Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 22:24
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

27 сентября 2004, 10:10

Олигархи с железной дороги

Пару лет назад много говорили о реформе естественных монополий. В энергетике ее до сих пор регулярно стопорят. В газовой отрасли вот-вот в очередной раз собираются обсудить новую версию плана. Заметный рывок вроде бы совершили железные дороги — нет уже Министерства путей сообщения, на его месте выросло акционерное общество «Российские железнодорожные дороги» — рыночное по форме и не менее прежнего монополистическое по содержанию.

На прошлой неделе в Москве должны были состояться два взаимоисключающих мероприятия. На первом, заседании правления РАО «РЖД», руководители крупнейшей транспортной компании собирались обсуждать программу капитальных вложений на текущий год, а также вопросы об обеспечении условий и охраны труда железнодорожников. Эти обсуждения прошли во вторник, а в среду, видимо в качестве противовеса, должна была состояться пресс-конференция на тему: «22 сентября в России начинается голодовка железнодорожников». В ней должны были принять участие председатель Российского профсоюза локомотивных бригад и руководители первичных профорганизаций.

Первое мероприятие прошло, как и было намечено, и присутствовавшие на нем руководители компании выступили с интересными докладами. О пресс-конференции же собравшихся голодать рядовых тружеников стальных магистралей, до сих пор ни слуху, ни духу. Может быть, эта пресс-конференция и в самом деле состоялась, но на приглашенных сильного эффекта не произвела. И поэтому никакой информации в прессу о ее итогах не просочилось. Хотя это удивительно: голодающий железнодорожник — вещь настолько невозможная, что подобные экземпляры человеческой породы, если они в самом деле существуют, надо показывать в зоопарке или в музее Дарвина.

Как правило, у нас в стране собираются голодать доведенные до отчаяния люди, которым на работе уже давно не выплачивают заработную плату, у которых нет других средств к существованию, которые уже отчаялись добиться реализации своих прав легальными способами. Сказать такое про железнодорожников просто невозможно, так как с заработной платой у них и раньше был полный порядок, а сейчас и подавно. Например, в январе-июле прошлого года средняя заработная плата на перевозках составляла 7997 рублей в месяц, а за январь-июль текущего года она подросла до 10376 рублей. То есть увеличение на 30% за год, что далеко опережает и рост ВВП, и инфляцию вместе взятые. Это, конечно, не самый высокий показатель по народному хозяйству, так как есть отрасли, где платят еще больше, — нефтяная промышленность и металлургия, — но что делать?! Железнодорожники ведь сами ничего не производят, а только перевозят чужие грузы. Причем, очень часто перевозка грузов носит вынужденный характер. Скажем, после 1992 года направление грузопотоков серьезно поменялось, потому что предприятия, раньше работавшие исключительно на внутренний рынок, были вынуждены переориентироваться на рынок внешний, что привело к появлению дополнительных расходов на транспорт. То есть в некоторым смысле можно сказать, что ухудшение положения производителей товаров привело к улучшению перевозчика грузов. Тем более, что этот перевозчик остается практически единственным для всех грузоотправителей.

Жаловаться на плохое финансовое состояние наши железнодорожники не имеют никакого права: ни рядовые служащие, ни начальствующий состав. Финансовое состояние у них просто прекрасное и будет таким еще очень долго.

Более того, рядовые служащие очень многим обязаны именно своему руководству, которое постоянно выбивает им повышение заработной платы. Так как отрасль находиться в государственной собственности и все финансовые показатели в ней контролируются государством, железнодорожному начальству каждый год приходиться вертеться ужом, чтобы расширить финансовые возможности компании и получить ресурсы для повышения ставок заработных плат. Методы, которые они используют, в общем, незамысловаты, но по-прежнему эффективны. Хотя каждый раз отраслевым лоббистам приходиться все труднее их применять.

Чтобы увеличить размер финансовых ресурсов, руководители РЖД каждый год продавливают повышение тарифов на железнодорожные перевозки, аргументируя это, во-первых, ростом энерготарифов (из-за чего дорожают перевозки на электрифицированных дорогах), во-вторых, ростом цен на топливо (из-за чего дорожают перевозки на тепловозной тяге) и, в-третьих, необходимостью профинансировать обширную инвестиционную программу, без которой отрасль тут же придет в катастрофическое состояние. Инвестиционная же программа должна учитывать постоянный рост стоимости строительных материалов, поэтому инфляционный компонент в ней обязательно присутствует. При этом борцы за безопасность движения (а именно под этим соусом каждый раз подается инвестпрограмма) скромно умалчивают о желании повысить заработную плату своим служащим (а заодно и себе).

Приводимые аргументы почему-то всегда действуют на Правительство безотказно, и оно соглашается на повышение тарифов, пусть и не в тех размерах, которые требовала для себя транспортная монополия. Но это, скорее, дань традиции — нельзя же, в самом деле, давать ровно столько, сколько запрашивают, иначе Правительство просто перестанут уважать.

В результате мы имеем каждый год рост тарифов, который никак не связан с деятельностью перевозчика. Грузооборот последние несколько лет хотя и растет, но незначительно, а пассажирооборот едва растет или вообще снижается. Зато заработная плата, как мы уже видели, растет постоянно и очень быстрыми темпами. Настолько быстрыми, что она, на сегодняшний день, достигает 36% в стоимости перевозок. А вот доля затрат на электроэнергию и топливо, которые обычно выступают в качестве генераторов повышения тарифов, совсем незначительная — 7% и 5% соответственно. Так что, как их рост может использоваться для обоснования роста тарифов на железнодорожные перевозки, понять очень трудно.

Видимо, чувствуя слабость этого довода, руководители РАО «РЖД» и выкатывает инвестиционную программу. В прошлом году она планировалась в размере 100 млрд. руб., а в 2004 году — 122 млрд. руб. Хотя рост стоимости инвестпрограммы действительно во многом связан с инфляцией, но не только с ней. В перечень объектов, которые очень хочет достроить РАО «РЖД», включены некоторые стройки, названия которых заставляют вспомнить недоброй памяти министра Аксененко. Это подъездные пути к крупнейшим месторождениям полезных ископаемых в Восточной Сибири, на реновацию которых РЖД собирается угрохать 18 млрд. руб. — сумму, почти равную приросту инвестпрограммы в текущем году. В свое время над тем, чтобы провести к этим месторождениям рельсовые пути, немало потрудился именно Николай Аксененко. Вероятно, надеясь потом начать их промышленную эксплуатацию. Хотя не совсем понятно, зачем транспортной компании собственные месторождения угля и руды — ведь эпоха паровозов давно закончилась. Правительство в 2001/02 годах эти стройки заморозило, а потом отправило в отставку их инициатора, но, как видим, дело его не заглохло и продолжает требовать все новых и новых инвестиций. Оплачивать их, разумеется, придется всем пользователям услуг железных дорог за счет очередного повышения тарифов.

Так, бывшее МПС, а ныне РАО «РЖД» не только повышает заработную плату работникам вне всякой связи с интенсивностью их труда, но и собирается осваивать природные ресурсы, чтобы стать кроме транспортных, еще и сырьевыми олигархами. Сможет ли кто-нибудь их остановить и лечь, так сказать, на пути локомотива?

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.