Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 01:54
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

21 октября 2004, 18:38

Реконструкция или деконструкция, вот в чем вопрос: Обзор событий театрального сезона

Кто еще не в курсе: из слов, составляющих аббревиатуру МХАТ, худрук театра Олег Табаков убрал эпитет «академический». Поживем увидим, повредит  оно, не повредит «художественности» театра, пока же его главный продюсер последовательно проводит в жизнь политику реконструкции театральной истории. А именно репертуар прошлого века театра, начинавшего как МХТ, второй уж сезон подряд перекраивается на век новый.

Старый сезон Табаков закрывал долго и неохотно. В июне и даже в июле игрались спектакли, официальная премьера которых состоялась теперь. Дважды показаны пьесы Владимира и Олега Пресняковых. Так, на Новой сцене в Камергерском был сыгран спектакль «Табакерки» «Воскресение. Супер» режиссера Юрия Бутусова. Бутусовский альянс с  екатеринбургскими авторами перепел на новый лад «Воскресение» Толстого. А затем на Малой сцене МХТ состоялась официальная  премьера спектакля «Изображая жертву». В нем братский авторский союз и постановщик Кирилл Серебренников изобразили шекспировского «Гамлета». Знающие историю Художественного театра, вам напомнят, что и толстовское «Воскресение» и «Гамлет» Станиславского-Крэга были значительными вехами в истории театра. У нового МХТ даже есть новый К.С., так фамильярно называли его основателя, теперь же это Кирилл Серебренников, заметная личность, которая иных бесит до обморока, иные же на него не нарадуются.

Герой Пресняковых и Серебренникова участвует в следственных экспериментах в роли жертвы. Страдающий от жизни, что в любой момент может закончиться, отчего-то выбирает себе роль, в которой все время надо примерять маску смерти. А потом изображавший жертву оказывается убийцей, отомстившим за смерть отца, хотя толком и не понятно был ли он убит. Когда Някрошюс ставил своего «Гамлета», то делал спектакль о несостоятельности мира отцов. У Пресняковых-Серебренникова получился спектакль о несостоятельности мира детей. Звучит эта тема и в ставшем уже скандально хитовым монологе Виталия Хаева в роли капитана угрозыска, который артистично обложит по матушке  суетящуюся вокруг него бестолковую молодежь, обвинив ее во всех актуальных грехах. Главная же проблема Вали-Гамлета в том, что он не столько смерти боится, но жизни боится.

Когда смотришь этот фонтанирующий режиссерской фантазией спектакль, в последнюю очередь вспоминаешь Шекспира. С некоторых пор театральные критики подозревают режиссеров в подражательстве Тарантино. Табаков этим подозреваемым явно симпатизирует. Удостоенные подобных же упреков молодой режиссер г-жа Чусова, вскоре представит в МХТ «Тартюфа»,  и режиссер, которому впору в классики, Роберт Стуруа  - реконструирует в Табакерке своего «Кваркваре», легендарный тбилисский спектакль. В случае с Серебренниковым сравнение с «ужасным Квентином» напрашивается. Он ставит «черные» тексты авторов сегодняшней «новой драмы» весело и  лихо. Получает премии, любит быть модным  и знаменитым, ценит разные стили и стильность, знает современную и безмерно чтит классическую режиссуру, засим не раз ее цитирует. Серебренниковский финал «Изображая жертву», с хоровым пением «Прощайте, скалистые горы» (старой песни о главном с пронзительными словами «И знаем, друзья, и не жить нам без моря, и в море нет жизни без нас»), напоминает финал «Путешествий Онегина» Анатолия Васильева, где герои золотого века русской литературы поют: “Слушай, Ленинград, я тебе спою, задушевную песню мою”. За непрямое цитирование классиков некоторые критики упрекают его в копировании, а по сути,  Серебренников мастер постмодернистского «пастиша» – коллажа разнообразных пародий и стилизаций. 

Галина Волчек показала себя столь же удачливым продюсером, как Табаков, презентовав за 4,5 миллионов долларов «Другую сцену». Небольшая пристройка к театру «Современник» уютна внутри, зал очень напоминает Центр имени Мейерхольда в миниатюре. Глава ЦиМ Валерий Фокин, не чужой человек «Современнику», и открыл это, судя по названию, предназначенное поискам и экспериментам помещение долгожданной «Шинелью» Гоголя.  И предложил новое прочтение классического литературного сюжета. 

Идея поручить роль Башмачкина великому артисту Марине Нееловой, видимо, принадлежала Юрию Росту, что в афише зафиксировано. А вот кого не обозначили, так Юрия Норштейна. Его неоконченный фильм пришел на ум всякому, наблюдавшему, как Неелова вылупляется из старой шинели, живет в ней как сморщенный птенец в скорлупе, трогательный и чудесный, с белым венчиком старческого пуха на голове, из которого выбивается непослушный клок. Отношения Башмачкина с новой шинелью поставлены Фокиным как галантная любовная игра, то шинель присядет перед ним, то он ей поклонится и затем выгуливает свою красавицу по ночному Петербургу.          

Сценическую анимацию спектакля придумал театральный кудесник  Илья Эпельбаум, один из создателей уникального театра «Тень». Музыку небесных сфер и прочие шепоты и крики исполнил изумительный ансамбль «Сирин». Но как Норштейн не закончил свое произведение, так по каким-то мистическим причинам не закончил спектакль Фокин.

Страшный город убивает Башмачкина, но никаких хождений призрака по городу нет. Впрочем, того, как Неелова представляет смерть Башмачкина, суча скрюченными ручонками гортанно выкрикивающего две фразы – горестное обращение свое к ворам, и гневный окрик начальника, обращенный к нему («Что вы себе позволяете!») – было достаточно, чтоб в зрительном зале похолодели. В старой шинели Башмачкин жил как у Христа за пазухой. Уходит он с душой неуспокоенной и смятенной, падая, словно в могилу в разверстую пасть брошенной наземь  старой  шинели.       

Последней точкой спектакля стало апокалиптическое видение. Окна, отгораживающие Акакия Акакиевича от внешнего мира, заливает водой, то ли город тонет, то ли под водой скрывается мирок Башмачкина. Похоже, Фокин самоустранился и дал Нееловой создать образ униженный и оскорбленный, который она всегда представляла с потрясающим души мастерством, начиная от влюбленной девочки из «Монолога» Ильи Авербаха до репрессированной в сталинские лагеря Евгении Гинзбург в «Крутом маршруте».                

В моде хорошо забытое старое. И пока «Сатирикон» выпускал «Страну любви» (она же «Снегурочка» Островского) силами студентов под чутким руководством Константина Райкина, основная труппа без худрука была занята в это время в лермонтовском «Маскараде» у приглашенного Владимира Агеева. Режиссер-постмодернист (как он сам себя позиционирует без какого-либо по непонятной причине укоренившегося враждебного отношения к стилю), но работающий совсем в ином ключе, чем Серебренников, Агеев в свою концепцию включил то, что его всегда занимало – мистику и абсурд.  Созвучно спектаклю Фокина его «Маскарад» стал богословской дилеммой. Арбенина мы застаем в решающий час между ангелом и бесом. Ангел, как не трудно догадаться, Нина в исполнении прелестной Глафиры Тархановой. Бес – Неизвестный, его играет Григорий Сиятвинда.

Режиссер увидел в Арбенине гениального игрока, переигравшего самого Дьявола, затеявшего губительную интригу. Но пока вы о счастливом финале не догадываетесь, абсурдный символизм,  представляющий общество светских франтов в лицах, похожих на западных звезд шоу-бизнеса в окружении масок венецианского карнавала, нагнетает предчувствие конца человечества. И щекочет нервы не менее чем старый добрый зловещий романтизм. Баронесса Штраль напоминает Мию Уоллес, героиню Турман из «Криминального чтива» (опять Тарантино!), Казарин Дениса Суханова смахивает на Шона Пенна, а поющая на балу Нина – Мадонну и Уитни Хьюстон вместе взятых. А также выход Нины на балу напомнит знаменитое выступление дивы Плавалагуны из бессоновского «Пятого элемента». Лучший же номер поставленного Агеевым космического вырождения человечества  - это дурковатый джаз-банд Казарина и Шприха, поющих сплетни как комические куплеты, тогда как цилиндр и котелок дрожат у них на головах, прикрепленные на пружинке.

Казарин Д. Суханова бесподобен, Максиму Аверину в главной роли не хватило магнетизма, как и Сиятвинде. Есть причина, из-за которой на этот спектакль нужно сходить дважды: Аверин с Сухановым меняются местами, понятное дело, захочется увидеть, как Суханов играет Арбенина. Особенно следует отметить костюмы Андрея Климова, и удостоить специальной похвалы прозрачные игральные карты. Карточную игру в «Маскараде» Агеева заменяет игра интеллектуальная, Арбенин переигрывает Беса тем, что побеждает его в диспуте. Как и для самого Агеева, постоянно отказывающегося от традиционного прочтения пьес, и попытавшегося наново раскрыть загадки лермонтовской трагедии,  режиссура прежде всего интеллектуальная игра. Следуя ей, спектакль перестал быть трагедией, но своеобразной поэзии в нем хватает. И стихотворный текст подан весьма грамотно.

Признаем, модернизацией прошлого по всем фронтам – попыткой возвращения театральной истории, переписыванием на новый лад литературных и драматических произведений, новой театральной интерпретацией классических сюжетов, публику смогли заинтриговать в начале сезона, и можно надеяться, театры будут поддерживать разгоревшийся интерес в дальнейшем. Бесспорно также, что МХТ возродил свою старую добрую репутацию оплота современной драматургии, для полноты картины наконец следовало бы в Камергерском выпустить запаздывающую премьеру по братьям Дурненковым.

                                                                                                                                Майя Мамаладзе

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
17:23 Навальный представил предвыборную программу
17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.