28 марта 2024, четверг, 18:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 апреля 2005, 13:38

Золотой баланс между кассой и творчеством

Одиннадцатый общенациональный  театральный фестиваль продемонстрировал абсолютное торжество бренда «Золотая Маска». Это тем более парадоксально,  что оцениваемый драматический сезон 2003/04 года выдался удивительно неудачным.  В номинациях драмы Экспертный совет отобрал и представил  действительно лучшее, что на данный момент имелось в наличии.  «Когда я умирала», поставленная в театре п/р Табакова  Миндаугасом Карбаускисом по роману Фолкнера в самом деле была самым громким событием сезона. Неудивительно, что спектакль выхватил у конкурентов сразу две  наиболее  престижные номинации драмы - «лучший  режиссер» и «лучший спектакль малой формы». В жанре «драматический спектакль большой формы» столь явных фаворитов не было, и жюри отдало приоритет «Скрипке Ротшильда» Камы Гинкаса. 

Музыкальные номинации, балетные и оперные, творчески  выглядели  весьма состоятельно, но работа экспертного музыкального совета как раз и вызвала достаточное количество нареканий.  Главные - отсутствие в конкурсе  «Жизни за царя», постановки Гергиева-Чернякова в Мариинском театре  Не была номинирована на лучшую балерина Диана Вишнева за серьезную работу в спектакле той же Мариинки по Баланчину.  Нелепо выглядело выдвижение в номинанты оригинального балета «Магриттомания» из Большого, когда хореограф Юрий Посохов, сочинивший данное произведение, а это и составило его художественную значимость, отчего-то выдвинут не был. И так далее, список претензий мог бы быть продолжен, но…

Все свидетельствовало о том, что если в области музыкального театра мы норовим  вновь встать впереди планеты всей, то в драме радостей оказалось гораздо меньше. Воистину достойных номинантов было столь много, что приз балетам Форсайта и солирующей в нем паре танцовщиков, выглядел справедливым.

О чем же свидетельствовала билетная касса? Даже самые дорогие билеты на балеты из Петербурга – «Приношение Баланчину» и «Форсайт в Мариинском», где цены доходили до 2000 рублей за билет, были раскуплены все.  Опустела касса в Кремлевском Дворце Съездов на новосибирскую «Аиду», а между тем, в его зале 6000 посадочных мест. Правда, здесь билеты колебались в диапазоне от ста до трехсот рублей, так что искусство воистину шло навстречу народу, поэтому из любителей оперы сюда не купил билет разве что ленивый. Проданы были все билеты на драматические спектакли и театр кукол, даже неведомые неискушенной публике спектакли из провинции. Иные театры - такой, как Хакасский театр кукол «Сказка» из Абакана - стали знамениты именно благодаря  своим уникальным работам, участвовавшим на предыдущих масочных форумах.

Тем не менее, такие ноу-хау этого фестиваля как "Акценты" театра "Top 9" из Санкт-Петербурга,  номинант в разделе современного танца в жанре хип-хоп, а также открытие ночного клуба с концертами этномузыки  и dj-пати до самого утра, потерпели финансовый крах. А между тем, без концертов этники и хип-хоп-спектакля не обходится ни один приличный западный театральный фест. Раскрутить «Акценты» не удалось отчасти и-за отстутствия большого времени (хотя PR-менеджеры фестиваля воспользовались популярной строкой «Что ТЫ сделал для хип-хопа?»), в результате билеты на спектакль так и не были до конца раскуплены. Вместе с тем в «Голденмаск-клаб» вовлекалось все большое количество народу. Таким образом, был также обеспечен и приток нового, постоянного клубного зрительского контингента в театральные залы фестиваля.


Наивно полагать, что касса фестиваля - это его бюджет. Масштаб и размах «Золотой Маски» в силу географической величины страны таков, что не уступает по грандиозности международным театральным проектом. Привести спектакль из Якутии - не менее длительное мероприятие, чем везти его из Америки. В этом отношении фестиваль подавлял своей мощью любые кислые газетные заметки самых строгих рецензентов. Казалось, что никому более не интересно мнение критики, что этот экспертный институт лишился права голоса, и на первый план выступает фигура продюсера.

Если ранее фестиваль руками своего учредителя, СТД, выпускал газету, в которой давалась критическая оценка спектаклей и миниинтервью гостей из профессионально-театральной среды, то на этот раз ее заменил «листок» штаба фестиваля, в котором главной  была захватывающая летопись горячих будней команды, делавшей сие грандиозное дело: «Соня, ответственная за спектакль «Человек» из якутского города Нерюнгри, никак не может дозвониться до своих подопечных. …Дойдя до предынфарктного состояния,  Соня догадалась: они едут в поезде! Ведь до столицы-то им добираться 6 суток…». С еще большим интересом читались репортажи о двухнедельном путешествии через сибирские просторы фур, груженных декорациями «Аиды», и предстоящем вхождении через пропускные врата Кутафьей башни с металлоискателями многосотенной толпы зрителей в Кремль. 

К тому же «Золотая маска», хоть и заявлена как общенациональный фестиваль, давно уже получила международный статус. Главным образом, речь идет о программе «Russian case», представляющей  российские спектакли на продажу зарубежным менеджерам, которые и прибывают, и закупают представления на этой ярмарке  в больших количествах. Кроме того, из-за рубежа приезжает немало исследователей, прессы и теоретиков театра, принимать участие в фестивальных круглых столах-дискуссиях. Не говоря уж о том, что фестиваль вручает приз лучшему зарубежному спектаклю, показанному в России, и им на этот раз оказался «Мойщик окон» прославленной Пины Бауш, живого и действующего, причем жизнерадостно и с чувством юмора, немецкого классика модернданса и ее театра Вупперталь. 

Итак, форум «Маски» демонстрирует торжество продуманной продюсерской кампании, и это заслуга прежде всего учредителя данной премии и ее конкурсного фестиваля, Эдуарда Боякова. Он тот, кто отлично знает, что есть театр в рынке, как обеспечить устойчивые колебания между театральными творчеством и финансовой прагматикой, а премиальную фиесту сделать круглосуточной. Но с этого года им же инициирован приход в директора фестиваля Марии Ревякиной, не менее грамотного и опытного лоцмана в плавании по волнам театрального бизнеса.     

Конечно, смешно предполагать, что на одной только кассе возможно привести спектакль из далекой Сибири, как везли к примеру на фурах «Аиду»,  или мюзикл из того же города. Не говоря уж о грандиозном количестве статистов, хористов, оркестрантов и прочих исполнителей к спектаклям оперы и балета. Да и количество билетов, поступающих в продажу, по свидетельству финансового директора «Золотой Маски» Эльвиры Бояковой, составляет максимум 60 процентов всей их массы, но в реальности – на пригласительные VIP гостям, спонсорам, прессе, участникам и прочим уходит половина реализуемых билетов. А привоз спектаклей ложится на плечи региональных властей и спонсоров, которыми нередко становятся самые нужные люди, перевозчики, недаром в этом году премию «за поддержку театрального искусства» стала компания «Аэрофлот»

И для того, чтоб окончательно повернуться к зрителю  человеческим лицом, в рамках конкурса имеется приз зрительских симпатий, который помогает вручить компания «Nestle». Для этого фирма раздает публике, лицезреющей конкурсные показы, анкеты, которые по окончании спектакля возвращаются ей с оценкой увиденному, и в дальнейшем итог суммируется. И в этом году этим фаворитом оказался «Ричард III» из московского «Сатирикона», хотя мне, честно говоря, представлялось, что скорее, им должен был стать якутский «Макбет», поставленный по абсурдистской пьесе Ионеско. Ну что ж, за жюри не заржавело, и темпераментному Саха театру имени Ойунского, а тем паче, его зрителю, также достался спецприз. Наступление момента истины, когда на первый план выходит не цена билета, а творческая ценность представленных на фестивале спектаклей, при раздаче призов происходит всегда. По ходу разговора ранее были упомянуты лауреаты, сейчас речь хотелось бы повести о тех, кого, пожалуй, незаслуженно обидели.

Итак, хотелось бы начать с главного лауреата в драме. Награда «Скрипке Ротшильда» в какой-то степени  - компенсация за предыдущее пренебрежение «Золотой Маски» к шедеврам Камы Гинкаса.   В  данной номинации остались за бортом «Мещане» Кирилла Серебренникова, и все, кто имел отношение к работе этого режиссера (речь, прежде всего, об Алле Покровской,  Андрее Мягкове и Дмитрии Назарове). Спектакль о конфликте старшего и младшего поколений, перенесенный в пятидесятые годы прошлого века, в холодный сталинский дом, стал своеобразной рефлексией создателя постановки по поводу эпохи «оттепели». Вместе с тем, безвольные дети и волевой приемыш Нил стариков Бессеменовых уже несли в себе печать мещанского разложения, которое коснется их в годы «застоя», и превратит одних в ненужный балласт, а Нила - в будущего хозяина последующих перемен. Прочтение, как нельзя близкое нам сегодня и заново переосмыслившее шедевр Горького не пришлось по вкусу жюри под председательством маститого критика и театроведа Инны Соловьевой.  Хотя сетовать на это бесполезно. С таким же успехом жюри могло бы попенять тем из публики, кто не принял награду «Скрипке» Гинкаса.

Далее перейдем к вопиющей несправедливости - вторичное игнорирование екатеринбургской труппы «Провинциальные танцы» (руководитель - Татьяна Баганова). Лучший представитель  отечественного современного танца, она продемонстрировала свой пронзительный талант в новом сочинении «Lazy Susan». Происходящий в мистическом замке страстный танец его загадочных обитателей, с выворачиванием шейных позвонков, колен, ключиц и локтей так, что у партнеров суставы трещали, можно назвать то ли новым балетом, то ли  попросту невероятным зрелищем.  И награжденный «Тряпичный угол», поставленная Смирновым на музыку Бреговича, в Эксцентрик-балете из того же Екатеринбурга, близко по величине дарования и оригинальности к творению Багановой не стоял. 

И, наконец, об «Аиде». Спектакль, которому уделили в этом году максимум внимания, обратили в грандиозный по масштабу продюсерский мегапроект, принес и самое главное разочарование решением музыкального жюри, возглавляемым Родионом Щедриным. «Лучший оперный спектакль», «лучшая певица» (Амнерис – Ирина Макарова) и «лучшего режиссера оперы» справедливо получил спектакль Дмитрия Чернякова, режиссера, выигрывающего одну «Золотую Маску» за другой. Его «Аида» оказалась историей с поля новейших битв, в которой генерал-захватчик влюбился в свою же пленную, историей, одинаково невероятной, будь то кавказская, сербская или палестинская война. 

В минувшем сезоне, в поставленной Черняковым в Мариинке опере "Жизнь за царя",  музыкальная трактовка дирижера Гергиева как бы не накладывалась, не совпадала с драматической картинкой, представленной режиссером. Музыкальному же редактору «Аиды»,  вдохновенному музыканту-актеру за дирижерским пультом, Теодору Курентзису, «Золотой Маски» не хватило; подвиг дирижера,  который стал единомышленником режиссера-постановщика и представил гениальную, звучавшую порой новыми камерно-лирическими нюансами трактовку музыки Верди, остался невознагражденным.  В бочке меда, вылитой на головы главных героев «Золотой маски»  2005 года, замесили ложку дегтя.

Фотография спектакля "Апокалипсис" (театр "Тень") с официального сайта фестиваля.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.