Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2017, понедельник, 22:20
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

28 января 2005, 16:29

«Русское образование ждет смерть?»

Насколько российская университетская система автономна? Насколько полезна системе образования унификация? Какие реформы необходимы российскому образованию?В дни празднования 250-летия Московского Государственного Университета "Полит.ру" публикует первую часть интервью с известным литературоведом и культурологом Андреем Зориным о системах российского и зарубежного образования. Беседу вел Филипп Дзядко.

Как человек, который воспитан в системе русского образования, воспринимает системы образования английского и американского?

Воспитан я все же в системе образования советского. Система русского или российского образования, на мой взгляд, еще не сложилась. Она находится в стадии мутации и вкрапления каких-то инородных элементов в стандартные советские структуры, которые пытаются как-то адаптировать к этим новым элементам. Что касается двух других систем, с которыми я сталкивался…

Мой опыт общения с английской системой пока короток – я преподавал в Оксфорде всего два месяца и этого явно недостаточно, чтобы узнать как устроено учебное заведение, складывавшееся столетиями. И я настолько мало об этом знаю, что пока не готов даже определить: является ли то, что вижу, оксфордской или английской системой. Хотя какие-то выводы, самые первые и предварительные, я для себя уже сделал. Когда же в свое время я столкнулся с американской системой высшего образования, она потрясла меня своей продуманностью, осмысленностью, четкостью и рациональностью и кроме того, соотнесенностью социального заказа с организационной структурой. Это производит сильнейшее впечатление.

И второй аспект, который меня поразил в американских университетах, это то, как они справляются со своей задачей в условиях низкого уровня большинства американских школ. На университеты здесь падает неизмеримо большая нагрузка, чем, например, в Европе, но они справляются с ней, как правило, очень успешно. Я, надо сказать, до сих пор остаюсь поклонником американской системы высшего образования, которая кажется мне очень сильной, эффективной и продуманной. Другой вопрос – что из этого может быть усвоено в других странах, в частности, в России, как организационная система высшего образования может соотноситься с его философией и так далее…

То, что касается философии образования или, иначе говоря, образования как проекта. Что вы имеете в виду?

Понимаете, есть целый комплекс вопросов, которые так или иначе приходится решать и на которые общество должно ответить. И прежде всего: «Зачем высшее образование существует вообще?». Существует ли оно для подготовки элит? Для выравнивания стартовых возможностей членов общества? Для формирования гармонической и образованной личности? Для ответа на запросы рынков труда? Естественно, эти задачи не исключают, а дополняют друг друга, но каждая из них требует своих организационных, институциональных, финансовых решений, которые часто противоречат друг другу.

Тем самым возникает проблема приоритетов и баланса этих приоритетов и тому подобных вещей. Дискуссия о высшем образовании в России неуклонно вертится вокруг вопроса о том, кого принимать и как принимать в университеты. О вступительных экзаменах, об отмене вступительных экзаменов, о системе ЕГЭ и так далее. Иначе говоря: как организовать прием, чтобы он соответствовал каким-то стандартам если не объективности и социальной справедливости, то хотя бы минимального приличия. В то время вопрос, зачем, собственно, людей куда-то принимать и  что мы хотим получить на выходе, а не только на входе – этот вопрос, на мой взгляд, вообще не является предметом общественной дискуссии. Между тем, прием – это только одна из проблем и может быть, если рационально организовать саму систему высшего образования, то и острота ее перестанет быть столь драматической.

Не касаясь специально этой дискуссии о вступительных экзаменах: а возможен ли вообще один какой-нибудь подход к этой проблеме?

Как мне уже случалось говорить публично, я являюсь абсолютно последовательным сторонником идеи предельной университетской автономии. И это, конечно, американский принцип. В Европе автономия университетов или сильно ограничена или – как в Германии или во Франции – сведена к минимуму (в Германии дело частично облегчается федеративным устройством и различной политикой земельных правительств, обеспечивающих известное разнообразие. А во Франции поверх стандартного университетского образования развита более качественная система écoles, в которых учатся элитарные студенты, выпускники которых в основном получают статус госслужащих).

Мне кажется, что автономия высшего учебного заведения – вещь чрезвычайно существенная и важная, если не решающая У нас, к сожалению, опять, в частных дискуссиях вопрос об университетской автономии путают с вопросом платности высшего образования. Между тем это разные вещи. Во-первых, полностью автономный университет может находиться на бюджетном финансировании. Я не утверждаю, что это хорошо или плохо, но это в принципе возможно. А во-вторых, университет финансово независимый – не находящийся на бюджетном финансировании, совершенно необязательно должен брать все свои деньги исключительно от студентов. Напротив того – это очень нежелательный вариант.

Как показал опыт недавней истории с РГГУ, например, государство вовсе не стремится к университетской автономии. И это еще мягко сказано.

Существует разная постановка вопроса. Одна постановка вопроса состоит в том, чего бы мы хотели. Другой вопрос – к чему стремится государство на сегодняшний день. Понимаете, если мы будем исходить из того, к чему оно стремится… Наше государство последние годы упорно занимается саморазрушением. Не только в области образования, но и во всех других сферах – сфере экономики, внешней политики, сфере государственного строительства и так далее.

И никакой логики в действиях государства в сфере образования вы не находите?

Я не вижу у нашего государства в последнее время какой бы то ни было политики в области образования или какой-то осмысленной рефлексии на эту тему. Здесь действует та же логика, которая есть и во всех остальных сферах. Это логика тотальной бюрократизации. Тотальная бюрократизация – то, что очень удачно наш президент назвал вертикалью власти. Он выстраивает вертикаль власти всюду. Власть воспринимает образование как важнейший кадровым, идеологическим и политическим ресурс и хочет стопроцентно его контролировать. Сегодня она принципиально настроена на ликвидацию какой бы то ни было автономии. Вообще. Какая бы то ни была неконтролируемая общественная самодеятельность ей глубоко отвратительна. Для образования это смертельно.

И, по-видимому, если указанная тенденция не будет остановлена, русское образование ждет окончательная деградация. Другой вопрос – что образовательные структуры необыкновенно консервативны. Результат деятельности государства вполне проявляется очень не скоро, поэтому есть надежда, что за счет некоторой инерции наше высшее образование переживет этот период и доживет до лучших времен. В противном случае - у нас, возможно, останутся бюджетные учреждения, называющие себя университетами, но никакого высшего образования не будет, и обсуждать вопросы его оптимальной системы или правильной организации абсолютно неинтересно.

Но с другой стороны, если следовать этой логике, то не будет и никакой России. И это тоже, к сожалению, не вовсе невозможный исход. Но если исходить из того, что Россия будет и у нее будет своя образовательная система, то надо думать о каких-то оптимальных решениях, надо вести дискуссию, не ориентируясь на параноидальное желание властной бюрократии все контролировать. Да, они хотят все контролировать. Но надо этому сопротивляться в той мере, в которой можно этому сопротивляться, надо их убеждать, что это самоубийственно для них самих, в той мере, в которой их можно в чем-то убедить.

Если бы вам сейчас представилась возможность принять какие-то конкретные реформы в системе образования, они бы вели в сторону автономии?

Я не администратор, но для меня очевидно, что государство не может контролировать сферу образования вообще и упадок немецкого образования, которое еще сто лет назад было лучшим в мире, на это указывает. Так и в России: там, где у нас создались успешно действующие образовательные институции, они возникли благодаря слабости государства. У нас есть реальные образовательные институции: есть Высшая Школа Экономики – я не идеализирую ее, но это работающее, а не деградирующее учреждение, есть Европейский университет в Петербурге, есть Смольный институт, есть Российская Экономическая школа – есть и другие примеры образовательных структуры, которые не деградируют и даже не выживают, а все-таки существуют и развиваются. Есть такого рода примеры и в провинциальных городах. Какая-то жизнь сохраняется пока и в некоторых старых университетах, но я не верю в то, что в условиях тотальной бюрократической централизации возможно реальное развитие образования.

Как эта проблема решается в системе английского образования, которое в последнее время также подвергается определенному реформированию?
 
В последние годы огромный скандал вызвала одна единственная реформа – повышение платы за образование с почти символического уровня до размеров, покрывающих примерно 20-30% затрат на обучение. Думаю, ни к каким особым изменениям ни положительного ни отрицательного свойства эта полумера не приведет. Вообще практика  нарастающего государственного контроля над жизнью университетов чувствуется и в Англии. Другое дело, что университеты с многосотлетней традицией автономии типа Оксфорда и Кембриджа умеют более или менее успешно сопротивляться административному диктату. Эти университеты - очень сильная автономная институция, и поэтому они при неблагоприятном политическом климате имеют возможность развиваться. Но все же на фоне процветания лучших американских университетов, контраст и здесь тоже заметен.

Вы говорите о плате за образование. Как она влияет на социальный состав учащихся?

Практически никак. Во-первых, потому что и в Англии и в Америке  предусмотрена целая система финансовой поддержки неимущих студентов. Поэтому несравнимо большее влияние, чем плата за образование на социальную структуру студенчества оказывает исходное неравенство стартовых возможностей. Это гораздо более сильный фактор социального расслоения. Те, кто имеют возможности учиться в частных школах, получать более качественную подготовку, легче поступить  в лучшие университеты. Более того, государственные школы тоже очень различаются по уровню. Хорошо известно, что и в Америке и в Англии стоимость жилья в городском микрорайоне во многом определяется качеством школ. В тех местах, где есть хорошие школы, жилье стоит очень дорого, и там поселяются более богатые люди, и когда дело доходит до конкурсов в элитные университеты, их дети оказываются более успешными.

В этих условиях система бесплатного или искусственно дешевого высшего образования, даже если отбор осуществляется по чисто меритократическому, а не коррупционному принципу, как в России, ориентирована на спонсирование высокооплачиваемых групп населения. На тех, кто и так может своих детей лучше подготовить. Это система перекачивания ресурсов от бедных слоев населения к более состоятельным. Другой вопрос, что бюджет, конечно, формируется не в равной степени богатыми и бедными налогоплательщиками. Богатые вносят в него больше, поэтому, может быть, и справедливо, что они и получают из него больше. Но вряд ли сторонники бесплатного образования имеют в виду этот эффект.

В Америке система социальной организации иная?

В Америке различаются относительно дешевые (много дороже английских) штатские университеты и очень дорогие частные. Один мой коллега как-то поделился своим опытом: «как мне было хорошо: я был круглым сиротой, поэтому учился в Гарварде бесплатно, а сейчас я за учебу каждого из своих детей в Гарварде заплатил 120000 долларов. Всего в 360000 долларов мне обошлась их учеба, потому что мои дети не сироты и потому что у меня очень большая зарплата». Это было лет десять назад. Сегодня он бы заплатил уже примерно 180000 за обучения каждого ребенка.

Американская система основана на том, что набор в университет происходит без учета материальных возможностей поступающих. Потом решения приемной комиссии передаются в финансовую группу, которая изучает данные о материальном положении принятых и, исходя из них, университет принимает решение, кому из студентов предложить полную плату и стребовать все те положенные, скажем, 40000 долларов в год (если это престижный частный университет) за учебу, кому предложить частичную, а кому полную субсидию. Плюс разумеется, существует система образовательных кредитов. Эта практика помножена на очень активную систему социальной микроинженерии, обеспечивающей преференций для расовых меньшинств или для социально ущемленных групп. Это очень гибкая система, которая, разумеется, не устраняет исходной социальной несправедливости, потому что ее устранить невозможно, но помогает ее смикшировать и создать возможность социальной мобильности для ярких выходцев из низкооплачиваемых социальных групп, не снижая при этом существенно качества образования.

Другим важным аспектом американской системы является невероятное разнообразие типов университетов – от частных research-университетов вроде Гарварда и Принстона, являющихся центрами мировой науки, до Community Colleges, университетов, вся суть которых состоит в том, чтобы обучить детей из городских гетто базовой грамотности, которой их недоучивают в школе. Те выходят из школы, едва умея читать и писать, и получают возможность хотя бы научиться основам грамотности и арифметике. Я привел две крайние точки диапазона, в промежутке - многие тысячи разнообразных учебных заведений, отвечающих на чрезвычайно разные потребности рынка труда и спроса на образование. Европейское образование этим похвастаться не может – оно все время пытается унифицировать образовательную систему. Философия европейского образования основывается на идее, что образовательная услуга есть тот обязательный стандарт, который государство бесплатно или за символическую плату должно предложить каждому, кто хочет и более или менее может учиться. Этот взгляд господствовал на протяжении пятидесяти лет и успеху образования не способствовал.

То есть, по-вашему мнению, любая унификация так или иначе ведет к серьезному ослаблению системы образования?

Унификация ведет не только к ослаблению качества образования, но и к ослаблению связи образования с рынком труда, делая ее неизмеримо менее гибкой и менее самонастраивающейся. И – самое существенное – она не приводит к смягчению социального расслоения. Она не выполняет роли социального демпфера, ради которого все и задумывалось. Напротив: унификация фиксирует социальные диспропорции, существующие в обществе, делая их более ригидными. Это же мы видим и в современном российском высшем образовании, где все негативные эффекты умножены чрезвычайно сильным коррупционным фактором, который в Европе отсутствует.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
20:23 Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии
20:06 Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве
19:48 Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ
19:27 Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты
19:02 Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта
18:41 Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля
18:23 «Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»
18:06 Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ
17:45 «Дочка» сколковского резидента привлекла $ 6 млн на лекарство от лейкоза
17:40 Путин не поддержал решение Трампа по Иерусалиму
17:20 Путин заявил о готовности возобновить полеты в Египет
17:14 Растения в первую очередь защищают от вредителей свои цветки
17:05 Полиция задержала подозреваемого во взрыве бомбы на Манхеттене
16:56 Собчак рассказала на Первом канале о фабрикации дел Навального для его отстранения от выборов
16:38 Запуск военного спутника с Плесецка перенесли на 2018 год
16:21 Михалков переизбран главой Союза кинематографистов России
16:07 Михаил Саакашвили назвал себя военнопленным
15:58 В Манхэттене прогремел взрыв
15:53 60 млн рублей выделены на развитие технологии трекинга для виртуальной реальности
15:46 ЦБ стал единоличным владельцем «Открытия»
15:30 Хакер из Екатеринбурга заявил о взломе Демпартии США по заказу ФСБ
15:14 МГУ попал в топ российского рейтинга мировых вузов
15:04 Лавров не увидел признаков достижения Трампом «сделки века» по Палестине
14:53 Изучен «бактериальный экипаж» Международной космической станции
14:37 Эстонский бизнесмен получил в России 12 лет за шпионаж
14:11 Экологи объяснили неприятный запах в Москве выбросом воды
13:51 Саудовская Аравия снимет 30-летний запрет на кинотеатры
13:20 Большинство российских спортсменов заявили о желании участвовать в зимних Играх
13:06 Путин прибыл в Сирию и приказал начать вывод войск
13:03 В Совфеде предложат наказание за привлечение детей к несогласованным акциям
12:38 Родителям двойняшек выплатят пособие сверх маткапитала только на одного ребенка
12:18 В Египте нашли две гробницы времен XVIII династии
12:14 «Дочка» «Ростеха» оспорила санкции из-за турбин Siemens в суде ЕС
12:01 Лидер SERB потребовал наказать организаторов показа фильма о Донбассе
11:51 В «Ленкоме» началось прощание с Леонидом Броневым
11:39 Матвиенко предложила оставлять больше денег в регионах
11:38 СК завел дело после смерти избитой в Красноярске школьницы
11:20 Мадуро отстранил главные оппозиционные партии от участия в президентских выборах
11:16 Биржа CBOE приостанавливала торги из-за спроса на биткоин
10:59 Путин наградил госпремией Людмилу Алексееву
10:50 Зарплату чиновников повысили впервые за 4 года
10:46 Вернувшийся с Маврикия президент ДС-Банка арестован по делу о растрате
10:43 Петроглифы Венесуэлы впервые нанесены на карты
10:24 Потраченные на санацию «Открытия» миллиарды вернутся в бюджет из ЦБ
10:23 Роспотребнадзор предложил маркировать вредные продукты
10:04 Осужденным за взрывы домов в Москве и Волгодонске предъявили новые обвинения
09:59 Выборы президента для повышения явки сделают праздником
09:44 Danske Bank предсказал укрепление рубля в 2018 году
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.