Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 мая 2018, среда, 14:12
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

02 февраля 2005, 09:03

Самолеты вырываются вперед

Хотя в оценках экономической ситуации России начинают преобладать пессимистические нотки, и прогнозы на следующий год даются не очень веселые, все-таки несколько отраслей в ушедшем году показали очень хорошие результаты - несмотря на застой в прошлом и постоянные трудности в настоящем. Одной из таких отраслей стала гражданская авиация. По данным Министерства транспорта, в 2004 году отечественные авиакомпании обслужили 34 млн. человек, что на 14,5% больше, чем в 2003 году. Рост перевозок произошел даже несмотря на увеличение стоимости авиабилетов, вызванное рекордным ростом цен на топливо, а также терактами в августе и тайфуном в Юго-Восточной Азии. Тут вообще надо отметить, что в отношении российских авиакомпаний действует известная поговорка: “что немцу смерть, то русскому здорово”. Во второй половине 2001 года, после “авиационной атаки” в США мировой объем перевозок воздушным транспортом резко упал. Везде, но только не в России, где он, наоборот, стал потихоньку расти. Мировое снижение перевозок продолжилось и в 2002 году, а в 2003 году эта тенденция была усилена атипичной пневмонией в странах ЮВА. Но, как раз именно в 2003 году объем перевозок российских авиакомпаний вырос на 11%, как на внешнем, так и на внутреннем направлениях. В 2004 году темпы роста увеличились еще больше. Таким образом, российские авиакомпании продолжают находиться “на крыле” – в отличие от своих зарубежных коллег, многие из которых, несмотря на большую известность, финансовую устойчивость и передовой авиационный парк, оказались банкротами и прекратили существование. В чем же кроется причина подобного успеха, быстрого и неожиданного? И будет ли он повторяться?

Начнем с того, что рост авиаперевозок служит своеобразным индикатором роста благосостояния российских граждан. Именно российских, так как наши авиакомпании по вполне понятным причинам плохо представлены на международном рынке перевозок. И обслуживают, как правило, только россиян. Так что количество перевезенных пассажиров напрямую зависит от рублевых денежных доходов. Поскольку авиация у нас остается “элитным” видом общественного транспорта, рост доходов граждан должен продолжаться достаточно долго, чтобы сподобить часть населения поменять относительно дешевый железнодорожный или автомобильный транспорт на дорогой авиационный. Но и это еще не все. Поскольку полеты на международных маршрутах у нас в основном связаны с туризмом, повышение благосостояния должно быть настолько сильным, чтобы российскому гражданину хватило и на авиабилет, и на саму турпоездку. А поскольку именно с этим у нас последние два года было все хорошо – доходы благодаря высоким нефтяным ценам росли, как на дрожжах, то и спрос на авиационные услуги существенно подрос. С этой стороны российским авиакомпаниям пока ничего плохого не грозит – высокие цены на нефть будут способствовать и росту доходов, и росту расходов – как на туризм, так и на авиаперевозки.

Другим фактором, благотворно повлиявшим на хорошие показатели работы авиационного транспорта, стал процесс слияний, поглощений и банкротств, активно происходящий в отрасли в последние два-три года. Так, в 1998 году в России числилось 389 авиакомпаний, а в 2004 году их осталось уже 210. Цифра, конечно, все равно гомерическая, но начало процесса укрупнения компаний положено, и это положительный факт – большое количество маленьких компаний не сможет гарантировать пассажирам ни сервиса, ни относительно стабильной цены на билеты. Сокращение количества малых компаний означает увеличение авиапарка крупных, которые теперь получили дополнительную возможность расширения своего бизнеса. А бизнесу этому есть куда расширяться, так как, несмотря на рост количества перевезенных пассажиров, имеющийся парк самолетов загружен далеко не полностью. Если посмотреть данные “Аэрофлота”, то такой показатель эффективности как коэффициент занятости кресел в 2003 году составил 69,4%, а в 2004 году, по предварительным данным, – 69%. То есть загрузка самолетов не слишком-то и растет, и это очень плохо, так как условно-постоянные издержки на одного пассажира не снижаются. Зато переменные издержки, вроде расходов на топливо, растут постоянно. А это провоцирует дальнейший рост цен на авиабилеты и сдерживает рост спроса на авиационные перевозки.

Авиакомпании, разумеется, не сидят сложа руки, а компенсируют неполную загрузку воздушных судов сокращением их количества. Так, если взять в качестве примера тот же “Аэрофлот”, он постепенно начинает снижать количество самолетов, числящихся на балансе. На конец 1999 года у него было 116 единиц авиатехники, на конец 2002 года их осталось 104, на конец 2003 в компании было 94 лайнера, а на конец 2004 года – только 89. И, судя по приведенным данным по загрузке самолетов, их количество будет продолжать сокращаться. Кроме того, меняется структура авиапарка в сторону роста иностранной техники. У компании уже сейчас 32 иностранных самолета, взятых в лизинг, они составляют 36% всех летательных аппаратов.

В связи с этим представляется крайне сомнительным, чтобы транспортные компании в ближайшее время смогли положительно повлиять на ситуацию в авиационной промышленности. Судя по всему, процесс выработки старого авиационного парка еще далек от завершения, и несколько следующих лет российские авиакомпании будут продолжать летать на самолетах преимущественно советской постройки. Высокие цены на авиатопливо будут “тянуть на дно” их финансовые показатели, что также не улучшит ситуацию с заказами на новую технику, которая, может быть, и более экономична, но, увы, требует больших денег для приобретения. А с ними у авиакомпаний по-прежнему будет не очень хорошо. И это уже не говоря о постоянном давлении со стороны западных производителей, эксплуатантов и лизинговых компаний, которые готовы предложить свои простаивающие лайнеры за сущие копейки, лишь бы только как-нибудь их пристроить. Естественно, использование иностранной техники снизит издержки перевозчиков, но на российской авиационной промышленности отразиться тоже не очень благотворно. Ей придется, по всей видимости, ждать еще очень долго, пока действующий авиапарк износится до такой степени, что появиться спрос и на российские самолеты.

См. также:

Когда взлетит авиапром

Стоп, машина!

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

14:04 Дипломат США заявил об «акустической атаке» в Китае
14:03 Центр имени Хруничева привез на выставку новые «Протоны»
13:34 МИД России назвал сроки выхода Украины из СНГ
13:32 Изменение кислотности среды послужит тормозом для молекулярных машин
13:30 Роскачество нашло нарушения в 25% образцов сливочного масла
13:25 Бывший тренер «Спартака» и ПСЖ возглавил лондонский «Арсенал»
13:00 Просившую Путина о помощи онкобольную похоронят 24 мая
12:59 Девять сотрудников Мариинского театра госпитализированы с отравлением
12:40 Минкульт России открестился от планов запрета Booking.com
12:20 МИД РФ рассказал о мизерных зарплатах боевиков ИГ
12:19 Сбербанк в четвертый раз попытается продать украинскую «дочку»
11:51 Бизнес предложил отменить посадки за исполнение санкций
11:38 Хазанов готов озвучить попугая Кешу в полнометражке «Союзмультфильма»
11:32 В ДНР рассказали о попытке украинских военных захватить Горловку
11:21 Глава Сбербанка рассказал о переговорах с «Русалом» по долгам
11:13 В аварии школьного автобуса под Псковом пострадал 21 человек
10:51 В Совфеде ответили на заявление депутата Верховной Рады по Крымскому мосту
10:46 ВТБ прекратил сотрудничать с бизнесом Дерипаски
10:40 Медведев раздал поручения по реализации «майского указа»
10:22 В деле о госизмене экс-сотрудников ФСБ остался единственный эпизод
10:17 Высокопоставленных сотрудников ФСО заподозрили в хищениях при строительстве резиденции Путина
10:13 Николай Караченцов попал в больницу
09:51 Международная Букеровская премия досталась Ольге Токарчук
09:49 Отмена бумажных ПТС создаст проблемы покупателям новых машин
09:37 США выдвинули условия снятия санкций с группы ГАЗ Дерипаски
09:21 В ответ на санкции в России могут заблокировать Booking.com
09:20 Писатель Филип Рот умер в США от сердечной недостаточности
09:04 Удачно прошел очередной запуск ракеты Falcon 9
22.05 21:03 «Юрий Долгорукий» провел залповый пуск ракет «Булава»
22.05 20:46 Кудрин рассказал об участии в разработке новейшего оружия
22.05 20:21 Глава Facebook отчитался Европарламенту о безопасности пользователей
22.05 20:04 Трамп подтвердил готовность отказаться от встречи с Ким Чен Ыном
22.05 19:51 Госдума одобрила повышение стоимости голоса избирателя на выборах президента
22.05 19:27 В Росстате зафиксировали сокращение численности населения России
22.05 19:21 Крымский мост прошел чин освящения
22.05 19:04 Эрмитаж подал иск к Пирумову на 856 млн рублей
22.05 18:57 ФИФА закрыла все дела о применении допинга российскими футболистами
22.05 18:41 Дума отклонила законопроект о выдаче водительских прав с 16 лет
22.05 18:24 Нью-йоркскую фондовую биржу впервые за 200 лет возглавит женщина
22.05 18:17 Астероид-нарушитель оказался выходцем из другой планетной системы
22.05 17:48 Бинбанк и «Открытие» сообщили о сделках с признаками вывода активов
22.05 17:24 В Дебальцево подорвали рейсовый автобус
22.05 17:23 Путин подписал указ о создании НКО «Россия — страна возможностей»
22.05 17:04 Мариничев предложил Генпрокуратуре проверить действия Роскомнадзора
22.05 16:57 Прокуратура заняла первое место в рейтинге доверия опрошенных россиян
22.05 16:34 Израиль впервые использовал истребитель F-35 в бою
22.05 16:24 Ритейлеры допустили рост цен из-за закона о контрсанкциях
22.05 16:06 Audi отзовет более 11 тысяч машин для обновления ПО
22.05 15:53 Госдума рассмотрит возможность присвоения законам имен их авторов
22.05 15:47 63% опрошенных россиян не одобрили проведение ЕГЭ
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.