Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 мая 2018, воскресенье, 02:48
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

31 марта 2005, 08:49

Транспортный диагноз

Состоявшаяся в среду расширенная коллегия Министерства транспорта России подвела очередные итоги деградации общественного транспорта. Деградация эта длится уже много лет, и, что самое печальное, уже виден ее конец. Еще один-два года высоких темпов экономического роста, и “кровеносная система экономики” прекратит свое существование. А в месте с ней, надо думать, и сама экономика.

Транспортный комплекс России попал в безвыходное положение не по своей вине. Еще в советские времена, когда, казалось бы, не было никаких ограничений на бюджетные инвестиции, целые подотрасли сидели на голодном пайке, хотя их важность никем никогда не отрицалась. Это были, прежде всего, дорожное строительство и дорожное хозяйство, пригородное и междугородное автобусное сообщение, городские дороги и общественный транспорт. С другой стороны, явно избыточным оказалось финансирование железных дорог и авиационного транспорта. Но судить о размерах диспропорций в распределении капитальных вложений при плановом хозяйстве стало можно только после 1992 года, когда, во-первых, произошел сильный структурный сдвиг в перевозках, поскольку грузоотправители стали активно искать новые способы доставки товаров к потребителям. А во-вторых, доходы существенной части населения сильно упали, и значительная часть транспортных услуг стала для них недоступной.

Вследствие структурных сдвигов в грузовых перевозках значительная часть отправляемых товаров ушла из железнодорожного транспорта на автомобильный, а львиная доля пассажиров была вынуждена “спуститься с небес на землю”, сменив авиационный транспорт на железнодорожный. Тогда стальные магистрали застонали – они потеряли самых богатых клиентов, получив взамен самых бедных. Естественно, прибыли тут же сменились убытками, так как, несмотря на потерю доходов, расходы, в основном связанные с поддержанием в рабочем состоянии полотна дорог и подвижного состава, остались прежними. Но и другим подотраслям транспорта было не легче. Из-за снижения потока пассажиров масса авиамаршрутов и аэропортов стала убыточной и закрылась, а автомобильный транспорт натолкнулся на очень серьезное ограничение в виде слабой дорожной сети, которая и раньше-то плохо справлялась с поставленными задачами, а сейчас, после роста нагрузки, и вовсе стала ни на что не годной.

Другим структурным сдвигом в отрасли стало изменение направлений грузоперевозок. Если в советские времена они концентрировались в основном на обслуживании внутренних потребителей, то после либерализации внешнеэкономической деятельности в Россию хлынул поток импортных грузов, к приему и обработке которых мы оказались совершенно не готовы. Не хватало мощностей морских портов, финишные участки трубопроводов остались в странах СНГ, а про низкую пропускную способность автомобильных дорог, в том числе в западном направлении, мы уже говорили.

Таким образом, открытие экономики сразу же выявило “узкие места” на транспорте. Казалось, новая структура грузоперевозок достаточно ясно показывала, какие именно подотрасли нуждаются в инвестициях, а какие могут и подождать. Но дорожное хозяйство, которое в первую очередь могло рассчитывать на приток инвестиций, мало что получило от своего лидирующего положения. Поскольку проезд по дорогам у нас бесплатный, то финансирование на расширение и ремонт оно должно было получать из бюджета, средства в который поступают за счет налогов и потом уже распределяются Министерством финансов между всеми получателями. Правда, дорожное хозяйство некоторое время имело привилегию по сравнению с другими бюджетными отраслями экономики в виде целевых налогов (на владельцев автотранспортных средств и пользователей автомобильных дорог), поступавших во внебюджетные федеральный и региональные дорожные фонды. Средства этих фондов могли использоваться только на дорожное строительство, и поэтому какое-то развитие подотрасли имело место. Но в 2001 году федеральный Дорожный фонд под предлогом “непрозрачности” был включен в общий федеральный бюджет, а целевые налоги заменили имущественным транспортным налогом, прямо поступающим в региональные бюджеты, а не в территориальные дорожные фонды. И это сразу же привело к сокращению дорожного строительства.

Это сокращение еще можно было бы выдержать, если бы экономика России продолжала стагнировать. Но начавшийся в 2002 году рост мирового спроса на продукцию российского экспорта резко увеличил нагрузку на транспортную инфраструктуру страны, которая оказалась к этому совершенно не готова. Как минимум потому, что старая советская инфраструктура не была нацелена на работу на внешний спрос, а построить новую за 1992-2002 годы мы так и не сумели.

Правда, некоторые подотрасли смогли среагировать на мировую конъюнктуру достаточно оперативно. Например, компания “Транснефть” построила Балтийскую трубопроводную систему с выходом в Финский залив, направив за счет этого дополнительные объемы нефти на мировые рынки по новому, более эффективному маршруту.

Остальные же среагировать не успели или не смогли, поэтому сейчас транспортная сеть работает в условиях страшной перегрузки. Например, всем памятна ситуация 2002 года, когда из-за нехватки погрузочно-разгрузочных мощностей на подъездных путях в морских портах скапливались сотни вагонов с экспортным зерном. Менее известно, что система продуктопроводов, снабжающих авиационным топливом аэропорты, настолько изношена, что из-за этого происходит постоянное ухудшение его качества по сравнению с требуемым, и авиационное начальство от безвыходности готово возить топливо цистернами. Да и экспорт нефти и нефтепродуктов вырос настолько, что имеющихся трубопроводов оказывается недостаточно, и топливо приходится возить в тех же цистернах.

Поэтому необходимость массированных вливаний в отрасль не только назрела, но и перезрела. Тем более, что в отличие от “тощих” 90-х годов сейчас российская экономика не испытывает жестких бюджетных ограничений и может себе позволить долгосрочные капиталоемкие проекты. Но, высокая мировая конъюнктура, простимулировав промышленный рост в стране и увеличив доходы всех хозяйственных агентов, загнала транспортников в ловушку. С одной стороны, они работают с перегрузкой и срочно нуждаются в дополнительных вливаниях. С другой стороны, цены на ресурсы, которые они используют, растут дикими темпами, и поэтому инвестиционные возможности отрасли быстро сужаются. Так, цены на нефтепродукты и металл за прошлый год выросли более чем на 40%, при том, что общий индекс цен составил около 12%, а индекс тарифов на грузовые перевозки – 19%. Поэтому транспортный комплекс, чтобы выправить ситуацию, уже в этом году может резко поднять тарифы. И тогда поток грузов как в экспортном направлении, так и внутри страны может резко сократиться. После чего благоприятная мировая конъюнктура, которой мы наслаждаемся уже несколько лет, как бы перестанет для нас существовать. То есть мировые рынки по-прежнему будут хотеть российский металл, удобрения, лес и уголь, но увидеть их и потребить они не смогут.

Выходом, пусть и не самым удачным, может стать резкое расширение государственных инвестиций в “узкие” места отрасли. Но, как следует из бюджета на 2005 год, финансирование транспорта возрастает только на 8%, что не покрывает даже упоминавшегося роста цен на потребляемые отраслью ресурсы. Их, в лучшем случае, хватит только на поддержание существующих мощностей в рабочем состоянии, но ни о каком расширении речи идти не может. Правда, по итогам полугодового исполнения бюджета некоторые статьи могут быт пересмотрены в сторону увеличения, если бюджет будет исполняться с превышением фактических доходов над плановыми, но время, удобное для разворачивания строительных работ, будет во многом упущено.

В любом случае, Правительство своими действиями или бездействием должно прояснить ситуацию. Если отрасль получит бюджетные капиталовложения, то тогда произойдет перераспределение сверхдоходов экспортеров в пользу транспортников через механизм налогов и бюджетных ассигнований. Тогда разрыв между потребностью в перевозках и перевозными мощностями будет уменьшен. Если же отрасль бюджетных средств не получит, транспортные компании будут вынуждены поднять цены, и перераспределить ресурсы в свою пользу “рыночными” методами. Результат и в том, и в другом случае будет одинаковым, но, как нам кажется, второй путь менее удобен, так как постоянные “ценовые шоки” только дезорганизуют экономику.

См. также

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:12 Итальянский футболист убил бывшую девушку
20:44 Абэ назвал срок подписания мирного договора РФ и Японии
20:28 Рогозин провел сеанс связи Кремля с МКС
19:30 Disney вынужден назвать Пятачка Хрюней из-за авторских прав
18:46 Порвавшего картину Репина вандала не смогли арестовать из-за паспорта
18:25 Песков рассказал о страхе перед Путиным
17:24 Россия сделала Турции 10,25-процентную скидку на газ
16:51 Путин впервые встретился с новым составом правительства
16:42 Собянин объявил о решении бороться за пост мэра Москвы
15:50 Сборная РФ по футболу прошла допинг-контроль в Австрии
15:15 Генсек НАТО назвал дату переговоров с Россией
14:50 Главы КНДР и Южной Кореи провели вторые переговоры
14:39 Зампред ЦБ РФ назвала условия признания платежей в криптовалюте
14:13 В Москве побит рекорд по высоте атмосферного давления
14:05 Футбольных хулиганов «с репутацией» не пустят на игры ЧМ-2018
13:56 Адвокат Винника собрался судиться с правоохранительными органами РФ
13:00 Обвиняемый по делу «Зимней вишни» глава МЧС Кузбасса заплакал в суде
11:37 Третьяковка созвала реставраторов спасать порванную вандалом картину Репина
11:19 Расходы РФС на сборные команды вышли за рамки бюджета
10:55 Кабмин предложил увеличить расходы ПФР более чем на 90 млрд рублей
10:39 В Марселе неизвестные убили двух человек из автоматов Калашникова
10:08 Посетитель Третьяковки повредил шедевр Репина
09:32 Власти Украины предупредили народ о возможном подорожании газа на 70%
09:20 Главе кузбасского МЧС предъявили обвинение в халатности и растрате
25.05 20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
25.05 20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
25.05 19:57 Путин отказался от третьего срока
25.05 19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
25.05 19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
25.05 19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
25.05 18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
25.05 18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
25.05 18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
25.05 17:48 Посольство РФ потребовало от Британии извинений за Скрипалей
25.05 17:30 Путин вступился за Иран
25.05 17:09 Вайнштейна официально обвинили в изнасиловании
25.05 17:07 Мужчина взял заложников в McDonald's в Великобритании
25.05 16:46 Путин проведет первую встречу с новым правительством РФ
25.05 16:40 Трамп объявил о возобновлении обсуждения встречи с Ким Чен Ыном
25.05 16:25 Путин предупредил об угрозе невиданного мирового кризиса
25.05 16:21 Facebook и Google получили иски на миллионы евро из-за новых правил ЕС
25.05 16:03 Путин сообщил о подготовке изменений в налоговую систему
25.05 15:41 Силуанов предупредил министров о личной ответственности за реформы
25.05 15:41 Кинопроизводители пригрозили «Яндекс» и Google исками за пиратство
25.05 15:35 Крупное здание греко-римской эпохи найдено к северу от Каира
25.05 15:14 Глава Минтруда поддержал предложение о корпоративных пенсиях
25.05 15:13 Путин раскрыл интимную тайну мировой экономики
25.05 14:56 Харви Вайнштейн арестован
25.05 14:34 Почти все опрошенные россияне рады Крымскому мосту
25.05 13:53 Исследователи вычислили офицера «Ориона» из дела о гибели MH17
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.