Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 июня 2018, понедельник, 15:02
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

14 января 2005, 10:26

Рождение подполья

Подведение итогов года в музыке - институт, исключительно развитый. Отчетные рейтинг-листы за год в литературе или в театре - вещь куда менее распространенная, а вот свой список лучших дисков последних 12 месяцев, главных музыкальных событий, прорывов, разочарований и прочего считают нужным предложить читателю или слушателю практически все издания, телеканалы или радиостанции. Значимость, которая обычно придается всевозможным итогам года, обусловлена целым рядом причин, одна из которых - историческая. Дело в том, что поп-музыка (в широком смысле слова) изначально была тесно связана с разного рода хит-парадами и чартами, определявшими востребованность и уровень доходов того или иного артиста.

Впрочем, сейчас ситуация, конечно, не так проста - для большинства изданий (от наиболее авторитетного в области всевозможного мейнстрима журнала "Q" до главного по части независимой музыки сайта Pitchfork) итоги года служат не только и не столько констатацией факта успешности того или иного артиста. Чаще всего основная функция подобных текстов - определение собственных предпочтений, выстраивание своей версии того, какова нынче ситуация в музыке, где проходит "линия фронта" и что следует считать важнейшими тенденциями. Итоги года - это не только ретроспектива того, что произошло в отчетный период, но и взгляд в будущее, попытка определить, в каком направлении индустрия будет развиваться дальше - и кто из её нынешних представителей определит это развитие.

Не находя особенного смысла в построении различных иерархий, попробуем обрисовать ситуацию в отечественной современной музыке в 2004-м и попытаемся выявить некую общую картину её развития. Именно в прошлом году в ней проявились наконец-то позитивные и перспективные тенденции.

На первый взгляд, впрочем, ничего такого радостного в ситуации нет. Ещё яснее проявился кризис сконструированного "Нашим Радио" направления, тесно связанного с возрожденным и взятым на вооружение трендом "русский рок". В 2003-м главными "новыми выдвиженцами" патронируемой Михаилом Козыревым радиостанции стала группа "Звери", в 2004-м коллектив только упрочил свои позиции, стал ещё популярнее и сотворил очередную порцию громких хитов. Новым открытием стал нижегородский дуэт "Уматурман", сочинивший самую, пожалуй, заметную поп-песню сезона (прилагавшуюся к блокбастеру “Ночной дозор”). В применении к этим (весьма успешным коммерчески) группам традиционные лозунги о "настоящей музыке" и противопоставленном "попсе" "Роке" с большой буквы звучат нелепо и смешно: "русским роком" "Звери" и "Уматурман" являются разве что с точки зрения инструментария, но никак не идеологически. Несколько отличаясь в своей стилистике, группы эти похожи тем, что играют ладно скроенную и грамотно продвигаемую поп-музыку со всеми соответствующими атрибутами: цепкими мелодиями, клишированными песенными структурами, гладким и безупречным саундом, плоской и броской лирикой о юношеской любви и бесшабашной дворовой молодости. Сами музыканты и не претендуют на то, чем они не являются – достаточно прочесть любое интервью с лидерами групп, чтобы увидеть, что никаких громких заявлений об "искреннем роке" или попытке передать какие-то сложные смыслы, никакой декларации оппозиции к коммерческой поп-музыке в них нет. Что Рома Зверь, что Владимир Кристовский спокойно рассуждают о том, что они "простые парни" и что они очень рады любви широких масс к их незатейливым, но за душу берущим песням. И это, вообще говоря, совершенно нормально.

Ненормально же на этом фоне смотрится сам ярлык "русский рок", а также музыканты, которые пытаются эксплуатировать старое его содержание. Увы, та часть "классических" русских рокеров, с которыми прежде всего термин и ассоциируется, в новых условиях превращается скорее в самопародию, чем в альтернативу новым выдвиженцам "Нашего Радио". Константин Кинчев со своей "Алисой" ударился в агрессивную и до смешного прямолинейную пропаганду православия, Юрий Шевчук занимается карикатурной борьбой с попсой - борьба с индустрией превращается в борьбу с самим собой, в разрушение собственного "героического" образа. Основная проблема и "Алисы", и "ДДТ", и молодых боевых рокеров вроде "Пилота" или "Короля и Шута" в том, что они пытаются в новых условиях вести себя по-старому, оперировать приемами, которые больше не работают. Лозунг последнего хита "Пилота" - "мы просто играем рок" - превращается в декларацию непонимания того, что происходит, или неосознанного использования выхолощенных штампов.

Возможно, самый показательный релиз в контексте всего вышеописанного - новый альбом группы "Сплин" "Реверсивная хроника событий". "Сплин" вообще можно назвать хедлайнером всего "нового русского рока", эта группа попробовала вести себя иначе, чем прочие коллеги по цеху. "Реверсивная хроника событий" - попытка осмысленной игры на том же самом поле, альбом, претендующий на концептуальность - и, увы, своих претензий не оправдывающий. Александр Васильев и компания, очевидно, стремились радикально поменять представление слушателей о самих себе. Но альбому не хватает элементарного мелодизма для того, чтобы воспринимать в контексте достойного рок-мэйнстрима, а претензии на концептуальность (вроде полуэлектронных инструментальных композиций или оформления альбома) выражены столь прямолинейно и неловко, что не срабатывают. Стоит добавить сюда и сделанный по всем стандартам качества, а оттого - слишком плоский саунд альбома, и можно констатировать, что единственная попытка представить "русский рок" в новой ипостаси успехом не увенчалась.

Разумеется, речь не идет о крахе проекта "Наше Радио" в целом - тут, в каком-то смысле, все даже наоборот: новые протеже "НР" становятся популярными, а значит - приносят больше денег. Однако крах идеологический, несоответствие изначальной концепции тому, во что все это превратилось, налицо: искусственно возрожденный "русский рок" стал знаком радиоформата и в итоге убил себя сам, захлебнувшись в десятках новых групп, взявшихся впрямую использовать навязшие в зубах клише.

Значит ли это, что "рок-н-ролл мертв"? Не совсем. В уходящем году вышли альбомы групп, которые, хоть и не имели самого прямого отношения к классическому "русскому року", все же с ним стойко ассоциируются - "Зелененький" группы "Звуки Му" (от которой, впрочем, уже довольно давно остался один Петр Мамонов) и "Долгая счастливая жизнь" "Гражданской Обороны". При всей значительной разнице, в культурном поведении Мамонова и Летова можно заметить нечто общее: оба никак не вписаны в большую индустрию, они существуют как бы параллельно ей и включаются в неё неохотно и почти поневоле. Оба живут отшельниками и создают свои записи без оглядки на конъюнктуру, оба занимаются творчеством как некоторым экзистенциальным процессом: их музыка - это прежде всего исследование отношений между собой и окружающим миром, и уже потом - некий продукт, предназначенный для представления и распространения. Обоим не видать ротаций: первому - по причинам чисто эстетическим (вряд ли можно представить, чтобы диджей решился завести на своей станции какую-нибудь из душераздирающих песен Мамонова - так ведь и работы можно лишиться), второму - по идеологическим (Летову отказано в ротации на "Нашем Радио" из-за его политического экстремизма, от которого музыкант, впрочем, уже давно отошел). И "Звуки Му", и "Гражданская Оборона" находятся вне коммерческого тренда "русский рок" - и при этом записывают пластинки, по своей силе весь этот тренд перевешивающие.

О Летове и его новом диске мы уже писали, на этих страницах и не только. Можно сказать, что "Долгая счастливая жизнь" - это русский психоделический панк в его самой яростной, первобытно-примитивной ипостаси, которая оказывается на удивление актуальной и впечатляющей. Мамонов - явление, в чем-то ещё более маргинальное, чем Летов, и стоящее не только вне каких-либо трендов, но и вне всего вообще: аналог тому, что делает музыкант в последние годы, подобрать крайне трудно. Он записывает свои пластинки в деревне, тренькая один аккорд на гитаре и шурша проводами, под почти отсутствующий аккомпанемент говорит, стонет и кричит свои странные тексты. В его песнях нет мелодий, нет схем, они, скорее, представляют собой некий аудио моноспектакль, исследующий глубины, которые можно отыскать даже в самых привычных будничных действиях. Мамонов - это почти форма жизни, "дядечка такой особенный", национальное достояние, в конце концов, и на его альбомах, крайне минималистичных в плане выбора выразительных средств, внимательное ухо услышит больше, чем на иных перепродюсированных записях.

Понятно, конечно, что вообще представление о "русском роке" как важнейшем для отечественной музыки течении восходит во многом к прежним временам - и сейчас не слишком релевантно. Основными героями осмысленного мейнстрима стали в прошедшем году группы, с роком соотносящиеся, но к нему не сводящиеся: главными альбомами в можно было бы назвать последнюю пластинку группы "Ленинград" "Бабаробот, или Как надо делать саундтреки", альбом Дельфина "Звезда" и саундтрек к фильму "Похитители книг", созданный группой "Мумий Тролль". Для этих, опять-таки довольно разных музыкантов тоже можно выделить важную общность стратегий поведения: неоднозначность, хитрое лавирование между трендами, стремление отказаться от неких заранее заданных рамок и, наоборот, подчинить их себе.

Об историческом значении группы "Мумий Тролль" уже говорилось: именно Илья Лагутенко со товарищи первыми начали делать по-хорошему модную гитарную музыку, не вписывавшуюся в традиционное представление о русском роке, именно они первыми овладели многими технологиями шоу-бизнеса, которые до того не были освоены в России, именно к ним генеалогически восходят и пресловутые "Уматурман" со "Зверями". Лагутенко почти в шутку придумал для обозначения своей деятельности смешное слово "рокапопс" - оно прижилось и стало общим названием всей той плеяды коллективов, что ринулись продолжать дело "Мумий Тролля" по пересаживанию британского поп-рока на русскую почву. Сама группа, однако, никогда не была столь прямолинейна и ловко манипулировала собственным статусом и популярностью, умудрившись одинаково прочно обосноваться и в рок-лагере, и в поп-сообществе. В этом году "Мумий Тролль" в качестве саундтрека к невзрачному фильму "Похитители книг" выпустил блестящий альбом, показав всем, кто в доме хозяин. Ничего особо хитрого в этой музыке нет: Лагутенко по-прежнему большой мастер в сочинении изысканных мелодий и песен, в которых сплошными намеками повествуется о любви во всех её проявлениях. Таковы и "Похитители книг": переизбытка гламура, иногда свойственного "Мумий Троллю", здесь нет, зато есть и цепкие боевики в духе ранних альбомов группы, и нежные баллады, и милые инструментальные пьески. Главная прелесть этого трогательного, камерного поп-рока, с переливами баяна, негромким постукиванием ударных и атмосферными гитарными пассажами, в том, что легкость восприятия не мешает осмысленности. Музыка красива без вычурности, пафоса попросту нет - это приятный и качественный гитарный поп-альбом, в котором при желании можно услышать отголоски самых актуальных западных представителей жанра (за модой Лагутенко всегда следил внимательно).

Те же отголоски куда слышнее у Дельфина - музыканта, который всегда плохо вписывался в любые отечественные тренды. Раньше его фирменным знаком были бьющие изо всех композиций отчаяние и тоска, воплощавшиеся то в агрессивном хип-хопе, то в шумной и истеричной гитарной каше. Его новый альбом - это самая тихая и, вероятно, самая музыкальная пластинка артиста. Общее настроение вечного пессимизма, перетекающего в глубокую депрессию, не изменилось, - но обновилась подача. "Звезда" - это, в принципе, инди-поп в его актуальном состоянии: соединение “умной электроники” с гитарным роком, монотонность, оборачивающаяся содержательностью, внимание к оттенкам и отзвукам. Дельфин теперь не читает, но поет: поет неправильно и, в конце концов, плохо, но вопрос тут не в качестве вокала, но в подходе - предельно личном и по-настоящему честном. Это, конечно, не идеальный диск, есть тут и очевидно проходные треки, да и тексты Дельфина, в которых теперь слышен не только общий настрой, но и отдельные строчки, местами уж слишком наполнены всевозможными клише, - но, так или иначе, он определенно важен и на удивление современен в плане саунда.

Очередной альбом выпустил и "Ленинград", о котором мы также уже писали. Сергей Шнуров, как всегда, повел себя не так, как можно было ожидать, - записал в кухонной атмосфере остроумный трэш-аудиоспектакль, повествующий о нелегкой судьбе человека, принятого за робота. В каком-то смысле, "Бабаробот" - наиболее открытая реализация того, чем Шнуров всегда занимался: за те полчаса, пока идет спектакль, переосмысляются и пародируются сразу с десяток жанров - от современных политических гимнов и русского шансона до песен из советских мультфильмов и модных мелодий. Эта пластинка вопиющим образом отвергает всякую осмысленность - в каком-то смысле, это просто домашние музыкально-театральные экзерсисы, этакий "Ленинград - КВН". Однако и в рамках этой, совершенно необязательной формы, Шнуров проявляет себя и как отменный хитмейкер, и как мусорщик-постмодернист, смешивающий и деструктурирующий в своем ведре все подряд. Шнуров вообще сейчас может считаться самым востребованным персонажем отечественного шоу-бизнеса – он и композитор, и актер, и колумнист, и музыкант - и все свои роли он исполняет как бы играючи. Ни к одной из его ипостасей нельзя относиться до конца серьезно - все это, в конечном счете, только маски. Однако в целом к Шнурову и созданному им "Ленинграду" как феномену отечественной поп-культуры серьезно относиться, определенно, приходится. Они не двигают музыку вперед, не претендуют на героев поколения - они выворачивают наизнанку поп-клише, доводят их до абсурда, тем самым наглядно демонстрируя их несостоятельность. Парадокс, конечно, в том, что всерьез их все-таки воспринимают - иначе бы "Ленинград" не был одной из самых популярных групп в стране.

Наиболее любопытными музыкантами в области мейнстрима оказываются те, кто “сопротивляется материалу”, либо разрушая традиционные клише, либо используя их в необычных контекстах. Однако нормальной можно считать ситуацию, когда наряду с мейнстримом существует параллельная ему независимая линия. Два этих мира строятся по схожей модели: имеются и лейблы, и похожие технологии продвижения музыкантов, и многое другое. Разница, впрочем, тоже есть. Она - в масштабе и, что важнее, - в установке. Дело в том, что именно в инди-индустрии сейчас появляется новая музыка, не возрождающая старых героев, но создающая нечто ранее неслыханное и исключительно интересное. Независимая музыка - индустрия, связанная не только с развлечением, инди-музыканты претендуют на то, что их продукция должна заставить слушателя задуматься о самой музыке, скорректировать свои представления о ней, расширить горизонты. Грубо говоря, если для мейнстрима в словосочетании "музыкальная индустрия" важнее второе слово, то для андеграунда - первое.

Независимая индустрия существовала в России и раньше, но независимой она была в том смысле, что ничего от нее не зависело. Многочисленные группы, гордо именовавшие себя "инди", варились в собственном соку, устраивали фестивали для самих себя и играли не слишком интересно, более или менее удачно копируя уважаемые западные коллективы. Существовавшее сообщество было скорее тусовкой людей с близкими музыкальными вкусами, чем местом, где действительно рождалось что-то новое. Однако 2004-й стал годом прорыва: наконец-то появились русский пост-рок и альтернативный хип-хоп - сделанная отечественными силами самобытная и по-настоящему актуальная независимая музыка.

Если говорить об отечественном хип-хопе, то из многочисленной плеяды музыкантов, выведенных в свет группой "Каста", появился, наконец, проект, который делает толковый, сильный по текстам и по-хорошему злобный классический хип-хоп (Смоки Мо с альбомом "Кара-тэ"). Это, впрочем, неудивительно - хип-хоп как таковой сейчас можно считать наиболее развивающимся направлением современной поп-музыки, причем как в мейнстриме, так и в андеграунде. Удивительно другое - русский независимый хип-хоп возник как будто ниоткуда и оказался вменяемым и интересным. Альбом дуэта 2H Company "Психохирурги", сделанный двумя питерскими рэперами в сотрудничестве с видными представителями отечественной электроники, группой "Елочные игрушки", можно назвать одним из важнейших русских релизов уходящего года. "Психохирурги" - это яркое и очень красочное подтверждение тезиса о том, что в новом хип-хопе так называемая "умная электроника" (IDM - intelligent dance music) обретает новую жизнь. Треки 2H Company изобилуют колючими звуками, нерегулярным битом, накладывающимися друг на друга слоями ритмов - казалось бы, все это осталось где-то далеко позади, в 90-х, и сейчас не может восприниматься как нечто осмысленное и передовое. Как выясняется, может: взаимодействие с речитативом, игра на соответствиях между рэпом и электронной подкладкой заставляет звучать "интеллектуальную электронику" "Елочных игрушек" по-настоящему свежо. Сами же речитативы бойки и остроумны, традиционные хип-хоп темы (политический протест или рассказы о социальных аутсайдерах) 2H Company переосмысляют и пересмеивают в своих забавно-бредовых историях о путешествиях за пределы сознания или о попытке знакомства со знаменитой телеведущей. Музыканты умны и ироничны - они перекладывают в хип-хоп формы сюжеты культовых фильмов, предлагают современную версию "Превращения" Кафки, да и рифмовать у 2H Company получается вполне удачно. Самое важное состоит в том, что "Психохирургов" никак нельзя назвать прямым заимствованием находок западных рэперов с лейбла Anticon - тут скорее можно говорить о свежем взгляде и собственном подходе, в котором напрочь отсутствует пафос, который иногда столь раздражает в "остросоциальном" хип-хопе.

Если альтернативный хип-хоп - история довольно недавняя, то пост-року скоро исполнится 10 лет, что для музыкального направления немало. Тем не менее, до последнего времени в России пост-рок играть если и пытались, то малоудачно. Альбом "Pieonear" московской группы Silence Kit - в этом отношении безусловный прорыв, и дело тут не только в том, что музыканты хорошо усвоили основные свойства жанра и научились играть минималистичную и атмосферную инструментальную гитарную музыку, основанную на долгом и вдумчивом варьировании небольших мелодических отрывков и еле заметных переходах от одного пассажа к другому. Silence Kit на умелом следовании образцам не остановились и создали вариацию пост-рока вполне самобытную: апокалиптические звуковые пейзажи в их композициях сменяются жестким и быстрым хардкором, и эффект от этой музыки достигается именно через контраст двух крайностей: где-то между ними и возникает то настроение, которое метко названо "хмурым". Silence Kit не только играют независимую музыку, они ещё и следуют всем канонам её существования: свой альбом они записали в собственном гараже и сами же его выпустили.

Однако, по счастью, это все же история не из разряда "сама садик я садила - сама буду поливать". На два наиболее заметных русских независимых релиза этого года уже обратили внимание и внимательные музыкальные издания, и наиболее прогрессивные клубы (так, и 2H Company, и Silence Kit выступали в этом году в клубе "16 тонн"). Наконец, в сентябре открылся постоянно действующий "Авант клуб". А в его лице появилась, наконец, площадка, где инди-сообщество сосредотачивается и формируется в полной мере. На сцене клуба каждую неделю выступают разные группы, многие из них вполне могут стать героями уже нового, 2005-го года - поскольку полноценная независимая музыкальная индустрия из двух имен, разумеется, состоять не может. Промоутеры "Авант клуба" начали привозить в Россию молодые зарубежные коллективы, ещё не успевшие заслужить "культового" статуса, но играющие музыку, достойную пристального внимания и показывающую возможные перспективы будущего развития (так, в 2004-м приехала великолепная группа Xiu Xiu, мешающая пост-панк с авангардом и интеллектуальной электронникой, а также молодой боец бодрого инди-попа Патрик Вульф).

Понятно, что мейнстрим и андеграунд существуют не строго параллельно - однако отношения между ними нельзя описать простой оппозицией "центр - периферия". Silence Kit никогда не выступать на стадионах и не звучать по радио – хотя бы потому, что ни одна радиостанция не поставит в своей эфир 18-минутную инструментальную композицию (то же самое, впрочем, касается угловатых ритмов и нетривиальных речитативов 2H Company). К чему в итоге может привести возникновение полноценного российского инди-сообщества, сказать пока трудно, - однако после заглавия этого текста уже можно не ставить знак вопроса.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

14:46 Землетрясение в Японии вызвало транспортный коллапс
14:27 Дистанционные бульдозеры заменят машинистов
14:13 Бывший министр строительства Михаил Мень станет аудитором Счетной палаты
13:48 Минтруд пообещал рост пенсий быстрее роста инфляции при пенсионной реформе
13:21 ВОЗ включила игровое расстройство в перечень заболеваний
13:05 Европа продлила санкции в отношении Крыма и Севастополя
12:58 Камчатский художник бежал во Францию из-за карикатуры на Поклонскую
12:48 В России подсчитали долю отечественных автомобилей
12:28 «Нафтогаз» обратился в суд для выполнения решения Стокгольмского арбитража
12:27 Янтарь сохранил жившую 99 миллионов лет назад лягушку
12:16 Ликующие болельщики вызвали небольшое землетрясение в Мексике
12:14 Украина будет лоббировать в ЕС отказ от «Северного потока — 2»
12:02 Девушку-подростка из Петербурга осудили из-за «Синего кита»
11:47 Google инвестирует 550 млн долларов в конкурента AliExpress
11:24 Зять испанского короля самостоятельно сел в тюрьму
11:23 СК возбудил новые дела из-за обстрелов в Донбассе
11:23 Нейробиологи научились измерять содержание миелина в мозге плода в утробе матери
11:03 В России введут систему «одного окна» для подачи отчетности компаний
10:57 Ильдару Дадину присудили пять тысяч рублей за лишение пищи во время суда
10:38 ВВС Израиля нанесли удар по целям ХАМАС в секторе Газа
10:25 Более сотни горняков эвакуировали из шахты в Кузбассе
10:23 Участников голландского фестиваля PinkPop сбил микроавтобус
10:06 Федерер вернул титул первой ракетки мира
09:48 На выборах президента Колумбии победил сенатор
09:44 Пентагон опроверг атаку по позициям сирийской армии
09:43 В английском замке Тинтагель найдена надпись VII века
09:29 Почти полтора миллиона россиян поддержали петицию против повышения пенсионного возраста
09:20 Бразильцы не смогли обыграть сборную Швейцарии в матче ЧМ-2018
09:12 ФТС предложила ввести пошлины за все интернет-покупки за рубежом
09:07 Землетрясение в Японии унесло жизни трех человек
17.06 20:57 Росгвардия перезапустила свои издания
17.06 20:41 Два десятка велосипедистов получили травмы из-за маневра автомобилистки в Бельгии
17.06 20:16 Смертники из «Боко Харам» убили 31 человека в Нигерии
17.06 19:57 Германия уступила Мексике со счетом 0:1
17.06 19:54 Украина увеличила импорт российских товаров на треть
17.06 19:37 Администрация Трампа готовит поездку в Москву сенаторов-республиканцев
17.06 19:15 Правительство хочет отказаться от пенсионных баллов
17.06 19:01 Россия согласовала бессрочное продление сделки с ОПЕК
17.06 18:42 После громкого убийства многодетной матери на Кубани возобновили десятки дел
17.06 18:12 Сербия обыграла Коста-Рику в Самаре с минимальным счетом
17.06 16:52 Глава МВД в правительстве Меркель заявил о нежелании «работать с этой женщиной»
17.06 16:25 В Киеве опровергли разработку закона о гарантиях прав геям и лесбиянкам
17.06 15:53 Во Франции женщина набросилась с ножом на посетителей супермаркета
17.06 15:40 Голикова рассказала о борьбе с серыми зарплатами и о судьбе пенсионных накоплений
17.06 15:12 Причиной крушения поезда в Казахстане назвали искривление путей
17.06 15:03 Посетитель ночной выставки в США ранил 20 человек
17.06 14:48 ФИФА объяснила неявку зрителей на матч Египет — Уругвай
17.06 14:00 Испания приняла судно с отвергнутыми Италией и Мальтой мигрантами
17.06 13:41 Македония подписала с Грецией договор о своем переименовании
17.06 13:02 КПРФ выдвинула Максима Шевченко в губернаторы Владимирской области
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.