Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 мая 2018, вторник, 13:35
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 января 2005, 21:41

Диалектика амбиций

Разговоры о Первой Московской биеннале современного искусства как о главном событии русской культуры-2005 начались уже два года назад. Сейчас, когда до открытия биеннале осталось меньше двух недель, проект обрел более ясные очертания. Выставки будут проходить с конца января и до конца февраля в главных столичных музеях: от Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С. Пушкина до Московского Дома фотографии. На месяц "актуальное искусство" станет лицом всего русского арт-процесса, а Москва приобретет статус Венеции, или в крайнем случае – Сан-Пауло.

Вообще проблема статуса для новой биеннале стоит очень остро. Когда два года назад началось обсуждение проекта, и русские кураторы обменивались опытом с европейскими, никто и не думал скрывать, что русское "актуальное искусство" последних десяти лет на Западе воспринимается примерно также, как опыты стран третьего мира. Сейчас в Москве заговорили о новой российской арт-инфраструктуре, о "крупнейшей сети международных художественных форумов", куда должен войти будущий фестиваль. Это мало соответствует действительности, но когда речь идет о престиже, все средства хороши. Для того, чтобы нарастить вес предстоящего события в Москву уже пригласили знаменитого американского мэтра Билла Виолу, обещал приехать и Илья Кабаков со своей инсталляцией.

Хочется надеяться, что теперь русским художникам для привлечения к себе внимания не придется кусать иностранных арт-критиков за ляжки (как Олег Кулик в Цюрихе) или устраивать перед гостиничными окнами фейерверк из тренировочных штанов (как "Синие Носы" на предыдущих биеннале в Стамбуле и Венеции).

Самое трудное состоит в том, что убедить покупать русское искусство нужно не только иностранцев, но и самих русских. Как справедливо заметил Михаил Швыдкой в одном из интервью, страна, воспитанная на Шилове, от московского биеннале может получить только шок. Точно так же, как и западным галеристам, российскому бизнесу нужно твердо знать: то, во что они вкладывают деньги, имеет международную репутацию, перспективы и главное – твердую позицию по отношению к американскому рынку искусства, потому что ситуацию определяет именно он.

Для этого-то и нужна система биеннале. Как правило, их проводят одни и те же кураторы, приглашают более-менее похожий набор участников, которые, примелькавшись, и создают рынок. Только вот в "актуальной" России таких имен считанные единицы. Значит, каким-то образом их необходимо создать. Как известно, международную репутацию русскому искусству в свое время сделал русский авангард: не случайно иностранные кураторы и на этот раз предлагали выставить в Москве что-нибудь из искусства 20-х годов. От идеи отказались, в итоге избрав другую,  хорошо известную и изредка приносящую неожиданные результаты стратегию: поставили на молодых. В основной проект, вместо скандальных деятелей 90-х, вошли "начинающие" художники всех стран, в том числе и из России. Биеннале проходит раз в два года, и если внушение пройдет удачно, к 2007 году статус России на мировом арт-рынке будет уже другим.

Существенно и то, что Московская Биеннале – это не веселая местная "Арт-Клязьма" на речке, куда стар и млад ехал выпить, поглазеть на арт-штуковины и поучаствовать в перформансах. Не знаю, как художники, но кураторская группа эти глупости явно переросла. Биеннале – серьезное, авторитетное мероприятие, государственное: а государство в России, что ни говори, до сих пор остается и основным монополистом в сфере культуры, и главным заказчиком.

В итоге ситуация складывается несколько юмористическая. Государство в искусство деньги почти не вкладывает, но хочет удобного политического статуса и призывает иностранных кураторов, чтобы те отыскали в России что-нибудь актуальное. Получается, функция куратора – не "производство смыслов", а банальный промоушн. В чем-то это напоминает историю с шестым румынским фестивалем "PERIFERIC"  (проходившим летом 2003 года), который решили сделать международным, для чего и пригласили профессионала, иностранного куратора – шведа Андерса Крюгера. Крюгер, изучив историю Ясс, придумал лозунг фестиваля – "Prophetic corners", и выбрал для проектов два национально самобытных помещения – бывшую турецкую баню и Дворец Культуры. "Prophetic corners", то есть "пророческие закоулки", означает: будущее современного искусства – за периферийными странами.

Россия ничем не хуже Румынии: Московская биеннале называется "Диалектика надежды", а центральная тематическая выставка будет проходить в музее Ленина. Ленин – хоть и кич, но беспроигрышный бренд, а приглашенных иностранных кураторов у нас целых пять, не считая Иосифа Бакштейна. Чего стоят хотя бы Николя Буррио и Роза Мартинес; есть на кого надеяться. Другой основной площадкой станет новая станция метро "Воробьевы Горы" (бывшие "Ленинские"), откуда в день открытия обещают отправить отдельный состав в центр – ближе к Музею архитектуры имени Щусева, в котором будет инсталлирован проект французской звезды Кристиана Болтански.

С внешней стороны биеннале кажется мероприятием вполне коммерческим и рассчитанным на то, чтобы произвести впечатление на Запад. Гораздо неоднозначней она выглядит изнутри, с точки зрения художников и кураторов.

Участник основного проекта в Музее Ленина, Ирина Корина, молодая художница, которая сейчас заканчивает Академию Художеств в Вене, и Оксана Саркисян – автор и куратор спецпроекта биеннале "Квартирные выставки вчера и сегодня", рассказывают о своей работе и взгляде на современную ситуацию в русском искусстве.

 

Ирина Корина, художник: "Магазины дизайна и галереи искусства – вещи одного порядка".

 

Вы учитесь в Вене, как вас воспринимают – как русского художника, или просто как студента?

Скорее - как русского художника, так как я веду себя очень экстравагантно: приезжаю крайне редко, и показываю в основном проекты, которые я делаю в Москве, либо в каких-то других странах, куда я ездила. И общаюсь больше с профессором – показываю ему свое творчество. Жить, как студент, у меня не очень-то получается: я даже окончательно не выучу никак немецкий язык, и поэтому слушаю по-немецки, говорю по-английски.

Что такое для вас участие в биеннале?

В частности, возможность сделать такой дорогостоящий проект. Его бюджет - 7 тысяч евро.

И внимание со стороны Запада?

Видимо, интерес оттуда активизируется – ведь все кураторские мэтры сюда приглашены... Мои друзья венские, например, некоторые мои одноклассники по Академии (они как раз в московской биеннале участвуют), или группа "Желатин" уже все время говорят о ней – это же ближайшее событие, важное для них!

Когда вы только начинали заниматься современным  искусством, Запад был вашим ориентиром?

Наверное. Ведь в основном там и происходит все. Книжки, философия. И не только современное искусство, все же оттуда заимствуется – супермаркеты, например…

Супермаркет - это утилитарная вещь, примета быта. В какой-то степени и актуальное искусство на Западе – примета быта, в том смысле, что воспринимается, как способ вложения денег...

Отличие от России в том, что там это все настолько более отлажено. Когда мы ездили в Варшаву, мы наблюдали, что магазины дизайна и галереи современного искусства, или какие-то офисы при галереях –   вещи совершенно одного порядка! У нас совершенно тут нет никакой системы – все держится на людях, на энтузиазме.

 

Оксана Саркисян, куратор спецпроекта: "Сейчас вообще нет неофициального искусства"

 

Ваш проект связан с почти ушедшей формой – квартирными выставками. Сопоставляя то время, когда они были актуальны, и современность, вы могли бы как-то  охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию?

Вот Евгений Зяблов, главный редактор "АртХроники" правильно говорил, что для страны биеннале – примерно такое же событие, как Формула-1 или Олимпийские игры. Но у нас нет  для этого развитой инфраструктуры современного искусства. Наш истеблишмент весь вышел из андеграунда, и тут происходит такая ломка, многие художники отказываются работать в таких обстоятельствах…

То есть, вам кажется, что существует внутренний протест со стороны художников. Но есть же такие, которые вполне приспособились к новой ситуации?

Да, но это – художники 90-х.

А Пригов, например?

Да, Пригов – художник 70-х, но вот он на эту тему очень интересные соображения высказал в фильме, который я делаю для биеннале. Он говорил про свои книжечки – и "карточки" Рубинштейна, рассчитанные на показ узкому кругу, когда их поочередно рассматривают, передают друг другу. Такие вещи бессмысленно класть под стекло, это "объект-в-себе". И всем сразу показывать нельзя. Когда они выходят в большое пространство – теряются, ненужными становятся.

По-вашему, получается, что формат элитарного искусства, "для своих", сегодня себя исчерпал?

Сейчас вообще нет неофициального искусства. Идеология исчезла, художнику нечему себя противопоставлять. Важно: "Ты художник? Вот картина: сколько стоит?"

А разве раньше подобных ситуаций не возникало?

Да, многие говорят, что существовал черный рынок на квартирных выставках, но это ерунда, потому что это не художественная индустрия. Если ты идешь грибы собирать в лес, это не значит, что ты занимаешься рынком. Рынок – это индустрия, сверхприбыли. Те цены, по которым они тогда это продавали – не просто не рыночные, они ниже рыночных, хотя эти сто долларов казались баснословными, целые сумки денег за эти доллары давали… Ситуация была уникальная: искусство существовало вне рынка, что в принципе нереально вообще во всем мире: даже в галерее всегда присутствует социальный заказ. Там этот заказ был на уровне власти, которой они противостояли.

А экономического заказа – не было?

Произведения искусства оказывались вторичны. А первично было именно общение. Как у Маркса – любая индустрия строится на продукте, а тут дискурс был продуктом, то есть "святое искусство". Разговоры об искусстве и были самим искусством, у московских концептуалистов, например.

А сейчас? Есть продукт, а разговора нет?

Разговоры играют определенную роль – они должны презентовать искусство в журналах, газетах, всяких специзданиях – и это роль второстепенная. Даже текста в каталогах почти нет, а еще в начале 90-х, например, в каталогах XL велась полемика, представлялись три точки зрения...

Сейчас существует искусство вне рынка?

Конечно. Есть некоммерческие галереи. Например, галерея "Франция" – абсолютно нон-профитное место, не связанное с институциями – это детская студия при ЖЭКе, в которой по субботам художник Каллима занимается с детьми.

Но это совершенно по тому же принципу, по советскому! Детская студия!

Или галерея "ОЗ" на Новослободской, Одного Зрителя, у них она находится в туалете. Или квартирный перформанс, "Бикапо", Гарика Виноградова – такой у него стиль жизни прослеживается, со своей историей.. Или "Институт Лившица" – художники, которые собираются у Юры Сальникова в квартире и поют тексты Лившица.

Но все же свой проект, связанный вот с такими, некоммерческими и альтернативными, формами искусства, вы представляете на биеннале. Выходит, он так или иначе совмещается с актуальным искусством, с рынком?

Конечно, я задумывала этот проект как альтернативный. Но в конце концов Бакштейн поддержал его, Заволокин. На самом деле современное искусство достаточно демократично, в этом его сила. Оно все аккумулирует. Так же, как рынок, о котором писал Маркс.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:30 Песков призвал не верить слухам о неудачных тестах российских ракет
13:12 Первое заседание нового кабмина прошло без пяти министров
13:04 Предок всех плацентарных млекопитающих питался насекомыми
12:56 Министерство просвещения ответило на жалобу издателей учебников Путину
12:26 Полиция задержала пресс-секретаря Навального Киру Ярмыш
12:06 РФС создаст футбольную сборную из игроков до 20 лет
12:04 Кенсингтонский дворец опубликовал официальные свадебные фото принца Гарри
11:49 Банк России показал памятную банкноту к ЧМ-2018
11:44 СМИ обнаружили намеренные ошибки в твитах Трампа
11:26 МЧС сообщило о ликвидации пожара на полигоне в Удмуртии
11:16 Дума приняла закон о контрсанкциях
11:14 В Госсовете Крыма отреагировали на предложение уничтожить Крымский мост
11:04 Более ста тысяч лет назад кашалоты пролезли сквозь бутылочное горлышко
10:57 В РЖД предложили вносить дебоширов в «черный список»
10:41 Ройзман заявил о продолжении политической карьеры после отставки
10:35 Около российской базы в Хмеймиме сбит беспилотник
10:26 Путин и Золотов рассказали о событиях августа 1991 года
10:09 «АвтоВАЗ» отказался от Lada Priora и Granta
09:54 Киев признал возможным обмен главы РИА Новости Украина на Сенцова
09:38 Борис Джонсон посулил ужесточение антироссийских санкций после Brexit
09:33 СМИ назвали условие выдачи Абрамовичу британской визы
09:05 Ройзман заявил об уходе с поста главы Екатеринбурга
08:50 МЭР подготовило предложения по «перезагрузке» малого бизнеса
08:25 СМИ узнали о неудачных тестах российской ракеты с ядерной установкой
08:04 Майк Пенс заявил о готовности Трампа отменить встречу с Ким Чен Ыном
07:41 Собянин примет участие в выборах мэра Москвы как самовыдвиженец
02:04 На фестивале «Победили вместе» объявили победителей
21.05 21:10 В премьер-министры Италии выдвинут профессора юриспруденции
21.05 20:53 Хью Грант впервые заключит брак
21.05 20:33 Барак и Мишель Обама стали продюсерами сериалов Netflix
21.05 20:32 Джина Хаспел присягнула в качестве нового директора ЦРУ
21.05 20:16 США осудили перевыборы Мадуро
21.05 19:58 ЕСПЧ принял жалобу «Агоры» на блокировку Telegram
21.05 19:44 Неизвестные в масках открыли стрельбу из автоматов в Марселе
21.05 19:43 Путин поздравил Мадуро с победой на выборах
21.05 19:32 Глава Минздрава РФ спрогнозировала продление детства до 30 лет
21.05 19:17 Прохоров подал в суд на Навального из-за расследования о вилле Хлопонина
21.05 19:09 ГМИИ им. Пушкина собирает 6 млн на древний магический жезл
21.05 19:03 В Литве не нашли доказательств сотрудничества Баниониса с КГБ
21.05 18:55 Член ЕР предложил сэкономить на ширине дорог
21.05 18:42 СМИ узнали причину обрушения потолка в классе подмосковной школы
21.05 18:41 Убыток центра имени Хруничева составил более 23 млрд рублей
21.05 18:28 Московский ресторан оштрафован на 840 тысяч рублей за рекламу пива на конопле
21.05 18:01 США выдвинули Ирану 12 требований по новой ядерной сделке
21.05 17:42 Антон Красовский собрался выдвигаться в мэры Москвы
21.05 17:41 «Яндекс» запустит новую торговую площадку
21.05 17:35 В Новой Зеландии имеется обособленная популяция синих китов
21.05 17:08 В Подмосковье ввели электронные талоны на приемку мусора
21.05 16:55 КНР готовит отмену всех ограничений рождаемости в 2019 году
21.05 16:39 Нарышкин объявил исторический конкурс по вмешательству России в политику США
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.