Адрес: https://polit.ru/article/2005/04/27/a380/


27 апреля 2005, 14:04

Суперлайнер A380 впервые поднялся в воздух

Самый большой пассажирский самолет в мире Airbus A380 поднялся сегодня в воздух, сообщает CNN. Двухэтажный лайнер с шестью испытателями на борту взлетел из международного аэропорта Тулузы на юге Франции под крики и аплодисменты 50 тысяч гостей, собравшихся посмотреть на это революционное в авиапромышленности событие. Новый самолет полетел в северном направлении, в сторону от Тулузы. Во время полета он будет находиться, главным образом, в воздушном пространстве над Атлантическим океаном. Самолет должен сделать круг над Атлантикой и вернуться в аэропорт.

Первоначально испытательный полет намечался на первый квартал текущего года, но впоследствии он был перенесен на вторую половину апреля без объяснения причин.

Строго говоря, взлетевший сегодня первый образец A380 не является пассажирским - внутри него находится 20 тонн оборудования, которое следит за состоянием самолета во время полета.

Сборка первого самолета Airbus A380 началась на заводе города Тулуза в мае прошлого года. Сооружение самого предприятия обошлось в 240 млн долларов, а в целом на программу А380 было затрачено 13 млрд долларов.

В случае успешного завершения испытаний 600-тонный гигант, в зависимости от модификации вмещающий от 555 до 840 пассажиров, составит конкуренцию американскому самолетостроителю Boeing, выпускающему единственный пока в своей категории Jumbo Jet. Размах крыльев A380 достигает 80 метров, а высота хвоста - более 20 метров. В пассажирском варианте этот самолет может пролетать без посадки и дозаправки 14,5 тысяч километров. А грузовой самолет А380F - его полет ожидается в 2008 году - может перевозить 150 тонн грузов на расстояние до 10,4 тысяч километров.

Как сообщает Deusche Welle, А380 будут строить большей частью в Германии: на шести заводах на севере страны и еще на одном в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Оснащение салона, в котором предусмотрены тренажерные залы, душевые кабины, бары и казино, а также покрытие самолета лаком будет производиться на главном заводе в Гамбурге. Детали будут поставлять предприятия со всей Германии.

Базой для новых самолетов в Германии должен стать крупнейший немецкий аэропорт во Франкфурте-на-Майне. Здесь уже готовятся к приему огромной машины и ломают голову над некоторыми непростыми вопросами. Например, как снимать лед с 24-метрового хвостового оперения? Как провести эвакуацию всех пассажиров в экстренном случае за положенные 90 секунд? Перестраивать придется отчасти и сами терминалы.

"Отцом" нового европейского самолета является инженер-авиастроитель из Лейпцига Юрген Томас. После учебы в Мюнхене он работал по ключевым направлениям гражданского и военного авиастроения в Германии, затем перешел в компанию Airbus, где руководил рядом важных проектов, пока не возглавил в 1996 году программу "A3XX". В 2001 году он был избран "менеджером года" авиастроительной и космической промышленности.

На рынке Airbus A380 появится ориентировочно в 2006 году. К 2008 году Airbus планирует выпускать до четырех самолетов в месяц. Объем заказов Airbus на новые лайнеры А380 и грузовые A389F сейчас составляет 154 единицы от 15 компаний мира, среди них Emirates, Lufthansa, Qantas Airways, Singapore Airlines и Air France.

Airbus давно теснит своего главного конкурента Boeing на мировых рынках. В позапрошлом году европейцы опередили американцев по количеству проданных самолетов. В этом году Airbus добился впечатляющих успехов на рынках Восточной Азии.

По словам британского премьера Тони Блэра от работы концерна только в Великобритании зависит 100 тысяч рабочих мест и около 400 фирм. Особенно важным является, по словам Блэра то, что авиагигант потребляет на 30% топлива меньше, чем аналогичные самолеты. И здесь, несмотря на мнение германского канцлера Шредера, о том, что авиагигант - "триумф единой Европы", содержится самая большая проблема.

Авиаперевозки стремительно дорожают вместе с ценами на нефть - концепция авиаперевозок сейчас пересматривается, и может оказаться, что успех европейских авиастроителей окажется не нужным: может просто не набраться столько пассажиров летящих в одно время в одну точку земного шара.