Адрес: https://polit.ru/article/2004/12/14/dubinrec/


14 декабря 2004, 22:20

Символические формы реальной жизни

Дубин Б. В. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004. — 352 с. — (Новая история).

В «Новом издательстве» вышла книга известного социолога Бориса Дубина «Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры». Под обложкой сборника объединены статьи 2000-2003 гг. Таким образом, данная книга является «второй серией» после сборника «Слово — письмо — литература», выпущенного в 2001 году издательством «Новое литературное обозрение». Большинство статей печаталось в журналах «НЛО», «Неприкосновенный запас», «Мониторинг общественного мнения», часть — публикуется впервые.

Период, за который были написаны очерки, входящие в издание, автор называет уже ушедшим в прошлое, а потому законченным и целостным: конечной его точкой, по мнению Дубина, послужили думские выборы и арест Михаила Ходорковского. Весь XX век для России состоял из похожих периодов и отрезков, поэтому особое внимание в сборнике уделяется именно попытке осознать их смысл, объяснить их механизмы и логику.

Сборник делится на четыре раздела. В первом разделе представлены работы теоретического плана: «Визуальное в современной культуре», понятие поколения и его исторические и социологические границы — эти и другие проблемы призваны сконструировать понятийный аппарат социологических исследований современной культуры. Четыре статьи первого раздела — это попытка Бориса Дубина объяснить читателю, «из чего состоит современная культура», какие понятия ее определяют, как они соотносятся между собой. Причем простейшие понятия — такие, как представление, видение или спорт, понимаются как разновидности социального действия. Крайне интересным представляется исследование, посвященное спорту, культу и культуре тела в современном обществе. Как отмечает автор, спорт в наши дни стал «принципиально доступным для всех граждан общества», он «институционализируется и проффесионализируется» и является «механизмом социальной мобильности, системой подготовки соответствующих локальных или национальных элит».

Второй раздел посвящен анализу литературной, журнальной, издательской — иначе говоря, гуманитарной жизни современной России. В него помещены исследования автора, касающиеся, например, социологии советсткого и постсоветского исторического романа, в которых Борис Дубин размышляет над различными функциями «прошлого», или же делает обзор литературы и издательского дела в изменившемся социальном пространстве, которые существуют «между каноном и актуальностью, скандалом и модой».

«Война, власть, новые распорядители», «Будни и праздники», «Массовые коммуникации и коллективная идентичность» — в третьем разделе речь идет об изменениях социальных рамок создания и бытования культуры в российском обществе в последние годы. Тексты последнего раздела касаются общих явлений интеллектуальной истории Европы XX века: например, антиамериканских настроений в Европе после Второй Мировой Войны — в Великобритании, ФРГ, Австрии и других странах.

«Книга <…> росла в разные стороны и урывками, хотя и в очень сжатое время», но подобное тематическое разнообразие только усиливает смысловое единство сборника. И в этом смысловом единстве — приглашение посмотреть на современную культуру новым взглядом.