Адрес: https://polit.ru/article/2004/12/06/fom47_544/


06 декабря 2004, 19:59

Путин как телегерой

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118; факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
 

Как освещается работа Путина

В. Путин

Респондентам задали вопрос: «Как вы думаете, телевидение рассказывает о деятельности В. Путина объективно или необъективно?» Около половины респондентов (47%) считают телеинформацию о президенте объективной, называют ее необъективной четверть опрошенных (25%), чаще других — москвичи (44%), представители электората КПРФ (35%) и люди с высшим образованием (34%). В чем же, по мнению этих респондентов, проявляется необъективность телевидения, когда оно рассказывает о В. Путине?

12% полагают, что телевидение, будучи зависимым от власти, «нам говорит только то, что мы должны увидеть и услышать», «лакирует действительность» и положение дел в стране, «обожествляет» В. Путина, показывает его только с положительной стороны («телевидение зависимо от власти»; «их показ напоминает эпоху Брежнева»; «не показывают отрицательные стороны его деятельности»; «яркую сторону видим, а бледную — нет»; «одни плюсы»; «слишком ангелоподобным его представляют»; «лишнее не показывают, чтобы не знали»; «некоторые стороны по жизни умалчиваются, некоторые слишком ярко показаны»).

3% респондентов считают, что дозированная информация не может быть объективной, и критикуют телевидение скорее не за необъективность, а за неполноту сведений («мало информации»; «нет полного обзора его деятельности»; «телевидение высвечивает только поездки Путина»; «мало о нем говорят и показывают — как о личности»; «непонятны его внутренний мир, отношение»; «о Ельцине знали больше»).

2% считают необъективной информацию, которая противоречит их собственным наблюдениям или наблюдениям окружающих («в России мнения одни, а показывают — совсем другие»; «несхожесть с действительностью»).

Некоторые (1%) предъявляют претензии к СМИ вообще — в том, что они выступают несогласованно, что нет единой позиции в освещении и анализе деятельности В. Путина («у каждого канала свое мнение»; «расходятся мнения по радио и телевидению»; «телевидение говорит одно, а газеты пишут другое»).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.

Рейтинг сюжетов и телепередач с участием В. Путина

В. Путин

Респондентам поочередно называли типы телесюжетов с участием В. Путина и просили сказать, какие из них им смотреть интересно, а какие — неинтересно. Как оказалось, чаще всего внимание россиян привлекают сюжеты, где В. Путин общается с народом, с простыми россиянами. А вот информация о личной жизни президента интересует наших сограждан гораздо меньше — лишь немногим больше, чем сюжеты о его рабочих встречах с высокопоставленными должностными лицами и политиками (данные в % от числа опрошенных):

Телесюжеты, в которых В. Путин Смотреть Δ
интересно не интересно
Отвечает на вопросы россиян в прямом эфире («Прямая линия») 80 13 +67
Ездит по стране, встречается с простыми людьми 72 20 +52
Встречается с журналистами, участвует в пресс-конференциях 68 24 +44
Участвует в международных встречах 64 28 +36
Ездит по стране, встречается с местными руководителями 59 34 +25
Выступает на торжественных мероприятиях 52 39 +13
Проводит отдых, свободное время в кругу близких 47 34 +13
Проводит рабочие встречи с членами правительства, политиками, руководителями различных уровней 49 43 +6

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.

Президент как ньюсмейкер

В. Путин

Респондентов спросили: "Как вам кажется, В.Путина показывают по телевизору слишком часто, слишком редко или столько, сколько нужно?" Большинство россиян (60%) убеждены, что В. Путина показывают по телевизору столько, сколько нужно. Некоторым (10%) не хватает информации о президенте. Впрочем, каждый пятый (20%) считает присутствие В. Путина на телеэкранах избыточным.

У большинства опрошенных (52%) телепередачи и сюжеты с участием президента вызывают интерес (неинтересны они 19% респондентов). Участников опроса, которые смотрят телевизор и видели в последнее время сюжеты с участием В. Путина, спросили, какие из них показались им интересными, а какие — неинтересными. Наиболее интересными респонденты называли телесюжеты о зарубежных визитах президента, о его встречах с лидерами других стран («визит в Нидерланды»; «выступление в Китае»; «визит в Бразилию и другие страны Южной Америки»; «встреча с Кучмой на Украине»; «сюжеты по международной политике») — 13%.

Поездки В. Путина по России, его рабочие встречи, а также другие сюжеты на внутриполитические темы назвали в этой связи 6% респондентов. Эти телерепортажи привлекают зрителей тем, что, как правило, во время встреч с народом или руководящими работниками В. Путин поднимает социальные проблемы, говорит о том, что волнует людей («Путин говорит о студентах»; «выступление о повышении пенсий»; «встречи, поездки, выступления, общение с детьми»; «совещание с министрами»).

4% с особым интересом смотрели пресс-конференции В. Путина, его встречи с журналистами (в частности — «встреча с ведущими ОРТ, РТР, НТВ»). Им нравится, когда президент дает «любые интервью».

3% респондентов выделили телемосты, в ходе которых В. Путин отвечает на вопросы россиян в прямом эфире («“Прямая линия” особенно мне нравится»).

1% любят смотреть, когда президента показывают в неформальной обстановке (сюжеты, «где Путин проводит время с семьей»; «рассказ о своей собаке»; «ездит на лыжах, спортсмен, каратист»).

Говорят, что им все интересно «про Путина», 7% опрошенных («все смотрю о нем»).

На вопрос о том, какие сюжеты и телепередачи с участием В. Путина показались им неинтересными, ответили 10% респондентов. Прозвучавшие претензии в основном относились не к конкретным сюжетам, а к политике президента, его поступкам. Этим респондентам не нравятся зарубежные поездки В. Путина («лучше бы он занялся внутренней политикой», — полагают они), его критикуют за вмешательство во внутренние дела Украины («поздравление невыбранного президента Украины»), за то, что он «простил Украине долг за газ», за его позицию «по вопросу о разбазаривании наших земель на Дальнем Востоке». Некоторым респондентам сюжеты с участием В. Путина не нравятся потому, что, по их мнению, он «много говорит о планах, а не о делах».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.

Телеимидж В. Путина

В. Путин

Респондентов, которые сказали, что они смотрят телевизор и видели в последнее время сюжеты с участием В. Путина, спросили, какое впечатление произвел на них президент в этих сюжетах. Для ответа участникам опроса предлагались пять пар альтернативных характеристик. Как выяснилось, подавляющему большинству россиян глава государства представляется человеком вежливым (77%), сильным (61%), решительным (59%), понимающим проблемы россиян (58%) и искренним (56%). Значительно реже В. Путина воспринимают как человека грубого (1%), слабого (10%), нерешительного (15%), не понимающего проблемы россиян (14%) и неискреннего (15%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.

Место ЛДПР в российской политике

Политические партии: ЛДПР

По мнению 17% опрошенных, ЛДПР оказывает сильное влияние на политическую жизнь страны, 34% считают ее влияние слабым (полагают, что оно вообще отсутствует, 27% респондентов). Оценивают влияние ЛДПР как положительное 27% россиян, как отрицательное — 15%.

По мнению 44% респондентов, ЛДПР поддерживает В. Путина, а 29% считают, что либерал-демократы находятся в оппозиции к нему. Что до самого президента, то 38% россиян представляется, что в своих решениях и действиях он не прислушивается к мнениям лидеров ЛДПР, тогда как 29% полагают, что прислушивается.

Данные, приведенные выше, показывают, что ни по одному вопросу о роли ЛДПР в принятии властных решений у респондентов нет однозначного мнения. Такая же неопределенность наблюдается, когда речь заходит об отношениях партии В. Жириновского с народом.

Так, например, 21% опрошенных полагают, что авторитет ЛДПР среди населения в последнее время снижается, а 15% — что растет; 44% считают, что перемен в этом отношении не происходит. Убеждены, что цели ЛДПР соответствуют интересам таких людей, как они сами, 28% опрошенных, не находят такого соответствия 42% респондентов.

83% россиян исключают для себя возможность вступить в ЛДПР; 9% наших сограждан допускают, что могут стать членами этой партии.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.

Говорим "ЛДПР", подразумеваем: "Жириновский"

Политические партии: ЛДПР

Судя по данным опроса, Владимира Жириновского знает практически всё совершеннолетнее население России: только 1% наших сограждан сказали, что не знают, кто это. На вопрос, кто возглавляет ЛДПР, также ответили правильно почти все респонденты (91%).

Восприятие этого политика в обществе — полярное: 42% опрошенных относятся к нему положительно, столько же — отрицательно.

По мнению большинства респондентов (57%), деятельность В. Жириновского влияет на популярность ЛДПР положительно, противоположного мнения придерживается вчетверо меньшая доля респондентов (14%); каждый десятый (10%) полагает, что лидер ЛДПР никак не влияет на популярность партии. Две трети наших сограждан (67%) полагают, что ЛДПР может оставаться известной, заметной партией только под руководством В. Жириновского (думают, что ЛДПР осталась бы на виду и под руководством другого лидера, 12% опрошенных).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.

Ситуация в регионах не улучшается

Регионы

Респондентов попросили ответить на вопрос: «Если говорить в целом, вы довольны или недовольны положением дел в вашей области (крае, республике)?» Результаты опросов показывают, что довольных ситуацией в своем регионе — меньшинство, и их доля сокращается (данные в % от числа опрошенных):

Положением дел в области (крае, республике) Октябрь 2003 Май
2004
Ноябрь 2004
…довольны 34 30 29
…не довольны 57 63 62

Какие же проблемы беспокоят людей, мешают им жить? Участникам опроса был предложен список, включавший 22 позиции, из которых предлагалось выбрать не более пяти проблем, самых актуальных для респондентов и их земляков (данные в % от числа опрошенных):

Наиболее актуальные проблемы жителей регионов России Июнь
2004
Ноябрь 2004
Высокие цены на жилищно-коммунальные услуги 46 45
Рост цен, инфляция 39 40
Нехватка денег на продукты и товары первой необходимости 35 35
Алкоголизм 28 33
Высокие цены на медицинские услуги и лекарства 33 32
Нехватка рабочих мест, безработица 15 24
Бюрократия, произвол чиновников 22 24
Плохая социальная защита населения 16 21
Наркомания 21 21

Как видим, со времени летнего опроса наиболее заметно (на 9 п.п.) выросла доля тех, кто сетует на безработицу. Возможно, это связано с тем, что летом проблема нехватки рабочих мест частично теряет остроту благодаря сезонным работам.

Реже всего назывались следующие проблемы (данные в % от числа опрошенных):

Наименее актуальные проблемы жителей регионов России Июнь
2004
Ноябрь 2004
Задержка выплат зарплат, пенсий, пособий 6 12
Экономический спад, застой в экономике региона 5 8
Экологические проблемы 11 6
Проблемы, связанные с приезжими, мигрантами 4 6
Плохая работа общественного транспорта 3 4

Хотя о задержках выплаты зарплат, пенсий, пособий говорится не так уж часто, надо отметить, что за полгода доля указывающих на эту проблему выросла вдвое.

Как и в ходе летнего опроса, в этот раз молодые респонденты (в возрасте от 18 до 35 лет) чаще, чем представители старших поколений, отмечали такие проблемы, как наркомания (28%), невозможность найти хорошую работу (28%), недоступность, высокая стоимость образования (24%), нехватка, дороговизна жилья (23%).

Люди в возрасте от 55 лет чаще других жалуются на инфляцию (49%), высокие цены на медицинские услуги (47%) и на нехватку денег на продукты и товары первой необходимости (47%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11 октября 2003 года, 22 мая, 19 июня и 27 ноября 2004 года. По 1500 респондентов.