Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 15:17
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

01 февраля 2005, 17:01

Ирина Затуловская: "Искусство - занятие трагическое"

В новом здании Государственного центра современного искусства открылась вторая за последний год посмертная выставка работ Михаила Рогинского. На этот раз она проходит в рамках Московской Биеннале и в каком-то смысле отвечает ее целям: среди огромного количества иностранных проектов Рогинский выглядит французским художником. В Москву наконец привезли те его вещи, которые никогда здесь не выставлялись – картины самого раннего эмигрантского периода, начала 80-х годов.

До этого Рогинский был в основном известен своими объектами и композициями 60-х, "советским поп-артом": бутафорская красная дверь в натуральную величину: холсты, на которых в огромном масштабе изображались спички или утюг, - и поздними, 90-х годов, многофигурными картинами на темы московских реалий и коммунального быта. На выставке в ГЦСИ можно увидеть другого Рогинского, фиксирующего детали парижских спальных районов, пустые комнаты и пыльные полки с тряпками и банками в своем новом жилище. Говорят, эти банки он привез с собой из Москвы - чтобы было, что писать.

Для изображения западной жизни выбраны очень яркие краски: вероятно, потому, что тогда он надеялся найти себе единомышленников среди иностранных художников и верил, что наконец сможет писать, как Раушенберг. Тогда этого не случилось, и долгое время Рогинский воспринимался как художник-одиночка, не имеющий своего круга и последователей. Но своей бескомпромиссностью ему все же удалось доказать, что живопись по-прежнему может сохранять актуальность наравне с другими формами искусства - сегодня его картины оценивают до 70 тысяч евро.

Существует и круг его единомышленников: Владимир Шинкарев, Алена Романова, Ирина Затуловская, Константин Батынков, Наталья Нестерова предпочли живопись многообразию форм contemporary art и постепенно занимают собственную нишу арт-рынка. Но на вопрос, как себя позиционировать в пространстве актуального искусства – в чуждой среде, вроде той, которую обнаружил Михаил Рогинский в Париже 1981 года – может ответить не всякий. Корреспондент «Полит.ру» Надя Плунгян побеседовала с Ириной Затуловской о судьбе художника-живописца в современной ситуации.

- Ирина Владимировна, как бы  вы сформулировали свою позицию в связи с существующей модой на актуальное искусство?

-  Я думаю, что это можно назвать не модой, а соблазном. Искусством заниматься страшно трудно, а когда есть возможность облегчить этот труд, приходит и соблазн. В какой-то мере многие люди, которые хотят так называемого актуального искусства, хотят избежать этого труда или мучения.


- Однако актуальное искусство пользуется достаточно большим спросом.

- Что ж, ангажированное искусство всегда было, сейчас оно превратилось вот в такое, ничего тут нового нет. Разве что, к сожалению, среди него очень мало интересного. Если бы оно было действительно интересным – не так важно, какие средства для этого используются, скрипка или подготовленный рояль. Существенно то, какие мы выносим впечатления: а это искусство превращается в такой поток, который проливается сквозь нас и не задерживается, ничем не отличаясь от всего остального.

- Вы упомянули ангажированное искусство. На Ваш взгляд, как оно выглядит сегодня, какие цели преследует?

- История искусств - это история течений. Сейчас, как мне кажется, основной стиль можно было бы назвать куратизмом. Куратор превратился в главного человека – ему не хочется, чтобы художник создавал стиль, он хочет сам это делать, и в этом есть определенный конфликт. К примеру, я знаю таких кураторов, которые мне на протяжении многих десятилетий предлагают, когда меня встречают, сделать видео. Но если у меня нет такой внутренней необходимости, с какой стати я начну делать видео? Конечно, подчинить художника стремится плохой куратор, а хороший стремится его раскрыть, показать в выгодном качестве. Но то, что сейчас кураторство во многом перешло в собственную противоположность – это точно.

- В советское время для художника, который не хотел связывать себя с официальным искусством, существовало много возможностей "халтуры", дополнительного заработка. Как сейчас выжить художнику, который существует вне мейнстрима?

- Не знаю, существует ли сейчас такая возможность, но я думаю, это не совсем правильная постановка вопроса – разговор об искусстве все время скатывается к тому, как человеку выжить. Выжить всегда очень трудно, а художнику вообще невозможно, и что об этом толковать?  Ясно a priori, что это исключено, и что только посмертно кто-то что-то может получить. Каждому, кто занимается искусством, никто ничего не обещал – это трагическое занятие.

- Вы сейчас востребованный художник, которого можно безусловно назвать современным и даже актуальным в прямом смысле этого слова: недавно была Ваша выставка в Русском Музее, в Музее Архитектуры. С чем связан сегодня интерес к вашей живописи, и рассчитываете ли Вы на какую-то определенную аудиторию?

- Во-первых, я не считаю, что я востребованный художник. Во-вторых, когда художник работает, он никогда не думает ни об аудитории, ни о выгоде, если это, конечно, не какие-то специальные случаи. И поэтому у меня совершенно другие мотивы – решение задач искусства. Живопись вообще сейчас, к сожалению, мало кто любит и понимает – недавно вышла книжка Раппопорта, "99 писем о живописи", это единственное исключение в современной критике. В основном она пишет не о том.

- Только что открылась выставка Михаила Рогинского, на которой представлены его работы начала эмиграции. Интересно, что в них прослеживается некоторая попытка вписаться в новую среду, использовать парижские реалии.

- Его окружала эта среда, он не мог на нее не реагировать. Но эти работы на меня меньшее впечатление произвели -  они действительно более парижские, а вот после них он стал делать наиболее интересные вещи, связанные с Москвой, очень точно отражающие нашу жизнь. И у меня есть такое смелое предположение, что если бы он остался в Москве, он не писал бы таких работ, как в Париже. Когда вас что-то окружает, то не хватает дистанции – зачем это писать?

- Рогинский писал свою Москву на основе воспоминаний о ее реалиях, и создал не документальное, а отвлеченное пространство. В Ваших картинах народные и православные мотивы – тоже уход от ощущения реальности?

- Нет, я не думаю, что это уход, это какие-то вещи, постоянно присутствующие в моей жизни. Просто каждый волен выбирать, что он хочет рисовать – план Парфенона или заседание государственной Думы. Я склоняюсь к плану Парфенона, и к счастью, не имела опыт работы с Государственной Думой, да и не считаю, что вся ситуация вокруг нее находится. Всегда больше интересны корни и древность, интересно время. Потом, знаете, есть емкое понятие "провинция". Печально, что в 80-е художники ждали последнего флэш-арта, причем это было не только у нас, но и во всех странах. И вот теперь приезжаешь в Париж и Лондон и видишь, какая это глубокая провинция. Она вовсе не здесь.

- Как по-Вашему, Рогинский смог найти себе место на Западе?

- У него не было никакого рынка, его почти не покупали. Единичные случаи – очень мало, редко и совершенно недостаточно для художника такого уровня. Он очень страдал от этого.

- Но сейчас его вещи продаются по гораздо более высоким ценам, чем вещи молодых русских художников.

- Так и должно быть, но это все приходит слишком поздно, понимаете. Когда наконец ему сделали выставку в Третьяковской галерее, когда он увидел какой-то интерес к себе – вся его жизнь закончилась. Это очень трагично, и не надо преувеличивать его место на Западе. Он никому был не нужен в Париже, абсолютно.

- А к вашим картинам на Западе есть интерес?

- Слишком абстрактное утверждение. Есть какие-то люди, которым это интересно, было много выставок, тем не менее это всегда очень трудно.

- Ситуация подлинного поиска – тяжелый и часто неблагодарный процесс. В идеале для вас кто должен платить художнику: галерея, государство, частные коллекционеры?

- Тут нет никаких правил – Леонардо какое-то время работал при дворе и чувствовал себя защищенным: Рембрандт два раза разорялся вплоть до описи имущества.. тут не может быть законов – это дело индивидуальное, добровольное. В идеальной ситуации художника должен поддерживать тот, кто любит живопись, хочет видеть ее у себя дома.

- Ваше отношение к живописи ясно отражается в материале, который Вы выбираете – доски, листы железа, стекло. Связано ли это с тем, что холст себя дискредитировал, что живопись больше не главный жанр?

- Конечно, холст прекрасный материал, но иногда я чувствую, что он для меня слишком хорош, что он неадекватен нашей жизни – она не так прекрасна, чтобы писать на холсте. И очень странное впечатление создается, когда люди говорят о живописи как о сочетании «холст-масло»: ведь это совсем не холст и масло. Что такое живопись – однозначно невозможно ответить. Что касается живописи.. Так бывает, что когда кажется полное исчезновение искусства, катастрофа, оно постепенно начинает возвращаться. Пока в реальности я этого не вижу.

- В Москве проходит биеннале современного искусства. По-Вашему, она сможет повлиять на существующую ситуацию?

- Москва, как любая столица, нуждается в таких мероприятиях, и приятно, что мы нарастили достаточно мускулов, чтобы суметь это организовать. Искусство там разное, не очень много интересного, но его и не должно быть много – Болтански, например. Жаль, что можно бы показать больше русских – я увидела в каталоге одни "Синие Носы". У биеннале, наверно, есть будущее - как мы можем загадывать? Есть только критерий. Если художник делает какую-то работу, чтобы представить ее на биеннале, это не очень большой шаг вперед. Если он работает и показывает результат – другое дело. Не у всех так получается.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

14:55 ФСБ задержала в Петербурге планировавших теракты исламистов
14:33 Сенаторы одобрили закон о штрафах за анонимность в мессенджерах
14:15 В Кремле признали нежелание Путина упоминать фамилию Навального
14:02 Дума отказалась ограничить доступ к сведениям о закупках госкомпаний
13:59 Минфин пообещал не допустить «эффект домино» из-за Промсвязьбанка
13:52 Алексей Улюкаев приговорен к восьми годам строгого режима
13:39 Госдума разрешила внеплановые проверки бизнеса по жалобам сотрудников или СМИ
13:36 ЦБ снизил ключевую ставку
13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
13:19 Индекс потребительских настроений по всей России вышел в «зеленую зону»
13:08 Прокуратура назвала самое коррумпированное подразделение силовиков
13:00 Лавров заявил о вмешательстве США в выборы в России
12:47 Совет Федерации подключился к поиску источника вони в Москве
12:40 Минтранс анонсировал возобновление рейсов в Каир в феврале
12:25 Дед Мороз заявил об отказе от пенсии
12:20 Дума приняла закон об индексации пенсий в 2018 году
12:07 Антитела к вирусу лихорадки Эбола вырабатываются через сорок лет после болезни
12:01 ЦИК снова пересчитал желающих баллотироваться в президенты
11:41 Улюкаев признан виновным в получении взятки
11:40 Совладельцы Промсвязьбанка списали проблемы на конкурентов и информатаки
11:24 Дума подняла МРОТ до прожиточного минимума
11:14 В Совфеде предложили заменить флаг России на ОИ-2018 флагами регионов
11:07 Министерство образования отказалось вводить 12-й класс в школах
10:54 Власти предложили схему отказа от долевого строительства
10:54 Управление «клеточной смертью» поможет победить опасное заболевание
10:46 Гендиректором «Яндекса» назначена Елена Бунина‍
10:33 Трамп предлагал продать изъятую у России дипсобственность
10:17 Совет Федерации дал официальный старт президентской кампании
10:06 В США отменили введенный при Обаме сетевой нейтралитет
10:05 Правительство отказалось запретить курение у подъездов‍
09:45 «Нелюбовь» Звягинцева вошла в короткий список претендентов на «Оскар»‍
09:42 ЦБ ввел в Бинбанк и Промсвязьбанк временную администрацию‍
09:32 Задержан отец подозреваемых в организации теракта в Петербурге
09:25 Вонь в Москве дошла до Собянина
09:13 ЦБ отозвал лицензию у банка «Солидарность» из второй сотни
09:10 WADA ответило на обвинения Путина в запугивании
08:52 Суд арестовал замглавы Росимущества по подозрению в хищении‍
08:36 Путин обсудил с Трампом Северную Корею
08:19 Лидеры ЕС договорились продлить антироссийские санкции
08:00 СМИ рассказали об отказе Медведева уволить главу Росавиации
14.12 23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
14.12 22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
14.12 22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
14.12 21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
14.12 21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
14.12 21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
14.12 21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
14.12 20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
14.12 19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.