Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 декабря 2017, понедельник, 02:56
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

14 февраля 2005, 18:03

Дуня Смирнова: Подсудимый не всегда и не везде был таким гадом.

КРИТИЧЕСКАЯ МАССА

Дуня Смирнова – журналист, сотрудник издательских домов «Коммерсантъ» (1995-1998), «Московские новости» (1998), «Афиша» (1999-2000). Публиковалась в журналах «Сеанс»,
«Столица», газетах «Русский телеграф», «Ведомости» и др. Автор сценариев фильмов «Мания Жизели» (1995), «$ 8 ½» (1999), «Дневник его жены» (2000, Второй приз за сценарий на конкурсе The Hartley-Merrill International Screenwriting Competition, США), «Прогулка» (2003) и др. Соведущий ток-шоу «Школа злословия» (Культура, НТВ; премия ТЭФИ-2003). Беседу вел Глеб Морев.

Сейчас вы, как сценарист, работаете с Андреем Михалковым-Кончаловским над фильмом под названием "Глянец". Не касаясь содержания будущей картины, хотел бы спросить вас - пришлось ли в ходе этой работы вам, одному из самых заметных авторов русского глянца, внутренне "остраниться" от него, взглянуть на этот культурный феномен со стороны? Или эта внутренняя дистанция всегда в вас существовала?

Я, честно говоря, не совсем понимаю, с каких пор меня произвели в авторы глянца. За последние семь лет у меня опубликовано было пять текстов в Vogue (все так или иначе анти-гламурные), один рассказ в Playboy и одно интервью, даденное Marie Claire. Всё. Кроме того, последние два года я журналистикой вообще не занимаюсь – ни глянцевой, ни какой другой. Скрупулезность этого подсчета объясняется не моим пристальным интересом к собственной карьере, а как раз полным нежеланием смиряться с привешиванием мне глянцевой биографии.
Что касается работы над сценарием «Глянца», то во многом исходные позиции у Кончаловского и у меня совпадали. Кончаловский, правда, более радикален: он гламур ненавидит, последовательно, обдуманно, идеологично. Я не буду комментировать его соображения, поскольку это целая концепция, мировоззрение, базирующееся на неприятии капитализма как социальной системы в целом. Что до меня, то я давно и глубоко убеждена, что именно индустрия красоты уже несколько десятилетий полностью утратила какой бы то ни было гуманитарный здравый смысл. Даже в худших образцах голливудских киноаттракционов есть хотя бы гомеопатическая доля гуманитарных и моральных ценностей: желание утешить человека, приободрить его в трудном выборе, помочь ему уверовать в осмысленность жизни и смерти, в справедливость. В гламуре и всех его, как говорили в производственных романах, смежниках ничего подобного нет. Это заговор огромных корпораций против человека. Там и человека-то, как вы понимаете, нету, там только потребитель. Гламурные журналы – министерство пропаганды этой хунты. Именно они внушают идею вечной молодости, отвергая огромную культурную и цивилизационную категорию – старость. Именно они навязывают внешние и поведенческие стандарты, униформу, вытаптывая индивидуальности. Они до полного уже безумия раскручивают маховик консьюмеризма, они делают из людей рекламоносители. Они создают новые символы и, соответственно, новую религию, в которой на месте счастья – богатство, на месте поступка – покупка, вместо любви – половая физкультура, вместо самопознания – тесты, вместо борьбы с грехами – диеты, вместо семьи – фитнес-клуб, вместо мировоззрения – сезонная мода. Они выполняют заказ своих рекламодателей, и я искренне не понимаю, почему эти журналы должны продаваться за деньги, а не вкладываться в пакет с только что купленными трусами как подлежащие помойке флайеры и каталоги. И поскольку они, журналы, на мой взгляд, все-таки только инструменты, а не вдохновители этой войны с честным обывателем, то ненавидеть их я не могу, глупо ненавидеть армейские соединения. Среди их солдат, как это всегда и бывает, встречаются очень симпатичные люди.   

Когда я задавал первый вопрос, я имел в виду и вашу работу в «Афише». На мой взгляд, «Афиша», развивая Вашу милитарную метафору, – одно из самых боеспособных соединений армии, борющейся за победу консьюмеризма. Шпионский, так сказать, отряд, засланный на вражескую – интеллектуальную, гуманитарную – территорию. Или для вас глянец имеет более узкие границы?

Знаете, Глеб, оказалось, что про «Афишу» я просто как-то забыла. Но, отдавая должное вашей остроте о шпионском отряде, все-таки «Афишу» я гламуром не считаю. Я, правда, давно не читала этот журнал, но по крайней мере в то время, когда я там работала, никакого угнетения книг или фильмов с точки зрения возраста, фигуристости, богатства или нарядности их создателей там не было. Получается, что для меня одним из важнейших признаков гламура является смесь шовинизма (не национального, конечно) с детерминизмом. И хотя понятие «модности», столь чтимое и культивируемое «Афишей», детерминизмом отдает, но его все-таки не достаточно. Да и потом «Афиша» - издание прикладное, практическое, фактически справочник, а гламурные журналы – это скорее «все в жизни лишь средство для яркопевучих стихов». «Афиша» – не мировоззренческий журнал, а GQ – мировоззренческий, к сожалению.

Не соглашусь тут с вами: по мне, что «Афиша», что GQ, при всех различиях их поэтики – издания по сути прикладные, справочные, даром что в одном рекомендуют, кого и в каком кафе читать, а в другом – какой носок и галстук к каким ботинкам надеть и т. п. Другое дело, что, на мой взгляд, и та и другой – и мировоззренческие, по вашей терминологии, издания. Оба моделируют реальность, навязывая читателю регламент бытового и/или культурного поведения. Тотальность – вообще неотъемлемое свойство гламурного проекта, зона (воз)действия которого не ограничивается, по-моему, сферой периодики, но охватывает всю культуру. Усматриваете ли вы следы гламурной экспансии в близких вам культурных сферах – литературе и кино?

Может быть вы и правы, может быть, я необъективна по отношению к «Афише», поскольку в ней работает несколько симпатичных мне людей. Но мне и правда не кажется, что «Афиша» навязывает регламент культурного и бытового поведения. То, что Константин Агунович писал в «Афише» о живописи, не согласуется ни с каким регламентом. Его проза об изобразительном искусстве не имела ничего общего с «культурной политикой», проводимой, например, Екатериной Деготь: он никогда не играл роли бюро пропусков на проходной вечности. С его вкусами можно было солидаризироваться или нет, но никто вас за это не прорабатывал на парткоме. Точно так же соображения Алексея Васильева о кино могли быть пристрастны, но никогда не были «концептуальны» в смысле «Н принято хвалить, а НН ругать». Вообще сам факт того, что «Афиша» позволяет себе кого-то ругать, на мой взгляд, принципиально выводит ее из рамок гламура: гламур никогда не ругает, моделируемый им мир совершенно бесконфликтен и именно потому искусственен – когда гламур хочет поругать, он не замечает.
Для того чтобы содержательно ответить на ваш вопрос о гламурной экспансии в литературе, мне нужно было бы знать ее, современную литературу, а я, признаться, совершенно ее не читаю. Мои читательские интересы давно усохли до классики, российской истории и разного рода мемуаров. Вот, правда, Пелевина прочла последний роман. Очень понравилось. Следов гламура не заметила.
В кино, конечно, следы какие-то есть. Фильм [Филиппа Янковского] «В движении». «Гололед» [Михаила] Брашинского. Еще пара картин. Но я не решилась бы назвать это экспансией. Гламур ведь очень сильно сосредоточен на визуальной стороне жизни, и потому вполне естественно, что гламурные московские интерьеры, холодный свет никелированных поверхностей, резкое укрупнение деталей используются в современном русском кино именно как признаки, приметы его современности. Это так называемое модное изображение я сама не очень люблю, но считаю его нормальным явлением в формировании киноязыка, и думаю, что кинематограф тут просто использует глянец, а не наоборот. При том временно использует. Я не могу с другой стороны не отдать должное смелости своей приятельницы Алёны Долецкой, дающей приз Vogue за самое стильное визуальное решение месхиевскому фильму «Свои», произведению и впрямь визуально очень продуманному и осмысленному, но ни в какой степени не гламурному.
Некоторое подобие предполагаемой вами экспансии можно, наверное, наблюдать в телевизионном кино, в сериалах, то есть в продукции, обращенной ровно к тому же потребителю, что и полиграфический глянец. Это, по-моему, естественно.
Забавно то, что как раз культурными мнениями самого гламура очень просто манипулировать – они же все, как один, готовы по правильной команде обожать Киру Муратову, не понимая в ней ни шиша.

Говоря про «еще пару картин» – не имеете ли вы в виду кинематограф Алексея Учителя? Но, по-моему, его последний фильм «Прогулка» – просто образец кино-гламура. И блистательно созданная вами литературная, точнее даже – языковая основа этого фильма, сознательно «приподнимающая» героев над реальной языковой средой и жизнью, вполне согласуется с эстетизирующей эту жизнь режиссерской поэтикой.  

Меня до такой степени огорошило ваше соображение о ее гламурности, что я как-то даже растерялась. Мы с вами, видимо, безнадежно по-разному толкуем это понятие: вы – бесконечно широко, я – значительно уже. С вашей позиции судя, получается, что в «Анне Карениной» множество гламурных страниц. А уж «Обыкновенная история» Гончарова – просто чистейший журнал Elle. Так все-таки нельзя, по-моему. Эстетизация действительности, в которой вы упрекнули «Прогулку», есть, прошу прощения, просто один из признаков искусства. Фильм «Брат», по глубокому моему убеждению, тоже эстетизирует действительность в высшей степени. И что? Конечно, «Прогулка» - романтическая история, и стилистика для нее выбрана соответствующая. Но в основе сценария – и меня не перестает удивлять безграмотность наших критиков, не заметивших этого, - лежит классическая схема комедии-дель-арте: Пьеро, Коломбина и Арлекин. Вынуждена напомнить, что комедия-дель-арте была искусством прежде всего народным, площадным, и совсем недаром все действие «Прогулки» происходит на улице. Ну и что тут гламурного? Прыгающая камера? Так она была выбрана только по техническим соображениям, иначе как с рук было не снять. То, что многие считают, что таких молодых людей нынче не бывает? Но это неправда. И вы, и я встречали много молодой интеллигенции. Да и потом, это вообще не аргумент: мало кто из итальянских журналистов был похож на Марчелло, девушки типа самойловской Вероники редко усыновляли детей, найденных на улице, а реальный Данила Багров вряд ли произносит достоевские монологи над предателем-братом. Я решительно не могу найти в этом фильме признаков гламура.
 По моим понятиям, их два. Первый: гламур под видом бескорыстного служения прекрасному всегда что-то продает. «Прогулка» не продает ничего. Даже продакт-плейсмента там нет, к моему большому сожалению, он, наверное, отразился бы на гонораре драматурга. Второй признак гламура: гламур отрицает не только трагедию, но и драму – в него не помещается ни смерть, ни горе. Пользуясь словами группы «Сплин», «думают люди в Ленинграде и Риме, что смерть – это то, что бывает с другими». Выдуманные люди гламура то же самое думают не только о смерти и страданиях, но даже о неудачах: в их несуществующей жизни есть место только легким неудовольствиям, Джеки Онасис они никогда не описывают как несчастную вдову, пережившую нечто ужасное, но всегда – как богатую красавицу. Если вы заметили в «Прогулке» хотя бы отзвуки подобного мировоззрения, то мы с вами разные фильмы смотрели. В том, который смотрела я, все трое героев в конце очень несчастливы.

Говоря о своих «глянцевых» текстах, вы определили их как компромиссные («так или иначе антигламурные»). Помимо экономических резонов – был ли в этом компромиссе – участии интеллектуала в глянце – культурный смысл? Каковы, на ваш взгляд, стратегии интеллектуала в глянце? И наоборот – глянца по отношению к интеллектуалу? Ведь, опять же – так или иначе – без последнего не обходится: вспомним Набокова (а у нас - Битова) в Playboy, Бродского – в Vogue. 

Я, конечно, тот еще интеллектуал. Особенно в предложенном вами контексте. Не знаю, как насчет стратегии, но я для себя видела смысл как раз в том, чтобы закопать несколько мин на необъятной вражеской территории: сказать несчастным, депрессированным женщинам, читающим всю эту красоту, что и с толстыми ногами, неряшливо одетым мужем и – страшно сказать – даже с внуками, без свечей, кружевного белья и тихой музыки, без ботекса и латекса можно жить вполне удовлетворительно. Даже иногда испытывать моменты счастья. Например, тяпнув с мороза водки да под селедочку, да с грибком маринованным. Или, совсем напротив, перечитывая «Анну Каренину». Насколько мне известно, в ответ на мои диверсии пришло много благодарных писем со стороны читателей, а героическую Алёну Долецкую долго и уныло мучило руководство. Я не вижу тут никакой стратегии: пишущий человек старается использовать почти любые возможности высказать свои соображения (если они у него в данный момент имеются), кроме совсем уж неприличных (возможностей, а не соображений). Да и то – Розанов или Лев Аннинский и неприличными не пренебрегали, печатались черт знает с кем бок о бок.
Что же касается стратегии самого глянца, то, конечно, меня соблазняет параноидальная мысль, что глянец вербует интеллектуала деньгами – поскольку больше он, как правило, ничем не соблазняется – с целью компрометации и растления: и ты такой же, и ты с нами делаешь наше плохое и вредное. Но вообще-то это не так. Глянец бездумен и легкомыслен. Он покупает не интеллектуала, а селебрити, знаменитость. Ему совершенно все равно, будет это текст Битова или Баскова, Басков даже, наверное, предпочтительнее, да вот беда – никак не освоит буквенную клавиатуру. Правда, не стоит забывать, что глянец меняется: и географически – сравните, например, французский Marie Claire с нашим, да и Playboy, и Vogue – в связи с национальными вкусами, и во времени. Я же не случайно сказала про утрату смысла именно в последние десятилетия. Того Playboy, в котором печатался Набоков, давно уже нет, а Vogue 1960-х годов был по сравнению с нынешним просто пощечиной общественному вкусу, ареной авангардных экспериментов. Одним словом, подсудимый не всегда и не везде был таким гадом, у него случались и хорошие дни. Я думаю, что перелом произошел в конце 1980-х – начале 1990-х. 

С чем вы связываете эту трансформацию?

То есть как, с чем? Время такое было, сынок. (Не сочтите за фамильярность, умоляю!) Я совершенно не имею способностей и склонностей вести культурологический разговор о времени. Мне просто кажется, что именно в эти годы истерика потребления переломила остатки идеалистических представлений 1968-го, и крах коммунистической системы сыграл в этом далеко не последнюю роль. Я, как вы понимаете, чрезвычайно далека от любых завываний над гробом Варшавского договора, но мы часто недооцениваем тот факт, что для многих западных умников, дураков и романтиков иллюзорное наличие альтернативы капитализму было одновременно и утешением, и тормозом. И когда оказалось, что «обманула та мечта, как всякая мечта», пропадать решили с музыкой. Да я, кстати, и не уверена, что пропадать: это же все живые процессы, для современников часто уродливые, а для потомков получающие совсем другой смысл. Ведь на соседней грядке с деньгошуршащим гламуром в той же пышной поре цветения произрастает новое пуританство, возрождение обрядовой религиозности, пропаганда семейных ценностей. Для нас с вами, как для людей культуры, именно оттуда может грянуть тяжкая опасность: протестантское сознание чрезвычайно мало ценит эстетику, а то, что в качестве таковой все-таки выбирает и начинает ценить, лучше бы было задушить во младенчестве. Но для нашей иудохристианской цивилизации, возможно, именно этот ужас нового ханжества, нетерпимости, клерикализма окажется спасительным. Впрочем, я не знаю.

Кстати, об опасностях. Мне кажется, что, будучи объективными, нельзя не заметить, как бесконфликтная глянцевая вселенная под влиянием происходящего в российском обществе дает первые трещины. Где-то мелькают портреты Ходорковского, в том же GQ Лимонов страстно пишет о жертвенности и в полный голос оплакивают разрушаемую Лужковым старую Москву. Наконец, только что ваша любимая «Афиша» устами своего главного редактора заявила о наступлении «нового времени» - времени «плохих новостей». Что это, на ваш взгляд – салонное фрондерство, коммерциализация радикального? Или возвращение «хороших дней» и общественного смысла для глянца еще возможно?

Начинается все, конечно, с салонного фрондерства и коммерциализации радикального. Но я уверена, что этим не закончится. Во-первых, по собственному опыту могу сказать, что иметь определенную общественную позицию довольно увлекательно. Наличие или отсутствие у человека политических взглядов значительно больше связано с его темпераментом, чем это принято считать. Соответственно со своими темпераментами и поведут себя трудящиеся гламура: наиболее азартные из них увлекутся политикой, оттащить их от нее будет трудно, а робкие их за это осудят. Во-вторых, несмотря на общепринятую глупость гламура, люди в нем трудятся совсем не глупые. Они не могут не понимать, что существующая сегодня политическая ситуация несет в себе потенциальную угрозу и для их уютного бархатного мира: меньше свободы в России означает в то же время и меньше денег; так называемая смена элит происходит в совершенном противоречии со всей стилистикой гламура. Ксения Собчак, занявшая место Ренаты Литвиновой – неадекватная замена, и ее, поверьте, никто не жаждет. Когда [вице-президент Альфа-банка Александр] Гафин уедет, они что, [замглавы администрации президента Игоря] Сечина будут на тусовках фотографировать? Вы его лицо видели? Кроме того, если даже мелкий бизнес, поначалу столь радовавшийся атаке на олигархов, уже приуныл и почувствовал на себе давление государственного рэкета, неужели вы думаете, что это не беспокоит какой-нибудь Bosco di Ciliegi? Конечно, отнять Vogue у Condé Nast значительно труднее, чем «Афишу» у [председателя Совета директоров ЗАО «Афиша интдастриз»] Антона Кудряшова, но при желании возможно и это. Поэтому салонное фрондерство очень быстро превратится в простую и искреннюю борьбу за существование. Кто-то, естественно, изберет тактику мирного сосуществования, быстро переходящего в сервильность. А кто-то, если изданию придется умирать, будет делать это красиво – уж в этом-то гламур толк знает.
Вообще, вы, наверное, заметили, как быстро мы возвращаемся к тому положению, в котором наши разногласия, еще вчера столь непримиримо нас разделявшие, становятся несущественными - ровно как позавчера. Так вот в гламуре, не стоит забывать, работает много людей из нашей с вами социальной среды, приверженных либерализму не меньше нас и получившим от него не меньше нашего (а в материальном исчислении, наверное, больше), рассматривающих возможность эмиграции как несчастье. И мне крайне трудно поверить, что никто из них не испытывает брезгливого возмущения, не чувствует своей прежней беспечной причастности к нынешней реставрации и не имеет желания ей противостоять.

Критическая масса, 2004, 4

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17.12 21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
17.12 20:27 Компания Ковальчука стала претендовать крымский завод шампанского «Новый свет»
17.12 20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
17.12 19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
17.12 19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
17.12 18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
17.12 18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
17.12 17:25 Между сторонниками Саакашвили и полицией произошли столкновения
17.12 16:47 Прокуратура впервые запросила пожизненный срок для торговца наркотиками
17.12 16:24 Курс биткоина превысил 20 тысяч долларов
17.12 16:16 Спортсменам РФ разрешили использовать два цвета флага на Олимпиаде
17.12 15:13 В Госдуме назвали неожиданностью слежку Финляндии за Россией
17.12 14:54 Скончался Георгий Натансон
17.12 14:15 В Крыму работы на трассе «Таврида» привели к перебоям с интернетом
17.12 13:44 В Москве снова побит температурный рекорд
17.12 13:15 СМИ сообщили об убийстве плененного ИГ казака
17.12 12:39 Губернатор Подмосковья пообещал избавить жителей региона от вони в начале года
17.12 12:07 Правительство Австрии поддержало смягчение санкций против РФ
17.12 11:35 Глава МИД Великобритании не увидел фактов влияния РФ на Brexit
17.12 11:15 СМИ рассказали о затрате Пентагоном 20 млн долларов на изучение НЛО
17.12 10:52 В Финляндии возбуждено дело после публикации данных о контроле разведки над интернетом
17.12 10:20 Представители Трампа обвинили спецпрокурора по РФ в незаконном получении документов
17.12 09:53 Завершилось голосование по названию моста в Крым
17.12 09:34 В Москве побит абсолютный температурный рекорд с 1879 года
17.12 09:24 Источник рассказал о переносе с Байконура пилотируемых пусков
17.12 09:12 В Дагестане силовики вступили в бой с боевиками
16.12 22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
16.12 21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
16.12 19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
16.12 19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
16.12 19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
16.12 19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
16.12 17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
16.12 16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
16.12 15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
16.12 15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
16.12 14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
16.12 13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
16.12 13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
16.12 12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
16.12 11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
16.12 11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
16.12 10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
16.12 10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
16.12 09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
16.12 09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.