14 декабря 2017, четверг, 20:16
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

28 сентября 2004, 19:48

Зачем нужна жестокость?

«Мы дали морским свинкам свободу. Свободу с большой буквы.
Но они все передохли...»
Из откровений одного радикального защитника животных

«Человечество не может отказаться от своего биологического права использовать или убивать животных» - говорится в открытом письме, под которым поставили свои подписи более трех десятков российских и западных биологов.

Причиной столь фундаментальном заявлений стал рост активности радикальных «природоохранных» организаций, самая известная из которых «Фронт освобождения Земли».

Это «Фронт» действует в мире уже не первый год. На его счету взрывы, поджоги, погромы в научных центрах и лабораториях. В июле 1998 года прогремело два взрыва в федеральном управлении по природным ресурсам США. К счастью, обошлось без человеческих жертв, однако ущерб был оценен почти в 2 миллиона долларов.

Как писала американская пресса о появившемся движении: «Они действуют ночью. Их оружие - огонь. Их цель: университетские офисы, лесоперерабатывающие компании, лыжные курорты, роскошные дома, загоны диких лошадей, меховые фермы и склады яиц».

Экологический радикализм – страшноватая идеология, имеющая мало общего с идеями обычных «зеленых». Появись это движение лет на шестьдесят раньше, то легко можно было бы представить следующую сцену. Строится концлагерь Бухенвальд. Возводятся бараки. Монтируются газовые камеры и печи. Уже подвозятся первые эшелоны с евреями. А у ворот стройки стоит пикет возмущенных молодых людей с плакатами «Не дадим вырубать лес. Отстоим каждое дерево».

До нашей страны экотерроризм дошел с небольшим опозданием. Правда, первые акции по освобождению животных из вивариев проделывались еще в самом начале 90-х. Но только сейчас «освобождения» животных начали превращаться в некую тенденцию.

К примеру, этой весной была разгромлена лаборатория высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ. Ответственность взял на себя «Фронт освобождения земли и животных». «Освободители» вскрыли два помещения, где в клетках сидели крысы и кролики, сломали клетки, поломали мебель и написали на стенах красной краской "Нет - опытам на животных!", "Позор вивисекции!", "Эти животные попадут в хорошие руки!".

В начале сентября ячейка «Фронта» совершила набег на притравочную станцию в деревне Чапаевка (Московская область). Как описывает события сайт экорадикалов: «В стене ангара наполненного клетками с животными было проделано отверстие достаточное для того, чтобы участники Фронта освобождения животных смогли попасть в помещение. Из-за того, что в момент разрушения стены был произведен сильный шум, охотник поднял тревогу и зажег яркие прожекторы, тем не менее, мы успели освободить из клетки енота. Других животных освободить не удалось».

Беда в том, что подробные акции становятся куда известнее природоохранных инициатив или биологических открытий. В итоге общество получает весьма превратное мнение и о биологах, и о «зеленых».

Первые представляются докторами Моро из повести Уэллса. Эдакие садисты в белых халатах, получающие кайф от кровавых опытов над беззащитными зверьками.

Экологи в свою очередь превращаются в общественном создании в толпу отморозков. В одну кучу валятся и радикал-маргиналы, и пресловутый Гринпис, и Фонд охраны дикой природы, и Социально-экологический союз, и Дружины охраны природы, и множество других организаций самого разного толка. И любая экологическая акция становится заведомо абсурдной. Между выпусканием лабораторных крыс на съедение бродячим собакам и борьбой против вырубки сотен гектаров леса начисто стирается разница.

В сентябре этого года группа ученых решила поправить перекос в общественном мнении. Они совершенно справедливо отметили, что в России нет доступных материалов о том, зачем нужны эксперименты с использованием животных и почему нельзя от них отказаться.

В итоге было подготовлено многостраничное открытое письмо с подробным разъяснением позиции. Нужно отдать должное его авторам. Фактически «Фонд освобождения Земли» объявил биологической науке войну. Но в отличие от российских властей, ученые готовы спокойно и взвешено объяснять, в чем не правы террористы.

Документ начинается с общеэтических рассуждений, о том, что отказ от науки – приведет человечество к деградации и вымиранию. Далее идут конкретные аргументы. «Патогенные микроорганизмы эволюционируют очень быстро, поэтому за время интенсивного использования антибиотиков развились устойчивые к ним формы микроорганизмов. Всё меньше остается в руках врачей эффективных антибиотиков, так как старые, проверенные препараты уже не действуют. Если врач будет пользоваться «испытанными временем» антибиотиками, то больной сегодня может «неожиданно» умереть от воспаления аппендикса и перитонита или воспаления легких» - пишут ученые.

Дети 5-7 лет стали одной из основных групп риска по заболеванию туберкулезом. Туберкулезная палочка потеряла чувствительность к изониазиду, с помощью которого туберкулез, казалось бы, был побежден. Стафилококки обретают устойчивость к одному антибиотику за другим. Микроорганизмы оказались не так примитивны, как думали ученые полвека назад.

Создание новых антибиотиков требует их проверки на лабораторных животных, а значит, и неизбежных смертей среди них, если новый испытуемый препарат оказывается неэффективным. «Если отказаться от таких испытаний и тем самым остановить создание принципиально новых способов борьбы с патогенными микроорганизмами, то они опять, как и в древности, окажутся сильнее нас, и большинство живущих на Земле людей может стать жертвами эпидемий» - говориться в заявлении.

Биологи последовательно отвечают на все упреки. Например, достаточно часто звучит предложение - вместо жестоких опытов над животными использовать эксперименты с культурами человеческих клеток, проводимые in vitro («в пробирке»).

На это ученые замечают: «Использование культур клеток in vitro для тестирования лекарственных препаратов настолько дорого, что полный переход на него потребовал бы колоссального сокращения числа исследований (и, к примеру, большинство тяжелобольных, которых было бы реально спасти, так и не дождались бы появления нужного им лекарства)... Нельзя смоделировать в культуре клеток сердечно-сосудистое заболевание, диабет, злокачественные, аутоиммунные заболевания и вообще все заболевания сложной этиологии. Как изучить в культуре клеток спонтанные выкидыши у женщин?».

Самое парадоксальное, что даже если начать переходить к этому более гуманному методу исследований, то животные пострадают не меньше, поскольку для культур клеток необходима питательная среда, которую делают, например, из эмбриональной телячьей сыворотки.

Авторы письма в защиту опытов над животных доказывают, что они сами не заинтересованы в жестокости: «Времена вивисекции в ее исходном понимании прошли и нынешние экспериментаторы, как правило, не проводят острых опытов без усыпления или обезболивания животных. Причина этого и в стремлении как можно более строго соблюдать этические нормы, и даже в чисто практическом соображении - страдания могут нарушить нормальную работу организма животного и полученные данные будут искажены».

Вообще в вопросах научной логики «защитники» животных выглядят не слишком убедительными. Достаточно сказать, что большинство «освобожденных» животных попросту погибает. Биологам это кажется очевидным: «Животные, не ставшие жертвами хищников в первые же часы и дни после "освобождения", погибнут позже от вшей и других паразитов. Погибнут от голода и жажды, поскольку не обладают навыками активного поиска пищи и воды в условиях дикой природы. Погибнут от переохлаждения и простуд, так как привыкли к теплу вивария (даже в тяжелые времена, когда мы сами мерзли из-за отключений отопления в институтах — в вивариях поддерживались комфортные условия, иначе массовая гибель животных была неминуема). Погибнут от инфекционных заболеваний, так как не обладают иммунитетом, который может быть эффективным только в условиях развития животного в дикой природе. Одним словом — скоро погибнут почти все. А вероятнее — абсолютно все».

И наконец, авторы гневного письма переходят к самому главному. В области защиты природы существует гораздо больше поводов для возмущения, чем несколько десятков крыс в лаборатории. «Огромное количество диких животных погибает из-за безответственной хозяйственной деятельности человека. Одни разливы нефти при авариях танкеров уносят огромное количество жизней птиц, рыб и морских млекопитающих. А какой вред биосфере наносит коррумпированность чиновников, по вине которых незаконно вырубаются леса! Боритесь с загрязнением окружающей среды, которое действительно угрожает жизни и животных, и человека. Такая борьба намного сложнее и опаснее, чем борьба с учеными, но в ней вы будете действительно правы!».

20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука