поток, в котором все участники куда-нибудь непрерывно перестраиваются. На магистрали, которая в наиболее широких местах будет иметь 10 и более полос движения, этот хаос приведет не возрастанию, а к потере пропускной способности.

Если же примем только что описанную стандартную схему организации движения, то начать придется с установки сплошного барьерного ограждения по внутреннему периметру Садового кольца. После этого, попасть на кольцо из центра, либо убыть в сторону центра станет возможно только через посредство транспортных развязок. В нужном количестве сегодня их просто нет; строить новые развязки негде: земля застроена или продана. Да если и выкроить местечко, то въезды-съезды получаться очень тесными: хвосты на них будут такими, что мало не покажется. Не говорю уже о том, что если все эти развязки действительно удастся построить, то зачем городить огород с односторонним движением …

Далее. При двухстороннем движении длина ездки по Садовому кольцу лежит в пределах ½ от его протяженности и составляет в среднем порядка ¼ длины кольца. Очевидно, что в новой схеме средняя длина ездки будет вдвое больше. Тем самым, удвоится и транспортная работа, суммарно выполняемая на трассе. Так откуда же в условиях хронического перепробега автомобилей условия движения должны улучшится, а не стать еще хуже?

Добавим к нашим недоумениям вопросы об общественном транспорте (что, “Букашку” тоже закрутим в одну сторону?), о въездах в тоннели, о стоянках и остановках транспортных средств и т.д., и т.п.

Да, здесь по каждому пункту считать и считать…

Только вот зачем? Указание дано, выполняйте!

Другой крупный начальник, в прошлом - ведущий специалист по купле-продаже льготных железнодорожных тарифов и лучший друг металлистов - грузоотправителей, внес фундаментальный вклад в ту же “Traffic Engineering”, да еще на стыке с не менее уважаемой наукой “Road Pricing”. Дисциплина, кстати, то же не из последних; в ней отметились два нобелевских лауреата Рональд Коуз и Пол Самуэльсен, да и другие уважаемые люди.

Впрочем, начальники во всякие там “институции”, “интернализации” и прочие ученые премудрости вникать не склонны. “Полагаю, - заявил наш герой, - что на платную основу можно, как во всем мире, перевести до четверти федеральных дорог… Строить их будем с применением механизма государственно-частного партнерства… Построим, к примеру, платную трассу Москва – Санкт-Петербург”.

Что такое платная дорога, можно узнать из учебников. Платность вводят на участках дорог высших технических категорий (хайвэях, автобанах), включенных в плотные многосвязные дорожные сети. Введение платности рассматривается как “эффективный и самоокупаемый инструмент организации дорожного движения, выполняющий функцию оптимального распределение трафика по параллельным маршрутам”. Как палочка-выручалочка для привлечения инвестиций и преодоления бездорожья этот инструмент непригоден в принципе.

Сколько в мире платных дорог, узнать еще проще. Достаточно зайти на сайты национальных дорожных администраций.

Самая большая сеть во Франции. Там ситуация такова: общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 950 тыс. км; протяженность сети вновь построенных хайвэев – 9 300 км, из которых 8 000 км платные. Таким образом, во Франции доля платных участков автомобильных дорог составляет 0,84% суммарной протяженности национальной сети.

В США общая протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием превышает 2 млн. миль. Протяженность сети межштатных магистралей - 42800 миль. Суммарная протяженность платных участков автомобильных дорог - 2230 миль. Доля платных участков автомобильных дорог в суммарной протяженности национальной сети – 0,11%.

В Великобритании, где квартирует Европейский банк реконструкции и развития – главный пропагандист государственно-частного партнерства на транспорте, платных дорог нет вовсе.

В России дорог общего пользования порядка 500 тыс.км, из них федеральных примерно 50 тыс. км, к категории хайвэев с определенной натяжкой можно отнести некоторые подходы к крупным городам, реконструированные в последние годы. Обещанная четверть дорог, переведенных на платную основу, означает одно из двух: или начальство в самом деле собирается построить в ближайшие годы 12-13 тыс. км автобанов, или на платную основу мы будем переводить то, что имеем. Первое из области фантастики, второе – нечто из вполне реального будущего.

Что касается гипотетического платного автобана Москва – Санкт-Петербург, то этот проект с учетом ряда объективных транспортно-экономических реалий скорее всего ждет судьба когда-то запланированной по тому же направлению железнодорожной ВСМ.

Впрочем, и здесь по каждому пункту считать и считать …

Только вот зачем? Указание дано, выполняйте!

Подведу итоги. Не в том беда, что кто-то из начальства занимается любительским изобретательством. В конце концов, наши интерпретации фактов и профессиональных аргументов могут быть оспорены в той же мере, что и предлагаемые начальством проекты. Никто из нас не оракул, и не нобелевский лауреат. Да и вообще, в транспорте, как и в футболе, количество специалистов равно численности самодеятельного населения.

И не том беда, что сделают Садовое кольцо дорогой с односторонним движением, пусть еще и платной. По нему так и эдак ездить невозможно.

Беда в том, что дорогой с односторонним движением становятся взаимоотношения власти с обывателем. Беда в отсутствии публичной профессиональной критики, гласного непредвзятого публичного обсуждения, словом, самых обычных общественных фильтров, отсекающих нелепые решения. Иначе, в отсутствии институтов гражданского общества …

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
17:23 Навальный представил предвыборную программу
17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.