Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 декабря 2017, воскресенье, 02:01
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

04 апреля 2005, 18:08

Мистика кино

Опубликовав на сайте «Полит.ру» целый ряд статей, касающихся истории, а также нынешнего состояния российского кинематографа, я вплотную подошел к ощущению необходимости заявить публично и честно о том, что в киноискусстве ничего не понимаю ровным счетом. То есть, я, наверное, умею что-то анализировать, что-то с чем-то сопоставлять, я до некоторой степени осведомлен, однако не понимаю, что называется, главного. Сути явления, его природы, его внутренней механики. Иначе говоря, я не знаю, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КИНО НА САМОМ ДЕЛЕ.

Действительно, размышляя о кино, постоянно наталкиваешься на парадоксы и внутренние противоречия – возможно, не всегда специфические именно для киноискусства, но как нигде сконцентрированные в данной области или отрасли: кому как угодно. Попробую сейчас хотя бы перечислить некоторые из наиболее очевидных.

Первым номером будет лежащее на поверхности противоречие между индивидуальным характером творчества и индустриальным характером производства в кино. В самом деле – с одной стороны, понятно, что кино есть искусство режиссера. Говоря грубо, большое кино – это, допустим, на семьдесят процентов искусство режиссера, на двадцать пять – оператора и на оставшиеся пять – всех прочих творцов: сценариста, художника, композитора, актеров и т.д. Это так. Но, в то же время, можно с достоверностью заявить, что без этих вот творческих работников второго плана, а также массы технического персонала, – вплоть до не известной никому старушки, способной за сутки прошерстить миллион карточек необъятной актерской базы киностудии, сформировав штат массовки и т.п. – так вот, без всех этих людей никакое большое кино никогда не появится. Иначе говоря, С. Эйзенштейн и его оператор Э. Тиссэ могли, конечно, поехать в 1930 г. в Мексику искать вдохновения на экзотическом материале, но за их спинами с неизбежностью вставала при этом голливудская производственная площадка. Впрочем, и в самой Мексике тогда начинала развиваться довольно значительная местная кинопромышленность, послужившая, полтора десятилетия спустя, базой для творчества Л. Бунюэля..

Этот индустриальный аспект кино – подводную часть айсберга – нельзя создать ни за десять копеек, ни за один день. Эти люди должны откуда-то взяться, у кого-то научиться и проработать затем в кино всю жизнь, создав среду и воспитав учеников. Тогда только появляются шансы на гарантированный результат. Все это в значительной степени напоминает ситуацию с архитектурой – там тоже творчество художника-архитектора покоится на базисе строительной индустрии – однако рискну предположить, что кино в заметно большей степени есть хай-тех. При наличии заказчика и архитектора отдельные проекты могут быть реализованы кустарным способом – пусть и с великими издержками, но в полном объеме. Да и производство стройматериалов можно организовать где угодно силами  любого человеческого ресурса – был бы спрос! В кино подобным манером не создать ничего. И за результат порой приходится платить весьма дорогую цену. Так, великое советское кино шестидесятых-семидесятых обязано, на мой взгляд, своими достижениями, помимо прочего, еще и тогдашнему упадку русской художественной прозы. В этом легко убедиться, сопоставив блеклую бессобытийность и мелкие провинциальные успехи той русской литературы с изумительным литературным уровнем киносценариев. Как будто бы все, кто мог писать, были вытолкнуты в кино – создав там уровень, школу, рамки и критерии. Следы этого ощущаются до сих пор – можно сравнить, например, невзыскательные литературные поделки говнолюбивого В. Сорокина и, допустим, его же киносценарий фильма "Москва". Словно бы разные люди писали! Вообще, мне не приходилось встречать среды, более чуткой к качеству художественного слова, чем киношники. Журналистов, публицистов, даже писателей, взятых в своей статистической массе, они в этом легко оставляют позади.

Можно привести и другие примеры подобных жертв, даже теоретически, как съемки Бородинской битвы, разыгранной С. Бондарчуком в масштабе 1:2, не измеряемых просто деньгами. Так, когда-то, для съемок фильма о ленинградской блокаде Ленгорисполком уговорили всю зиму(!) не счищать снег с одной из оживленных улиц городского центра, посреди которой, вдобавок, водрузили раскуроченный троллейбус. Все киностудии страны до "Туркменфильма" включительно по очереди совершили тогда паломничество на эту экзотическую натуру.

Следующая загадка кино – это собственно роль режиссера. Всем понятно, что она исключительно велика. Но вот сколь велика в том или ином конкретном случае? Режиссер подобен дирижеру симфонического оркестра – в принципе, можно сыграть и без него: музыканты талантливы и выучили свои партии. Что-то обязательно получится. А иной слушатель и останется доволен. Допустим, А. Кончаловский в недавней статье говорил о том же следующее: Можно ли назвать индивидуальным языком язык Спилберга? Это не его язык. Это язык его раскадровщика. Это язык его монтажера. Осмелюсь предположить, что у Спилберга нет своего языка. Точнее, он есть, пожалуй, только в одной картине - "Спасти рядового Райана", но и это язык не его, а талантливого польского оператора Януша Каминского. Они вместе сняли несколько лент, в том числе и "Список Шиндлера"

Не знаю, в какой мере он здесь прав, но вот приходит на ум фильм С. Арановича "Торпедоносцы", снятый по сценарию С. Кармалиты – супруги и партнера-сценариста А. Германа. Материалом, интонацией, даже выбором актеров эта лента очень сильно отличатся от всего, что снял перед тем Аранович, однако столь же сильно напоминает фильмы самого Германа. В частности, снимавшийся одновременно на том же "Ленфильме" "Мой друг Иван Лапшин". (Обе ленты, впрочем, объединяет и литературная первооснова – произведения Ю. Германа.)

Удивительным свойством кино является его способность свидетельствовать о своем времени, да и вообще свидетельствовать – в широком смысле слова. Всем известно, что кинодействительность почти всегда существенно залакирована, вычищена и приукрашена – причем, не только в кино тоталитарных режимов, но и в любом другом. Современникам создания фильма предлагается некий коктейль из узнаваемой жизни и жизни сказочной – механика восприятия этого коктейля довольно сложна, не станем здесь ее обсуждать на поверхностном уровне. Обратим вместо этого внимание на то, что время спустя вдруг оказывается, что фильм связан с реалиями породившего его времени тысячей совсем иных нитей и настолько сильно, что "лакировку" вполне даже можно пропустить мимо глаз. Причем верно это отнюдь не только для новых зрительских поколений, не заставших эпоху премьеры ленты, а и для тех самых современников, казалось бы отлично осведомленных о том, что было и как, а чего не было. В этом плане замечательна, скажем, "Ирония Судьбы" или другие давние комедии Э. Рязанова. Сколь ни вылизывай советский интерьер, ни наполняй его дефицитными товарами – сквозь него все равно проступит советский быт во всей его специфичности, узнаваемый не только в явных деталях, но и в сокрытых – именно через факт их сокрытия.

Есть и другая сторона данного явления. Следуя за Р. Бартом, объяснявшим тайну притягательности фотографического изображения непостижимым двойным существованием объекта фотографирования – одновременно во времени съемки и во времени рассматривания – заметим, что в случае кино этот эффект по меньшей мере удваивается. В самом деле, происходящее на экране существует 1) в эпоху изображаемых событий; 2) в эпоху съемки фильма; 3) в момент выхода готового фильма на экран; 4) и, наконец, сегодня, когда я его смотрю. Все эти планы имеют различную семантику, различный язык и т.д. В результате восприятие фильма превращается в сложнейшую и крайне индивидуальную полифонию эмоций.

Однако кино зачастую бывает и лжесвидетелем также. Чапаева, скажем, мы не представляем сегодня иначе, чем с лицом Бабочкина, а Александра Невского – в облике актера Черкасова. Такими их отливают из бронзы и чеканят на орденах. Литературе, похоже, подобная сила никогда и не снилась – в качестве примера можно взять хотя бы образ Наполеона из толстовской "Войны и мира". Великий писатель не жалел пера ради придания убедительности этому, крайне несимпатичному для него персонажу. Однако ни на йоту не поколебал общераспространенный героико-романтический миф о французском императоре. Одной, отдельно взятой книге такого, по-видимому, не дано.

Есть и совсем уж странное свойство киноискусства – предсказывать коллизии. Наверное, самым ярким здесь стоит признать "казус Горбачева", зарабатывавшего в середине девяностых деньги для своего фонда, рекламируя "Пиццу-Хат". Что, как известно, в основном повторяет мотив чаплинского "Короля в Нью-Йорке", главный герой которого – свергнутый венценосец, не чуждый благотворительным проектам – точно так же зарабатывал, рекламируя товары повседневного спроса. Перефразируя известную поговорку, комедия повторяется в виде факта. Впрочем, мне милее иной пример кинопредвидения – он принадлежит режиссеру В. Пичулу. Сыгранный А. Жарковым герой его фильма "В городе Сочи темные ночи" – профессиональный мошенник и демагог Степаныч – настолько похож (пластикой, мимикой, манерой говорить, даже чертами лица) на нынешнего белорусского президента, что просто оторопь берет! А ведь это 1989 год только…

И все-таки главная тайна кино для меня в другом. В том, что кино – вообще есть. Существует как глубокое, честное, сложное искусство, позволяющее писать не только рецензии но также и искусствоведческие статьи. И это несмотря на предельный цинизм сценарных приемов, грубость и примитивность режиссерских решений, стремительно устаревающий набор условностей и всегдашнюю невозможность сделать что-нибудь как следует. Видимо, сто лет назад Господь действительно поселился в низких жанрах.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
15.12 18:25 ФАС проверит частичную отмену роуминга сотовыми операторами
15.12 18:25 РФ и Египет подписали соглашение о возобновлении авиасообщения
15.12 18:19 Трамп попросил у России помощи с КНДР
15.12 18:03 Курс биткоина приблизился к 18 тысячам долларов
15.12 17:54 Промсвязьбанк сообщил о проблемах в работе интернет-банка
15.12 17:48 ФИФА пригрозила отстранить сборную Испании от ЧМ-2018 из-за действий властей
15.12 17:28 Задержанный в Петербурге планировал взорвать Казанский собор
15.12 17:25 Промпроизводство в РФ в ноябре упало максимальными темпами за 8 лет
15.12 17:01 Турция потребует в ООН отменить решение США по Иерусалиму
15.12 16:43 В посольстве США назвали ложью обвинение во вмешательстве в российскую политику
15.12 16:33 Букингемский дворец назвал дату свадьбы принца Гарри
15.12 16:29 Журналист сообщил о готовности Захарченко внедрить на Украину 3 тысячи партизан
15.12 16:14 МИД Украины опроверг ведение переговоров об экстрадиции Саакашвили
15.12 16:08 Страны ЕС согласились начать вторую фазу переговоров по выходу Великобритании
15.12 15:49 Дипломатов из США не пустят наблюдать за российскими выборами
15.12 15:47 Глава ЦИК назвала стоимость информирования избирателей о выборах
15.12 15:36 Гафт перенес операцию из-за проблем с рукой
15.12 15:21 В Кремле посчитали недоказанными обвинения в адрес Керимова во Франции
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.