Адрес: https://polit.ru/article/2005/01/24/asad/


24 января 2005, 22:32

Сирийский лев в российском лабиринте

24 января начался четырехдневный государственный визит 39-летнего президента Сирии Башара Асада в Москву. Офтальмолог по образованию (учился и женился в Лондоне), он приезжает в Россию впервые с тех пор, как в 2000 году возглавил страну после смерти 70-летнего отца Хафеза Асада, который правил страной 30 лет. Его нередко называли «терпеливым и хитрым хищником Востока» («асад» в переводе с арабского – «лев»).

Полностью переносить подобные эпитеты на сравнительно молодого и еще недостаточно опытного наследника пока еще рано, хотя он и поклялся строго следовать линии отца как во внутренней, так и во внешней политике. Пожалуй, для его характеристики важнее другое – он является ярким представителем нового поколения арабских руководителей, у которых сочетаются общеарабские амбиции и европейский прагматизм. Набираться опыта Башару пришлось уже в президентском кресле, так как до 2000 года он стоял вне политики и проживал за границей. Преемником Хафеза Асада считался его старший сын Басиль, участник арабо-израильских войн, обладавший большим авторитетом в сирийском обществе, но он погиб в автомобильной катастрофе.

Технику – на запчасти

Башар всегда был сторонником развития всесторонних связей с Россией. Они же (эти связи) к 2000 году фактически сошли на нет. Руководство России в тот момент вообще обращало минимум внимания на ближневосточный регион, считая его малоперспективным в глобальной стратегии молодой России. Больше всего «пострадала» Сирия, особенно ее  вооруженные силы, почти на 90% оснащенные советским вооружением и военной техникой (ВВТ). Настоятельные просьбы Дамаска оказать содействие хотя бы в запчастях и ремонте наталкивались на глухой ропот тогдашних госпосредников – «сначала верните 11 млрд. долларов (по другим данным 13 миллиардов) советского долга, затем будем вести диалог о новых военных поставках» («Росвооружение»). Сирии переориентировалась на Китай, Индию, Северную Корею, наконец, Белоруссию и Украину. При этом на военные нужды уходило около миллиарда долларов (6% ВВП страны), а отдача была крайне низкой. Запчасти поставлялись далеко не первой свежести. То же самое касалось и импортируемого ВВТ. «Чужие» спецы зачастую просто не могли разобраться в серийных «железках», так как Советский Союз имел обыкновение продавать одну и ту же «модель» с определенными модификациями для каждой отдельной страны. Поэтому большинство самолетов после капитального ремонта не могло подняться в воздух. Зенитно-ракетные комплексы переставали «видеть» цели после казалось бы правильно проведенных регламентных работ. «Доходило до абсурда, - рассказывает генерал Мухаммед У., который в настоящее время готовит диссертацию в одном из научно-исследовательских учреждений МО РФ. – В 1997 году министр обороны направил меня с группой офицеров Генштаба в долину Бекаа, чтобы на месте разобраться с ЧП. При смене места дислокации полка три танка Т-55 «затерялись» на марше. Оказалось, что у них почти одновременно «полетели» гусеницы. Запасных траков и пальцев не оказалось нt то что в полку, но даже во всех вооруженных силах Сирии. Тогда от безысходности мы впервые начали разбирать еще вполне приличную боевую технику на запчасти».

В 2001 году Башар Асад направляет в Москву тогдашнего министра обороны Мустафу Тласа (в свое время защитил в Институте военной истории МО РФ докторскую диссертацию по военному искусству Георгия Жукова). Новое кремлевское руководство встречало гостя в лучших традициях советско-сирийской дружбы. «Умудренный опытом посланник Башара, профессиональный военный, дипломат, писатель и поэт сумел  заворожить своей эрудицией молодых кремлевских обитателей, – писали израильские газеты. – Как результат – четырехлетний военный контракт на миллиард долларов». Дело здесь было, конечно, не столько в эрудиции гостя, сколько в изменении приоритетов в военно-техническом сотрудничестве (ВТС) России, инициаторами которых выступили «Рособоронэкспорт» и, в особенности, только что созданный Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) с зарубежными странами под патронажем Владимира Путина.

За последующие 4 года была приведена в порядок вся бронетанковая техника сирийской армии (танки Т-55 и Т-72; БМП-1), модернизированы  ЗРК С-200, самолеты МиГ-25 и МиГ-29. ПВО страны получила зенитно-ракетные системы нового поколения «Бук-М1» и «Тор-М1». Начались поставки 30 самолетов Су-30 и МиГ-31, боевых вертолетов Ка-52, ракетных катеров пр.12418 и 12421 «Молния». Общая сумма всех контрактов приблизилась к 1 млрд. долларов. Возобновились переговоры о поставке универсальной зенитной ракетной системы С-300ПМУ1. Последняя стала предметом особого беспокойства израильского  американского руководства (по обоюдной договоренности и в силу ряда обстоятельств переговоры по данной системе несколько лет назад были приостановлены).

В Сирию вновь поехали российские военные советники и специалисты, на полную мощь «заработала» российская военно-морская база в Тартусе, которая (после «сдачи» кубинского Лурдеса и вьетнамской Камрани)  стала единственным зарубежным объектом, который могут использовать российские Вооруженные силы в своих интересах, притом на безвалютной основе.

«Искандер», он же Александр Македонский

Нынешний визит как никогда тщательно готовился обеими сторонами. Отдельные переговорные «моменты» начали формироваться еще в 2002 году. Сложность и важность обсуждаемых проблем подтверждает и тот факт, что в субботу в Москву срочно прилетел министр иностранных дел Сирии Фарук Шараа, соратник Асада-отца и фактически второй человек в сирийской политической элите. В это же время в Дамаск улетели министр финансов Сирии и председатель ее Центробанка, которые в течение недели решали трудные проблемы сирийского долга. По их радостным улыбкам было видно, что везут они президенту хорошую весть – компромисс найден. 20 января премьер Михаил Фрадков назначил российского сопредседателя  постоянной совместной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и Сирией – им стал министр регионального развития Владимир Яковлев. На этой ниве непочатый край работы – ведь «гражданский» товарооборот между двумя странами растет крайне медленно: в прошлом году он составил всего лишь 210 млн долларов (в 2000 году – 158 миллионов). В основном – это экспорт в Сирию нефтяного оборудования и запасных агрегатов для построенных с помощью СССР электростанций.    

В течение последней недели все сирийские газеты на первых полосах помещали множество материалов о предстоящем визите главы государства в Москву. Все они, по арабской традиции, были переполнены уважением к России, руководство которой удостаивалось всяческих похвал. Россию/СССР благодарили за помощь в антиизраильской борьбе, за поддержку палестинского народа, за содействие в строительстве национальных Вооруженных сил. Правда (и это тоже в арабской традиции), никакой ценной информации о сути грядущих переговоров из подобных публикаций почерпнуть было сложно. Постоянно цитировались слова Башара Асада, сказанные им в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС Михаилу Гусману, типа: «У Сирии много приоритетов в сотрудничестве с Россией, но сейчас главный из них принадлежит политическим вопросам, прежде всего ситуации вокруг Ирака… Положение там ухудшается с каждым днем… Последствия могут выйти далеко за пределы региона и достичь Европы…» Помимо этого, Асад будет обсуждать в Москве проблемы международного терроризма и вопросы расширения экономического сотрудничества. Параллельно доставалось «злопыхателям» из Израиля и США, которые в канун визита «раздули» ракетный скандал, пытаясь «вмешаться во внутренние дела России и Сирии». «Никакой ракетной сделки не существует», - писала газета «Тишрин» со ссылкой на спикера сирийского парламента Махмуда аль-Абраша. По утверждению газеты, скандал был раздут в дни, когда США объявили о прекращении поисков оружия массового поражения в Ираке, чтобы отвлечь внимание общественности от этого не менее скандального события. Ведь обвинения против иракцев в обладании таким оружием послужили поводом к войне Америки в Персидском заливе.

Что же произошло на самом деле? Что за ракетный скандал? Ведь, как говорится, дыма без огня не бывает.

В середине января вслед за российским «Коммерсантом» в ряде израильских СМИ появились сообщения о том, что между Москвой и Дамаском уже практически согласован контракт на поставку в Сирию переносных зенитно-ракетных комплексов СА-18 «Игла» и оперативно-тактических ракетных комплексов СС-26 «Искандер-Э». Документ будет окончательно согласован и подписан во время предстоящих переговоров в Москве между Владимиром Путиным и Башаром Асадом. Сирийский президент согласился рассчитаться за сделку наличными. 2 млрд. долларов пожертвовали Саудовская Аравия и Иран. Это, дескать, основная цель визита сирийского лидера в российскую столицу. 

Подобное сообщение повергло высшее российское руководство в шок. И не только потому, что совершенно секретная сделка, которая готовилась узким кругом лиц с обеих сторон (что, в принципе, широко практикуется и на Западе), стала достоянием гласности. Поражала поразительная осведомленность израильтян (а следовательно и американцев) о всех перипетиях переговоров, которые с санкции российского президента начались три года назад. Откуда утечка информации – это отдельный вопрос. Отмечу лишь, что, по мнению российских спецслужб, уши могут расти как от российских ведомств, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, так и от сирийской стороны, ведь известно, что израильская разведка имеет разветвленную агентурную сеть практически во всех арабских государствах (ни одна поставка вооружений из СССР, а позже и России в арабские страны не ускользала от израильских властей, так было в 1960 - 1980-х годах, когда мы заключали миллиардные сделки с Египтом, Ливией, Алжиром, Сирией и Ираком, то же самое делается и сейчас; израильская МОССАД в середине 1990-х годов поставила крест на казалось бы успешных переговорах о поставках в одну из стран Аравийского полуострова истребителей Су-27; в прошлом году она же «не позволила» Алжиру подписать контракт на закупку в России партии истребителей МиГ-29СМТ на сумму 1,8 млрд. долларов).

Почему же возник такой переполох? Ответ прост: оперативно-тактический комплекс «Искандер» - это оружие XXI века, аналогов которому не имеется ни в одной стране мира. Да и не будет - по крайней мере в ближайшие 20 лет, говорят специалисты Коломенского КБ машиностроения, которые под руководством главного конструктора Олега Мамалыги создали «чудо-машину» в середине 1990-х годов. По сути «Искандер-Э» («Э» - экспортный вариант) – наследник знаменитой системы ОТР-23 «Ока» (или, как ее называли на Западе SS-23 Spider («Паук»), уничтоженной в конце 1980-х годов в соответствии с подписанным М.Горбачевым Договором по ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). «Ока» обладала многими уникальными возможностями, которые сводили на нет весь потенциал НАТОвской воздушной и ракетной обороны. Эти возможности (плюс технологии сегодняшнего дня) органически «впитал» в себя «Искандер».

Комплекс предназначен для скрытой подготовки и нанесения эффективных ракетных ударов по малоразмерным и площадным целям – от ракетных шахт до крупных промышленных объектов и баз террористов. Дальность пуска ракеты – от 50 до 280 км, что не попадает под экспортные ограничения, которые начинаются с дальности в 300 км. Стартовая масса ракеты – 3800 кг, вес боеголовки в неядерном снаряжении – 480 кг, что тоже не противоречит международным экспортным правилам. Система управления автономная, с оптической головкой самонаведения. Шасси колесное, повышенной проходимости. На пусковой установке – две ракеты. В боевой расчет входят лишь три человека. Диапазон температур, в которых может применяться система, от минус 50 до плюс 50. Ракета комплекса изготовлена с применением технологии «Стелс», что делает ее невидимой для радаров противника. Кроме того, она выдерживает маневренные перегрузки в пределах 20-30 ед., на которые не способна ни одна современная противоракета, а значит, становится неуязвимой для любой системы противоракетной и противовоздушной обороны (ПРО и ПВО).

«Искандер» - это оружие не только военное, но и политическое. Конструкторы комплекса утверждают, что создавался он якобы, в первую очередь,  для… мирного разрешения полувекового арабо-израильского кризиса. Отсюда и название. В переводе с арабского это имя Александра Македонского, великого полководца древнего мира, до сих пор пользующегося огромной популярностью в странах Ближнего и Среднего Востока.

Разрешение на экспорт комплекса было выдано пять лет назад. Однако до сих пор не было заключено ни одного контракта, хотя представители всех без исключения ближневосточных государств (включая Израиль)  в конфиденциальных беседах были обеими руками за приобретение уникальной системы. Их даже не интересовала стоимость, что в военном бизнесе играет далеко не последнюю роль. Просто нет конкурирующего проекта.

Ракеты и логика

Почему же комплекс до сих пор варится в собственном соку? Имеется несколько объяснений. Утверждается, что это результат применения линии на то, чтобы не создавать серьезного тактического преимущества той или иной стороне конфликта, следя также за тем, чтобы оружие не попадало в руки  непредсказуемых элементов. Для России было бы идеальным как в военном, так и в политическом плане (что, впрочем, и предусматривалось в генеральном проекте), чтобы «Искандер» находился на вооружении как Израиля, так и его арабских соседей. Вряд ли в такой ситуации конфликтующие стороны нарушат стратегическое равновесие, тем более – начнут боевые действия. При наличии «Искандера» это смерти подобно. Комплекс в данном случае выступит в роли «оружия сдерживания агрессии» по аналогии с комплексами МБР, гарантирующими российско-американский военный паритет. При этом стратегические ракеты не мешают Москве и Вашингтону сотрудничать друг с другом по большинству мировых проблем.  Оперативно-тактические ракеты могли бы способствовать налаживанию ближневосточного диалога, так как местные лидеры отчетливо представляли бы, что в случае войны агрессор подвергнется неотвратимому возмездию.

Далее следуют коммерция и геополитика. По мнению группы экспертов «Рособоронэкспорта», израильский рынок очень ограничен, страна не может закупить у нас большой партии ВВТ, но из-за этого мы можем потерять довольно перспективный арабский рынок, приносящий уже сейчас ощутимую прибыль. Да, арабские столицы от Бейрута до Триполи «вряд ли будут в восторге» от перспектив поставок российских «Искандеров» в Израиль, говорит военный обозреватель РИА «Новости» Виктор Литовкин. На какое-то время наше военно-техническое сотрудничество с арабами может приостановиться. Но только на время. С другой стороны, так ли важно и, главное, коммерчески выгодно российской «оборонке» зависеть от переменчивого мнения руководства того или иного государства. Почему нам не следовать примеру тех же Соединенных Штатов, которые не всегда церемонятся с самолюбием даже своих стратегических партнеров? К примеру, поставляют боевую технику Пакистану и ведут секретные переговоры о военном сотрудничестве с Индией. Есть и собственные примеры. Наши боевые самолеты летают и в Эфиопии, и в Эритрее. Наши танки и БМП есть в Северной и в Южной Корее. На Кипре и в Турции – российские Т-80 и БТРы. Истребители – в Перу и Эквадоре. А ведь все это или конфликтные зоны, или конфликтующие государства, подчеркивает военный эксперт.

Вспоминаю, какая шумиха разразилась в арабской печати несколько лет назад, когда российские и израильские специалисты начали совместные работы по усовершенствованию турецких вертолетов «Эрдоган» и российских воздушных разведчиков А-50 (для последующих их поставок в Индию).Чуть не разразился российско-арабский скандал после запуска с космодрома Свободный израильского спутника «Эрос-А1» и достигнутой договоренностью о запуске еще 7 научных и разведывательных спутников. Сегодня  о российско-израильском военном сотрудничестве никто в регионе и не вспоминает, хотя израильские инженеры и техники продолжают участвовать в работах по подготовке и переоснащению экспортных вариантов российской боевой техники (Су-30МКИ, МиГ-29К, авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» и т.д.). Искусственные спутники земли в плановом порядке готовятся к запуску. Немаловажная деталь: с израильтянами работать очень легко, нет языкового барьера. Более половины инженеров, рабочих и служащих израильского ВПК – это бывшие наши соотечественники, выпускники престижнейших российских технических вузов.

Что касается геополитики, то здесь разговор особый. Белый дом не раз заявлял, что против Сирии, которая оказывает поддержку иракским боевикам и радикальным палестинским группировкам, могут быть применены самые жесткие меры. Аналогичную позицию занимает и официальный Тель-Авив. В связи с такой ситуацией сирийское руководство пытается подготовить Вооруженные силы к отражению возможного вторжения на свою территорию. При этом страна, которая не подвергнута международным санкциям, имеет полное право покупать любое разрешенное для экспорта вооружение, в любом количестве и в любой стране.

Приобретение Дамаском «Искандеров» в первую очередь невыгодно и даже опасно для Америки. По существу Сирия превратится в региональный центр силы, потеснив Египет и отчасти Израиль. Так как Вашингтону будет нечего предложить Тель-Авиву, то он, естественно, потянется к Москве. Тогда большая часть американских военных кредитов (ежегодно предоставляется от 4 до 7 млрд. долларов) может возвратиться не в вашингтонские банки, а в финансовые учреждения главного конкурента на мировом оружейном рынке – России. Это еще полбеды. Если же начнется региональная «цепная реакция» и тактические комплексы появятся в других арабских странах и в Иране (по некоторым данным, Тегеран уже высказал свою определенную заинтересованность), то военно-политическая обстановка изменится кардинальным образом.

Поэтому сразу же после обнародования деталей сирийско-российской сделки начались интенсивные консультации между Вашингтоном и Тель-Авивом, заработала «горячая линия» между Вашингтоном и Москвой. Сразу же после рождественских праздников в Америку вылетел министр обороны Сергей Иванов. Раздувать публичный скандал в канун инаугурации Джорджа Буша не было резона. Поэтому стороны как бы обменялись стандартными «любезностями»: представитель госдепа объявил о потенциальных санкциях против тех российских предприятий и организаций, которые будут участвовать в производстве «Искандеров» и их доставке в Сирию. Российский министр парировал: «Никаких переговоров о возможных поставках ракетного комплекса «Искандер» с Сирией не ведется», но тут же добавил, что «эти ракеты не подпадают ни под какие ограничения или обязательства, и каких-либо ограничений на поставки их в зарубежные страны не наложено». Попробуй-ка, разберись!

По сообщению ряда изданий (в частности американского World Tribune), даже такое расплывчатое заявление С.Иванова было воспринято в штыки сирийским руководством. Некоторые высокие чины высказали пожелание публично опровергнуть слова российского министра, сославшись на то, что его неправильно информировали. Чиновники из Дамаска утверждали, что дороги назад быть не может: ведь Путин дал добро, и предварительное соглашение по сделке уже подписано.

«Ситуация довольно пикантная, – говорит другой мой собеседник генерал Абдалла М.,  который, как оказалось, косвенно участвовал летом прошлого года в изучении ситуации на предмет переподготовки сирийских ракетчиков на территории России. – В «искандеровский» контракт могут быть внесены коррективы «временного характера». Здесь важно найти момент и разместить в регионе хотя бы пару комплексов. Не важно где, в Сирии, Израиле или другом государстве. Затем процесс пойдет, как говорил ваш Михаил [Горбачев –В. Я.]. Пожалуй, даже помимо ракет, Башару вряд ли хватит четырех дней чтобы окончательно согласовать и подписать оставшуюся кипу документов и приложений, которые, по сути, открывают новый этап в российско-сирийских отношениях, заметно расширяя отдельные положения Договора о дружбе и взаимной помощи от 1980 года».

Ставка на Дамаск

Приезд в Москву сирийского лидера является эпохальным по ряду обстоятельств. Во-первых, Москва, возможно, определилась со своим стратегическим партнером в ближневосточном регионе. Во-вторых, этот партнер изъявил желание несколько «подкорректировать» свою внутреннюю и внешнюю политику, чтобы не выглядеть «изгоем», «тираном» и «пособником терроризма» в глазах тех же Соединенных Штатов и Израиля. В-третьих, Сирия может превратиться в основного торгово-экономического партнера России на Ближнем и Среднем Востоке, здесь располагаются ее представительства, банки, другие учреждения регионального сотрудничества, в том числе военного.

В ходе переговоров будет подписано специальное соглашение между Внешторгбанком и Центробанком Сирии, что будет способствовать увеличению российской доли в сирийском нефтегазовом секторе и, как следствие, расширению поиска новых месторождений углеводородов (сегодня Сирия добывает 450 тыс. баррелей нефти в день). До сих пор при оформлении крупных сделок сирийцы не принимали прямые гарантии наших банков, требуя от компаний гарантий серьезных западных финансовых учреждений. Это лишь увеличивало расходы россиян.

Большая часть сирийского долга будет списана. Взамен россияне получат лучшие нефтяные блоки №№ 12,14 и 27, а также первоочередное право на строительство нефтегазопроводов, заводов и фабрик по переработке природных ресурсов и с/х продукции. Не исключено, что часть долга будет аккумулирована в создание на сирийской территории регионального Центра по обслуживанию и ремонту вооружения и военной техники (ВВТ) советского и российского производства. По мнению военных, создание Центра способствовало бы решению целого ряда проблем, среди которых – снижение затрат на ремонт техники, находящейся на вооружении армий стран региона (Сирия, Ливия, Алжир и др.) и повышение его качества; ослабление активности иностранных компаний, предлагающих свои услуги в области обслуживания и ремонта российского ВВТ.

В ходе предварительных консультаций сирийцы высказали особую заинтересованность в создании современной военно-промышленной базы. Сегодня военное производство Сирии представлено главным образом предприятиями по выпуску боеприпасов и стрелкового оружия. Имеются заводы по ремонту вооружения и военной техники для всех видов вооруженных сил. Все они построены в 1970-1980-е годы при техническом содействии СССР и других социалистических стран. Оборудование изношено почти на 80%. Российская сторона предложит Дамаску не только проекты модернизации имеющихся объектов ВПК, но и проекты строительства новых объектов для выпуска специмущества по российским лицензиям. Все это станет неотъемлемой частью Комплексной долгосрочной программы военно-технического сотрудничества между РФ и САР на 2005-2010 гг. Эксперты из МО РФ отмечают, что Программа могла бы быть более объемной, если бы Сирия  не находилась в состоянии войны с Израилем (с 1947 года) и в стране не действовало чрезвычайное положение (введено с середины 1960-х годов).

За три года подготовки эксперты двух стран, правда, так и не смогли договориться по многим вопросам, непосредственно затрагивающим жизненные интересы, национальную безопасность и двустороннее сотрудничество между Москвой и Дамаском. Решено их передать на рассмотрение лично Путину и Асаду. Вот их  краткий перечень: ведутся ли в Сирии работы в области оружия массового поражения, если да, то когда они будут прекращены; оказывает ли Сирия помощь палестинским экстремистам, если да, то когда такая помощь будет прекращена; имеет ли Сирия контакты с иракскими боевиками, если да, то когда такие контакты будут приостановлены… И в таком ключе вплоть до возможного вывода 18-тысячного сирийского контингента из ливанской долины Бекаа.

Интересно, какое решение примут президенты по «Александру Македонскому»? Израильские политики дают «пятьдесят на пятьдесят».