Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 декабря 2018, воскресенье, 06:47
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

27 сентября 2004, 10:10

Олигархи с железной дороги

Пару лет назад много говорили о реформе естественных монополий. В энергетике ее до сих пор регулярно стопорят. В газовой отрасли вот-вот в очередной раз собираются обсудить новую версию плана. Заметный рывок вроде бы совершили железные дороги — нет уже Министерства путей сообщения, на его месте выросло акционерное общество «Российские железнодорожные дороги» — рыночное по форме и не менее прежнего монополистическое по содержанию.

На прошлой неделе в Москве должны были состояться два взаимоисключающих мероприятия. На первом, заседании правления РАО «РЖД», руководители крупнейшей транспортной компании собирались обсуждать программу капитальных вложений на текущий год, а также вопросы об обеспечении условий и охраны труда железнодорожников. Эти обсуждения прошли во вторник, а в среду, видимо в качестве противовеса, должна была состояться пресс-конференция на тему: «22 сентября в России начинается голодовка железнодорожников». В ней должны были принять участие председатель Российского профсоюза локомотивных бригад и руководители первичных профорганизаций.

Первое мероприятие прошло, как и было намечено, и присутствовавшие на нем руководители компании выступили с интересными докладами. О пресс-конференции же собравшихся голодать рядовых тружеников стальных магистралей, до сих пор ни слуху, ни духу. Может быть, эта пресс-конференция и в самом деле состоялась, но на приглашенных сильного эффекта не произвела. И поэтому никакой информации в прессу о ее итогах не просочилось. Хотя это удивительно: голодающий железнодорожник — вещь настолько невозможная, что подобные экземпляры человеческой породы, если они в самом деле существуют, надо показывать в зоопарке или в музее Дарвина.

Как правило, у нас в стране собираются голодать доведенные до отчаяния люди, которым на работе уже давно не выплачивают заработную плату, у которых нет других средств к существованию, которые уже отчаялись добиться реализации своих прав легальными способами. Сказать такое про железнодорожников просто невозможно, так как с заработной платой у них и раньше был полный порядок, а сейчас и подавно. Например, в январе-июле прошлого года средняя заработная плата на перевозках составляла 7997 рублей в месяц, а за январь-июль текущего года она подросла до 10376 рублей. То есть увеличение на 30% за год, что далеко опережает и рост ВВП, и инфляцию вместе взятые. Это, конечно, не самый высокий показатель по народному хозяйству, так как есть отрасли, где платят еще больше, — нефтяная промышленность и металлургия, — но что делать?! Железнодорожники ведь сами ничего не производят, а только перевозят чужие грузы. Причем, очень часто перевозка грузов носит вынужденный характер. Скажем, после 1992 года направление грузопотоков серьезно поменялось, потому что предприятия, раньше работавшие исключительно на внутренний рынок, были вынуждены переориентироваться на рынок внешний, что привело к появлению дополнительных расходов на транспорт. То есть в некоторым смысле можно сказать, что ухудшение положения производителей товаров привело к улучшению перевозчика грузов. Тем более, что этот перевозчик остается практически единственным для всех грузоотправителей.

Жаловаться на плохое финансовое состояние наши железнодорожники не имеют никакого права: ни рядовые служащие, ни начальствующий состав. Финансовое состояние у них просто прекрасное и будет таким еще очень долго.

Более того, рядовые служащие очень многим обязаны именно своему руководству, которое постоянно выбивает им повышение заработной платы. Так как отрасль находиться в государственной собственности и все финансовые показатели в ней контролируются государством, железнодорожному начальству каждый год приходиться вертеться ужом, чтобы расширить финансовые возможности компании и получить ресурсы для повышения ставок заработных плат. Методы, которые они используют, в общем, незамысловаты, но по-прежнему эффективны. Хотя каждый раз отраслевым лоббистам приходиться все труднее их применять.

Чтобы увеличить размер финансовых ресурсов, руководители РЖД каждый год продавливают повышение тарифов на железнодорожные перевозки, аргументируя это, во-первых, ростом энерготарифов (из-за чего дорожают перевозки на электрифицированных дорогах), во-вторых, ростом цен на топливо (из-за чего дорожают перевозки на тепловозной тяге) и, в-третьих, необходимостью профинансировать обширную инвестиционную программу, без которой отрасль тут же придет в катастрофическое состояние. Инвестиционная же программа должна учитывать постоянный рост стоимости строительных материалов, поэтому инфляционный компонент в ней обязательно присутствует. При этом борцы за безопасность движения (а именно под этим соусом каждый раз подается инвестпрограмма) скромно умалчивают о желании повысить заработную плату своим служащим (а заодно и себе).

Приводимые аргументы почему-то всегда действуют на Правительство безотказно, и оно соглашается на повышение тарифов, пусть и не в тех размерах, которые требовала для себя транспортная монополия. Но это, скорее, дань традиции — нельзя же, в самом деле, давать ровно столько, сколько запрашивают, иначе Правительство просто перестанут уважать.

В результате мы имеем каждый год рост тарифов, который никак не связан с деятельностью перевозчика. Грузооборот последние несколько лет хотя и растет, но незначительно, а пассажирооборот едва растет или вообще снижается. Зато заработная плата, как мы уже видели, растет постоянно и очень быстрыми темпами. Настолько быстрыми, что она, на сегодняшний день, достигает 36% в стоимости перевозок. А вот доля затрат на электроэнергию и топливо, которые обычно выступают в качестве генераторов повышения тарифов, совсем незначительная — 7% и 5% соответственно. Так что, как их рост может использоваться для обоснования роста тарифов на железнодорожные перевозки, понять очень трудно.

Видимо, чувствуя слабость этого довода, руководители РАО «РЖД» и выкатывает инвестиционную программу. В прошлом году она планировалась в размере 100 млрд. руб., а в 2004 году — 122 млрд. руб. Хотя рост стоимости инвестпрограммы действительно во многом связан с инфляцией, но не только с ней. В перечень объектов, которые очень хочет достроить РАО «РЖД», включены некоторые стройки, названия которых заставляют вспомнить недоброй памяти министра Аксененко. Это подъездные пути к крупнейшим месторождениям полезных ископаемых в Восточной Сибири, на реновацию которых РЖД собирается угрохать 18 млрд. руб. — сумму, почти равную приросту инвестпрограммы в текущем году. В свое время над тем, чтобы провести к этим месторождениям рельсовые пути, немало потрудился именно Николай Аксененко. Вероятно, надеясь потом начать их промышленную эксплуатацию. Хотя не совсем понятно, зачем транспортной компании собственные месторождения угля и руды — ведь эпоха паровозов давно закончилась. Правительство в 2001/02 годах эти стройки заморозило, а потом отправило в отставку их инициатора, но, как видим, дело его не заглохло и продолжает требовать все новых и новых инвестиций. Оплачивать их, разумеется, придется всем пользователям услуг железных дорог за счет очередного повышения тарифов.

Так, бывшее МПС, а ныне РАО «РЖД» не только повышает заработную плату работникам вне всякой связи с интенсивностью их труда, но и собирается осваивать природные ресурсы, чтобы стать кроме транспортных, еще и сырьевыми олигархами. Сможет ли кто-нибудь их остановить и лечь, так сказать, на пути локомотива?

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

15.12 20:04 Полиция Парижа задержала 148 «желтых жилетов»
15.12 19:44 Сборная России разбила сборную Чехии на Кубке Первого канала
15.12 19:29 Участников собора в Киеве из УПЦ МП объявили раскольниками
15.12 19:06 В Брюсселе задержаны 50 «желтых жилетов»
15.12 18:47 Порошенко объявил о создании УПАПЦ
15.12 18:27 УПЦ МП сравнила с предательством участие двух архиереев в объединительном соборе
15.12 18:06 Мальчик поделился с Путиным впечатлением от прогулки на вертолете
15.12 17:49 Путин рассмотрит учебные программы и целевой набор для творческих вузов
15.12 17:26 Украинский С-27 разбился при заходе на посадку
15.12 17:15 ВС России получили 35 новых образцов вооружения
15.12 16:56 Instagram выявил самое счастливое место на планете
15.12 16:29 Путин призвал быть осторожными с запретами в сфере культуры
15.12 15:50 РКН уличил сайты по продаже билетов на елки в сборе данных
15.12 15:26 Путин выпил чаю с мальчиком после обещания полетать на вертолете
15.12 14:50 Последний рейс с застрявшими в Китае туристами вылетел в Москву
15.12 14:27 IBU пока не будет наказывать российских биатлонистов
15.12 13:55 В Киеве начался объединительный собор церквей
15.12 13:36 В центре Парижа снова возникли беспорядки
15.12 13:07 СМИ сообщили об отсутствии у объединенной украинской церкви патриарха
15.12 12:55 Австралия признала Иерусалим столицей Израиля
15.12 12:37 Организаторы форума в Давосе пустят подсанкционных россиян
15.12 12:18 Трамп назначил нового главу аппарата Белого дома
15.12 12:00 Суд в США отменил главное президентское достижение Барака Обамы
15.12 11:41 Импортеры алкоголя предупредили россиян об угрозе дефицита
15.12 11:28 США потратили 10 млн долларов на расследование «российского дела»
15.12 10:59 Россию позвали на трехсторонние переговоры по газу в Брюсселе
15.12 10:37 Силуанов отверг компенсацию Белоруссии за налоговый маневр
15.12 10:12 Британское правительство раскололось из-за Brexit
15.12 09:42 Хакеры Anonymous обвинили Британию в планах заминировать Севастополь
15.12 09:20 СМИ узнали о попытке США получить показания Бутиной по другому делу
15.12 09:00 Россия внесла в Генассамблею ООН резолюцию по ДРСМД
14.12 20:08 Трамп допустил торговое соглашение с Китаем
14.12 19:24 Фотографии пользователей Facebook оказались во всеобщем доступе из-за сбоя
14.12 18:38 Прокуратура попросила год условного срока для поднявшего росгвардейца в метро мужчины
14.12 17:57 ФСБ задержала вице-губернатора Пскова
14.12 17:40 В ГД внесен законопроект об автономном российском интернете
14.12 16:26 «Победа» может ввести плату за стаканы из экономии
14.12 16:13 Помет пингвинов Адели можно изучать из космоса
14.12 15:50 Сергей Мохнаткин вышел на свободу
14.12 15:24 Лукашенко поведал об извинениях Путина на саммите ЕАЭС
14.12 14:51 Главу Свердловской железной дороги задержали по делу о взятке
14.12 14:37 Связанный с болезнью Альцгеймера белок может передаваться при нейрохирургических операциях
14.12 14:26 Университет Ганы снес памятник Махатме Ганди из-за обвинений его в расизме
14.12 14:06 ЦБ снова повысил ключевую ставку
14.12 13:56 Минздрав подготовил законопроект о повышении возраста продажи алкоголя
14.12 13:15 Косовский парламент утвердил создание армии
14.12 12:56 Горевший завод «Электроцинк» во Владикавказе решили законсервировать
14.12 12:23 Лавров заявил о «своеобразных пытках» по отношению к Бутиной
14.12 12:13 Куриные кости станут руководящими ископаемыми для антропоцена
14.12 11:50 Лидер «Шалтай-Балтая» будет бороться с хакерами
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция Шереметьево школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.