Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2017, понедельник, 22:00
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

02 декабря 2004, 06:38

Иван Ахметьев: "Евгений Кропивницкий - трюкач и постмодернист". Вышла эпохальная книга

30 ноября в клубе «Проект ОГИ» была представлена книга Евгения Кропивницкого «Избранное. 736 стихотворений + другие материалы» (М.: «Культурный слой», 2004), составленная поэтом Иваном Ахметьевым. Именно он и провел презентацию. Кроме того, произнесли речи Ирина Врубель-Головкина, Милитриса Давыдова, Анатолий Брусиловский. О живописной стороне творчества Кропивницкого высказался Валентин Дьяконов. Но, конечно, самым впечатляющим было выступление самого Кропивницкого — со старой магнитофонной ленты. Он читал свои стихи. Как часто бывает на подобных мероприятиях, звучали призывы «построить, наконец, настоящую иерархию русской культуры», и отчасти это пытались сделать сами выступавшие, нащупывая место Кропивницкого и попутно занимаясь самоопределением. По итогам вечера наверняка можно сказать только одно: вся надежда на книгу, которая расставит точки над разными буквами.

В последние годы имя Евгения Кропивницкого (1893-1979) звучит все чаще — и почти всегда в связи с «лианозовской школой», основателем которой он по праву считается. Как известно, название группы впервые употребили функционеры КГБ, добившиеся в 1963 году исключения Кропивницкого из МОСХа. В ответ на обвинение в «организации лианозовской группы» Кропивницкий тогда написал официальное объяснение: «Лианозовская группа состоит из моей жены Оли, моей дочки Вали, моего сына Льва, внучки Кати, внука Саши и моего зятя Оскара Рабина». В то время квартира Рабиных, находившаяся в еще подмосковном Лианозово, была важным центром неофициальной культуры, как ранее (в 50-х) — дом Кропивницких в Долгопрудном.

Однако Кропивницкий всегда оказывался за пределами рамок, его сложно поймать и усадить на заранее отведенную полочку. Может быть, именно поэтому его никак не могли опубликовать в должном объеме, отдавая предпочтение именно ученикам — Игорю Холину, Генриху Сапгиру, Всеволоду Некрасову, — которые заняли более определенную нишу. Творческая манера Кропивницкого претерпела немало метаморфоз, да и на каждом отдельном этапе поэт писал разные стихи. Так что и сами ученики-лианозовцы не читали своего «родителя» целиком, а выбирали вполне определенный сегмент — ту особую творческую манеру, которая оформилась в 1936-37 гг. и получила название «конкретизм». Ее основной принцип — невмешательство, «регистрационность». Михаил Айзенберг в одной из своих статей, давая определение конкретизму, вспоминает слова О. Гомрингера: «Мы должны давать только обнаженные слова, без грамматических связей, без отвлеченных понятий, слова, обозначающие либо конкретные действия, либо конкретный предмет». О той же конкретности слова говорит и Иван Ахметьев. Стоит добавить, что конкретизм Кропивницкого и других лианозовцев характеризуется и вполне определенным материалом — повседневностью, бытом.

Итак, лианозовцы воспринимали Кропивницкого именно с позиций конкретизма. В личной беседе Иван Ахметьев рассказывал, например, каким читателем был Холин, который в своих ранних стихах во многом переписывал Кропивницкого. По его словам, Холин, как это, впрочем, вообще свойственно «сильнодействующим» поэтам, был пристрастен и субъективен. В 66-м году, когда Холин решил записать все, что знает и думает о Кропивницком, он был в расцвете своих поэтических сил. «Так что он выбирал из Кропивницкого то, что ему было близко, а остальное он — прошу прощения — используя любимое словечко Евгения Леонидовича, „херил“ (в смысле „перечеркивал“)». Он прямо называл Кропивницкого «небольшим, но замечательным» поэтом. В то же время составитель отметил, что, скажем, Некрасов был все-таки объективнее. (Записи Сапгира, Холина и Некрасова, а также Льва и Валентины Кропивницких приводятся в книге.)

«Но на самом деле Евгений Леонидович — это не только конкретизм, хотя очень важно, что он был конкретист», — отметил Ахметьев. «Он скорее сочетание классицизма и примитивизма», — добавил он, сославшись на определение Германа Лукомникова. При этом на вопрос, что такое Кропивницкий для него как для автора, пишущего поэта, являющегося плотью от плоти Лианозова, а не как для составителя или исследователя, Ахметьев ответил, что сам он, как и Холин, в свое время не прочел этого поэта целиком, вырезав для себя некий сегмент: «Он мне был очень близок, но я, наверное, думал примерно как Холин: это замечательный, но малый поэт, а у меня была (и остается) большая тройка самых главных авторов: Некрасов, Сатуновский, Холин». К тому же маленькая книжка, которую составил Генрих Сапгир — она вышла в 89-м году — была очень хаотична, несмотря на отличный подбор стихов.

Что же касается

«классицизма» Кропивницкого, то стоит вспомнить о том, что поэт любил использовать традиционные, довольно жесткие формы — сонеты, «трилистники». Но в то же время — и это, пожалуй, важнее — можно говорить о его культурных ориентирах: Фет и постфетовская эпигонская лирика (Фофанов, Ротгауз), Бальмонт, Северянин, Пушкин, наконец. К тому же, по крайней мере чисто хронологически, Кропивницкий вышел из Серебряного века. Впрочем, в традиционные формы он вкладывал «наивное» содержание, а наряду с Фетом любил футуризм.

Тем не менее, некоторые представители круга Кропивницкого делают акцент именно на «классической» стороне его творчества, либо говоря о «русском космизме» и лиризме Серебряного века, либо отсылая к современникам, писавшим в «традиционной» манере. Так, Милитриса Давыдова, участница кружка Кропивницкого, но не канонизированного «лианозовского» состава, а более раннего, конца 40-х, выступая на презентации, говорила, например, о прямой полемике Кропивницкого («Девочка») с Заболоцким («Некрасивая девочка») и вообще строила образ Кропивницкого-поэта на литературных взаимоотношениях с братьями по перу, писавшими исключительно в «классическом» стиле. Анатолий Брусиловский, художник, создавший прекрасные фото- и живописные портреты поэта, отвергает термин «второй авангард», «потому что авангард — это всегда создание чего-то принципиально нового», характеризуя творчество Кропивницкого как «протягивание руки тем временам, когда русская культура цвела».

Получается, что Кропивницкого пытаются одновременно тянуть в разные стороны, разрывая на две части, двух поэтов: человека, вышедшего из Серебряного века, сторонника идеи преемственности, прочно укорененного в традиции, и новатора, вывернувшего поэзию наизнанку, нашедшего свою собственную ноту, которую никому до этого не удавалось взять. А сам Кропивницкий незыблемо покоится между, вернее — и там, и там. Он действительно «собиратель осколков культуры», как между делом назвал его Брусиловский, — в смысле синтетичности. «Кропивницкий вписывается в общем-то… в постмодернизм. Вот если русский модерн закончился на „больших течениях“ — акмеизм, символизм, футуризм, — то ОБЭРИУ — это уже как бы постмодерн. Такого рода мысли уже были высказаны. И Кропивницкий — это тоже постмодерн. С его некой универсальностью — но в своих рамках. И то, что он обожал вот эти классические формы и довольно виртуозно ими пользовался. И в то же время осознанный примитивизм. И минимализм, конечно, минимализм — когда он повторяет одно и то же», — с терминологией можно, конечно, спорить до бесконечности, но с самой идеей Ахметьева нельзя не согласиться. «Он был трюкач, он обожал пробовать!»

Сама книга выстроена таким образом, что действительно представляет творческий мир Кропивницкого в объеме и согласно его собственным законам.

Такая работа осуществляется впервые. До этого в книжном формате и на русском языке вообще существовало только два издания стихов Кропивницкого: составленное Сапгиром и уже упомянутое выше (Земной уют. Избранные стихи. — М.: Прометей, 1989. — 32 с. Сост. Г. Сапгир (обозначен как редактор). Худ. Л. Кропивницкий (в тексте и на обл. иллюстрации автора)) и парижское издание Глезера (Печально улыбнуться… (стихи и проза). — Париж: Третья волна, 1977. — 48 с. 2 л. илл. Сост. А.Глезер, М. Муравник).

«Меня больше всего интересовало само устройство этого поэтического мира, беспрецедентного грандиозного творчества в этой 86-летней жизни. Но я сначала не мог понять, как мне делать книгу», — рассказал Ахметьев. Однако составителю удалось найти в РГАЛИ собственные тетрадки Кропивницкого со списками стихов. В одной тетрадке содержится список стихов по годам, в другой — по книгам, но в первой стихи все равно проиндексированы, т. е. указано, к какой книге они относятся. Рукописные книги Кропивницкий составлял всю жизнь, сам делая для них обложки (одна из них и воспроизводится в новом издании), аккуратно нумеруя страницы, указывая содержание, а иногда даже подсчитывая число строф и строк. Таких книжек очень много и, по-видимому, нет ни одной повторяющейся. Именно на основе этих книг и сделаны «736 стихотворений». Плюс к этому привлекались вторичные источники — перепечатки, сделанные друзьями и родственниками. «Я понял, что моя задача — показать все его (Кропивницкого — В.Г.) варианты, а в рамках этих вариантов я не давал все подряд, потому что, на мой взгляд, есть, конечно, стихи послабее», — объяснил Ахметьев. «Хотя, может быть, в некоторых случаях кто-то со мной не согласится», — добавил он. Примерно 20 стихотворений из тех 200, что были включены в предыдущие публикации, Ахметьев, как потом оказалось, выкинул. Разделы в книге составлялись соответственно циклизации, сделанной самим Кропивницким в его тетради со списком стихов. Рукописная книга вполне могла называться «Стихотворения таких-то лет», но по индексу можно было увидеть, к какой «категории» автор причисляет то или иное свое творение. Однако «вся эта музыка», по словам составителя, длилась у Кропивницкого приблизительно до 70-го года, даже до 71-го, а после смерти жены, Ольги Ананьевны Потаповой, поэт перестал распределять стихотворения по разделам, по-прежнему составляя общий список по годам. Ахметьев позволил себе экстраполяцию — и некоторые из более поздних произведений, те из них, которые явным образом продолжают ту или иную линию, включил в соответствующие разделы. Те же из поздних стихов, которые никуда не вписывались («неопределенные»), были объединены в «Стихи разных лет». Но туда же попали и некоторые работы до 71-го, которые были по каким-то причинам отложены: недоделаны или просто забыты. «Ранние стихи», поэт, как правило, выделял сам.

По словам издателя, первая книга («Кусты — и это» и «Ожерелье») — пасторальная лирика, вторая («Великие будни») — конкретизм. Между третьей и четвертой («Лики жизни» и «Лирика»), которые сам автор без труда разделял, грань провести сложнее: «Лики жизни» — это «такая промежуточная между конкретистской книгой второй и «Лирикой», которая характеризуется особой близостью лирического героя к автору и его жизненным обстоятельствам. Здесь собраны вполне традиционные стихи, посвященные Милитрисе Давыдовой и другим дамам. Особое явление — «Кружева». Такую поэзию Кропивницкий создавал с 63-го по 66-й годы, практически полностью отойдя от своей «традиционной» манеры. Ахметьев резонно рассматривает эти работы как пример обратного влияния учеников на учителя. Поэт стал писать в духе Холина, Сапгира, Некрасова. «И ничего так писал, — говорит Ахметьева. — И там же с ними спорил еще» — или же просто диалогизировал. Следующая часть — «Земной уют» — «тема всей его жизни». Здесь собраны баллады, местами они близки к конкретистской лирике, сюжетны. Есть еще отдельная часть «Сонеты», в которую вошли стихотворения, написанные в этой форме и включавшиеся только в рукописные книжки с соответствующим названием, но не входившие в другие сборники. Авторская циклизация сохраняется и внутри «Ранних стихов». Здесь особенно выделяются «Неугасимая лампада» — стихи про монастыри, монахинь, калик, посвященные Ольге Ананьевне, и «Деревня».

Проза

Кропивницкого, которая тоже есть в книге, имеет некоторое разделение, как и стихи. «Я сделал намек для внимательного читателя при представлении оглавления. Вот видите — я сделал пробелы», — замечает публикатор. Один из разделов он характеризует как сюжетную прозу, которую американцы называют short short. Отдельно стоит большой текст «Воспоминания о Филарете Чернове» — малотиражном народном поэте, сумевшим стать для Кропивницкого ориентиром. Чернов оказал прямое влияние на Кропивницкого, а затем подарил ему первую порцию поэтического признания — по выражению Ахметьева, «зафиксировал тот момент, когда родился поэт Кропивницкий». Беспощадно критиковавший будущего лидера лианозовцев до 37-го года, — как раз до того момента, как появляется конкретизм, — Чернов вдруг произносит следующие слова: «Я проглядел вас. Я думал, что вы не поэт. Я глубоко ошибся. Вы не только поэт, но то, что вы делаете, это настолько необыкновенно, настолько непохоже на то, что было сделано в поэзии всех времен и народов, что я крайне поражен. Изумительная острота!»

Кропивницкий в этом издании виден во всей своей многоликости, и эта многоликость начинает складываться в систему. Наконец-то становится очевидной невозможность огородить поэта заборчиком, поместить в ту или иную резервацию — архаистов или новаторов. Проступают маски, которые надевает на себя поэт-трюкач, сохраняя при этом особую интонацию искренности и печальной иронии. При этом принципиально важно, что Кропивницкий может вести несколько разнонаправленных линий одновременно, а не последовательно — создавать целую объемную планетарную систему, чего, конечно, нельзя было заметить по предыдущим, «плоскостным» изданиям. И все-таки не проглядеть бы чего-нибудь, как когда-то Филарет Чернов…

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
20:23 Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии
20:06 Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве
19:48 Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ
19:27 Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты
19:02 Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта
18:41 Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля
18:23 «Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»
18:06 Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ
17:45 «Дочка» сколковского резидента привлекла $ 6 млн на лекарство от лейкоза
17:40 Путин не поддержал решение Трампа по Иерусалиму
17:20 Путин заявил о готовности возобновить полеты в Египет
17:14 Растения в первую очередь защищают от вредителей свои цветки
17:05 Полиция задержала подозреваемого во взрыве бомбы на Манхеттене
16:56 Собчак рассказала на Первом канале о фабрикации дел Навального для его отстранения от выборов
16:38 Запуск военного спутника с Плесецка перенесли на 2018 год
16:21 Михалков переизбран главой Союза кинематографистов России
16:07 Михаил Саакашвили назвал себя военнопленным
15:58 В Манхэттене прогремел взрыв
15:53 60 млн рублей выделены на развитие технологии трекинга для виртуальной реальности
15:46 ЦБ стал единоличным владельцем «Открытия»
15:30 Хакер из Екатеринбурга заявил о взломе Демпартии США по заказу ФСБ
15:14 МГУ попал в топ российского рейтинга мировых вузов
15:04 Лавров не увидел признаков достижения Трампом «сделки века» по Палестине
14:53 Изучен «бактериальный экипаж» Международной космической станции
14:37 Эстонский бизнесмен получил в России 12 лет за шпионаж
14:11 Экологи объяснили неприятный запах в Москве выбросом воды
13:51 Саудовская Аравия снимет 30-летний запрет на кинотеатры
13:20 Большинство российских спортсменов заявили о желании участвовать в зимних Играх
13:06 Путин прибыл в Сирию и приказал начать вывод войск
13:03 В Совфеде предложат наказание за привлечение детей к несогласованным акциям
12:38 Родителям двойняшек выплатят пособие сверх маткапитала только на одного ребенка
12:18 В Египте нашли две гробницы времен XVIII династии
12:14 «Дочка» «Ростеха» оспорила санкции из-за турбин Siemens в суде ЕС
12:01 Лидер SERB потребовал наказать организаторов показа фильма о Донбассе
11:51 В «Ленкоме» началось прощание с Леонидом Броневым
11:39 Матвиенко предложила оставлять больше денег в регионах
11:38 СК завел дело после смерти избитой в Красноярске школьницы
11:20 Мадуро отстранил главные оппозиционные партии от участия в президентских выборах
11:16 Биржа CBOE приостанавливала торги из-за спроса на биткоин
10:59 Путин наградил госпремией Людмилу Алексееву
10:50 Зарплату чиновников повысили впервые за 4 года
10:46 Вернувшийся с Маврикия президент ДС-Банка арестован по делу о растрате
10:43 Петроглифы Венесуэлы впервые нанесены на карты
10:24 Потраченные на санацию «Открытия» миллиарды вернутся в бюджет из ЦБ
10:23 Роспотребнадзор предложил маркировать вредные продукты
10:04 Осужденным за взрывы домов в Москве и Волгодонске предъявили новые обвинения
09:59 Выборы президента для повышения явки сделают праздником
09:44 Danske Bank предсказал укрепление рубля в 2018 году
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.