Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2018, четверг, 06:50
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

23 сентября 2004, 11:35

Марксизм & Traffic Engineering или Улица с односторонним движением

Вожди ушедшей эпохи предпочитали отмечаться в дисциплинах преимущественно гуманитарных: лингвистике (Сталин И.В. “Марксизм и вопросы языкознания”), истории (Берия Л.П. “История большевистских организаций Закавказья”), краеведении (Брежнев Л.И. “Малая земля”, “Целина”) и т.п. Что до дисциплин физико-технических, то к ним у начальства сохранялся определенный пиетет, связанный, в числе прочего, с существованием какой-никакой научной критики. Курчатов мог сказать хоть самому Лаврентию Павловичу: “Вы моих трудов по ядерной физике не читали, я Ваших тоже. Но по разным причинам”.

В наше просвещенное время барьеры профессионально-экспертного (а тем более, публичного) плана российским начальством успешно сняты, “и значит все дозволено”. Тут-то и началось…

Известный патриот, химик и пчеловод, лучший друг зодчих и ваятелей, батумских портовиков и апшеронских нефтяников решил внести свой вклад в классическую дисциплину под названием “Traffic Engineering & Control”. В свое время по заказам автомобильных и электронных корпораций, городских администраций и дорожных ведомств стран развитого капитализма на этом поприще потрудились десятки физиков и математиков мирового класса (к примеру, нобелевский лауреат Илья Пригожин), не говоря уже о классиках собственно транспортной науки. Заказчики этих ученых трудов не были благотворителями: ответственные правительства принимают серьезные решения в сфере организации дорожного движения не по наитию, но на основе сложных инженерных расчетов с использованием весьма тонкого математического аппарата.

Но, как известно, “нам - скобарям Пирсон не указ!”.

“Я внес это предложение, – рассуждает наш изобретатель, – я думал лет пять-шесть назад – закрутить Садовое кольцо в одну сторону. … Если мы сделаем определенные усовершенствования, улучшения на Садовом кольце, Садовое кольцо небольшое – 16 километров, то мы увеличим пропускную способность здесь примерно на 30-35%”.

Здесь особенно замечательна архимедова интонация: “Я нашел, я открыл…”.

Техническое существо найденного и открытого специалисты-транспортники разбирали неоднократно. О некоторых аргументах, выдвинутых специалистами МАДИ и НИИТДХ, стоит напомнить.

Организация движения на многополосных магистралях непрерывного движения основана на четком функциональном разделении: въезды и съезды справа, полосы для скоростного движения слева. Поэтому маневры смены полос на такой дороге стереотипны: если мне нужно съехать с дороги, я маневрирую вправо, постепенно снижая скорость; если я выбрался на трассу с примыкающей рампы, то, набирая скорость, маневрирую влево. Эта стереотипность обеспечивает снижение энтропии потока, что самым положительным образом сказывается и на безопасности движения, и на пропускной способности магистрали.

А теперь вообразим, что мы “закрутили Садовое кольцо в одну сторону”, для определенности против часовой стрелки – от Зубовской к Павелецкой.

Если мы сохраним status quo в части разрешения съездов и въездов с обеих сторон трассы, то вместо упорядоченного многополосного движения, получим хаотический поток, в котором все участники куда-нибудь непрерывно перестраиваются. На магистрали, которая в наиболее широких местах будет иметь 10 и более полос движения, этот хаос приведет не возрастанию, а к потере пропускной способности.

Если же примем только что описанную стандартную схему организации движения, то начать придется с установки сплошного барьерного ограждения по внутреннему периметру Садового кольца. После этого, попасть на кольцо из центра, либо убыть в сторону центра станет возможно только через посредство транспортных развязок. В нужном количестве сегодня их просто нет; строить новые развязки негде: земля застроена или продана. Да если и выкроить местечко, то въезды-съезды получаться очень тесными: хвосты на них будут такими, что мало не покажется. Не говорю уже о том, что если все эти развязки действительно удастся построить, то зачем городить огород с односторонним движением …

Далее. При двухстороннем движении длина ездки по Садовому кольцу лежит в пределах ½ от его протяженности и составляет в среднем порядка ¼ длины кольца. Очевидно, что в новой схеме средняя длина ездки будет вдвое больше. Тем самым, удвоится и транспортная работа, суммарно выполняемая на трассе. Так откуда же в условиях хронического перепробега автомобилей условия движения должны улучшится, а не стать еще хуже?

Добавим к нашим недоумениям вопросы об общественном транспорте (что, “Букашку” тоже закрутим в одну сторону?), о въездах в тоннели, о стоянках и остановках транспортных средств и т.д., и т.п.

Да, здесь по каждому пункту считать и считать…

Только вот зачем? Указание дано, выполняйте!

Другой крупный начальник, в прошлом - ведущий специалист по купле-продаже льготных железнодорожных тарифов и лучший друг металлистов - грузоотправителей, внес фундаментальный вклад в ту же “Traffic Engineering”, да еще на стыке с не менее уважаемой наукой “Road Pricing”. Дисциплина, кстати, то же не из последних; в ней отметились два нобелевских лауреата Рональд Коуз и Пол Самуэльсен, да и другие уважаемые люди.

Впрочем, начальники во всякие там “институции”, “интернализации” и прочие ученые премудрости вникать не склонны. “Полагаю, - заявил наш герой, - что на платную основу можно, как во всем мире, перевести до четверти федеральных дорог… Строить их будем с применением механизма государственно-частного партнерства… Построим, к примеру, платную трассу Москва – Санкт-Петербург”.

Что такое платная дорога, можно узнать из учебников. Платность вводят на участках дорог высших технических категорий (хайвэях, автобанах), включенных в плотные многосвязные дорожные сети. Введение платности рассматривается как “эффективный и самоокупаемый инструмент организации дорожного движения, выполняющий функцию оптимального распределение трафика по параллельным маршрутам”. Как палочка-выручалочка для привлечения инвестиций и преодоления бездорожья этот инструмент непригоден в принципе.

Сколько в мире платных дорог, узнать еще проще. Достаточно зайти на сайты национальных дорожных администраций.

Самая большая сеть во Франции. Там ситуация такова: общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 950 тыс. км; протяженность сети вновь построенных хайвэев – 9 300 км, из которых 8 000 км платные. Таким образом, во Франции доля платных участков автомобильных дорог составляет 0,84% суммарной протяженности национальной сети.

В США общая протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием превышает 2 млн. миль. Протяженность сети межштатных магистралей - 42800 миль. Суммарная протяженность платных участков автомобильных дорог - 2230 миль. Доля платных участков автомобильных дорог в суммарной протяженности национальной сети – 0,11%.

В Великобритании, где квартирует Европейский банк реконструкции и развития – главный пропагандист государственно-частного партнерства на транспорте, платных дорог нет вовсе.

В России дорог общего пользования порядка 500 тыс.км, из них федеральных примерно 50 тыс. км, к категории хайвэев с определенной натяжкой можно отнести некоторые подходы к крупным городам, реконструированные в последние годы. Обещанная четверть дорог, переведенных на платную основу, означает одно из двух: или начальство в самом деле собирается построить в ближайшие годы 12-13 тыс. км автобанов, или на платную основу мы будем переводить то, что имеем. Первое из области фантастики, второе – нечто из вполне реального будущего.

Что касается гипотетического платного автобана Москва – Санкт-Петербург, то этот проект с учетом ряда объективных транспортно-экономических реалий скорее всего ждет судьба когда-то запланированной по тому же направлению железнодорожной ВСМ.

Впрочем, и здесь по каждому пункту считать и считать …

Только вот зачем? Указание дано, выполняйте!

Подведу итоги. Не в том беда, что кто-то из начальства занимается любительским изобретательством. В конце концов, наши интерпретации фактов и профессиональных аргументов могут быть оспорены в той же мере, что и предлагаемые начальством проекты. Никто из нас не оракул, и не нобелевский лауреат. Да и вообще, в транспорте, как и в футболе, количество специалистов равно численности самодеятельного населения.

И не том беда, что сделают Садовое кольцо дорогой с односторонним движением, пусть еще и платной. По нему так и эдак ездить невозможно.

Беда в том, что дорогой с односторонним движением становятся взаимоотношения власти с обывателем. Беда в отсутствии публичной профессиональной критики, гласного непредвзятого публичного обсуждения, словом, самых обычных общественных фильтров, отсекающих нелепые решения. Иначе, в отсутствии институтов гражданского общества …

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

12.12 19:52 США призвали Совбез ООН восстановить санкции против Ирана
12.12 19:26 Разрабатывается первая в мире вакцина для пчел
12.12 19:25 Путин назвал Конституцию развивающимся организмом
12.12 18:49 Мединский предложил Хабенскому снять фильм о Нюрнбергском процессе
12.12 18:26 В Германии на улице разлили тонну жидкого шоколада
12.12 17:53 В Домодедово сотрудников аэропорта будут проверять на алкорамках
12.12 17:30 Российский Forbes превратят в коммуникационную платформу
12.12 17:01 В СПЧ назвали законопроект о штрафах за неуважение к власти нелепым
12.12 16:55 Резиденты «Сколково» стали победителями в двух номинациях конкурса «Цифровые вершины 2018»
12.12 16:32 Германия поддержала продление санкций против РФ
12.12 16:12 Госдума приняла закон о свободной рыбалке
12.12 15:28 В ГД внесен законопроект о запрете недостоверных новостей
12.12 14:51 10 000 лет назад людей и дрозофил объединила любовь к фруктам
12.12 14:47 Эрдоган предупредил о наступлении турков в Сирии
12.12 14:19 РКН пригрозил заблокировать Google при нарушении закона
12.12 13:55 Палата представителей США признала Голодомор геноцидом
12.12 13:30 Путин попросил установить причины отмены концертов рэперов
12.12 13:16 Кремль отреагировал на сбор подписей против онкобольных детей в Москве
12.12 12:50 Петр Порошенко расценил инцидент в Керченском проливе как войну
12.12 12:42 Чиновник Ространснадзора лишился работы из-за покупки его женой 66 машин
12.12 12:12 Новый вид тропических бабочек назван в честь художницы XVII века
12.12 12:10 В Конгрессе США потребовали ввести санкции против газопровода «Северный поток-2»
12.12 11:33 Губернаторы пойдут на выборы без помощи «Единой России»
12.12 11:14 В России введут контроль за платежными агрегаторами в интернете
12.12 10:47 Сбербанк предсказал ослабление рубля
12.12 10:42 Хищные растения и пауки делятся добычей друг с другом
12.12 10:32 Трамп отверг свой импичмент из-за опасности восстания
12.12 10:26 Медведев назвал Конституцию вечной
12.12 10:06 СК заявил о задержании еще одного участника банды Басаева
12.12 09:43 СМИ сообщили о краже данных 500 млн клиентов отелей Marriott китайской разведкой
12.12 09:34 Ольга Глацких вернулась к обязанностям чиновника
12.12 09:13 В Страсбурге при стрельбе на рождественской ярмарке погибли три человека
11.12 19:54 Путин прокомментировал арест Бутиной
11.12 19:37 Генпрокуратура перепроверит арест Льва Пономарева
11.12 19:24 ВС РФ отказал «Победе» по жалобе на решение о ручной клади
11.12 19:06 Путин допустил изменение закона о митингах
11.12 18:43 Прах Людмилы Алексеевой захоронят в Вашингтоне
11.12 18:36 Древние обитатели Скандинавии жевали деготь и оставили в нем свою ДНК
11.12 18:31 Сбербанк подключил в системе переводов другие банки
11.12 18:19 Производители и Росстат сравнили цены на оливье
11.12 17:47 Путин рассказал о работе по сохранения наследия Солженицына
11.12 17:03 СМИ сообщили об отставке главы Центра «Э»
11.12 16:30 «Человеком года» Time стали журналисты
11.12 16:27 Для синтеза привлекающего кошек вещества растению требуется два фермента
11.12 15:51 Глава КС РФ сравнил российскую Конституцию с новейшим Мерседесом
11.12 15:19 Российский военный задержан по делу об убийстве в Армении
11.12 15:04 Отец Бутиной подтвердил планы по сделке со следствием
11.12 14:45 Правительство обсудит введение электронных виз для Москвы и Петербурга
11.12 14:16 Госдума приняла закон о повышении МРОТ
11.12 14:04 Совет Федерации одобрил запрет на уличные табло с курсами валют
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.