Не давайте деньги бедным!

Как детям запрещают брать в руки спички, так и взрослым бедным людям нельзя давать на руки наличные. Потому что и те, и другие используют их не так, как нужно. Детки, понятное дело, костерок разведут прямо на полу, а вот взрослые купят на наличные не то, что им полезно и предписано начальством, а то, что им больше всего хочется. Сравнивая детей и бедных взрослых, я, понятное дело, намекаю на бушующее море страстей вокруг монетизации льгот. Страсти ведь почему разгорелись? Потому что получив скромную прибавку к пенсии аккурат перед новогодними торжествами, “льготные” категории населения потратили их на вполне понятные праздничные покупки – подарки близким, разного рода деликатесы к новогоднему столу, для хозяйства там что-нибудь, в общем, все что угодно, только не то, для чего им эти деньги выдавались. А выдавались они на оплату проезда в общественном транспорте, приобретение лекарств, оплату услуг ЖКХ и тому подобные вещи, никакого отношения к приятному времяпрепровождению не имеющие.

Хорошенько протратившись перед праздниками и в многодневные выходные, бедные взрослые только десятого января с ужасом поняли, что сделали это зря. Потому что, пытаясь попасть на работу или проехать за продуктами на оптовый рынок, они выяснили, что теперь, оказывается, надо платить за пользование общественным транспортом. Чего раньше они не делали и, видимо, считали, что и дальше, несмотря на все монетизации, делать не будут. Но увы! Столкновение с автобусными контролерами не оставило им никаких сомнений на этот счет – проезд стал платным. За пользование общественным транспортом стали требовать деньги, а их уже не было. И праздничное веселье, как всегда, обернулось тяжелым будничным похмельем.

Что случилось дальше, все уже хорошо знают. Возмущенные подобной наглостью со стороны властей, пенсионеры и инвалиды стали перегораживать шоссе, проспекты и площади, останавливать движение транспорта и даже устраивать драки с милицией. Доходить до полного беспредела и начинать переворачивать троллейбусы, поджигать бензобаки у автобусов и протыкать шины у легковушек протестующие, правда, не стали. Видимо, не из-за благих намерений, а по причине преклонного возраста и слабого здоровья. Но, если к ним присоединятся молодые и здоровые активисты разнородных политических партий и движений, увидевших в неуклюжих действиях властей шанс на возврат в большую политику, то тогда мы имеем возможность понаблюдать за небольшими уличными боями (а если кому захочется, то и поучаствовать в них). В России их не было чуть ли не с октябрьских событий 1993 года и шахтерских волнений 1997-98 годов.

Таким образом, первая более или менее серьезная попытка продолжить экономические реформы тут же разрушила согласие между народом и властью. Понятно, что никакая власть не станет сознательно действовать себе во вред, и провоцировать широкие слои населения на массовые антиправительственные выступления. И поэтому, изменяя систему финансирования социальных льгот, она должна действовать очень осторожно, стараясь по возможности растягивать во времени введение болезненных мероприятий, попутно разъясняя через средства массовой информации всю необходимость и полезность подобных действий, а не концентрировать их все сразу вокруг одной и той же даты, никого толком не ставя об этом в известность.

Естественно, не надо быть большим экономистом или психологом, чтобы понять, что получив на руки 200-300 рублей, пенсионеры и инвалиды не долго думая решили, что это очередная прибавка к пенсии, которая, к слову, только компенсирует им очередное ежегодное удорожание услуг транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. И потратили эту “прибавку” на те цели, которые считали для себя первоочередными. То, что наличные, которые им вручили в собесе, – это не прибавка к пенсии, а компенсация ставшего для них теперь платным проезда в общественном транспорте, полностью платных лекарств и полностью платных услуг ЖКХ – об этом никто из них, к сожалению, не догадался. А когда догадался, было уже поздно.

Таким образом, наша власть, как всегда, села в лужу, и своими неуклюжими действиями стала разрушать совершенно необходимые реформы, которые не только созрели, но уже давно перезрели. Неужели трудно было понять, что людям с очень низкими доходами нельзя давать наличные на руки, потому что они тут же их потратят, а потом, как ни в чем не бывало, снова попытаются воспользоваться уже отмененными льготами? Ну вот, потратили, случайно получилось, праздники были, да пенсия сами знаете какая… Неужели нельзя было это предусмотреть и вместо наличных выдавать проездной для транспорта, карточку для телефона и медицинские чеки для оплаты лекарств? Или их трудно было подготовить? Напечатать в типографиях, разослать по домам или раздать в собесах? Или считается, что раз речь идет о “монетизации”, то льготы теперь можно выдавать только звонкой монетой? Как это ни странно прозвучит, но замена льгот денежными выплатами нарушает принцип адресной финансовой помощи, а использование неденежных финансовых инструментов, наоборот, ему полностью соответствует. И вот как раз использование денежных инструментов превратило почти треть населения страны в граждан, которых можно привлечь к административной ответственности. Но не за перегораживание улиц, а за “нецелевое использование бюджетных средств”. Ведь бюджетные деньги-то выдавались на одни цели, а были потрачены на другие. А это – нарушение законодательства.

Мы, конечно, рассчитываем, что этот кризис как-нибудь разрешиться, но очень не хотелось, чтобы после стольких лет мытарств мы снова вернулись на прежние рубежи. То есть оставили натуральные льготы в целости и невредимости. Потому что иначе следующему поколению российских пенсионеров уже не на чем будет ездить в поликлиники и на оптовые рынки.

См. также:

Ценовая дискриминация третьей степени

Как была провалена льготная реформа

Льготный обман населения

Социальный эксперимент вместо общественного диалога

Жадность и льготы

Кто выиграет от льготной реформы