Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 05:37
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 марта 2005, 19:30

Елена Яцура: Нужны люди с оторванными башками

Известный продюсер Елена Яцура в пошлом году выпустила два фильма, которые – каждый по своему – стали фактом общественной дискуссии. Фильм «Свои» Дмитрия Месхиева, завоевавший главный приз ММКФ, и «Богиня: как я полюбила» Ренаты Литвиновой, недавно показанный по первому телевизионному каналу. В апреле на экраны выходит еще один фильм, возможно, самый радикальный из всех, произведенных кинокомпанией «Слово» и Еленой Яцурой – фильм «Четыре» Ильи Хржановского, завоевавший главный приз Роттердамского кинофестиваля. Сейчас заканчивается съемочный период настоящего военного «блокбастера» – фильма Федора Бондарчука «Девятая рота». Все это стало поводом для разговора об авторском и коммерческом кинематографе, маркетинговых стратегиях и судьбе отечественного кино, о роли самого продюсера – центрального игрока на современном культурном рынке и о мотивационных ресурсах культурного потребления.  Беседу вела Алена Карась.

 

Лена, ты как продюсер знаешь, про что сейчас нужно  снимать?

Про чувства. Про состояние любви. И нелюбви.

Лавры «Москва слезам не верит» покоя не дают?

Да! Это идеал. И мы мучительно ищем сценарий, потому что про любовь никто писать не умеет.

Как родились эти два любовных проекта, которые ты сделала с Ренатой Литвиновой? 

Когда я стала работать с Константином Мурзенко, образовалась новая ниша знакомств и отношений, из которых выросли фильм «Апрель» при моем участии, и два моих самостоятельных проекта - «Гололед» и «Небо. Самолет. Девушка». Я познакомилась с Ренатой зимой 1999 года, когда в кинематографе вообще ничего не происходило. Мы замечательно общались и по-светски проводили время, но решили, что стоит поискать денег на финансирование каких-то более серьезных жизненных проектов. Мы начали с занавесок: купили с Ренатой роскошные занавески для комнаты, в которой должна была сидеть съемочная группа. Они до сих пор висят в моем кабинете. Тогда наш проект накрылся медным тазом.
Однажды Костя Мурзенко передал через меня дискету для  Ренаты. Там был сценарий «Неба». Возникла режиссер Вера Сторожева. И я сочинила схему того, как получить на это денег. Но поскольку это был период пунических войн с партнерами, когда я могла запросто получить пулю в спину…

Почему?

Потому что девочки для этого бизнеса не годятся. Я все время вела себя очень по-хозяйски: выбивала большие  деньги, боролась за права, при этом делала все это с такой нездешней силой и скоростью, что становилось понятно: я стремлюсь стать владельцем бизнеса. На это было убито страшное количество энергии. Но благодаря тому, что я все время доказывала свои права, у меня образовалась бешенная квалификация.
Дальше, как это часто бывает в этом бизнесе, начался детектив: пока я летела три часа в самолете, мой партер подарил сценарий «Неба» кому-то другому. Но тут уж я стала рогом: мне пришлось заплатить много денег, чтобы вернуть наш проект обратно. И я это сделала. И хотя у меня уже были самостоятельные картины, моя самостоятельность легализовалась только на «Небе». Мне дали первый кредит.

А кто?

Банк. К тому же у меня был грант Госкино. А когда «Небо» сняли, Рената сильно активизировалась и написала сценарий «Богини». И я в какой-то легкой истерике запустила этот новый проект, несмотря на то, что там многое было не готово даже на уровне сценария. Мне самой было удивительно, что мы добились в конце до какой-то истории, потому что с нарративом там, и в самом деле, было все не в прядке. Я уже  говорила, что по жанру это «жестокий романс», и, похоже, народу это нравится. Это означает, что не только мы хотим делать, но и люди хотят видеть кино, где рассказывают про любовь и нелюбовь. И готовы потреблять его даже в несовершенном виде. Ведь если говорить о контексте, то в нем как раз нет фильмов про чувства.

А разве есть сам контекст? Одно из самых негативных переживаний в современном российском искусстве как раз связано с тем, что в нем нет контекста. А показанный на каком-нибудь европейском фестивале отечественный продукт этот контекст обретает.

Это очень сложный вопрос. Я, собственно, все эти годы занималась и занимаюсь как раз созданием контекста, а не шедевров. 12 лет назад я пришла на киностудию «Слово» в качестве заместителя главного редактора и по гитисовской привычке (Елена Яцура окончила театроведческий факультет ГИТИСа - "Полит.ру") стала искать свою компанию. Я вообще стараюсь сразу обжить любое новое для себя место.
Нам сразу же повезло с Димой Месхиевым, потому по его фильмам «Циники» и «Над темной водой» было ясно, что есть дико талантливый режиссер. Потом появился Евгений Матвеев с историей «Любить по-русски», которая оказалась очень живой и много нам дала. А когда стало понятно, что можно пробовать и запускать разного типа проекты не только с Димой и с Матвеевым – выяснилось, что режиссеров-то нет. Для того, чтобы был контекст, они должны быть разные, но желательно – талантливые и профессиональные. И именно поэтому мы производим сейчас десятый по счету дебютный фильм – «Девятую роту» Федора Бондарчука. В этом, на мой взгляд, один из главных смыслов профессии продюсера.

Почему так по-разному устроена прокатная судьба фильмов «Свои» и, допустим, «72 метра» – двух больших военных фильмов с армией, стрельбой, родиной и так далее? Почему один так широко и бурно прошел по экранам, а «Свои» только по фестивалям? В чем суть этих транзакционных издержек?

Мой самый горький опыт проваленного проката – это «Свои». Меня сильно подрезали обстоятельства. Поскольку я выпускала фильм «Девятая рота», у меня вообще не было никакого ресурса вести прокат «Своих». Этим надо было заниматься месяца два. Мы думаем, как продавать, позиционировать наш новый фильм «Девятая рота». Рекламная компания такого фильма обходится в $100-200 тысяч. Сейчас думаем, как сделать адресное приглашение через интернет. Это попытка найти что-то альтернативное телевизионному рекламному поливу.

Но разве завоевание прокатного рынка - не цель продюсера?

Цель. Цель – увидеть в конце концов кассу. «Богиня» выходила почти одновременно со «Своими» и видно, что «Богиней» мы занимались, а «Своими» - нет. Несмотря на все сложности отечественного проката, она вернула уже очень много на сборах. Хотя никто не верил, что «Богиня» может вообще что-либо собрать.

У тебя есть теперь рецепт успешного продюсерского проекта?

Очень хороший сценарий. Видишь ли, и «Небо. Самолет. Девушка», и «Свои» были написаны как органические сценарии, а не по заказу. То, что у нас нет органических, не по заказу придуманных произведений – большая проблема нашего кино. Кстати, даже сценарий Островского «В движении» был написан помимо той заявки, которую он сочинил по нашей просьбе, когда мы решили, что нам нужен фильм про любовь и про Москву.
Сценарий «Своих» Черных написал  для Евгения Матвеева просто так, без всяких надежд и авансов. Уже много времени спустя он мне как-то дал его почитать. Прекрасным летним днем на даче я извлекла его из портфеля, стремительно прочитала и сразу поняла, что это супер-сценарий.  И мы стали снимать.

От тебя, наверное, не ожидали такой большой эпической картины в формате национального кино?

У каждого свои судьбы в этом смысле. Сергей Сельянов двигался принципиально иначе - через коммерческие истории для больших аудиторий к более авторскому кино. В тот момент, когда начинала я, то есть десять лет спустя, у меня не было другого выхода: мне нужно было отстроить какую-то территорию для себя и для других, найти своих авторв. Так появлялось камерное авторское кино. Хотя на самом деле больше всего я люблю как раз большие картины, где много людей. На съемках «Девятой роты» выяснилось, что меня хлебом не корми – дай покомандовать танками, вертолетами. Я – сама публика, я знаю, что такое хит. Я с удовольствием смотрю «Терминатора 3».

А «Убить Билла»?

Ну, это наше все! А «Билл-2» - и вовсе выдающееся произведение! Снимать хочется именно такое кино. Но для этого нужны люди с оторванными башками.

Андрей Кончаловский недавно опубликовал некий манифест, в котором сообщил, что сегодня в искусстве доминирует постмодернизм, что рыночные технологии отменяют искусство и способствуют исчезновению авторского начала. Ты что по этому поводу думаешь?

На мой взгляд, это полная ерунда! В мире производится почти 4 тысячи игровых фильмов в год! У людей ограниченные возможности смотреть кино и осуществлять навигацию на кинорынке. Даже если вооружиться статистикой, на основании которой только пятая часть фильмов представляет собой что-то серьезное, эту пятую часть тоже нереально посмотреть. Но у нас сегодня существуют все ниши – Голливуд, русский бренд, европейское, корейско-азиатское кино. Никакого кризиса я не вижу. По крайней мере, в кино. «Гололед», «Богиня», «Четыре» – это абсолютно авторские высказывания. Фильм Алексея Германа «Последний поезд» – тоже авторское кино. Просто авторов не хватает. Авторы – это вопрос контекстуальный. Авторы появляются при условии среды. А ведь традиция русского кино была абсолютно прервана в 90-е годы.

Ты можешь объяснить, почему у нас случился такой разрыв поколений в кинематографе?

В истории кино было три основных скачка: появление звука, потом – цвета, потом – долби. В Америке первый долби- кинотеатр появляется в 1974 году. Тогда же появляется первый блокбастер «Челюсти». В этот момент резко подскакивают цены на билеты, и они не падают до сих пор. Что это означает для нас? Блокбастер – это не арт, а entertainment. Но именно оно создает возможности для появления Квентина Тарантино, независимого кино и так далее. 
Именно этого скачка не случилось в России ни в смысле производства, ни в смысле технологий. У нас первый долби- кинотеатр появился в 1996 году. До кризиса мы имели всего два таких кинотеатра. Плюс – идеология. В результате из последнего «докризисного» призыва – Тодоровский, Месхиев, Хван, Пичул - до наших времен доползли только двое. Вернулся Темур Бекмамбетов, отснимав десять лет в рекламе. Немного, прямо скажем. 

Да уж, немного.

Появятся. Обязательно!

Ты, стало быть, собираешься и дальше делать дебютные картины?

Да, принципиально хочется приводить новых людей, потому что режиссеров как не было, так и нет.

Между тем, сегодня многие говорят о продюсере как о главном человеке в кино, в руках которого – инспирация, чутье, деньги, сюжеты, люди и так далее. Ты согласна с этим?

Я с опаской отношусь к этому утверждению, которое и в самом деле очень активно пропагандируется. Я думаю, что главным продюсер является только в том, каково будет наше будущее, наше совокупное кинематографическое завтра. За это отвечает он: находит деньги, он выбирает. Он выбирает,  он – модератор процесса. В этом смысле фигура его очень креативна. Но это не может заменить ни актера, ни художника.

Существует ли у тебя как у продюсера какая-то идеология?

Продюсер – это не работа, а жизнь. И поэтому очень не хочется тратить ее на что-то, тебе категорически чуждое. Хотя если видишь, что с точки зрения художественного развития кто-то тебе не близкий, но очень талантливый должен появиться - это нужно продюсировать. Самые коммерческие нынешние режиссеры Европы – и Триер, и Альмодовар – стартовали с того, что широкая публика никогда смотреть бы не стала, а потом появились на свет «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте» - блистательное коммерческое кино. Мир должен быть плюралистичен. Но если уж ты вписываешься в чуждую себе идею – она должна быть по-настоящему яркой, конфликтной и как-то продвигать общественную дискуссию.

Вы будете продолжать с Ильей Хржановским?

Нас связывает такой плотный, странный, непростой опыт фильма «Четыре», что каждый сейчас должен отдохнуть друг от друга, сделать что-то свое и потом опять встретиться. Но объективно Хржановский - один из самых многообещающих режиссеров.

Для тебя существует принципиальная разница между так называемым блокбастером и радикально-авторским кино?

Жесткой разницы нет. Я считаю, что существуют просто разные авторы и индивидуальности. Кому-то надо делать  большое, крупногабаритное кино, а кому-то – частную, маленькую историю. Вот выяснилось же, что Федя Бондарчук любит командовать полками, и Месхиев – тоже. Им интересно кино-аттракцион, сложное не только художественно, но и технически.

Ну, вот Рената, например, может сочинить блокбастер?

Ну, кто ее знает. Она очень быстро двигается. В ней самой существует стимул к изменению. И я совсем не удивлюсь, если она двинется к чему-нибудь залихватски коммерческому. По крайней мере, такие планы у нас есть. При том это может быть что-то супермодное. Ведь все равное самое интересное - делать Тарантино. А это как раз история мутации блокбастера. 

Существует утверждение, что полученное эстетическое удовольствие можно выразить в строгом денежном, стоимостном эквиваленте. Но как можно определить эту стоимость удовольствия, если на фильме «Догвиль», к примеру, ты получил порцию тяжелейших переживаний? Ведь мотивационные ресурсы культурного потребления разные? 

Это интересный вопрос. Человеческое сознание устроено сложным образом. Поэтому и бренд рекламной компании и стоимость сложно сформировать.
Я думаю, что в идеале должна возникнуть суперкоммерческая сеть кинотеатров, в которой за большие деньги будут одновременно показывать и блокбастеры, и фентези, то есть настоящее коммерческое кино, и такое странное экстремальное авторское кино. За те же большие деньги. И чтобы люди, идя туда, понимали, что им предлагают именно такого рода сложное приключение, встречу с экстремальным. И платили именно за это. Думаю, что таких зрителей много и в будущем будет все больше. Хотя, сегодня вообще не возможно говорить, что со всеми нами будет через несколько лет. Так быстро меняется мир, так быстро меняются его технологии. Нашему поколению здорово повезло!

Тебе так кажется?

Конечно! Очень! Ведь это интересно – на наших глазах происходит смена этикета, принципиальная перемена картины мира. Мы не знаем, что нас ждет и должны быть готовы ко всему. Это жизнеутверждающий момент! Перспектива поменять что-то так же радикально меня очень радует.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13.12 13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
13.12 12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
13.12 12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
13.12 12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
13.12 11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
13.12 11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
13.12 11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
13.12 11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
13.12 10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
13.12 10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
13.12 10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
13.12 10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
13.12 09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
13.12 09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
13.12 09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
13.12 09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
13.12 09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
13.12 09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.