Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 декабря 2017, суббота, 12:37
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

31 марта 2005, 08:49

Транспортный диагноз

Состоявшаяся в среду расширенная коллегия Министерства транспорта России подвела очередные итоги деградации общественного транспорта. Деградация эта длится уже много лет, и, что самое печальное, уже виден ее конец. Еще один-два года высоких темпов экономического роста, и “кровеносная система экономики” прекратит свое существование. А в месте с ней, надо думать, и сама экономика.

Транспортный комплекс России попал в безвыходное положение не по своей вине. Еще в советские времена, когда, казалось бы, не было никаких ограничений на бюджетные инвестиции, целые подотрасли сидели на голодном пайке, хотя их важность никем никогда не отрицалась. Это были, прежде всего, дорожное строительство и дорожное хозяйство, пригородное и междугородное автобусное сообщение, городские дороги и общественный транспорт. С другой стороны, явно избыточным оказалось финансирование железных дорог и авиационного транспорта. Но судить о размерах диспропорций в распределении капитальных вложений при плановом хозяйстве стало можно только после 1992 года, когда, во-первых, произошел сильный структурный сдвиг в перевозках, поскольку грузоотправители стали активно искать новые способы доставки товаров к потребителям. А во-вторых, доходы существенной части населения сильно упали, и значительная часть транспортных услуг стала для них недоступной.

Вследствие структурных сдвигов в грузовых перевозках значительная часть отправляемых товаров ушла из железнодорожного транспорта на автомобильный, а львиная доля пассажиров была вынуждена “спуститься с небес на землю”, сменив авиационный транспорт на железнодорожный. Тогда стальные магистрали застонали – они потеряли самых богатых клиентов, получив взамен самых бедных. Естественно, прибыли тут же сменились убытками, так как, несмотря на потерю доходов, расходы, в основном связанные с поддержанием в рабочем состоянии полотна дорог и подвижного состава, остались прежними. Но и другим подотраслям транспорта было не легче. Из-за снижения потока пассажиров масса авиамаршрутов и аэропортов стала убыточной и закрылась, а автомобильный транспорт натолкнулся на очень серьезное ограничение в виде слабой дорожной сети, которая и раньше-то плохо справлялась с поставленными задачами, а сейчас, после роста нагрузки, и вовсе стала ни на что не годной.

Другим структурным сдвигом в отрасли стало изменение направлений грузоперевозок. Если в советские времена они концентрировались в основном на обслуживании внутренних потребителей, то после либерализации внешнеэкономической деятельности в Россию хлынул поток импортных грузов, к приему и обработке которых мы оказались совершенно не готовы. Не хватало мощностей морских портов, финишные участки трубопроводов остались в странах СНГ, а про низкую пропускную способность автомобильных дорог, в том числе в западном направлении, мы уже говорили.

Таким образом, открытие экономики сразу же выявило “узкие места” на транспорте. Казалось, новая структура грузоперевозок достаточно ясно показывала, какие именно подотрасли нуждаются в инвестициях, а какие могут и подождать. Но дорожное хозяйство, которое в первую очередь могло рассчитывать на приток инвестиций, мало что получило от своего лидирующего положения. Поскольку проезд по дорогам у нас бесплатный, то финансирование на расширение и ремонт оно должно было получать из бюджета, средства в который поступают за счет налогов и потом уже распределяются Министерством финансов между всеми получателями. Правда, дорожное хозяйство некоторое время имело привилегию по сравнению с другими бюджетными отраслями экономики в виде целевых налогов (на владельцев автотранспортных средств и пользователей автомобильных дорог), поступавших во внебюджетные федеральный и региональные дорожные фонды. Средства этих фондов могли использоваться только на дорожное строительство, и поэтому какое-то развитие подотрасли имело место. Но в 2001 году федеральный Дорожный фонд под предлогом “непрозрачности” был включен в общий федеральный бюджет, а целевые налоги заменили имущественным транспортным налогом, прямо поступающим в региональные бюджеты, а не в территориальные дорожные фонды. И это сразу же привело к сокращению дорожного строительства.

Это сокращение еще можно было бы выдержать, если бы экономика России продолжала стагнировать. Но начавшийся в 2002 году рост мирового спроса на продукцию российского экспорта резко увеличил нагрузку на транспортную инфраструктуру страны, которая оказалась к этому совершенно не готова. Как минимум потому, что старая советская инфраструктура не была нацелена на работу на внешний спрос, а построить новую за 1992-2002 годы мы так и не сумели.

Правда, некоторые подотрасли смогли среагировать на мировую конъюнктуру достаточно оперативно. Например, компания “Транснефть” построила Балтийскую трубопроводную систему с выходом в Финский залив, направив за счет этого дополнительные объемы нефти на мировые рынки по новому, более эффективному маршруту.

Остальные же среагировать не успели или не смогли, поэтому сейчас транспортная сеть работает в условиях страшной перегрузки. Например, всем памятна ситуация 2002 года, когда из-за нехватки погрузочно-разгрузочных мощностей на подъездных путях в морских портах скапливались сотни вагонов с экспортным зерном. Менее известно, что система продуктопроводов, снабжающих авиационным топливом аэропорты, настолько изношена, что из-за этого происходит постоянное ухудшение его качества по сравнению с требуемым, и авиационное начальство от безвыходности готово возить топливо цистернами. Да и экспорт нефти и нефтепродуктов вырос настолько, что имеющихся трубопроводов оказывается недостаточно, и топливо приходится возить в тех же цистернах.

Поэтому необходимость массированных вливаний в отрасль не только назрела, но и перезрела. Тем более, что в отличие от “тощих” 90-х годов сейчас российская экономика не испытывает жестких бюджетных ограничений и может себе позволить долгосрочные капиталоемкие проекты. Но, высокая мировая конъюнктура, простимулировав промышленный рост в стране и увеличив доходы всех хозяйственных агентов, загнала транспортников в ловушку. С одной стороны, они работают с перегрузкой и срочно нуждаются в дополнительных вливаниях. С другой стороны, цены на ресурсы, которые они используют, растут дикими темпами, и поэтому инвестиционные возможности отрасли быстро сужаются. Так, цены на нефтепродукты и металл за прошлый год выросли более чем на 40%, при том, что общий индекс цен составил около 12%, а индекс тарифов на грузовые перевозки – 19%. Поэтому транспортный комплекс, чтобы выправить ситуацию, уже в этом году может резко поднять тарифы. И тогда поток грузов как в экспортном направлении, так и внутри страны может резко сократиться. После чего благоприятная мировая конъюнктура, которой мы наслаждаемся уже несколько лет, как бы перестанет для нас существовать. То есть мировые рынки по-прежнему будут хотеть российский металл, удобрения, лес и уголь, но увидеть их и потребить они не смогут.

Выходом, пусть и не самым удачным, может стать резкое расширение государственных инвестиций в “узкие” места отрасли. Но, как следует из бюджета на 2005 год, финансирование транспорта возрастает только на 8%, что не покрывает даже упоминавшегося роста цен на потребляемые отраслью ресурсы. Их, в лучшем случае, хватит только на поддержание существующих мощностей в рабочем состоянии, но ни о каком расширении речи идти не может. Правда, по итогам полугодового исполнения бюджета некоторые статьи могут быт пересмотрены в сторону увеличения, если бюджет будет исполняться с превышением фактических доходов над плановыми, но время, удобное для разворачивания строительных работ, будет во многом упущено.

В любом случае, Правительство своими действиями или бездействием должно прояснить ситуацию. Если отрасль получит бюджетные капиталовложения, то тогда произойдет перераспределение сверхдоходов экспортеров в пользу транспортников через механизм налогов и бюджетных ассигнований. Тогда разрыв между потребностью в перевозках и перевозными мощностями будет уменьшен. Если же отрасль бюджетных средств не получит, транспортные компании будут вынуждены поднять цены, и перераспределить ресурсы в свою пользу “рыночными” методами. Результат и в том, и в другом случае будет одинаковым, но, как нам кажется, второй путь менее удобен, так как постоянные “ценовые шоки” только дезорганизуют экономику.

См. также

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
15.12 18:25 ФАС проверит частичную отмену роуминга сотовыми операторами
15.12 18:25 РФ и Египет подписали соглашение о возобновлении авиасообщения
15.12 18:19 Трамп попросил у России помощи с КНДР
15.12 18:03 Курс биткоина приблизился к 18 тысячам долларов
15.12 17:54 Промсвязьбанк сообщил о проблемах в работе интернет-банка
15.12 17:48 ФИФА пригрозила отстранить сборную Испании от ЧМ-2018 из-за действий властей
15.12 17:28 Задержанный в Петербурге планировал взорвать Казанский собор
15.12 17:25 Промпроизводство в РФ в ноябре упало максимальными темпами за 8 лет
15.12 17:01 Турция потребует в ООН отменить решение США по Иерусалиму
15.12 16:43 В посольстве США назвали ложью обвинение во вмешательстве в российскую политику
15.12 16:33 Букингемский дворец назвал дату свадьбы принца Гарри
15.12 16:29 Журналист сообщил о готовности Захарченко внедрить на Украину 3 тысячи партизан
15.12 16:14 МИД Украины опроверг ведение переговоров об экстрадиции Саакашвили
15.12 16:08 Страны ЕС согласились начать вторую фазу переговоров по выходу Великобритании
15.12 15:49 Дипломатов из США не пустят наблюдать за российскими выборами
15.12 15:47 Глава ЦИК назвала стоимость информирования избирателей о выборах
15.12 15:36 Гафт перенес операцию из-за проблем с рукой
15.12 15:21 В Кремле посчитали недоказанными обвинения в адрес Керимова во Франции
15.12 14:55 ФСБ задержала в Петербурге планировавших теракты исламистов
15.12 14:33 Сенаторы одобрили закон о штрафах за анонимность в мессенджерах
15.12 14:15 В Кремле признали нежелание Путина упоминать фамилию Навального
15.12 14:02 Дума отказалась ограничить доступ к сведениям о закупках госкомпаний
15.12 13:59 Минфин пообещал не допустить «эффект домино» из-за Промсвязьбанка
15.12 13:52 Алексей Улюкаев приговорен к восьми годам строгого режима
15.12 13:39 Госдума разрешила внеплановые проверки бизнеса по жалобам сотрудников или СМИ
15.12 13:36 ЦБ снизил ключевую ставку
15.12 13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
15.12 13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
15.12 13:19 Индекс потребительских настроений по всей России вышел в «зеленую зону»
15.12 13:08 Прокуратура назвала самое коррумпированное подразделение силовиков
15.12 13:00 Лавров заявил о вмешательстве США в выборы в России
15.12 12:47 Совет Федерации подключился к поиску источника вони в Москве
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.