Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 02:04
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 января 2005, 21:41

Диалектика амбиций

Разговоры о Первой Московской биеннале современного искусства как о главном событии русской культуры-2005 начались уже два года назад. Сейчас, когда до открытия биеннале осталось меньше двух недель, проект обрел более ясные очертания. Выставки будут проходить с конца января и до конца февраля в главных столичных музеях: от Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С. Пушкина до Московского Дома фотографии. На месяц "актуальное искусство" станет лицом всего русского арт-процесса, а Москва приобретет статус Венеции, или в крайнем случае – Сан-Пауло.

Вообще проблема статуса для новой биеннале стоит очень остро. Когда два года назад началось обсуждение проекта, и русские кураторы обменивались опытом с европейскими, никто и не думал скрывать, что русское "актуальное искусство" последних десяти лет на Западе воспринимается примерно также, как опыты стран третьего мира. Сейчас в Москве заговорили о новой российской арт-инфраструктуре, о "крупнейшей сети международных художественных форумов", куда должен войти будущий фестиваль. Это мало соответствует действительности, но когда речь идет о престиже, все средства хороши. Для того, чтобы нарастить вес предстоящего события в Москву уже пригласили знаменитого американского мэтра Билла Виолу, обещал приехать и Илья Кабаков со своей инсталляцией.

Хочется надеяться, что теперь русским художникам для привлечения к себе внимания не придется кусать иностранных арт-критиков за ляжки (как Олег Кулик в Цюрихе) или устраивать перед гостиничными окнами фейерверк из тренировочных штанов (как "Синие Носы" на предыдущих биеннале в Стамбуле и Венеции).

Самое трудное состоит в том, что убедить покупать русское искусство нужно не только иностранцев, но и самих русских. Как справедливо заметил Михаил Швыдкой в одном из интервью, страна, воспитанная на Шилове, от московского биеннале может получить только шок. Точно так же, как и западным галеристам, российскому бизнесу нужно твердо знать: то, во что они вкладывают деньги, имеет международную репутацию, перспективы и главное – твердую позицию по отношению к американскому рынку искусства, потому что ситуацию определяет именно он.

Для этого-то и нужна система биеннале. Как правило, их проводят одни и те же кураторы, приглашают более-менее похожий набор участников, которые, примелькавшись, и создают рынок. Только вот в "актуальной" России таких имен считанные единицы. Значит, каким-то образом их необходимо создать. Как известно, международную репутацию русскому искусству в свое время сделал русский авангард: не случайно иностранные кураторы и на этот раз предлагали выставить в Москве что-нибудь из искусства 20-х годов. От идеи отказались, в итоге избрав другую,  хорошо известную и изредка приносящую неожиданные результаты стратегию: поставили на молодых. В основной проект, вместо скандальных деятелей 90-х, вошли "начинающие" художники всех стран, в том числе и из России. Биеннале проходит раз в два года, и если внушение пройдет удачно, к 2007 году статус России на мировом арт-рынке будет уже другим.

Существенно и то, что Московская Биеннале – это не веселая местная "Арт-Клязьма" на речке, куда стар и млад ехал выпить, поглазеть на арт-штуковины и поучаствовать в перформансах. Не знаю, как художники, но кураторская группа эти глупости явно переросла. Биеннале – серьезное, авторитетное мероприятие, государственное: а государство в России, что ни говори, до сих пор остается и основным монополистом в сфере культуры, и главным заказчиком.

В итоге ситуация складывается несколько юмористическая. Государство в искусство деньги почти не вкладывает, но хочет удобного политического статуса и призывает иностранных кураторов, чтобы те отыскали в России что-нибудь актуальное. Получается, функция куратора – не "производство смыслов", а банальный промоушн. В чем-то это напоминает историю с шестым румынским фестивалем "PERIFERIC"  (проходившим летом 2003 года), который решили сделать международным, для чего и пригласили профессионала, иностранного куратора – шведа Андерса Крюгера. Крюгер, изучив историю Ясс, придумал лозунг фестиваля – "Prophetic corners", и выбрал для проектов два национально самобытных помещения – бывшую турецкую баню и Дворец Культуры. "Prophetic corners", то есть "пророческие закоулки", означает: будущее современного искусства – за периферийными странами.

Россия ничем не хуже Румынии: Московская биеннале называется "Диалектика надежды", а центральная тематическая выставка будет проходить в музее Ленина. Ленин – хоть и кич, но беспроигрышный бренд, а приглашенных иностранных кураторов у нас целых пять, не считая Иосифа Бакштейна. Чего стоят хотя бы Николя Буррио и Роза Мартинес; есть на кого надеяться. Другой основной площадкой станет новая станция метро "Воробьевы Горы" (бывшие "Ленинские"), откуда в день открытия обещают отправить отдельный состав в центр – ближе к Музею архитектуры имени Щусева, в котором будет инсталлирован проект французской звезды Кристиана Болтански.

С внешней стороны биеннале кажется мероприятием вполне коммерческим и рассчитанным на то, чтобы произвести впечатление на Запад. Гораздо неоднозначней она выглядит изнутри, с точки зрения художников и кураторов.

Участник основного проекта в Музее Ленина, Ирина Корина, молодая художница, которая сейчас заканчивает Академию Художеств в Вене, и Оксана Саркисян – автор и куратор спецпроекта биеннале "Квартирные выставки вчера и сегодня", рассказывают о своей работе и взгляде на современную ситуацию в русском искусстве.

 

Ирина Корина, художник: "Магазины дизайна и галереи искусства – вещи одного порядка".

 

Вы учитесь в Вене, как вас воспринимают – как русского художника, или просто как студента?

Скорее - как русского художника, так как я веду себя очень экстравагантно: приезжаю крайне редко, и показываю в основном проекты, которые я делаю в Москве, либо в каких-то других странах, куда я ездила. И общаюсь больше с профессором – показываю ему свое творчество. Жить, как студент, у меня не очень-то получается: я даже окончательно не выучу никак немецкий язык, и поэтому слушаю по-немецки, говорю по-английски.

Что такое для вас участие в биеннале?

В частности, возможность сделать такой дорогостоящий проект. Его бюджет - 7 тысяч евро.

И внимание со стороны Запада?

Видимо, интерес оттуда активизируется – ведь все кураторские мэтры сюда приглашены... Мои друзья венские, например, некоторые мои одноклассники по Академии (они как раз в московской биеннале участвуют), или группа "Желатин" уже все время говорят о ней – это же ближайшее событие, важное для них!

Когда вы только начинали заниматься современным  искусством, Запад был вашим ориентиром?

Наверное. Ведь в основном там и происходит все. Книжки, философия. И не только современное искусство, все же оттуда заимствуется – супермаркеты, например…

Супермаркет - это утилитарная вещь, примета быта. В какой-то степени и актуальное искусство на Западе – примета быта, в том смысле, что воспринимается, как способ вложения денег...

Отличие от России в том, что там это все настолько более отлажено. Когда мы ездили в Варшаву, мы наблюдали, что магазины дизайна и галереи современного искусства, или какие-то офисы при галереях –   вещи совершенно одного порядка! У нас совершенно тут нет никакой системы – все держится на людях, на энтузиазме.

 

Оксана Саркисян, куратор спецпроекта: "Сейчас вообще нет неофициального искусства"

 

Ваш проект связан с почти ушедшей формой – квартирными выставками. Сопоставляя то время, когда они были актуальны, и современность, вы могли бы как-то  охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию?

Вот Евгений Зяблов, главный редактор "АртХроники" правильно говорил, что для страны биеннале – примерно такое же событие, как Формула-1 или Олимпийские игры. Но у нас нет  для этого развитой инфраструктуры современного искусства. Наш истеблишмент весь вышел из андеграунда, и тут происходит такая ломка, многие художники отказываются работать в таких обстоятельствах…

То есть, вам кажется, что существует внутренний протест со стороны художников. Но есть же такие, которые вполне приспособились к новой ситуации?

Да, но это – художники 90-х.

А Пригов, например?

Да, Пригов – художник 70-х, но вот он на эту тему очень интересные соображения высказал в фильме, который я делаю для биеннале. Он говорил про свои книжечки – и "карточки" Рубинштейна, рассчитанные на показ узкому кругу, когда их поочередно рассматривают, передают друг другу. Такие вещи бессмысленно класть под стекло, это "объект-в-себе". И всем сразу показывать нельзя. Когда они выходят в большое пространство – теряются, ненужными становятся.

По-вашему, получается, что формат элитарного искусства, "для своих", сегодня себя исчерпал?

Сейчас вообще нет неофициального искусства. Идеология исчезла, художнику нечему себя противопоставлять. Важно: "Ты художник? Вот картина: сколько стоит?"

А разве раньше подобных ситуаций не возникало?

Да, многие говорят, что существовал черный рынок на квартирных выставках, но это ерунда, потому что это не художественная индустрия. Если ты идешь грибы собирать в лес, это не значит, что ты занимаешься рынком. Рынок – это индустрия, сверхприбыли. Те цены, по которым они тогда это продавали – не просто не рыночные, они ниже рыночных, хотя эти сто долларов казались баснословными, целые сумки денег за эти доллары давали… Ситуация была уникальная: искусство существовало вне рынка, что в принципе нереально вообще во всем мире: даже в галерее всегда присутствует социальный заказ. Там этот заказ был на уровне власти, которой они противостояли.

А экономического заказа – не было?

Произведения искусства оказывались вторичны. А первично было именно общение. Как у Маркса – любая индустрия строится на продукте, а тут дискурс был продуктом, то есть "святое искусство". Разговоры об искусстве и были самим искусством, у московских концептуалистов, например.

А сейчас? Есть продукт, а разговора нет?

Разговоры играют определенную роль – они должны презентовать искусство в журналах, газетах, всяких специзданиях – и это роль второстепенная. Даже текста в каталогах почти нет, а еще в начале 90-х, например, в каталогах XL велась полемика, представлялись три точки зрения...

Сейчас существует искусство вне рынка?

Конечно. Есть некоммерческие галереи. Например, галерея "Франция" – абсолютно нон-профитное место, не связанное с институциями – это детская студия при ЖЭКе, в которой по субботам художник Каллима занимается с детьми.

Но это совершенно по тому же принципу, по советскому! Детская студия!

Или галерея "ОЗ" на Новослободской, Одного Зрителя, у них она находится в туалете. Или квартирный перформанс, "Бикапо", Гарика Виноградова – такой у него стиль жизни прослеживается, со своей историей.. Или "Институт Лившица" – художники, которые собираются у Юры Сальникова в квартире и поют тексты Лившица.

Но все же свой проект, связанный вот с такими, некоммерческими и альтернативными, формами искусства, вы представляете на биеннале. Выходит, он так или иначе совмещается с актуальным искусством, с рынком?

Конечно, я задумывала этот проект как альтернативный. Но в конце концов Бакштейн поддержал его, Заволокин. На самом деле современное искусство достаточно демократично, в этом его сила. Оно все аккумулирует. Так же, как рынок, о котором писал Маркс.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
17:23 Навальный представил предвыборную программу
17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.