Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 20:21
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

02 февраля 2005, 09:03

Самолеты вырываются вперед

Хотя в оценках экономической ситуации России начинают преобладать пессимистические нотки, и прогнозы на следующий год даются не очень веселые, все-таки несколько отраслей в ушедшем году показали очень хорошие результаты - несмотря на застой в прошлом и постоянные трудности в настоящем. Одной из таких отраслей стала гражданская авиация. По данным Министерства транспорта, в 2004 году отечественные авиакомпании обслужили 34 млн. человек, что на 14,5% больше, чем в 2003 году. Рост перевозок произошел даже несмотря на увеличение стоимости авиабилетов, вызванное рекордным ростом цен на топливо, а также терактами в августе и тайфуном в Юго-Восточной Азии. Тут вообще надо отметить, что в отношении российских авиакомпаний действует известная поговорка: “что немцу смерть, то русскому здорово”. Во второй половине 2001 года, после “авиационной атаки” в США мировой объем перевозок воздушным транспортом резко упал. Везде, но только не в России, где он, наоборот, стал потихоньку расти. Мировое снижение перевозок продолжилось и в 2002 году, а в 2003 году эта тенденция была усилена атипичной пневмонией в странах ЮВА. Но, как раз именно в 2003 году объем перевозок российских авиакомпаний вырос на 11%, как на внешнем, так и на внутреннем направлениях. В 2004 году темпы роста увеличились еще больше. Таким образом, российские авиакомпании продолжают находиться “на крыле” – в отличие от своих зарубежных коллег, многие из которых, несмотря на большую известность, финансовую устойчивость и передовой авиационный парк, оказались банкротами и прекратили существование. В чем же кроется причина подобного успеха, быстрого и неожиданного? И будет ли он повторяться?

Начнем с того, что рост авиаперевозок служит своеобразным индикатором роста благосостояния российских граждан. Именно российских, так как наши авиакомпании по вполне понятным причинам плохо представлены на международном рынке перевозок. И обслуживают, как правило, только россиян. Так что количество перевезенных пассажиров напрямую зависит от рублевых денежных доходов. Поскольку авиация у нас остается “элитным” видом общественного транспорта, рост доходов граждан должен продолжаться достаточно долго, чтобы сподобить часть населения поменять относительно дешевый железнодорожный или автомобильный транспорт на дорогой авиационный. Но и это еще не все. Поскольку полеты на международных маршрутах у нас в основном связаны с туризмом, повышение благосостояния должно быть настолько сильным, чтобы российскому гражданину хватило и на авиабилет, и на саму турпоездку. А поскольку именно с этим у нас последние два года было все хорошо – доходы благодаря высоким нефтяным ценам росли, как на дрожжах, то и спрос на авиационные услуги существенно подрос. С этой стороны российским авиакомпаниям пока ничего плохого не грозит – высокие цены на нефть будут способствовать и росту доходов, и росту расходов – как на туризм, так и на авиаперевозки.

Другим фактором, благотворно повлиявшим на хорошие показатели работы авиационного транспорта, стал процесс слияний, поглощений и банкротств, активно происходящий в отрасли в последние два-три года. Так, в 1998 году в России числилось 389 авиакомпаний, а в 2004 году их осталось уже 210. Цифра, конечно, все равно гомерическая, но начало процесса укрупнения компаний положено, и это положительный факт – большое количество маленьких компаний не сможет гарантировать пассажирам ни сервиса, ни относительно стабильной цены на билеты. Сокращение количества малых компаний означает увеличение авиапарка крупных, которые теперь получили дополнительную возможность расширения своего бизнеса. А бизнесу этому есть куда расширяться, так как, несмотря на рост количества перевезенных пассажиров, имеющийся парк самолетов загружен далеко не полностью. Если посмотреть данные “Аэрофлота”, то такой показатель эффективности как коэффициент занятости кресел в 2003 году составил 69,4%, а в 2004 году, по предварительным данным, – 69%. То есть загрузка самолетов не слишком-то и растет, и это очень плохо, так как условно-постоянные издержки на одного пассажира не снижаются. Зато переменные издержки, вроде расходов на топливо, растут постоянно. А это провоцирует дальнейший рост цен на авиабилеты и сдерживает рост спроса на авиационные перевозки.

Авиакомпании, разумеется, не сидят сложа руки, а компенсируют неполную загрузку воздушных судов сокращением их количества. Так, если взять в качестве примера тот же “Аэрофлот”, он постепенно начинает снижать количество самолетов, числящихся на балансе. На конец 1999 года у него было 116 единиц авиатехники, на конец 2002 года их осталось 104, на конец 2003 в компании было 94 лайнера, а на конец 2004 года – только 89. И, судя по приведенным данным по загрузке самолетов, их количество будет продолжать сокращаться. Кроме того, меняется структура авиапарка в сторону роста иностранной техники. У компании уже сейчас 32 иностранных самолета, взятых в лизинг, они составляют 36% всех летательных аппаратов.

В связи с этим представляется крайне сомнительным, чтобы транспортные компании в ближайшее время смогли положительно повлиять на ситуацию в авиационной промышленности. Судя по всему, процесс выработки старого авиационного парка еще далек от завершения, и несколько следующих лет российские авиакомпании будут продолжать летать на самолетах преимущественно советской постройки. Высокие цены на авиатопливо будут “тянуть на дно” их финансовые показатели, что также не улучшит ситуацию с заказами на новую технику, которая, может быть, и более экономична, но, увы, требует больших денег для приобретения. А с ними у авиакомпаний по-прежнему будет не очень хорошо. И это уже не говоря о постоянном давлении со стороны западных производителей, эксплуатантов и лизинговых компаний, которые готовы предложить свои простаивающие лайнеры за сущие копейки, лишь бы только как-нибудь их пристроить. Естественно, использование иностранной техники снизит издержки перевозчиков, но на российской авиационной промышленности отразиться тоже не очень благотворно. Ей придется, по всей видимости, ждать еще очень долго, пока действующий авиапарк износится до такой степени, что появиться спрос и на российские самолеты.

См. также:

Когда взлетит авиапром

Стоп, машина!

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
17:23 Навальный представил предвыборную программу
17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
12.12 21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
12.12 20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.