Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 мая 2018, воскресенье, 02:47
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

04 апреля 2005, 18:08

Мистика кино

Опубликовав на сайте «Полит.ру» целый ряд статей, касающихся истории, а также нынешнего состояния российского кинематографа, я вплотную подошел к ощущению необходимости заявить публично и честно о том, что в киноискусстве ничего не понимаю ровным счетом. То есть, я, наверное, умею что-то анализировать, что-то с чем-то сопоставлять, я до некоторой степени осведомлен, однако не понимаю, что называется, главного. Сути явления, его природы, его внутренней механики. Иначе говоря, я не знаю, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КИНО НА САМОМ ДЕЛЕ.

Действительно, размышляя о кино, постоянно наталкиваешься на парадоксы и внутренние противоречия – возможно, не всегда специфические именно для киноискусства, но как нигде сконцентрированные в данной области или отрасли: кому как угодно. Попробую сейчас хотя бы перечислить некоторые из наиболее очевидных.

Первым номером будет лежащее на поверхности противоречие между индивидуальным характером творчества и индустриальным характером производства в кино. В самом деле – с одной стороны, понятно, что кино есть искусство режиссера. Говоря грубо, большое кино – это, допустим, на семьдесят процентов искусство режиссера, на двадцать пять – оператора и на оставшиеся пять – всех прочих творцов: сценариста, художника, композитора, актеров и т.д. Это так. Но, в то же время, можно с достоверностью заявить, что без этих вот творческих работников второго плана, а также массы технического персонала, – вплоть до не известной никому старушки, способной за сутки прошерстить миллион карточек необъятной актерской базы киностудии, сформировав штат массовки и т.п. – так вот, без всех этих людей никакое большое кино никогда не появится. Иначе говоря, С. Эйзенштейн и его оператор Э. Тиссэ могли, конечно, поехать в 1930 г. в Мексику искать вдохновения на экзотическом материале, но за их спинами с неизбежностью вставала при этом голливудская производственная площадка. Впрочем, и в самой Мексике тогда начинала развиваться довольно значительная местная кинопромышленность, послужившая, полтора десятилетия спустя, базой для творчества Л. Бунюэля..

Этот индустриальный аспект кино – подводную часть айсберга – нельзя создать ни за десять копеек, ни за один день. Эти люди должны откуда-то взяться, у кого-то научиться и проработать затем в кино всю жизнь, создав среду и воспитав учеников. Тогда только появляются шансы на гарантированный результат. Все это в значительной степени напоминает ситуацию с архитектурой – там тоже творчество художника-архитектора покоится на базисе строительной индустрии – однако рискну предположить, что кино в заметно большей степени есть хай-тех. При наличии заказчика и архитектора отдельные проекты могут быть реализованы кустарным способом – пусть и с великими издержками, но в полном объеме. Да и производство стройматериалов можно организовать где угодно силами  любого человеческого ресурса – был бы спрос! В кино подобным манером не создать ничего. И за результат порой приходится платить весьма дорогую цену. Так, великое советское кино шестидесятых-семидесятых обязано, на мой взгляд, своими достижениями, помимо прочего, еще и тогдашнему упадку русской художественной прозы. В этом легко убедиться, сопоставив блеклую бессобытийность и мелкие провинциальные успехи той русской литературы с изумительным литературным уровнем киносценариев. Как будто бы все, кто мог писать, были вытолкнуты в кино – создав там уровень, школу, рамки и критерии. Следы этого ощущаются до сих пор – можно сравнить, например, невзыскательные литературные поделки говнолюбивого В. Сорокина и, допустим, его же киносценарий фильма "Москва". Словно бы разные люди писали! Вообще, мне не приходилось встречать среды, более чуткой к качеству художественного слова, чем киношники. Журналистов, публицистов, даже писателей, взятых в своей статистической массе, они в этом легко оставляют позади.

Можно привести и другие примеры подобных жертв, даже теоретически, как съемки Бородинской битвы, разыгранной С. Бондарчуком в масштабе 1:2, не измеряемых просто деньгами. Так, когда-то, для съемок фильма о ленинградской блокаде Ленгорисполком уговорили всю зиму(!) не счищать снег с одной из оживленных улиц городского центра, посреди которой, вдобавок, водрузили раскуроченный троллейбус. Все киностудии страны до "Туркменфильма" включительно по очереди совершили тогда паломничество на эту экзотическую натуру.

Следующая загадка кино – это собственно роль режиссера. Всем понятно, что она исключительно велика. Но вот сколь велика в том или ином конкретном случае? Режиссер подобен дирижеру симфонического оркестра – в принципе, можно сыграть и без него: музыканты талантливы и выучили свои партии. Что-то обязательно получится. А иной слушатель и останется доволен. Допустим, А. Кончаловский в недавней статье говорил о том же следующее: Можно ли назвать индивидуальным языком язык Спилберга? Это не его язык. Это язык его раскадровщика. Это язык его монтажера. Осмелюсь предположить, что у Спилберга нет своего языка. Точнее, он есть, пожалуй, только в одной картине - "Спасти рядового Райана", но и это язык не его, а талантливого польского оператора Януша Каминского. Они вместе сняли несколько лент, в том числе и "Список Шиндлера"

Не знаю, в какой мере он здесь прав, но вот приходит на ум фильм С. Арановича "Торпедоносцы", снятый по сценарию С. Кармалиты – супруги и партнера-сценариста А. Германа. Материалом, интонацией, даже выбором актеров эта лента очень сильно отличатся от всего, что снял перед тем Аранович, однако столь же сильно напоминает фильмы самого Германа. В частности, снимавшийся одновременно на том же "Ленфильме" "Мой друг Иван Лапшин". (Обе ленты, впрочем, объединяет и литературная первооснова – произведения Ю. Германа.)

Удивительным свойством кино является его способность свидетельствовать о своем времени, да и вообще свидетельствовать – в широком смысле слова. Всем известно, что кинодействительность почти всегда существенно залакирована, вычищена и приукрашена – причем, не только в кино тоталитарных режимов, но и в любом другом. Современникам создания фильма предлагается некий коктейль из узнаваемой жизни и жизни сказочной – механика восприятия этого коктейля довольно сложна, не станем здесь ее обсуждать на поверхностном уровне. Обратим вместо этого внимание на то, что время спустя вдруг оказывается, что фильм связан с реалиями породившего его времени тысячей совсем иных нитей и настолько сильно, что "лакировку" вполне даже можно пропустить мимо глаз. Причем верно это отнюдь не только для новых зрительских поколений, не заставших эпоху премьеры ленты, а и для тех самых современников, казалось бы отлично осведомленных о том, что было и как, а чего не было. В этом плане замечательна, скажем, "Ирония Судьбы" или другие давние комедии Э. Рязанова. Сколь ни вылизывай советский интерьер, ни наполняй его дефицитными товарами – сквозь него все равно проступит советский быт во всей его специфичности, узнаваемый не только в явных деталях, но и в сокрытых – именно через факт их сокрытия.

Есть и другая сторона данного явления. Следуя за Р. Бартом, объяснявшим тайну притягательности фотографического изображения непостижимым двойным существованием объекта фотографирования – одновременно во времени съемки и во времени рассматривания – заметим, что в случае кино этот эффект по меньшей мере удваивается. В самом деле, происходящее на экране существует 1) в эпоху изображаемых событий; 2) в эпоху съемки фильма; 3) в момент выхода готового фильма на экран; 4) и, наконец, сегодня, когда я его смотрю. Все эти планы имеют различную семантику, различный язык и т.д. В результате восприятие фильма превращается в сложнейшую и крайне индивидуальную полифонию эмоций.

Однако кино зачастую бывает и лжесвидетелем также. Чапаева, скажем, мы не представляем сегодня иначе, чем с лицом Бабочкина, а Александра Невского – в облике актера Черкасова. Такими их отливают из бронзы и чеканят на орденах. Литературе, похоже, подобная сила никогда и не снилась – в качестве примера можно взять хотя бы образ Наполеона из толстовской "Войны и мира". Великий писатель не жалел пера ради придания убедительности этому, крайне несимпатичному для него персонажу. Однако ни на йоту не поколебал общераспространенный героико-романтический миф о французском императоре. Одной, отдельно взятой книге такого, по-видимому, не дано.

Есть и совсем уж странное свойство киноискусства – предсказывать коллизии. Наверное, самым ярким здесь стоит признать "казус Горбачева", зарабатывавшего в середине девяностых деньги для своего фонда, рекламируя "Пиццу-Хат". Что, как известно, в основном повторяет мотив чаплинского "Короля в Нью-Йорке", главный герой которого – свергнутый венценосец, не чуждый благотворительным проектам – точно так же зарабатывал, рекламируя товары повседневного спроса. Перефразируя известную поговорку, комедия повторяется в виде факта. Впрочем, мне милее иной пример кинопредвидения – он принадлежит режиссеру В. Пичулу. Сыгранный А. Жарковым герой его фильма "В городе Сочи темные ночи" – профессиональный мошенник и демагог Степаныч – настолько похож (пластикой, мимикой, манерой говорить, даже чертами лица) на нынешнего белорусского президента, что просто оторопь берет! А ведь это 1989 год только…

И все-таки главная тайна кино для меня в другом. В том, что кино – вообще есть. Существует как глубокое, честное, сложное искусство, позволяющее писать не только рецензии но также и искусствоведческие статьи. И это несмотря на предельный цинизм сценарных приемов, грубость и примитивность режиссерских решений, стремительно устаревающий набор условностей и всегдашнюю невозможность сделать что-нибудь как следует. Видимо, сто лет назад Господь действительно поселился в низких жанрах.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

26.05 21:12 Итальянский футболист убил бывшую девушку
26.05 20:44 Абэ назвал срок подписания мирного договора РФ и Японии
26.05 20:28 Рогозин провел сеанс связи Кремля с МКС
26.05 19:30 Disney вынужден назвать Пятачка Хрюней из-за авторских прав
26.05 18:46 Порвавшего картину Репина вандала не смогли арестовать из-за паспорта
26.05 18:25 Песков рассказал о страхе перед Путиным
26.05 17:24 Россия сделала Турции 10,25-процентную скидку на газ
26.05 16:51 Путин впервые встретился с новым составом правительства
26.05 16:42 Собянин объявил о решении бороться за пост мэра Москвы
26.05 15:50 Сборная РФ по футболу прошла допинг-контроль в Австрии
26.05 15:15 Генсек НАТО назвал дату переговоров с Россией
26.05 14:50 Главы КНДР и Южной Кореи провели вторые переговоры
26.05 14:39 Зампред ЦБ РФ назвала условия признания платежей в криптовалюте
26.05 14:13 В Москве побит рекорд по высоте атмосферного давления
26.05 14:05 Футбольных хулиганов «с репутацией» не пустят на игры ЧМ-2018
26.05 13:56 Адвокат Винника собрался судиться с правоохранительными органами РФ
26.05 13:00 Обвиняемый по делу «Зимней вишни» глава МЧС Кузбасса заплакал в суде
26.05 11:37 Третьяковка созвала реставраторов спасать порванную вандалом картину Репина
26.05 11:19 Расходы РФС на сборные команды вышли за рамки бюджета
26.05 10:55 Кабмин предложил увеличить расходы ПФР более чем на 90 млрд рублей
26.05 10:39 В Марселе неизвестные убили двух человек из автоматов Калашникова
26.05 10:08 Посетитель Третьяковки повредил шедевр Репина
26.05 09:32 Власти Украины предупредили народ о возможном подорожании газа на 70%
26.05 09:20 Главе кузбасского МЧС предъявили обвинение в халатности и растрате
25.05 20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
25.05 20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
25.05 19:57 Путин отказался от третьего срока
25.05 19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
25.05 19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
25.05 19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
25.05 18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
25.05 18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
25.05 18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
25.05 17:48 Посольство РФ потребовало от Британии извинений за Скрипалей
25.05 17:30 Путин вступился за Иран
25.05 17:09 Вайнштейна официально обвинили в изнасиловании
25.05 17:07 Мужчина взял заложников в McDonald's в Великобритании
25.05 16:46 Путин проведет первую встречу с новым правительством РФ
25.05 16:40 Трамп объявил о возобновлении обсуждения встречи с Ким Чен Ыном
25.05 16:25 Путин предупредил об угрозе невиданного мирового кризиса
25.05 16:21 Facebook и Google получили иски на миллионы евро из-за новых правил ЕС
25.05 16:03 Путин сообщил о подготовке изменений в налоговую систему
25.05 15:41 Силуанов предупредил министров о личной ответственности за реформы
25.05 15:41 Кинопроизводители пригрозили «Яндекс» и Google исками за пиратство
25.05 15:35 Крупное здание греко-римской эпохи найдено к северу от Каира
25.05 15:14 Глава Минтруда поддержал предложение о корпоративных пенсиях
25.05 15:13 Путин раскрыл интимную тайну мировой экономики
25.05 14:56 Харви Вайнштейн арестован
25.05 14:34 Почти все опрошенные россияне рады Крымскому мосту
25.05 13:53 Исследователи вычислили офицера «Ориона» из дела о гибели MH17
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.