Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 июля 2018, вторник, 03:33
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

27 сентября 2004, 10:10

Олигархи с железной дороги

Пару лет назад много говорили о реформе естественных монополий. В энергетике ее до сих пор регулярно стопорят. В газовой отрасли вот-вот в очередной раз собираются обсудить новую версию плана. Заметный рывок вроде бы совершили железные дороги — нет уже Министерства путей сообщения, на его месте выросло акционерное общество «Российские железнодорожные дороги» — рыночное по форме и не менее прежнего монополистическое по содержанию.

На прошлой неделе в Москве должны были состояться два взаимоисключающих мероприятия. На первом, заседании правления РАО «РЖД», руководители крупнейшей транспортной компании собирались обсуждать программу капитальных вложений на текущий год, а также вопросы об обеспечении условий и охраны труда железнодорожников. Эти обсуждения прошли во вторник, а в среду, видимо в качестве противовеса, должна была состояться пресс-конференция на тему: «22 сентября в России начинается голодовка железнодорожников». В ней должны были принять участие председатель Российского профсоюза локомотивных бригад и руководители первичных профорганизаций.

Первое мероприятие прошло, как и было намечено, и присутствовавшие на нем руководители компании выступили с интересными докладами. О пресс-конференции же собравшихся голодать рядовых тружеников стальных магистралей, до сих пор ни слуху, ни духу. Может быть, эта пресс-конференция и в самом деле состоялась, но на приглашенных сильного эффекта не произвела. И поэтому никакой информации в прессу о ее итогах не просочилось. Хотя это удивительно: голодающий железнодорожник — вещь настолько невозможная, что подобные экземпляры человеческой породы, если они в самом деле существуют, надо показывать в зоопарке или в музее Дарвина.

Как правило, у нас в стране собираются голодать доведенные до отчаяния люди, которым на работе уже давно не выплачивают заработную плату, у которых нет других средств к существованию, которые уже отчаялись добиться реализации своих прав легальными способами. Сказать такое про железнодорожников просто невозможно, так как с заработной платой у них и раньше был полный порядок, а сейчас и подавно. Например, в январе-июле прошлого года средняя заработная плата на перевозках составляла 7997 рублей в месяц, а за январь-июль текущего года она подросла до 10376 рублей. То есть увеличение на 30% за год, что далеко опережает и рост ВВП, и инфляцию вместе взятые. Это, конечно, не самый высокий показатель по народному хозяйству, так как есть отрасли, где платят еще больше, — нефтяная промышленность и металлургия, — но что делать?! Железнодорожники ведь сами ничего не производят, а только перевозят чужие грузы. Причем, очень часто перевозка грузов носит вынужденный характер. Скажем, после 1992 года направление грузопотоков серьезно поменялось, потому что предприятия, раньше работавшие исключительно на внутренний рынок, были вынуждены переориентироваться на рынок внешний, что привело к появлению дополнительных расходов на транспорт. То есть в некоторым смысле можно сказать, что ухудшение положения производителей товаров привело к улучшению перевозчика грузов. Тем более, что этот перевозчик остается практически единственным для всех грузоотправителей.

Жаловаться на плохое финансовое состояние наши железнодорожники не имеют никакого права: ни рядовые служащие, ни начальствующий состав. Финансовое состояние у них просто прекрасное и будет таким еще очень долго.

Более того, рядовые служащие очень многим обязаны именно своему руководству, которое постоянно выбивает им повышение заработной платы. Так как отрасль находиться в государственной собственности и все финансовые показатели в ней контролируются государством, железнодорожному начальству каждый год приходиться вертеться ужом, чтобы расширить финансовые возможности компании и получить ресурсы для повышения ставок заработных плат. Методы, которые они используют, в общем, незамысловаты, но по-прежнему эффективны. Хотя каждый раз отраслевым лоббистам приходиться все труднее их применять.

Чтобы увеличить размер финансовых ресурсов, руководители РЖД каждый год продавливают повышение тарифов на железнодорожные перевозки, аргументируя это, во-первых, ростом энерготарифов (из-за чего дорожают перевозки на электрифицированных дорогах), во-вторых, ростом цен на топливо (из-за чего дорожают перевозки на тепловозной тяге) и, в-третьих, необходимостью профинансировать обширную инвестиционную программу, без которой отрасль тут же придет в катастрофическое состояние. Инвестиционная же программа должна учитывать постоянный рост стоимости строительных материалов, поэтому инфляционный компонент в ней обязательно присутствует. При этом борцы за безопасность движения (а именно под этим соусом каждый раз подается инвестпрограмма) скромно умалчивают о желании повысить заработную плату своим служащим (а заодно и себе).

Приводимые аргументы почему-то всегда действуют на Правительство безотказно, и оно соглашается на повышение тарифов, пусть и не в тех размерах, которые требовала для себя транспортная монополия. Но это, скорее, дань традиции — нельзя же, в самом деле, давать ровно столько, сколько запрашивают, иначе Правительство просто перестанут уважать.

В результате мы имеем каждый год рост тарифов, который никак не связан с деятельностью перевозчика. Грузооборот последние несколько лет хотя и растет, но незначительно, а пассажирооборот едва растет или вообще снижается. Зато заработная плата, как мы уже видели, растет постоянно и очень быстрыми темпами. Настолько быстрыми, что она, на сегодняшний день, достигает 36% в стоимости перевозок. А вот доля затрат на электроэнергию и топливо, которые обычно выступают в качестве генераторов повышения тарифов, совсем незначительная — 7% и 5% соответственно. Так что, как их рост может использоваться для обоснования роста тарифов на железнодорожные перевозки, понять очень трудно.

Видимо, чувствуя слабость этого довода, руководители РАО «РЖД» и выкатывает инвестиционную программу. В прошлом году она планировалась в размере 100 млрд. руб., а в 2004 году — 122 млрд. руб. Хотя рост стоимости инвестпрограммы действительно во многом связан с инфляцией, но не только с ней. В перечень объектов, которые очень хочет достроить РАО «РЖД», включены некоторые стройки, названия которых заставляют вспомнить недоброй памяти министра Аксененко. Это подъездные пути к крупнейшим месторождениям полезных ископаемых в Восточной Сибири, на реновацию которых РЖД собирается угрохать 18 млрд. руб. — сумму, почти равную приросту инвестпрограммы в текущем году. В свое время над тем, чтобы провести к этим месторождениям рельсовые пути, немало потрудился именно Николай Аксененко. Вероятно, надеясь потом начать их промышленную эксплуатацию. Хотя не совсем понятно, зачем транспортной компании собственные месторождения угля и руды — ведь эпоха паровозов давно закончилась. Правительство в 2001/02 годах эти стройки заморозило, а потом отправило в отставку их инициатора, но, как видим, дело его не заглохло и продолжает требовать все новых и новых инвестиций. Оплачивать их, разумеется, придется всем пользователям услуг железных дорог за счет очередного повышения тарифов.

Так, бывшее МПС, а ныне РАО «РЖД» не только повышает заработную плату работникам вне всякой связи с интенсивностью их труда, но и собирается осваивать природные ресурсы, чтобы стать кроме транспортных, еще и сырьевыми олигархами. Сможет ли кто-нибудь их остановить и лечь, так сказать, на пути локомотива?

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

16.07 21:01 Глава Amazon стал самым богатым человеком в современной истории
16.07 20:37 США пожаловались в ВТО на ответные пошлины Китая и ЕС
16.07 20:06 Путин и Трамп не пришли к общему мнению по Крыму
16.07 19:49 Путин подарил Трампу мяч ЧМ-2018
16.07 19:26 Путин объявил сообщения о компромате на Трампа шелухой
16.07 19:22 Трамп признал отсутствие связи 12 обвиняемых в США россиян с выборами
16.07 18:50 Трамп пообещал России серьезную конкуренцию на газовом рынке ЕС
16.07 18:47 «Ювентус» за день отбил половину стоимости Роналду
16.07 18:29 Лондонский суд арестовал активы братьев Ананьевых
16.07 18:27 Путин напомнил о завершении холодной войны с США
16.07 18:04 Комитет Госдумы одобрил законопроект о повышении НДС ко второму чтению‍
16.07 17:43 Ученые объявили Туринскую плащаницу подделкой
16.07 17:38 Минтруд подтвердил пересмотр балльной пенсионной системы
16.07 17:37 Крысы снижают количество рыб на коралловых островах
16.07 17:14 «Бог Кузя» получил пять лет за создание секты
16.07 16:54 Мосгорсуд продлил арест двух фигурантов дела «Седьмой студии»
16.07 16:36 Тет-а-тет Путина и Трампа занял больше двух часов
16.07 16:21 Booking.com прекратил работу в Крыму из-за санкций
16.07 16:03 Посольство Франции подтвердило закрытие торгпредства в России
16.07 15:59 Яровая предложила искать пропавших детей по мобильникам
16.07 15:43 У одной пчелиной семьи может быть до пятидесяти разных отцов
16.07 15:35 Минздрав объяснил рост заболеваемости ВИЧ
16.07 15:16 Италия будет агитировать за отмену антироссийских санкций
16.07 14:55 Евросоюз запретил импорт российской птицы
16.07 14:36 Прокуратура Москвы объяснила выделение 33 млн рублей разогнавшим митинг казакам
16.07 14:31 Путин и Трамп уединились для обсуждения «болевых точек»
16.07 14:20 В ЕР решили единогласно поддержать пенсионную реформу
16.07 14:13 Минобороны отчиталось по выводу российской авиации из Сирии
16.07 13:48 Положительные отзывы на пенсионную реформу дали 77 регионов
16.07 13:44 Звонивший в колокол деревянный рыцарь был найден в башне Линкольнского собора
16.07 13:33 Путин опоздал на встречу с Трампом
16.07 13:27 ФИФА выдвинула Дзюбу и Черышева на приз автору лучшего гола ЧМ-2018
16.07 13:16 Путин прибыл в Хельсинки на встречу с Трампом
16.07 13:11 ЦБ оценил рост цен после повышения НДС
16.07 12:53 РЖД пустят домашних питомцев в поезда без хозяев
16.07 12:34 Думский комитет одобрил повышение пенсионного возраста
16.07 12:28 Грудинин развелся с женой после 38 лет брака
16.07 12:13 Яд из Эймсбери находился во флаконе из-под духов‍
16.07 12:08 Мособлизбирком окончательно определил кандидатов в главы Подмосковья
16.07 11:50 С отдыхающих на Кубани начали взимать курортный сбор
16.07 11:46 Трамп признал вину США в плохих отношениях с Россией
16.07 11:30 В офис «Натали Турс» пришли следователи
16.07 11:19 СМИ узнали о готовности кабмина ограничить импорт алюминия ради «Русала»
16.07 11:11 Минтруд пообещал 5 млрд рублей в год на переобучение будущих пенсионеров
16.07 10:53 В Калуге прошел концерт московских творческих коллективов
16.07 10:51 «Мегафон» решил избавиться от статуса публичной компании
16.07 10:44 Въезд в Россию по паспорту болельщика продлят до конца 2018 года
16.07 10:29 Следком подтвердил подлинность останков Николая II и его семьи
16.07 10:24 В Великобритании заподозрили ГРУ в отравлении Скрипалей
16.07 09:50 Песков не уверен в обсуждении «Северного потока — 2» на саммите Россия-США
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.