Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 05:47
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

22 февраля 2005, 07:49

Бесполезный орган необходимой борьбы

В январе-феврале все федеральные министерства и ведомства отчитываются о работе, проделанной ими за ушедший год. Федеральная антимонопольная служба тоже отчиталась – о мерах административного воздействия в ответ на нарушения антимонопольного законодательства со стороны юридических лиц и органов государственного управления, о сумме наложенных штрафов и о количестве дел, принятых к производству судами. В общем, обычный министерский отчет, каких ежегодно плодятся десятки, при прочтении которого создается впечатление, что этот орган добросовестно работает и борется – по мере сил и средств, с монополизмом и недобросовестной конкуренцией. Но это только впечатление, которое, увы, никак не подтверждается хозяйственной практикой.

Основной идеей, для реализации которой создавались антимонопольные ведомства в промышленно развитых странах, была борьба с доминирующим положением на рынке тех или иных товаров и услуг крупных корпораций. Как показывал опыт, после того, как крупные корпорации подминали под себя рынок, их развитие прекращалось и, наоборот, начинался регресс. Производительность труда падала, качество изделий ухудшалось, условия поставки и платежа становились обременительными для потребителей и, в довершении всех бед, цены на товары и услуги устанавливались на непропорционально высоком уровне по сравнению и с себестоимостью, и с покупательной способностью потребителей. Несмотря на очевидные недостатки, корпорации-монополисты изо всех сил защищали сложившееся положение дел, так как участие в каждодневной конкурентной борьбе было слишком изматывающим мероприятием, чтобы добровольно на него соглашаться. Но не желая соглашаться добровольно, они были вынуждены примириться (или сделать вид, что примиряются) с активным государственным вмешательством в регулирование теперь уже не свободного, а монополистического рынка. Форм этого регулирования было очень много, но в антимонопольной части мировая практика выработала несколько основных способов, которые показали свою эффективность.

Во-первых, это искусственное разделение монополистов на несколько компаний, запрещение слияния компаний, если в результате возникнет монополистическое объединение, создание новых производств по выпуску продукции и услуг, аналогичных монополистическим, и, упоминавшееся наложение штрафов в случае завышения цен, неправомерного отказе в заключении контрактов или сознательного ухудшения условий контрактов для контрагентов.

Благодаря применению этих мер, регуляторам удалось добиться усиления конкуренции и, соответственно, повышения эффективности производства в западных экономиках. Было оно взято на вооружение и российскими реформаторами еще в 1992 году, так как чего-чего, а монополий в российской (бывшей советской) экономике было хоть отбавляй.

Поначалу, на реформаторском задоре, кое-что действительно было сделано. Бывшие советские министерства, главные управления, производственные объединения и просто комбинаты были разложены до уровня первичных производственных единиц, на котором, как представлялось, и начнется настоящая конкурентная борьба и рыночная экономика. Но, к сожалению, ничего из этого не получилось.

Как только процесс разложения закончился, тут же начался обратный процесс – создания крупных производственных объединений, правда, по несколько иному принципу, чем в советские времена. Если советские министерства объединяли предприятия по принципу однородности выпускаемой продукции (горизонтальная интеграция), то частные российские компании, создаваясь на базе тех же предприятий, объединяли их по принципу однородности (точнее - наследуемости) перерабатываемого сырья (вертикальная интеграция). В результате во всех более или менее “работающих” отраслях было создано несколько компаний, которые объединяли весь производственно-коммерческий цикл: добычу сырья, его переработку и сбыт. Их расчетно-кассовое и кредитное обслуживание велось, разумеется, в “своем” банке, поэтому в законченном виде подобная структура стала называться финансово-промышленной группой (ФПГ).

Со временем эти группы сливались, объединялись и поглощались, в результате чего их количество существенно уменьшилось. А это привело к созданию монополистической ситуации на внутреннем рынке. То есть, ликвидировав монополизм советского типа, реформаторы создали предпосылки для появления монополизма российского типа, который, хотя и “лучше” советского, все равно нежелателен для устойчивого экономического развития.

С ростом монополизма увеличивалось поле деятельности для антимонопольных органов, которое они почему-то не спешили осваивать. И если процесс искусственного разделения монополистических объединений был проведен еще в 1992 году волевым решением новой власти, то процессу создания новых конгломератов она помешать не смогла. Или не захотела. Антимонопольные ведомства без больших проблем выдавали разрешения на слияния и поглощения, в результате которых число участников рынка стремительно уменьшалось, а в некоторых случаях (например, в алюминиевой отрасли) вообще сократилось до двух. Хотя по всем правилам этих участников должно быть не меньше трех, так как предельная доля рынка, которую мог занять один производитель, ограничивалась 30%. То есть основную свою задачу – препятствовать созданию монополистических объединений – антимонопольная служба не выполняла и, судя по всему, и не собирается выполнять.

Другая задача – поддержка малого предпринимательства – также была успешно провалена. Хотя малое предпринимательство у нас вроде бы есть, и есть даже добровольные объединения, защищающее его интересы, но в российской экономике пока нет примеров успешного превращения малой компании в среднюю, а средней – в большую. То есть малое предпринимательство, которое, по идее, должно выполнять роль “питательного бульона”, где зарождаются споры новых производств, так и плавает в этом бульоне, не производя на свет ничего путного. И в часть вины за это лежит на антимонопольном ведомстве, которое могло бы поддержать малое предпринимательство самым существенным, что нужно для его развития, – деньгами. Но поскольку денег государственный бюджет на развитие малого бизнеса выделял всегда очень мало, кредитов банки ему не дают, а собственных ресурсов у него мало (увы, не каламбур), развитие этого сектора идет черепашьим темпом и на общую экономическую ситуация в стране практически не влияет.

Поэтому единственное, в чем преуспели наши регулирующие органы, так это в борьбе с ограничениями на торговлю, которые вводили местные администрации, чтобы защитить “своих” (то есть дислоцированных на данной территории) производителей от конкуренции товаров, производимых на “чужой” территории. Политика ограничений приводило, с одной стороны, к росту производства и улучшению финансового состояния местных компаний, а с другой, – к росту цен и ухудшению финансового положения местных потребителей. Хотя и в этом случае успехи регулятора кажутся очень относительными. Штрафовали таких администраторов беспощадно, но толку от этого было немного, так как размер штрафов, как обычно, был меньше выгоды нарушителей антимонопольного законодательства. И лучшим способом избежать организованных действий “по защите местного рынка” были негласные (или, наоборот, законодательно оформленные) соглашения о распределении прибыли между территорией производства и территорией продажи того или иного товара.

Наглядным примером такого соглашения является система распределения акциза на водку и ликероводочные изделия, принятая три года тому назад. По этой системе, акциз разделялся между федеральным бюджетом, поступая в него там, где находился завод-производитель водки, и бюджетом той территории, где эта водка продавалась. В результате территория реализации ничего не теряла от того, что кроме местной высокоградусной продукции, на ней продавалась аналогичная продукция “чужого” производителя, так как почти все сверхдоходы от ее продажи, которые изымаются акцизом, шли в доход местного бюджета. Региональным администраторам становилось безразличным место происхождения этой продукции, соответственно, интереса воевать с поставщиками из других областей у них больше не было. И нарушать антимонопольное законодательство – тоже.

Таким образом, существование антимонопольной службы в нынешнем виде объясняется, скорее каким-то недоразумением, чем хорошо продуманным решением. Вот, в 1992 году хотели сделать все как на Западе, и сделали. Экономики западного типа, правда, от этого не получилась, зато есть несколько ведомств, своим существованием создающих иллюзию похожести. Но лучше начать избавляться от иллюзий и заодно от декораций, эти иллюзии иллюстрирующих. Или, если уж очень хочется, снабдить антимонопольный орган соответствующим бюджетом, чтобы он мог развернуться по-настоящему, а не навешивать жалкие штрафы на мелких локальных монополистов.

См. также:

Пересортица невозможна

Программы наших бездействий

Техническое правительство без технического задания

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
17:23 Навальный представил предвыборную программу
17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.