Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 мая 2018, среда, 04:25
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

31 октября 2004, 09:48

Гонки "на собаках"

В тамбуре холодно, и в то же время как-то тепло.
В тамбуре накурено и в то же время как-то свежо...
Виктор Цой

Временами казалось, что немецкая овчарка - порода не ездовая. Мест в поезде не оказалось - билет сам по себе не является плацкартой, за бронирование места нужно доплачивать. С пересадкой тоже какие-то проблемы - то есть, сообщенные накануне сведения о времени отправления поездов к реальному расписанию отношения не имели. Когда-то, в юные хипповые годы, когда я был - не поверите! - не только хайраст, но и строен, не было лучшего способа передвижения, чем "на собаках" - то есть на электричках - до конечной станции, и потом до нового областного центра. Теперь, став вдвое старше и толще, я имел возможность обновить впечатления. Только теперь управляли собачьими упряжками не ненцы, а немцы...

Оказывается, для моих немецких друзей DB (Дойче Бан или Ди Бан) - обычный предмет для насмешек. Указывая на кондуктора в форменном сюртуке с тремя красными полосками, они рассказали анекдот: "одна полоска - умеет немножко читать; две полоски - умеет немножко писать; три полоски - знает того, кто умеет читать, и того, кто умеет писать". Ну, у нас что-то подобное рассказывают про местных полицейских и наших милиционеров.

Наверное, повод есть. Так, в Дрездене вдруг ненароком выяснилось, что отменены все поезда, идущие в Польшу. Мой вопрос "Почему?" был встречен дружным смехом. Ибо, если речь идет о Дойче Бан, само слово "Варум?" неуместно. Ругать свои железные дороги, почту и т. п. - немецкий национальный спорт. На что было бы уместно ответить анекдотом: "...мне бы Ваши проблемы, господин учитель!"

На мой незамылившийся взгляд, здешние железные дороги вполне отражают общее состояние дел. Вагоны с ковролиновым покрытием и дисплеями на стенах - это лишь проявление иного качества жизни, в котором количественные изменения: спад, прекращение или замедление роста - заметны, понятны и чувствительны лишь для аборигенов.

Сразу скажу: железнодорожные билеты здесь дОроги. Навскидку, билет из края замков в долине Рейна до Берлина, километров 800 - 900, в пересчете на деревянные стоит около трех тысяч. У нас за такие деньги можно улететь на самолете на пару тысяч километров! Место, между прочим, как в самолете - сидячее. Правда, и поезд ICE (лёд тут не при чем - InterCity Express) похож на самолет, и скорость у него соответствующая - до 24О километров в час. И есть система разного рода скидок, местные могу вдвое сбрасывать цену.

И всё равно - на машине даже при взлетевших ценах на бензин получилось бы существенно дешевле. Будь это дешевая машина с малыми эксплуатационными расходами. И если ездить в большой кампании - втроем, вчетвером, впятером... Тогда, конечно, дешевле - но вовсе не обязательно что быстрее.

Дорожная сеть - немыслимо развитая по нашим понятиям - перегружена, из окна поезда довольные пассажиры могут созерцать на автобанах пробки и сгущения машин, движущихся с черепашьей скоростью. Расписание поездов, между тем, хорошо подогнано: пересадки с экспресса на экспресс продуманы так, чтобы нужно было лишь перейти с одной стороны перрона на другую. Стоянка экспресса длится считанные минуты - иначе какой же он экспресс? Небольшие опоздания же - увы! - не редкость: наше представление о немецкой точности на поверку сильно преувеличено. Однако в этом случае второй поезд обычно чуть придерживают. Небольшое опоздание одного состава влечет, таким образом, сдвиг в движении многих, но... Главный результат - возможно планировать маршруты со многими пересадками, с малым - в пределах четверти часа - промежутком между прибытием одного и отправлением другого поезда, и эти планы оказываются осуществимы. За неделю разъездов вот так, "на собаках", я провел в поездах часов тридцать, сделал два десятка пересадок, и всюду успел! Как? Загадка природы...

Именно в этом главное отличие немецких железных дорог от наших, российских. Не важна ширина колеи. Не столь существенно, что у нас вагоны спальные, а расстояния - громадные. Не имеет значения, что у нас неизъяснимые сортиры с вечной антисанитарией (попробуйте попутешествовать в поезде с грудным ребенком!), и прямым выхлопом в окружающую среду, а у них весь "вторичный продукт" собирается в специальную ёмкость (нет, на этом лучше остановиться: поездной туалет для инвалидов размером с купе, с автоматическими раздвигающимися дверями, с поручнями и откидывающимся пеленальным столиком меня просто добил)... И ковролиновое покрытие супротив заплёванного металлического пола - это тоже, на самом деле, несущественно. Главное - Дорога не превращается в Путешествие, три-четыре-пять часов перестука вагонных колес не выбивают Вас на сутки из рабочего ритма. Люди должны легко, без напряжения, перемещаться - как в пределах границ, так и через эти самые границы. Без этого - без мобильности трудовых ресурсов - экономика не заработает... вернее, так и останется в прошлом веке. Без этой свободы передвижения и жизнь, в общем, теряет значительную часть данного Богом смысла.

На железнодорожных билетах, в отличие от авиа-, нет сведений о пассажире. У нас-то уже давно Ваши паспортные данные туда впечатываются, паспорт нужен для покупки билета, а для посадки на поезд - тем более... К чему это? Контртуристическая операция? Да нет, это давно уже ввели - вроде бы, для борьбы со спекулянтами, а теперь просто ужесточили. Зачем? Ну ведь сейчас-то известно - не помогли эти меры ничего предотвратить. Зато заложили неплохую основу для будущего технотронного государства, не полицейского даже - милицейского!

Какого дьявола мне десять раз предъявлять паспорт? Чтобы мои бородатые мордасы сравнили со слепым ксероксом с ксерокса, где другие щетинистые физиономии почти невозможно опознать? Ну вот висят возле садика моего чада такие страховидные портреты чёртовой дюжины "шахидок". Где я только про них не читал: врачи из местного персонала какой-то вроде бы американской гуманитарной организации в Ингушетии. Старшей врачихе - три четверти века. Как только узнали, что объявлены к разысканию, тут же в великом страхе кинулись в тамошний северокавказский оперативный штаб: "время настало, и вот они мы"! Там их заверили, что произошла ошибка. Но после Беслана всё равно разослали их искаженные до потери узнаваемости физиономии по городам и весям. Паспортные данные, правда, остались узнаваемы любому проверяющему... И дамы вновь бросились в тот же региональный оперативный штаб. Там вновь попеняли на ошибку, а фотороботы меж тем не отозвали... Вот мой участковый - небось, будет пристально всматриваться в лица чуждой национальности, а толку что? Сдается мне, портреты этих горе-"шахидок" развешаны с одной целью: сделать вид, будто где-то там, наверху, знают, кого искать. Да, на Рижской 31 августа это помогло - там милиционеры, похоже, испугали террористку, и она подорвала себя не в метро, а у входа... Но тогда ориентировки были даны всерьез, теперь же - для отчета перед начальством...

Да, теоретически сплошной контроль за передвижениями граждан может способствовать нахождению среди них злодеев. Но на практике - поверьте старому системщику (здесь - не в хипповом, а в программистском значении этого слова)! - огромный объем получаемой при этом информации обработать будет невозможно. Неминуемо всеобщее закозление! Нет, не обижайтесь

- так говорят металлурги, если сталь, чугун, шлак застывает там, где ему надлежит течь и быть жидким: "козёл" получился.

А вот для контроля за вполне законопослушными, но неблагонадежными гражданами - "яблоками и лимонами" - вполне сгодится... Хотя и в этом нельзя быть уверенным: для таких задач нужно полицейское государство, у нас же, повторяю, получится в лучшем случае милицейское.

И это подталкивает нас к третьему выводу, который неутешителен и касается всех граждан. У последних возникнет гораздо больше поводов благодарить наследников Дяди Стёпы, известных своими бескорыстием и неподкупностью. Отдельные граждане - те, у кого есть собственность (которая, как мы знаем, по выражению Прудона, сама по себе является кражей!), неминуемо попадут под более пристальное око служителей Закона... разумеется, в свободное от основной работы последних время.

Вы скажете, что это лишь возможности... Но зачем тогда их создавать? Закон ведь должен быть рассчитан не на ангелов, а на людей. Иначе и в домах не стоило бы делать крышу, уповая на хорошую погоду и ясное небо.

А ежели вспомнить любимое нашим президентом словечко "эффективность", то и вовсе становится грустно. Потому что полицейское ограничение трудовой миграции (не регулирование, а именно ограничение!) с роковой неумолимостью тормозит и отбрасывает назад нашу российскую экономику.

Здесь же, на Неметчине, народ, сидя в поезде, вовсю наяривает на ноутбуках. Рабочий день продолжается под стук колес... хотя и стука нет, а есть гул и шелест - сказывается качество укладки полотна и сварки рельсов. Технология производства и культура труда, так их... Прогресс не только в этом - у ноутов батареи сейчас работают долго, но расходовать их не обязательно: в экспрессах электрическая розетка - под каждым сиденьем, в простых междугородних поездах восемь рабочих мест с розетками на вагон - можно развернуть офис... И сидят, пашут, строят свой капитализм. Представьте себе подобную картину в электричке "Москва-Александров"... Там "менеджер среднего звена" лишится орудия труда и станет "таким, как все" - это лишь вопрос времени. Ну ладно, допустим, в этом отношении ситуация и наладится - в московском метро теперь ведь многие совершенно открыто с "Палмами" и прочими наладонниками ездят. Но все равно: Дорога в России остается Путешествием.

В немецком же экспрессе задача проводника и кондуктора - сделать перемещение в пространстве комфортным и незаметным. Как в самолете, только лучше: ведь после "контртуристической" активности на воздушном флоте многие преимущества этого вида транспорта обесцениваются. Три часа, потраченные перед полетом на то, чтобы добраться до аэропорта и отстоять в немыслимых очередях на всех видах контроля, съедают если не все, то многие преимущества воздухоплавания перед передвижением по земле. По крайней мере, если дорога без напряжения укладывается в один рабочий день.

А уж это характерное расстояние вычисляется с применением науки арифметики, исходя из средней скорости передвижения. Но тут в наше "из пункта А в пункт Б" вмешивается окрестное население со своими повадками.

...Вот в Германии, например, свирепствует "Агалтэлый расызм", как сказали бы герои фильма "Кин-Дза-Дза". Здесь безо всякого зазрения совести охотятся на "черных". Их ловят в метро, в поездах местного сообщения, если они пытаются бежать - догоняют на перронах, и безжалостно отнимают деньги. Евро этак 40 - строго по таксе. "Черные", или "черные ездоки" - schwarzfahrer - это местные "зайцы". А охотятся за ними внутри метрополитена (U-Bahn - подземка, S-Bahn - городская электричка) потому, что вход туда свободный. Нет входных турникетов - в отличие от Москвы, Парижа, Лондона. Что само по себе, согласитесь, свидетельствует об определенном стандарте законопослушания.

Вся эта транспортная система может функционировать "на хозрасчете" лишь при определенных условиях: если за проезд будут платить, если в поездах и на вокзалах не будут гадить, если разного рода "злоумышленники" не будут тащить по мелочи и по-крупному гайки на грузила и сложную электронику на цветной металл, если у местной шпаны, уставшей от метания камней в окна проезжающих поездов, не возникнет желание посмотреть, как красиво сходит с рельсов сверхскоростной состав, и т. п. Читатель, Вы скажете, что я многого хочу, и предложите мне губозакатывательную машинку?

Ну ладно, сосредоточимся на пункте первом - на оплате. Вот у нас на подмосковных электричках внедряется система сплошного входного-выходного контроля. Штука не очень удобная - по сравнению с Германией "два шага назад". И с точки зрения контртеррористической сомнительно: у турникетов создаются такие толпы - загляденье, мечта шахида! А далее - паника, давка... При этом на ближних станциях не зарастает "народная тропа" сквозь заботливо подновляемую дыру в заборе. На станциях же дальних всё по старинке: крашеный кирпичный бункер с амбразурой кассы, и свободный доступ на перрон. Так что уже на выезде из города возникает потребность в контролере.

Причем наш контролер - не улыбчивый херр или месье, а целый выводок мрачных дядек и тёток. Иначе никак: наш брат-пассажир не чета немецкому - и на три веселых буквы пошлет, сумеет постоять за себя "словом и делом". Посему вполне уместны проходящие вечерами вдоль поезда наряды милиции и ОМОНа, особенно внимательные к "людям не местным". Попеременно со стражами порядка патрулируют стайки молодежи: вчерашние гопники, внезапно проникнувшиеся "национальной идеей", интересуются теми же усатыми-носатыми-брюнетами, что и стражи порядка, только откупиться трудно - дело в лучшем случае закончится побоями. Иногда милиция защищает свою территорию от скинов-гопников, случаются уморительные погони. Для такого действа ничего лучше вагона-паноптикума нашей электрички не придумано. Вот, например, европейские двухэтажные вагоны весьма вместительны и комфортны, но не просматриваются насквозь. Нельзя вести рейд по такому поезду - контролерам ли, для проверки билетов, или же ОМОНу... Опять-таки ковролин - пара самодеятельных концертов в стиле "харч-метал" придаст вагону ни с чем не сравнимый аромат!

Народ мы другой, вот в чем дело. Можем тешить себя надеждой, что, вопреки поговорке, не заслужили такое начальство и таких ментов, но - другой... И это обстоятельство куда более существенно, чем длинные перегоны, холодный климат с суровой зимой, и привычка граждан есть много, особенно в путешествии, а затем выдавать "вторичного продукта" куда боле среднего европейца - говорят, именно эти национальные особенности мешают приблизить наш поездной гальюн к европейским стандартам, и пустить, наконец отечественные вагоны "вперед, на Запад!.."

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

22.05 21:03 «Юрий Долгорукий» провел залповый пуск ракет «Булава»
22.05 20:46 Кудрин рассказал об участии в разработке новейшего оружия
22.05 20:21 Глава Facebook отчитался Европарламенту о безопасности пользователей
22.05 20:04 Трамп подтвердил готовность отказаться от встречи с Ким Чен Ыном
22.05 19:51 Госдума одобрила повышение стоимости голоса избирателя на выборах президента
22.05 19:27 В Росстате зафиксировали сокращение численности населения России
22.05 19:21 Крымский мост прошел чин освящения
22.05 19:04 Эрмитаж подал иск к Пирумову на 856 млн рублей
22.05 18:57 ФИФА закрыла все дела о применении допинга российскими футболистами
22.05 18:41 Дума отклонила законопроект о выдаче водительских прав с 16 лет
22.05 18:24 Нью-йоркскую фондовую биржу впервые за 200 лет возглавит женщина
22.05 18:17 Астероид-нарушитель оказался выходцем из другой планетной системы
22.05 17:48 Бинбанк и «Открытие» сообщили о сделках с признаками вывода активов
22.05 17:24 В Дебальцево подорвали рейсовый автобус
22.05 17:23 Путин подписал указ о создании НКО «Россия — страна возможностей»
22.05 17:04 Мариничев предложил Генпрокуратуре проверить действия Роскомнадзора
22.05 16:57 Прокуратура заняла первое место в рейтинге доверия опрошенных россиян
22.05 16:34 Израиль впервые использовал истребитель F-35 в бою
22.05 16:24 Ритейлеры допустили рост цен из-за закона о контрсанкциях
22.05 16:06 Audi отзовет более 11 тысяч машин для обновления ПО
22.05 15:53 Госдума рассмотрит возможность присвоения законам имен их авторов
22.05 15:47 63% опрошенных россиян не одобрили проведение ЕГЭ
22.05 15:20 Ройзман отказался баллотироваться в мэры Москвы
22.05 15:11 В Сочи отключили телевидение и радио из-за ЧМ-2018
22.05 14:52 Великобритания опровергла отказ принимать российские дипломы
22.05 14:32 Россия оценила ответ на введение пошлин США в полмилиарда долларов
22.05 14:30 Картина Клода Моне из серии «Вокзал Сен-Лазар» будет продана на аукционе
22.05 14:16 СМИ рассказали о согласии Шувалова возглавить Внешэкономбанк
22.05 13:57 Дума утвердила Кудрина главой Счетной палаты
22.05 13:55 Глава СКР Александр Бастрыкин за год вдвое увеличил свой доход
22.05 13:30 Песков призвал не верить слухам о неудачных тестах российских ракет
22.05 13:12 Первое заседание нового кабмина прошло без пяти министров
22.05 13:04 Предок всех плацентарных млекопитающих питался насекомыми
22.05 12:56 Министерство просвещения ответило на жалобу издателей учебников Путину
22.05 12:26 Полиция задержала пресс-секретаря Навального Киру Ярмыш
22.05 12:06 РФС создаст футбольную сборную из игроков до 20 лет
22.05 12:04 Кенсингтонский дворец опубликовал официальные свадебные фото принца Гарри
22.05 11:49 Банк России показал памятную банкноту к ЧМ-2018
22.05 11:44 СМИ обнаружили намеренные ошибки в твитах Трампа
22.05 11:26 МЧС сообщило о ликвидации пожара на полигоне в Удмуртии
22.05 11:16 Дума приняла закон о контрсанкциях
22.05 11:14 В Госсовете Крыма отреагировали на предложение уничтожить Крымский мост
22.05 11:04 Более ста тысяч лет назад кашалоты пролезли сквозь бутылочное горлышко
22.05 10:57 В РЖД предложили вносить дебоширов в «черный список»
22.05 10:41 Ройзман заявил о продолжении политической карьеры после отставки
22.05 10:35 Около российской базы в Хмеймиме сбит беспилотник
22.05 10:26 Путин и Золотов рассказали о событиях августа 1991 года
22.05 10:09 «АвтоВАЗ» отказался от Lada Priora и Granta
22.05 09:54 Киев признал возможным обмен главы РИА Новости Украина на Сенцова
22.05 09:38 Борис Джонсон посулил ужесточение антироссийских санкций после Brexit
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.