Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 10:00
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 февраля 2005, 17:41

От культурной реформы к культурной революции?

Чиновники решили культуру причесать и подстричь, предложив ей осознать новые законы, перейти на новые,  рыночные отношения. Бунт деятелей культуры  реформу притормозил, но не отменил. Очевидно, услышав грозность и взвинченность театрального «бунта», Президент РФ 10 февраля принял у себя несколько ведущих деятелей российского театра. Накануне этой встречи мы попросили художественного руководителя Петербургского академического драматического театра им. Комиссаржевской Виктора Новикова поделиться с нами своими идеями относительно реформы. Беседу вела Марина Заболотняя.

Что беспокоит в сложившейся ситуации вас, опытного  театрального практика, пережившего многие системы и варианты существования театра? Нужно ли сегодня спасать наше достояние - репертуарный театр - или «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»?
 
Я не очень  понимаю нынешние крики о театральной реформе и о спасении театра. Конечно, реформы необходимы. Вопрос, каким образом проводить их, что нужно делать? Уверен, что нужен закон о культуре вообще и закон о творческих союзах. Но прежде, чем принимать эти законы, необходимо, в первую очередь, принять  закон о труде в творческой организации, пересмотреть трудовое законодательство, ту ее часть, которая касается работы в театрах и которая, на мой взгляд, давно устарела. Нужно принять, в конце концов,  закон о спонсорстве и меценатстве. И все эти действия должны быть скоординированы с учетом социальных гарантий творческих работников. Сейчас заработная плата актера ниже прожиточного минимума и, отправляя его на пенсию, государство обрекает на голодную жизнь. В то же время мы прекрасно понимаем, что сегодняшний театр в его нищенском положении далее существовать не может. Да, действительно, огромная победа российского театра – репертуарный театр. Мы этим гордимся и  до сих пор бьем себя кулаком в грудь. Но не надо забывать, что репертуарный театр, как принято считать, начинался с МХТ, - предприятия частного, существовавшего на деньги купца Алексеева, т.е. г-на Станиславского, равно как и других меценатов. Что труппа МХТ, с момента ее создания, ежегодно менялась процентов на 30-40. Что спектаклей  репетировалось очень много, но большинство держались в афише совсем недолго. Хорошо, если в сезон  набирался десяток  лучших. Собирали зрителей  не полный зал. Это видно по энциклопедии МХТ. Но главное, в те годы существовали различные типы театра. Были частные, были государственные, императорские. Актеры имели свой возрастной ценз, после которого они были вынуждены покидать сцену. Только некоторым государь-император разрешал остаться. История это  длинная… Так же надо помнить, что при советской власти создавались достаточно традиционные труппы, тогда возникло понимание театра-дома, как некоего места жизни.   

То есть театр-дом - это своего рода защита от внешней жизни, побег от действительности?

Конечно, от советской системы. К театру были привязаны. Переходы из театра в театр были крайне редки. Трудно было  представить, чтобы артист играл и в МХАТе, и Театре Сатиры. Были лидеры-режиссеры и преданные им актеры-единомышленники. И уход из такого театра был драматичным.

Не была ли эта модель  идеальной: из студии выращивался  театральный организм?

Театр одного типа быть не может. В какой-то момент из художественной самодеятельности, университетского театра  стали возникать забытые ныне студии. Они возникли в 60-х годах, там работали Гета Яновская, Гинкас, Марк  Розовский, Женя Шифферс. И это был уход в  свободу. Но сегодня, когда мы, действительно, погружаемся в рыночные отношения, театр не может не реагировать на изменения политико-экономической формации государства.

То есть с Россией, которую мы потеряли, должен уйти и ее театр?
 
Я не уверен, но может быть, ту коммунистическую Россию и надо было терять. А театр в новом мире, в новых отношениях должен меняться. Антрепризные спектакли, пусть даже не самого высокого качества, дают возможность реализовать свои амбиции и режиссеру, и актеру. К тому же – чего скрывать – это возможность определенного заработка. До перестройки, актеры подрабатывали на радио, ТВ, в кино, концертных организациях. Рухнула система, и актеры перебросились  в другие сферы заработка – в шоу, ночные клубы, антрепризы. Трудно упрекать человека за то, что он  зарабатывает своей профессией. В театре зарплата нищенская, на нее не прожить и одному, не говоря о семье. А сколько по стране режиссеров и актеров пропадает! Сколько театральных вузов, которые плодят безработных.  Это же катастрофа.
Говорят, что театры живут за счет своих площадей, выступая  в роли рантье: сдают в аренду помещения под коммерческие структуры, сцену для антрепризных спектаклей. Для спасения театра, особенно сегодня, - множество препятствий. Очень трудно обновлять труппу. Ждать естественного ухода актера – слишком цинично, а уволить  человека почти невозможно. История с Волочковой продемонстрировала несовершенство всей правовой системы. Если у нас есть деньги на 45 актеров, а я хочу взять молодых актеров на проект, я должен знать, откуда  взять  дополнительные  деньги. Где и как взять? Это сложный вопрос и творчески, и технически.

И все-таки - объективно - надо спасать репертуарный театр или нет?

О каком репертуарном  театре мы говорим? Если  выделяют в год на постановочные расходы миллион рублей! Да на эти деньги не поставишь и одного спектакля, а  хотелось бы в год делать три-четыре премьеры. Поэтому необходимо выработать некую реальную дотационную сумму. Исходя из вместительности нашего зрительного зала, т.е. 600 человек, - надо определить  посещаемость зрителя за сезон. Зная эту цифру, театр имел бы возможность отказаться от спектаклей в нерентабельные дни. Предположим, играть спектакли во второй половине недели, включая  выходные дни. Чтобы  зал заполнялся не на   30-40%, а каждый раз – на 100%, нужно отрегулировать спрос с предложением. Тогда оставшимися свободными днями можно  распоряжаться по необходимости - либо на репетиции, либо на аренду зала. Сэкономленную или заработанную сумму денег театр мог бы потратить по необходимости:  на PR, на зарплаты, на гастроли, на ремонт или  навыпуск новых спектаклей. Понятно, что на старом репертуаре  долго не проживешь, но сколько и каким должен быть этот репертуар? Сколько названий? 10? 20 спектаклей? Тут все отрабатывается индивидуально, только практикой. В США убыточные спектакли снимают немедленно. Мы же ни один спектакль  финансово не «отбиваем». Чтобы отбить спектакль, играя его не каждый день, чтобы вернуть вложенные в него деньги, требуется несколько лет.

В данной системе теряется возможность экспериментировать молодым, - тем счастливым нищим, которые могут стать новаторами сцены, будущими Мейерхольдами, Таировыми, Брехтами, Маяковскими… 

Будут спонсоры и меценаты, будут и возможности для экспериментов. Сегодня при  миллионе рублей на год я  не имею права на провал. На большой сцене очень страшно рисковать, страшно платить гонорары молодому режиссеру, художнику или драматургу. Для их реализации должны существовать небольшие театры-студии. У меня была привязанность к одному молодому  режиссеру, которому я дал возможность себя реализовать  трижды! И я проиграл. Хорошо, что есть и другой пример. Александр Морфов, которого я увидел в Македонии и Болгарии,  и в него, неизвестного до той поры России режиссера, поверил и рискнул деньгами. Деньгами государственными. Сегодня  он – главный приглашенный режиссер, и его две постановки  на нашей сцене  - «Буря» и «Дон Жуан» - оказались успешными. Риск должен быть оправдан. Все разговоры о смерти репертуарного театра специально заостряются. С театром, как таковым,  ничего не случится. Вопрос в количестве театров. Сколько этих репертуарных театров должно быть? Ведь рядом с ними обязательно будут жить другие типы театра. А государство должно определить, сколько оно  выдержит таких достояний республики. Ясно, что в провинции, где он один, вопрос о существовании не стоит. Такой театр будет всегда, как футбольная команда. Где свыше десятка, там бюджет города может не выдержать. Но как определить приоритеты, если театров более ста?  Думаю, никакой экспертный институт тут не поможет.

Т.е.  репертуарные театры будут вроде заповедников?

После революции для сохранения культурного генофонда отдельным товарищам выделялись пособия. В голод их подкармливали. Даже в блокаду, чтобы кого-то подкормить, в Астории, была особая столовая.  Вот они выберут пять театров – как  сегодня  выбрали Большой, Мариинский, Филармонию – и объявят  их  национальным достоянием. В Петербурге - Александринский, БДТ, сыгравший огромную роль в нравственном становлении общества. Проблемы будут у встроенных театров типа Комедии (Елисеевский магазин), Театра им. В. Ф. Комиссаржевской (Пассаж), им. Ленсовета.

Вы, как художественный руководитель академического драматического театра, готовы к реформе?

Я готов к реформе, не знаю, правда, какой. Потому что  еще ничего не решено. При условии социальной защиты людей и дееспособном  механизме формирования труппы я бы перевел театр на контрактную систему. Если государство выделит мне общую сумму,  я сам  придумаю, как нам жить. И тогда  требуйте от меня полный зрительный зал.

Да, но  театр может быть устроен как кафедра, а может показывать стриптиз и   заполнять зал  на все сто.

Это вопрос идеологии. Мы не можем игнорировать зрителя, не  можем  смотреть на него сверху вниз, но  и опускаться ниже его уровня тоже недопустимо. Тут нужна  золотая середина.

Меня, как личность, в детстве сформировал только один театр – БДТ Товстоногова. Какой сегодня театр формирует личности нынешнего молодого человека? О чем будет вспоминать ребенок, когда станет взрослым?

Может быть, о театре Додина. Может быть. Меняется общество. Можно играть гениальный спектакль с гениальными актерами в полупустом зале. Это зависит от выбора пьесы, выбора режиссера, многое зависит от зала. Что сегодня  можно  сыграть в  зале на тысячу мест? Какой это должен быть спектакль, чтобы заполнить зал? Какой актер или режиссер?

Петр Фоменко, например.

Я не уверен. Проблема вот в чем. Сколько может  выдержать концертов  один выдающийся  музыкант мирового уровня?  Один, два. Привезут нам спектакль Питера Брука: сколько раз он заполнит зал? – два, три, ну, пять. Все. Что мы хотим сегодня, когда нет никакой идеологии, на чем воспитываться? Будут воспитываться на моноспектакле Алисы Фрейндлих, на «Бесах», «Дяде Ване», на «Братьях и сестрах» Додина. Да, театр, и кафедра. Но, уверяю тебя, что и «Дон Жуана» Театра Комиссаржевской, - этот праздничный, умный, философский спектакль, - зритель запомнит тоже. Но  подобные спектакли уникальны. Я бы хотел пригласить на постановку  европейского  режиссера, но он просит  60 тысяч евро за постановку, а у меня таких денег нет!  Нужны разные сцены: и на 50, и на 200 мест. Но! говоря о большой сцене, мне становится физически больно,  когда я вижу полупустой зал и  не понимаю, что происходит: то ли администрация плохо работает, то ли  плохой спектакль, то ли день критический…  Еще раз повторяю – трудовое законодательство, спонсорство и меценатство, финансовая свобода. Ни один  театр не выдержит содержание здания. Мы  должны научиться  жить в новых условиях, а государство должно нам в этом помочь. Вы хотите, чтобы мы ставили русскую классику? Предположим. Могу с этим согласиться. Это есть идеология  нашего государства, и вы ее финансируете.

Да, но при соцзаказе неизбежна цензура. А как быть со свободой творчества?

Да, возникает дополнительная цензура. Но сегодня проблем с пьесами нет – мир открыт. Есть проблема с режиссурой. Мы сегодня все немножко загнаны. Это, конечно, зависит во многом от руководителя театра. Чтобы пригласить хорошего режиссера, надо иметь  деньги. Надо, чтобы молодой и талантливый режиссер совпадал по умонастроениям, по внутренним ритмам с линией театра, с его традициями. Я не  сторонник резких телодвижений. Взорвать можно все в минуту, труднее – сохранять и видоизменять. У Морфова, например,  произошел контакт с труппой, с людьми, которые готовы забыть все свои халтуры и работать с ним, готовы по 10- 12 часов находиться вместе. Это редчайший случай. Режиссеров-ремесленников достаточно.  Так как я сам спектаклей не ставлю, я не боюсь сравнений.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

09:47 СМИ узнали о решении кабмина отказаться от налоговой реформы
09:44 СМИ рассказали о выводе из Сирии лишь двух третей группировки РФ
09:29 Медведев выделил 40 регионам 20 млрд рублей за быстрое развитие
09:27 ЦБ попросил банки наладить сбор монет у населения
09:19 Яценюк рассказал о приказе Турчинова применять оружие «для защиты Крыма»
09:12 «Роскосмос» назвал причину провального пуска с Восточного
08:54 Трамп дал старт новой американской лунной программе
08:35 Цена нефти Brent превысила 65 долларов впервые за 2,5 года
08:24 Трамп вновь призвал ввести смертную казнь за терроризм
08:03 КНДР провозгласила победу в противостоянии с США
07:41 СМИ рассказали о согласии США оставить Асада президентом Сирии
07:23 Роскомнадзор заблокировал сайт «Открытой России»
06:58 Суд в Киеве освободил Саакашвили
11.12 21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
11.12 20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
11.12 20:23 Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии
11.12 20:06 Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве
11.12 19:48 Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ
11.12 19:27 Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты
11.12 19:02 Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта
11.12 18:41 Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля
11.12 18:23 «Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»
11.12 18:06 Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ
11.12 17:45 «Дочка» сколковского резидента привлекла $ 6 млн на лекарство от лейкоза
11.12 17:40 Путин не поддержал решение Трампа по Иерусалиму
11.12 17:20 Путин заявил о готовности возобновить полеты в Египет
11.12 17:14 Растения в первую очередь защищают от вредителей свои цветки
11.12 17:05 Полиция задержала подозреваемого во взрыве бомбы на Манхеттене
11.12 16:56 Собчак рассказала на Первом канале о фабрикации дел Навального для его отстранения от выборов
11.12 16:38 Запуск военного спутника с Плесецка перенесли на 2018 год
11.12 16:21 Михалков переизбран главой Союза кинематографистов России
11.12 16:07 Михаил Саакашвили назвал себя военнопленным
11.12 15:58 В Манхэттене прогремел взрыв
11.12 15:53 60 млн рублей выделены на развитие технологии трекинга для виртуальной реальности
11.12 15:46 ЦБ стал единоличным владельцем «Открытия»
11.12 15:30 Хакер из Екатеринбурга заявил о взломе Демпартии США по заказу ФСБ
11.12 15:14 МГУ попал в топ российского рейтинга мировых вузов
11.12 15:04 Лавров не увидел признаков достижения Трампом «сделки века» по Палестине
11.12 14:53 Изучен «бактериальный экипаж» Международной космической станции
11.12 14:37 Эстонский бизнесмен получил в России 12 лет за шпионаж
11.12 14:11 Экологи объяснили неприятный запах в Москве выбросом воды
11.12 13:51 Саудовская Аравия снимет 30-летний запрет на кинотеатры
11.12 13:20 Большинство российских спортсменов заявили о желании участвовать в зимних Играх
11.12 13:06 Путин прибыл в Сирию и приказал начать вывод войск
11.12 13:03 В Совфеде предложат наказание за привлечение детей к несогласованным акциям
11.12 12:38 Родителям двойняшек выплатят пособие сверх маткапитала только на одного ребенка
11.12 12:18 В Египте нашли две гробницы времен XVIII династии
11.12 12:14 «Дочка» «Ростеха» оспорила санкции из-за турбин Siemens в суде ЕС
11.12 12:01 Лидер SERB потребовал наказать организаторов показа фильма о Донбассе
11.12 11:51 В «Ленкоме» началось прощание с Леонидом Броневым
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.