29 марта 2024, пятница, 10:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 марта 2005, 12:07

Инструментарий социального протеста

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118;
факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
 

Реформирование системы социальных льгот [1]

Льготы

Информированность и отношение к реформированию системы льгот

Как показывают данные мониторинга, пик недовольства российских граждан по поводу реформирования системы социальных льгот остался позади. Отрицательное отношение к этому нововведению остается преобладающим, но соотношение позитивных и негативных оценок (32% против 43%) вернулось на уровень лета 2004 года, когда проект реформы только начинал обсуждаться в обществе. За прошедшую неделю доля негативных отзывов продолжала уменьшаться, а всего за последние четыре недели она сократилась с 53% до 43%.

О снижении остроты проблемы свидетельствуют и другие, косвенные индикаторы. За последнюю неделю на 4 п.п. сократилась доля россиян, одобряющих митинги противников реформы (с 53% до 49%). Все чаще респонденты относятся к этим акциям безразлично — 29% (неделю назад этот показатель составлял 22%). Уменьшилась и доля граждан, готовых принять участие в подобных выступлениях, — с 24% до 20%.

Реформа стала менее активно обсуждаться населением: 28% опрошенных (против 20% в прошлый раз) не слышали от окружающих суждений на эту тему. Соответственно, сократилась доля слышавших преимущественно отрицательные высказывания — с 54% до 47%. (Доля россиян, которые слышат в основном положительные суждения о реформе, остается стабильной на протяжении всего периода проведения мониторинга и колеблется вокруг отметки 15%).

Очевидно, что «генератором» негативного отношения к реформе являются прежде всего льготники, которых она затронула непосредственно. Поэтому одной из причин достаточно выраженной тенденции к «умиротворению» может являться то, что люди постепенно получают обещанные компенсационные выплаты как за январь, так и за февраль. Впрочем, доля льготников, не получивших выплат ни за февраль, ни за январь, остается прежней — 29% (неделю назад заявляли, что еще не получали компенсаций, 28% опрошенных). И их взгляд на монетаризацию заметно отличается от взгляда более «удачливых» льготников.

  Все льготники Получившие выплаты за январь и/или за февраль Не получившие выплат ни за январь, ни за февраль
Доли групп, % 100 66 29
Вопрос: «Как Вы относитесь к замене некоторых социальных льгот денежными выплатами — положительно или отрицательно?»
Положительно 36 42 25
Отрицательно 52 49 57
Затрудняюсь ответить 12 9 18

Как мы видим, льготники, получившие деньги, относятся к реформе значительно лучше, чем те, кто денег не получил. Более того, они оценивают ее благосклоннее, чем те, кого реформа вообще не коснулась: среди респондентов, не являющихся ни льготниками, ни членами семей льготников, положительно оценивают это нововведение 29%, а отрицательно — 36% опрошенных.

Показательно, однако, что льготники, получившие деньги за январь и/или февраль, одобряют акции протеста, связанные с заменой натуральных льгот денежными выплатами, чаще, чем не получившие денег, (64% против 57%). Первые также чаще, чем вторые, считают, что такие акции будут усиливаться, — 34% против 27%. Таким образом, можно сделать вывод, что на отношение респондента к акциям протеста влияет не только его точка зрения на реформу как таковую, но и мнение по поводу подобных форм проявления социальной активности. А возможно — и наличие или отсутствие предрасположенности к активному отстаиванию своих интересов вообще. (В связи с этим позволим себе предположить и наличие обратной зависимости: возможно, получение и неполучение компенсационных выплат теми или иными льготниками зависит, помимо ситуации с организацией выплат в тех населенных пунктах, где они живут, и от их собственной социальной активности).

Появление дополнительных сумм в кошельках льготников оказывает благотворное влияние на их позицию в отношении реформы. Однако спустя какое-то время люди к этим деньгам привыкнут, и если общий климат отношения к реформированию системы социальных льгот не изменится (тональность разговоров в обществе, например), то ситуация может снова ухудшиться. Специалисты-психологи утверждают, что повышение зарплаты оказывает непосредственное позитивное воздействие на мотивацию работника в течение трех месяцев: затем человек привыкает к новой сумме.

Акции в поддержку замены льгот выплатами

Акции в поддержку реформирования системы социальных льгот оказались довольно заметным социальным событием: известно о них почти двум третям опрошенных (31% о них «знают», еще 30% — «что-то слышали»), а 13% сообщили, что подобные акции проходили в их городе или селе. Отметим для сравнения, что в последней декаде января о проходивших в их населенном пункте акциях протеста против реформы социальных льгот респонденты говорили лишь примерно вдвое чаще (22%) [2].

Отношение опрошенных к митингам в поддержку замены льгот денежными выплатами далеко от однозначного: одобрение они вызывают практически столь же часто, сколь и неодобрение (23% против 26%; при этом 39% заявляют о безразличии к ним). Впрочем, большинство респондентов довольно смутно представляют себе цели этих акций и устремления их участников. Почти половина респондентов затруднились ответить на открытый вопрос: «Как Вы думаете, почему люди вышли на улицы, стали участвовать в митингах и демонстрациях в поддержку замены льгот денежными выплатами?» А многие восприняли митинги в поддержку реформы как акции протеста: они говорили, что люди приняли в них участие, чтобы выразить недовольство низким уровнем жизни и привлечь внимание властей к своим проблемам (так посчитали 11% опрошенных), потребовать корректировки реформы (3%) или ее полной отмены (2%).

Опрошенные, адекватно воспринявшие направленность митингов, чаще всего говорили, что люди действительно одобряют реформу и хотят ее поддержать (19%), но многие (12%) заявляли, что участники этих акций были выведены на улицы обманом или подкупом.

У большинства респондентов (61%) участники митингов в поддержку монетаризации льгот не вызывают особых эмоций, однако симпатия к ним выражается несколько чаще, чем антипатия (17% против 11% соответственно). При этом, отвечая на вопрос, по собственному желанию или по принуждению участвовали люди в акциях поддержки реформы, 41% опрошенных согласились с первой точкой зрения, а 29% — со второй. Иначе говоря, россияне скорее готовы верить в искренность участников этих митингов и демонстраций, чем подозревают, что эти акции — «показушные».

Готовность лично принять участие в митинге в поддержку замены льгот на деньги, если бы он проходил в их городе или селе, выразили 6% респондентов (тогда как в митинге протеста — 18%). Особого внимания заслуживает тот факт, что отношение льготников к акциям в поддержку реформы не отличается от отношения остальных участников опроса. Льготники в той же мере склонны одобрять или не одобрять митинги поддержки, выражать симпатии или антипатии их участникам, они так же, как и другие респонденты, оценивают искренность митингующих. Так же распределяются и их ответы на вопрос о готовности принять участие в аналогичных акциях.

Таким образом, следует признать, что хотя реформа вызывает множество нареканий и протестов, немалая часть общества — в том числе и льготников — не только относится к ней позитивно, но даже согласна подтверждать это отношение участием в публичных акциях.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 19 февраля 2005 года. 1500 респондентов.

Чеченская драма: сюжет и персонажи [3]

Чечня

Ситуация в Чечне: мониторинг

Примерно половина наших сограждан считают, что ситуация в Чечне остается неизменной, около четверти — что она меняется к лучшему, а 7-8% усматривают перемены к худшему. Такое распределение мнений зафиксировано уже летом прошлого года, и с тех пор не меняется.

Еще более стабильны представления о способности российских властей добиться нормализации ситуации в этом регионе и их желании решить данную задачу — они фактически не меняются с весны 2002 г., когда респондентам впервые был задан соответствующий вопрос. Чуть более трети россиян уверены, что власти могут, но не хотят нормализовать ситуацию; чуть менее трети, напротив, полагают, что власти хотят этого, но не могут осуществить. Примерно каждый десятый считает, что у властей есть и стремление к нормализации, и способность достичь ее, и практически столько же — скептически оценивают и то, и другое.

Подобной устойчивости мнений, по-видимому, немало способствует то обстоятельство, что россияне «устали» от многолетнего противостояния в Чечне и не слишком внимательно следят за происходящими там событиями. Во всяком случае, о временном одностороннем прекращении боевых действий, которое объявил в начале февраля А. Масхадов, к концу срока этой «инициативы» не знали четверо из пяти россиян: 65% участников опроса заявили, что ничего об этом не слышали, и еще 15% этот вопрос даже не задавался, так как они ранее заявили, что не знают, кто такой А. Масхадов. Десятая часть опрошенных (11%), по их словам, «что-то слышали» об этом решении А. Масхадова, 7% — знают о нем.

Впрочем, подавляющее большинство респондентов не склонны усматривать во временном прекращении боевых действий симптом готовности А. Масхадова к окончательному прекращению сопротивления в скором времени. Только 9% опрошенных истолковали его поступок подобным образом, тогда как 58% сочли данное предположение неверным (18% затруднились с ответом,; не знающим, кто такой А. Масхадов, вопрос не задавался).

Пытаясь реконструировать мотивы, которыми руководствовался А. Масхадов, респонденты, как правило, говорили, что он пошел на хитрость, «уловку», «трюк», чтобы повысить свой международный авторитет, получить дополнительное финансирование, отдохнуть, собраться с силами, «перегруппироваться», «отдышаться», чтобы «потом со свежими силами продолжить войну» (86% ответивших на соответствующий открытый вопрос, или 38% по выборке в целом).

Однако несмотря на это — равно как и на антипатию к А. Масхадову, питаемую большинством наших сограждан (плохо относятся к нему 55% опрошенных, безразлично — 23%, хорошо — 2%), не так уж мала доля считающих, что российским властям следовало бы вступить в переговоры с этим человеком. В целом за переговоры с »представителями противоположной стороны» высказываются 42% респондентов, и 28% из них (12% от всех опрошенных) уверены, что партнером российских властей на этих переговорах должен стать именно А. Масхадов. Кроме того, немало и тех, кто либо не считает, что переговоры нужны в принципе, либо не имеет определенного мнения на этот счет, но вместе с тем полагает, что в случае, если российские власти все же решат вести такие переговоры, то им следует иметь дело с А. Масхадовым, а не с кем-либо другим (9% от всех опрошенных).

Очевидно, такая позиция обусловлена уверенностью значительной части россиян в том, что А. Масхадову реально подчиняется большинство чеченских боевиков. Так считают 36% опрошенных, противоположную же точку зрения разделяют только 22%.

Отношение к Рамзану Кадырову

Один из лидеров Чеченской республики, вице-премьер ее правительства Рамзан Кадыров для многих россиян — фигура малоизвестная или вообще незнакомая (33%). Столько же — 33% опрошенных — заявляют, что относятся к нему безразлично.

Симпатизируют Р. Кадырову 20% респондентов. Судя по ответам на открытый вопрос о причинах такого отношения, они видят в нем человека, стремящегося нормализовать обстановку в Чечне, искоренить терроризм, чтобы жизнь народа наладилась, чтобы в Чечне наступил мир.

Негативные эмоции этот политик вызывает у 5% россиян. Некоторым не нравится характер Р. Кадырова, его личностные черты: он кажется «скользким» человеком, «хитрым и коварным». Другие, недовольные его политикой, считают его ответственным за то, что «война не прекращается», что при нем «продолжаются захваты заложников».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 19 февраля 2005 года. 1500 респондентов.

Инструментарий социального протеста: блокирование дорог [4]

Акции протеста

Перекрытие дорог как способ протеста

Акции протеста, во время которых участники намеренно перекрывают железные и автомобильные дороги, — не редкость в современной России. Почти четверть опрошенных (22%) сказали, что там, где они живут, такие акции случались, причем 3% — сами принимали в них участие.

В ходе опроса выяснялось, насколько приемлемой считают россияне данную форму протеста. Две трети респондентов (65%) полагают, что люди, перекрывающие дороги, нарушают законы. Но неприятие такой практики распространено гораздо меньше — считают блокирование дорог недопустимым только 43% опрошенных. Главный аргумент этих респондентов: нельзя, чтобы страдали интересы других людей, нарушалось движение транспорта. Значительно реже участники опроса отвергают блокирование дорог как неэффективный метод выражения протеста — таким способом ничего добиться нельзя, нужно вести переговоры, считают они; кроме того, отмечается, что подобные действия ведут к анархии, беспорядку, всеобщему озлоблению.

Только 19% опрошенных уверены в том, что люди, перекрывающие дороги, не нарушают законов, однако тех, кто считает такие действия допустимыми, оказалось 37%, т.е. примерно в два раза больше. Обоснования-оправдания этой практики лежат в основном за рамками представлений о формальном праве: чаще всего респонденты утверждали, что другого способа заставить власть учитывать интересы людей не существует, что другие меры не дают эффекта, а эта — действенна. Некоторые рассматривают блокирование дорог как акт отчаяния; некоторые утверждали, что, когда проводятся акции протеста, хороши любые средства («на войне — как на войне»). Иногда упоминаются и водители, которым не удается проехать по перекрытой дороге: они, говорят респонденты, могут проявить солидарность, сочувствие протестующим — и выбрать другой путь.

Формы и методы протеста

Респондентам было предложено оценить, во-первых, эффективность и во-вторых, распространенность ряда форм протеста, применяющихся в России. Из 14 форм протеста, перечисленных в предъявленном им списке, можно было в каждом случае выбрать не более пяти.

К числу наиболее эффективных и вместе с тем распространенных форм протеста участники опроса отнесли митинги, пикеты, демонстрации (первое место и по распространенности, и по эффективности); забастовки (третье место по распространенности, и второе — по эффективности); марши протеста (пятое и шестое места соответственно).

В группу наименее эффективных и вместе с тем наименее действенных форм протеста попали, с одной стороны, насильственные действия и захват административных зданий, а с другой — обращения в российские суды.

Кроме того, можно выделить еще две, «промежуточные» группы. К разряду эффективных, но мало используемых россиянами форм протеста респонденты отнесли участие в выборах (третье место по эффективности, седьмое — по распространенности) и референдумах (седьмое и тринадцатое), обращение в между­народные суды (четвертое место по эффективности, одиннадцатое — по распространенности) и в СМИ (пятое и девятое места соответственно).

Перекрытие дорог оказалось в другой «промежуточной» группе — распространенных, но не слишком действенных, по мнению россиян, форм протеста (четвертое место по распространенности, десятое — по эффективности), наряду с голодовками (второе и восьмое места соответственно) и бойкотом выборов, отказом от участия в них (шестое и одиннадцатое).

К числу наиболее действенных способов влияния на власть блокирование дорог отнесли только 13% опрошенных. Вместе с тем, как сказано выше, респонденты, считающие такую меру допустимой, чаще всего говорили именно о ее эффективности. Налицо определенное противоречие. Возможно, дело в том, что, сравнивая перекрытие дорог с иными методами выражения протеста, респонденты подразумевали под «эффективностью» шансы на достижение желаемого результата, а говоря о допустимости применения данного метода — «громкость» резонанса, вероятность привлечения к акции протеста максимального внимания как со стороны СМИ, так и со стороны властей.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географическихnnj зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 19 февраля 2005 года. 1500 респондентов.

Примечания

[1] Результаты исследования полностью см.: bd.fom.ru/report/map/d050830

[2] Доминанты. Поле мнений. 2005. № 4, 27 янв. (bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0504/domm0504_4/d050425)

[3] Результаты исследования полностью см.: bd.fom.ru/report/cat/d050831

[4] Результаты исследования полностью см.: bd.fom.ru/report/map/d050832

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.