Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
9 декабря 2018, воскресенье, 22:21
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

17 ноября 2004, 09:27

Отношение к детям в русской традиционной культуре

«Отечественные записки»

Последний номер издания "Отечественные записки. Журнал для медленного чтения" посвящен "миражам воспитания" - воспитательным традициям, проблеме наследования и трансформации родительского образца, социологии современного воспитания. Сегодня мы публикуем статью известного историка, антрополога и фольклориста Александра Панченко, в которой автор исследует воспитание и социализацию в традиционных обществах, где отсутствует представления о возрастной психологии, а взаимодействие строится на категории послушания: "Казни сына своего от юности его... бия его по телу, а душу его избавляеши", - пишет автор "Домостроя".  Эта традиция сохранялась до середины XX века, до сталинской модернизации и Второй мировой войны. А в некоторых сообществах актуальна и сегодня.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 04—04—00069а.

Говорить о категории воспитания применительно к культуре так называемых «доиндустриальных обществ» довольно сложно. Конечно, детей воспитывали и в допетровской России, и в крестьянских семьях XIX века — если понимать под воспитанием обучение необходимым поведенческим и бытовым навыкам, формам трудовой деятельности, социальным нормам и ценностям, обычаям и ритуалам. Однако привычные нам концепции воспитания, основанные на внимании к возрастной психологии, особенностям развития личности, индивидуальной специфике ребенка, начали складываться лишь в эпоху Нового времени и вряд ли применимы к средневековой культуре. По мнению французского историка и антрополога Филиппа Арьеса, в средневековой Европе не существовало представления о детстве как об особом состоянии человека и, соответственно, не было специфических практик воспитания, ориентированных на ребенка[1]. Дети воспринимались в качестве «маленьких взрослых», чье отличие от взрослых «настоящих», полноправных осмыслялось не в психологических, а в ритуально-мифологических и этикетных категориях. Иными словами, воспитание детей в доиндустриальной Европе — это практики, направленные не на внутренний мир ребенка, а на его внешние, социальные, статусные характеристики.

Исследование повседневной жизни средневекового общества — «культуры безмолвствующего большинства», как ее некогда назвал А. Я. Гуревич, — всегда сопряжено со значительными трудностями. Большинство оказывается безмолвствующим именно потому, что не получает права голоса. Поэтому о массовой культуре мы, как правило, можем судить только по текстам, исходящим от социальной элиты, будь то проповеди и обличения, направленные против народных обычаев и суеверий, памятники нормативного и предписывающего характера, юридические документы и т. п. Подобное положение дел в равной степени характерно и для западноевропейского, и для русского средневековья. Так что чаще всего мы можем говорить не о том, каким было реальное отношение к детям в допетровской России, а о том, какие идеальные модели воспитания предлагались церковной и светской элитой русскому человеку в Средние века и раннее Новое время. Впрочем, некоторые сведения мы можем почерпнуть из этнографических материалов XIX — начала XX века, предполагая, что крестьянская культура этого времени в той или иной степени воспроизводила средневековые модели и способы социализации ребенка. 

По мнению специалистов по теории ритуала, одна из основных функций традиционных обрядов (и особенно — так называемых «ритуалов жизненного цикла», связанных с рождением, взрослением, браком, смертью) состоит в преодолении своеобразного «зазора» между биологическим и социальным, между культурной реальностью мира людей и физической реальностью природного мира. «В традиционной культуре, — полагает А. К. Байбурин, — событие, соотнесенное с ритуалом (смерть, рождение), может и произойти, но человек считается умершим и родившимся только после совершения соответствующих обрядов. …Ритуал не «подтверждает» и не «утверждает» уже совершившийся факт, но конструирует, создает его и, в конечном счете, — является им»[2]. Иными словами, ритуальная активность человеческого сообщества как бы дублирует природные процессы, формируя социально приемлемые образы рождения и смерти, новорожденного и умершего, преобразуя или предвосхищая физиологические изменения при помощи специфических механизмов культуры.

С этой точки зрения крестьянские обряды, связанные с рождением и первыми годами жизни ребенка, представляют собой комплекс мероприятий, направленных на придание ему «человеческих» качеств («правильная» форма тела, способность видеть, слышать, говорить и т. п.). До совершения подобных ритуалов новорожденный воспринимается как существо, не принадлежащее к миру людей, или как «недоделанный», «неоформленный» человек. «Во многих культурных традициях отличительным признаком новорожденного считалась его мягкость. Показательно, что само слово младенец обнаруживает при этимологическом анализе такие значения, как “слабый”, “нежный”, “мягкий”. Рост ребенка, его взросление мыслились как отвердение. <…> В восточнославянской традиции “мягкостью” тела новорожденного старались воспользоваться для того, чтобы придать ему “нужную” форму. Повитуха, приняв ребенка, “правит” ему голову (стараясь сделать ее более круглой), сжимает ноздри, чтобы они не были слишком широкими, “выпрямляет” руки и ноги. В севернорусских районах “мягкость” новорожденного доводилась до предела — его распаривали в бане, а затем “лепили” из него человека»[3]. Если младенец страдал рахитом или атрофией, над ним совершали обряд «перепекания»: больного ребенка клали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Этот ритуал, по-видимому, также подразумевал символическое «исправление» детского тела: больной младенец уподобляется хлебу, «не допекшемуся в утробе матерней» и, соответственно, требующему дополнительной «обработки»[4].

В эту стратегию постепенного «формирования», «очеловечивания» и социализации младенца в крестьянской ритуальной культуре был успешно инкорпорирован и церковный обряд крещения. По мнению одного из крупнейших отечественных этнографов Д. К. Зеленина, крестьянские обряды, связанные с крестинами, следует рассматривать «как акт приема новорожденного в общину»[5]. В деревенской культуре восточных славян представления о крещении связываются не столько с религиозной, сколько с социальной идентичностью: сло  во «крещеный» используется для обозначения принадлежности к миру людей как таковому. Некрещеные или умершие до крещения дети считались нечистыми существами: предполагалось, что у них «нет подлинной души», их не хоронили на кладбище вместе с другими покойниками. Согласно распространенному у славян поверью, после смерти некрещеные дети превращаются в демонов[6]. Если ритуалы, связанные с родинами, были преимущественно ориентированы на формирование «правильного» физического облика младенца, то «крестильная» группа обрядов делала его «правильным» человеком в социальном смысле. Поэтому в крестьянской культуре крестные оказываются не столько «поручителями за веру крещаемого, обязанными наставлять его в правилах христианской жизни и в последующее время»[7], сколько своеобразными «социальными родителями», посредниками между новорожденным и крестьянской общиной[8]. Это посредничество, впрочем, обладает и очевидным религиозным значением: каждую Пасху крестник обязательно приходит христосоваться со своими крестными родителями; в восточнославянском фольклоре распространен сюжет о чудесном крестном, которым оказывается сам Христос. Таким образом, крестные одновременно оказываются и «социальными», и «сакральными» покровителями ребенка.

«Оформление» гендерных признаков новорожденного происходило несколько позже и обеспечивалось специальным обрядом пострига, совершавшимся через год после рождения или позднее (на третьем или на пятом году жизни).   До этого младенец считался как бы бесполым существом. Согласно свидетельствам летописей, древнерусские князья проходили постриг в трехлетнем или двухлетнем возрасте, при этом малолетнего князя сажали на коня. Так, в 1192 году «быша постригы у великаго князя Всеволода, сына Георгева, внука Володимеря Мономомаха, сыну его Георгеви, в граде Суждали; того же дни и на конь его всади; и бысть радость велика в граде Суждали»[9]. В крестьянской культуре XIX века этот обряд подразумевал «посажение ребенка на или рядом с объектом, символизирующим мужскую или женскую сферу жизнедеятельности (для мальчиков — конь, топор, борона, сабля, различные “мужские” инструменты; для девочек — веретено, прялка, чесальный гребень и т. п.); обстрижение волос мальчику и заплетение косы девочке; переодевание их соответственно в мужскую и женскую одежду (мальчик впервые надевал штаны или шапку, девочка — юбку, а иногда — платок)»[10]. Судя по всему, постриг был связан не только с формированием половой идентификации ребенка, но и с представлениями о становлении («развязывании») «языка» и «ума», т. е. — речи и интеллекта. В том же возрастном интервале — от трех до семи лет — могли совершаться и обряды, символизировавшие вхождение детей в семейную и общинную трудовую деятельность: «когда девочка 5—6 лет впервые спрядет нить и смотает ее в клубок на клочок кудели, этот клубок сжигают, а золу девочка должна выпить с водой или съесть»[11].

Собственно говоря, этой группой ритуалов и завершалось «очеловечивание» ребенка: из «младенца» он превращался в «отрока». По мнению Т. А. Бернштам, «границы социального статуса отрочества определялись принятыми в конкретной традиции “хронологическими возрастами” начала приобщения ребенка к труду и достижения подростком рубежа церковно-брачного совершеннолетия. В среднем по России эти границы колебались в пределах от 5—8 до 12—15 лет»[12]. Решающим фактором в определении рубежа между младенчеством и отрочеством (и, по сути дела, между ребенком и взрослым) оказывались, таким образом, не внутреннее состояние и развитие человека, а совершаемые над ним ритуальные действия. Что касается древнерусских церковных норм, относившихся к детям, то они преимущественно касаются обряда крещения, начального возраста для поста и исповеди, а также чина младенческого погребения[13]. «По мере выхода ребенка из младенческого возраста интерес к нему со стороны служителей церкви заметно падал. В церковных книгах содержится очень мало рекомендаций по его воспитанию в первые годы жизни»[14]. Все это свидетельствует, что концепция Арьеса вполне применима и к древнерусскому обществу, и к крестьянской традиции XIX века. Из этого, однако, не следует, что в средневековой культуре отсутствовала практика домашнего воспитания и на детей обращали внимание, только когда наступала пора совершить тот или иной обряд: достаточно вспомнить о многочисленных детских игрушках, найденных археологами   в культурном слое древнерусских городов. Однако, судя по всему, эта практика не подразумевала концептуализации ни в Древней Руси, ни в крестьянской общине XIX века. Подобное отношение к детству отражается в средневековой живописи и агиографии. «Детей в русской иконописи изображали как маленьких взрослых, с невеселыми, недетскими, а порой укоряющими ликами. Ангелов на фресках и иконах древнерусские живописцы изображали не в виде детей, а в виде взрослых людей»[15]. Если в житии святого повествуется об его отроческих годах, акцент делается именно на «недетских» особенностях поведения будущего подвижника: отказе от игр, воздержании и умерщвлении плоти, тяге к грамоте и церковным книгам: «И еще юн сый телом, старец многолетних разумом превзыде. Игры же или смехотворных словес, яко же обычай детем, велми не любляше», — сообщает житие преподобного Варлаама Хутынского[16].

Обращаясь к непосредственным рекомендациям относительно «попечения о чадах», встречающимся в древнерусской дидактической литературе, необходимо заметить, что они крайне однообразны и основаны на представлениях о жесткой внутрисемейной субординации, а также сугубо репрессивных методах воспитания. «Казни сына своего от юности его, — повторяет вслед за книгой притчей Соломоновых (29, 17) составитель «Домостроя», — и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоей; и не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет, ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши». Детям, соответственно, предписывается абсолютное послушание родителей: брань и злословие в отношении отца и матери считается тягчайшим грехом. «Аще ли кто злословит или оскорбляет родителя своя, или клянет, или лает, сий пред Бо гом грешен, от народа проклят; аще кто биет отца и матерь — от церкви и от всякия святыни да отлучится, и лютою смертию и градскою казнью да умрет, писано бо есть: “Отча клятва иссушит, а матерня искоренит”». Вряд ли эти и подобные им этико-педагогические декларации были общеобязательной практической нормой, однако нет сомнения, что и в домосковской Руси, и в XV—XVII веках беспрекословное подчинение детей родителям, поддерживавшееся и устным внушением, и телесными наказаниями, было основой отношений внутри семьи. Хотя, как мы видим, возрастной статус «отрочества» подразумевал «развязывание языка», владение навыками речевой деятельности, это еще не означало, что отрок становился социально полноправным существом и имел право голоса в обществе. Само слово «отрок» (употреблявшееся и в значениях «слуга», «раб», «дружинник») восходит к общеславянскому социальному термину ot(ъ)rokъ, означающему «не говорящий», «не имеющий права голоса в жизни рода или племени».

Средневековые представления об особой, не подлежащей рациональной оценке власти родителей над детьми отразились и в позднейших крестьянских поверьях о мистической силе родительского (и особенно — материнского) проклятия. Если древнерусские авторы обычно ограничивались повторением кратких формул о пагубных последствиях материнского проклятия, то в крестьянском фольклоре и по сей день широко распространена особая группа рассказов о проклёнутых и сбранённых. Особенно популярны эти истории в тех регионах, где существуют развитые представления о лесе как об особом «потустороннем» пространстве, населенном демоническими существами. «По поверьям, проклятия “Веди леший”, “Унеси леший”, “Пошел к черту” и т. п., которые родители (особенно матери) сгоряча нередко адресуют непослушным детям, как бы отдают проклятого во власть нечистых»[17]. Иногда считается, что подобные проклятия действуют лишь в определенные хронологические моменты — «не в час». Согласно крестьянским рассказам, жертва родительского проклятья попадает под власть лесных демонов и не может самостоятельно вернуться в мир людей. Чтобы возвратить проклёнутого, требуются специальные ритуальные действия. Часто рассказывают о том, что, встретив в лесу проклятого, нужно набросить ему на шею нательный крестик (символизирующий, как мы помним, принадлежность к «крещеному», человеческому миру). Нередко в подобных случаях обращаются за помощью к «ритуальным специалистам» — священникам или колдунам. Священник, соответственно, должен отслужить молебен, а колдун — прибегнуть к особой магии (на востоке Новгородской области она называется «кидать кресты»). После этого лесные демоны (черти, шишки, худенькие и т. п.) возвращают проклятого родителям. Впрочем, зачастую он все равно умирает, пожив среди людей лишь несколько дней. В некоторых рассказах сообщается, что вернуть проклёнутого могут только крестные родители.

Вот вполне типичная история о последствиях материнского проклятия, записанная в 1990 году в Новгородской области: «Мальчик у нас был потерявши. <…> Раньше мальчиков посылали за лошадям. Он поленился, а мать разозлилась да и сказала ему: “Будь ты проклят!” Мальчик испугался, взял мешком накрылся и убежал. И не найти его нигде, искали всей деревней, служат во всех церквах, а его нет как нет. А дорога через лес у нас шла; как едут на возке, так лес зашумит, приклонится, мальчик выбежит из лесу, мешком накрывши, и попросится на возок, его посадят, а он просит: “Накиньте на меня крестик, плохо мне, меня мучают”. А лес зашумит, и все равно черти выхватят. Он было ужо мхом оброс и все мешком укрывши. Девять лет ходил. Раз ребята пошли в лес за гоноболью, видят под кустом мальчик сидит, мохом обросши и мешком укрывши. Мальчик заплакал: “Накиньте на меня крестик!” Один мальчик пожалел его, накинул. А ребята испугались, прибежали домой и все рассказали. Прибегли с деревни люди, мать его, и забрали того мальчика. Принесли домой, отмыли, а пожил он всего денька три, все рассказал, как черти его мучили. Он только уйти хочет, ёны лезут сзади и волокут его к себе»[18].

Думается, что происхождение подобных рассказов и поверий стоит связывать не столько с древнерусскими дидактическими сочинениями или средневековыми этическими нормами в целом, сколько с рудиментами архаических семейных отношений в крестьянской культуре. Примечательно, что в тех же регионах, где бытуют рассказы о последствиях родительского проклятья, распространены и очень похожие истории о домашних животных (коровах, овцах и т. д.), пропадающих в лесу вследствие брани хозяев. Как и сбранённые дети, проклятые животные попадают под власть лесных демонов, а для их возвращения хозяевам приходится совершать специальные магические действия или обращаться к колдунам. Из этой параллели, как мне кажется, можно сделать один любопытный вывод: в крестьянском обиходе дети до определенного возраста (причем — не только «бессловесные» младенцы) фактически приравниваются к домашним животным[19], они составляют такую же собственность родителей, как и коровы или овцы. Впрочем, это может свидетельствовать не только о сравнительно низком статусе детей и подростков, но и об особой ценности домашней скотины для крестьянского хозяйства лесных регионов русского Севера.

Итак, традиционная русская культура не располагала сколько-нибудь развитыми концепциями детства и воспитания. Место современного воспитания в средневековом обществе занимала ритуальная практика «очеловечивания» и социализации ребенка. После успешного совершения необходимых обрядов ребенок сразу же воспринимался в качестве взрослого — пускай «маленького» и неполноправного. Если в дворянской и городской культуре формирование нового отношения к детям началось уже в XVIII веке, крестьянская традиция сохранила старые нормы и ценности вплоть до середины XX века, когда сталинская модернизация и Вторая мировая война нанесли решающие удары по восточнославянской аграрной культуре. 


[1] См.: Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. Екатеринбург, 1999 (см. рецензию на книгу Ф. Арьеса
в настоящем номере «ОЗ»).

[2] Байбурин А. К. Некоторые общие соображения о ритуале // Aequinox. М., 1993. С. 4.

[3] Байбурин А. К. Полярности в ритуале (твердое и мягкое) // Полярность в культуре /
Сост. В. Е. Багно, Т. А. Новичкова. (Альманах «Канун». Вып. 2). СПб., 1996. С. 158—159.
См. также: Байбурин А. К. Ритуал: между биологическим и социальным // Фольклор
и этнографическая действительность. СПб., 1992. С. 18—28.

[4] См.: Топорков А. Л. «Перепекание детей» в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор
и этнографическая действительность. СПб., 1992. С. 114—118.

[5] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 323.

[6] Кабакова Г. И. Дети некрещеные // Славянские древности: Этнолингвистический словарь /
Под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. М., 1999. С. 86—88.

[7] Полный православный богословский энциклопедический словарь [репринтное издание].
М., 1992. Т. 1. С. 570.

[8] См.: Кормина Ж. В. Институт крестных родителей в традиционной культуре // Проблемы
социального и гуманитарного знания: Сборник научных работ. Вып. 1. СПб., 1999. С. 221—239.

[9] Цит. по: Зеленин Д. К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. 1901—1913. М., 1994.
С. 181.

[10] Байбурин А. К. Обрядовые формы половой идентификации детей // Этнические стереотипы
мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 258.

[11] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 332.

[12] Бернштам Т. А. Духовный статус «отрочь» возраста и его святые символы на Руси //
Пограничное сознание (Альманах «Канун». Вып. 5). СПб., 1999. С. 119.

[13] См.: Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. М.; Л., 1966. С. 182—186; Пушкарева Н. Л.
Мать и дитя в Древней Руси (отношение к материнству и материнскому воспитанию
в X—XV веках) // Этнографическое обозрение. 1996. № 6. С. 97—98; Бернштам Т. А.
Духовный статус «отрочь» возраста… С. 120—121, 125—127.

[14] Пушкарева Н. Л. Мать и дитя в Древней Руси... С. 98.

[15] Пушкарева Н. Л. Мать и дитя в Древней Руси... С. 99.

[16] Цит. по: Бернштам Т. А. Духовный статус «отрочь» возраста… С. 134.

[17] Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 1998. С. 428.

[18] Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост. и авт. комм. О. А. Черепанова. СПб., 1996. С. 34.

[19] Показательно, что севернорусские термины для обозначения подростков часто основаны
именно на названиях животных: так, девочку называют важенкой (молодая самка оленя),
а мальчика — шижликом (ящерица). «“Животные” термины, — отмечает Т. А. Бернштам, —
объединяли подростковую терминологию с детской и подчеркивали близость
(биологическую) этой стадии к природному миру» (Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой
жизни русской общины XIX — начала XX века: Половозрастной аспект традиционной
культуры. Л., 1988. С. 26).

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

19:50 Устройство на участке не опознало экс-президента на выборах в Армении
19:03 Людмилу Алексееву похоронят на Троекуровском кладбище
18:25 Дисциплинарная комиссия РПЦ накажет священника за любовь к брендам
17:29 Главу МВД обвинили в нарушении закона из-за участия в съезде ЕР
15:38 Полторы тысячи российских туристов застряли в китайском Хайнане
11:52 Загитова стала второй в финале Гран-при по фигурному катанию
11:24 Британская полиция заподозрила Россию в отравлении свидетеля по делу Магнитского
10:52 МОК отказался включать киберспорт в состав Олимпийских игр
10:21 Экс-глава ФБР рассказал о расследовании против Хиллари Клинтон
10:00 Трамп отправил в отставку главу своей администрации
09:43 СБУ заподозрила Россию в организации протестов в Париже
09:30 В Москве экстренно госпитализировали Льва Лещенко
09:19 Генпрокуратура заявила о росте взяточничества
08.12 20:41 Умерла правозащитница Людмила Алексеева
08.12 20:02 В ходе протестов во Франции пострадали 55 человек
08.12 19:46 Министр культуры РФ призвал не вмешиваться в культурные процессы
08.12 19:31 СМИ назвали нового куратора ЕР по идеологии
08.12 19:11 ЕР обновила Высший и Генеральный советы
08.12 18:47 В США раскрыли новые детали «российского дела»
08.12 18:28 «Мисс Мира — 2018» стала представительница Мексики
08.12 18:18 Dragon пристыковался к МКС
08.12 17:58 Путин призвал не ходить во власть без четкой программы
08.12 17:38 Глава Минцифры обвинил Google и Facebook в цифровом тоталитаризме
08.12 17:16 Медведев предложил ЕР запомнить три урока уходящего года
08.12 16:55 Путин попросил ЕР обойтись без хамства и пренебрежения к людям
08.12 16:29 Путин обсудил с Нетаньяху военное взаимодействие РФ и Израиля
08.12 16:05 Во Франции число задержанных демонстрантов приблизилось к 600
08.12 15:41 Терешкова возглавит комиссию ЕР по этике
08.12 15:16 ФСБ обвинила задержанных украинских моряков в провокации
08.12 14:48 Глава МЭР назвал цену на нефть в 2019 году
08.12 14:29 Во Львове обнаружен тайник с десятками кошельков
08.12 14:16 СМИ сообщили о проверке комедии «Праздник» о блокадном Ленинграде прокуратурой
08.12 13:45 Трамп назвал экс-госсекретаря США Тиллерсона тупым
08.12 13:29 В Париже на акциях протеста задержаны сотни демонстрантов
08.12 12:57 Силуанов заявил о зарегулированности регионов
08.12 12:41 Дончанин сообщил о пытках одним из арестованных украинцев
08.12 12:24 Кудрин предложил оценивать экономику по уровню счастья
08.12 12:11 Мэй утвердила черный список российских бизнесменов
08.12 11:34 Эрнст пообещал пригласить рэперов на новогодние огоньки
08.12 11:20 Лидер группы приморских мошенников доставлен из Таиланда в Россию
08.12 11:03 Слушание дела финдиректора Huawei отложено
08.12 10:46 Цена на красную икру упала вдвое
08.12 10:29 Госдеп США призвал отменить арест Льва Пономарева
08.12 10:16 МО РФ обвинило США во вмешательстве в расследование химатаки в Алеппо
08.12 09:50 Шестеро человек погибли в давке в итальянском клубе
08.12 09:25 Минфин США снова продлил срок сделок с компаниями Дерипаски
08.12 09:06 Правительство РФ снизило потребность в иностранных рабочих в 2019 году
07.12 19:02 Трамп решил вернуть генпрокурора времен Буша-старшего
07.12 18:51 Срок ареста Льва Пономарева сократили до 16 суток
07.12 18:39 Глава подразделения «Росатома» возглавил Сахалинскую область
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.