28 марта 2024, четверг, 18:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 апреля 2005, 13:19

Украинский Woodstock

После оранжевой революционной бури в Киеве наступили времена отрезвления. Романтика революции сменилась прагматикой будней. Не успели назначить певицу Белозир министром культуры - развернули компанию по дескридитации руководителя русского театра им. Леси Украинки Михаила Резниковича. Только отцвели оранжевые цветы - их тут же попытались превратить в арт-объекты на предстоящем в Киеве конкурсе "Евровидения". Не успели Юлия Тимошенко, трибун революции ошарашить Раду своей глубоко интеллектуальной речью при вступлении в должность премьера, ее отправили на умножение кур. Как связаны культурная прагматика и прагматика революции - об этом Алена Карась решила поговорить с одним из самых ярких  режиссеров экспериментального театра, кровно связанным с Украиной и проведшим там все месяцы "оранжевой революции", а сейчас раздумывающим о переезде в Москву - Климом.

Самое больше потрясение для меня было, когда ты со слезами восторга сообщил из Киева, что впервые в жизни ты гордишься своей принадлежностью к украинскому народу.  С какого импульса началось у тебя вхождение в оранжевую революцию?

Видишь, ли, я ведь человек определенного возраста и идеологии, все-таки одним из моих кумиров был Че Гевара. Есть люди, у которых критические ситуации являются их стихией. Но прежде я должен оговорить: слово «революция» в отношении Украины придумано масс-медиа. Революция в классическом определении – совсем другое явление. Но, учитывая характер этой нации, тот факт, что все произошло тихо и мирно, мне кажется фантастичным, нереальным! 400 лет казацкой демократии - это живет в генах людей. Это демократия народа, существующего в состоянии тотального давления со всех сторон. У Гоголя это грандиозно описано: почему, говорит, хатки у них такие бедные? - Да другие строить бессмысленно: или одни все сметут, или другие. 

Насколько осознавалось, что в деле участвуют американские деньги?

Я не знаю ни одного человека в моей среде, который бы участвовал в этих событиях за деньги. Потом людей стали кормить, но вышли-то они на площадь - до Ющенко. Когда поняли, что фальсификация неизбежна, люди вышли на улицы против нее. И, несмотря на «американские деньги», во втором туре Ющенко не добавил себе голосов, он их даже потерял. Это тоже факт, который нужно учитывать. Количество людей, которые пришли на его сторону, уменьшилось. 

Что все-таки было главным в этом чувстве гордости за народ, которое тебя постигло в те дни?

Я очень боялся, что эта ситуация разбудит в нации ее самые страшные инстинкты. Дело в том, что все эти годы Украина не была свободной страной, там ничего не развивалось - та же Белоруссия, только с элементами капитализма. Но в каждом народе есть свой светлый и темный ангел. И то, что в этот момент сработал светлый ангел – это от Бога. Это не имеет отношения ни к одной из политических или экономических сил ни в Америке, ни в России. Здесь было предложено очень светлое, праздничное решение проблемы славянского единства. Это ангельская история, ее нельзя было сделать никакими другими способами. В силу обстоятельств, в частности – из-за отравления – Ющенко  просто воспользовался этим.

Жалость сыграла роль?

Не жалость, а восхищение. С таким лицом я никогда бы не вышел на площадь. Он всех потряс в этот момент. По телевидению это не так страшно, как в реальности. Вот сила!
Он ведь никакой ни «западенець», он из Сумской области, которая ближе к России, чем Киев. Он проповедовал очень лояльные ценности. И, конечно,  он был жертвой как сам народ.
Ведь люди собирались  уезжать, если бы пришел Янукович. То, что происходило в предвыборный период, очень напоминало удачную попытку организовать голод в 1933 году. Попытку проверить, что этот терпеливый народ еще выдержит: давайте мы унизим вас настолько, что в президенты вам отъявленного мерзавца дадим. Вопрос не в том, кто что думал, но как это выглядело в глазах людей.

То есть, культурный и психологический аспект был важнее собственно экономического?

Культура – это всегда память, которая срабатывает в критические ситуации. И в критической ситуации у этого народа сработала память. Народ начал выходить из унижения. Это не было направлено против России. Люди впервые начали размышлять не о том, чтобы было не хуже, а о том, чтобы было лучше. Накануне всех событий они увидели реальную бездну: приезжали донецкие, воровали, отбирали законный бизнес. Украина ведь такой же отросток сталинской глобализации, как и все остальные края советской империи: присылали когда-то чужих людей: это не их земля, и они до сих пор чувствуют себя здесь униженными. Поэтому в первые дни на Майдане стояли богатые люди на Мерседесах и студенты.

То есть – те, у кого есть перспективы, акции в будущем?

Да, и они понимали, что это конец. Ющенко был свой, а этот – чужой, то есть насильно поставленный. К тому же Ющенко (что тоже важно) был пятым банкиром в мире. Но главное – все устали от коррупции. Украина - более коррумпированная страна, чем Россия. Попытка выжить между всеми мирами так обустроила ее сознание. И вот впервые этот народ сказал: «Послушайте! Надоело!»

На самом деле это был Вудстокский украинский фестиваль. Люди почувствовали себя свободными. Главная предвыборная провокация, когда на телеэкраны выпустили клип, где Ющенко уподобляли фашистам, где он расстреливал, стоя рядом с гитлеровцами, была основана на предельных по цинизму технологиях! И, простите, Павловский пошел на невероятный беспредел!

Этот украинской Вудсток был революцией против цинизма. Мы выбирает не циничного – ни хорошего, ни плохого, просто того, кто хоть во что-то верит. Это был праздник души, который относится скорее  к карнавальной культуре, чем к политической. Это был карнавал свободы. Каждый день люди Культура народа в тысячу раз больше, чем культура интеллигенции. Она каким-то образом вдруг открыла в людях все самое прекрасное, на Майдане эту культура праздновали возрождение своего светлого ангела. Она оказалась сильнейшим высказыванием против пуританизма и сдерживания себя, на котором построена вся нынешняя цивилизация.

Ни Ющенко, ни Тимошенко не были готовы к такому развитию событий. В противном случае они продумали бы захват бессмысленного, тупого парламента, и дальше все было бы проще. Это была бы революция. Ее не сучилось. Просто в душе у людей расцвел цветок и образовал великий Киевский фестиваль.

У этого чудесного Вудстока были свои инициаторы, режиссеры?

Театр родился из страха – все заглянули в бездну. Единственный правильный ход, который тогда сделали – поставили эстраду, то есть оформили место для «спектакля», в котором и стало всем видимо, как сошлись темный и светлый ангел. Образовался рай на земле.

А тебе не противны инстинкты толпы?

О, как эти инстинкты были прекрасны! Была красавица Юля и – до отравления – красавец Ющенко! Как и положено в театре: главные - самые красивые. Сильнейший момент карнавального единения. Разговоры, песни, сам дискурс революции - все было прекрасно! Наивность этой нации  колоссальна. У нее нет сильных корней, как нация она осталась в XIV веке. В этом ее сила - здесь все только готовится к расцвету. В середине Европы – такая детская нация. Такая детская страна гоголевского карнавала. Она, конечно, еще за эту наивность заплатит.

А кроме людей бизнеса и молодых, кто там был заметен? Люди искусства? 

Людей искусства там вообще не было, или у них были определенные интересы в предвыборной компании. Это была революция глубинной, народной культуры, а люди искусства дрейфили за свои дотации. Ступка забился в угол, Резникович работал в предвыборном штабе Януковича. И нельзя их за это судить: они зависят от существующей власти. На Майдан же вышли те, кто уже никак не хотел или не мог от нее зависеть.

Надо понять, что в этой революции не было ни антирусских, ни проевропейских настроений. Это уже потом стало ясно, что Россия сделала несколько неумных шагов, а Европа, напротив, очень активизировалась.

Но что показала эта революция? Душа человека на этой территории повзрослела. В XV-XVI столетии Украина была неким  воздухом между западной и русской культурой. Она была совсем не приспособлена к государству. А нынче не в бунте, а в празднике высказала свое намерение к определенному государству. 

Русский мир заражен скепсисом. Этот скепсис сильно размывал сочувственное отношение в «оранжевым».

Нет, не русский мир, а интеллектуалы, люди искусства все за редким исключением оказались скептиками. А народ был прекрасен! Его так жестоко провоцировали, уверенные в том, что разбудят бунт, а они не поддались.

А Олег Скрипка?

О нем не хочу говорить. Это была политика и финансы в чистом виде. Он получил дивиденды за свой выбор. «Океан Эльзы» более независимым. Но на Майдане в Новый год пели гимн не потому, что там был Скрипка, а потому что слова «Ще не вмерла на Вкрини ни слава, ни воля» вдруг совпали с чувством людей: нет, не умерла еще ни моя слава, ни моя воля. То есть – я еще человек. Я тысячу раз продал и отца и мать, но вдруг однажды сказал – я еще человек!

Что касается культурной революции, эстрадная певица, ставшая министром культуры - это и есть первый результат?

Культура это культура, и именно она вырастила такой прекрасный оранжевый цветок, а искусство это искусство. Искусства-то на Украине нет. Все оно было эстрадным. И Ющенко знал только его. То, что сейчас происходит на Украине - вещь страшная. Их конституция имела только видимость свободы: рабы написали про свободу, какой она представляется на зоне. Выглядит по-европейски, но внутри содержит 80 тысяч подзаконных актов, которые все возвращают обратно на зону.

Одна женщина чудесно сказала: «Свобода наша может простудиться». Молодежь поверила, а дальше начался абсурд. И вышло, что для хохлов как всегда главное  - сало.

Тимошенко выступила на Верховной Раде с фантастическим докладом о программе жизни народа! Она должна была заниматься идеологией, а ее бросили на кур! Человек, который должен  разъяснять политику, занимается курами. Культурную  революцию опустили до посевной компании.

Дальше: или вы преследуете врагов или прощаете. Я не думаю, что кто-то мстит Резниковичу. Просто есть маленькие чиновники, которые кинулись угождать власти. Это ужасно!

А что это за комедия с «Евровидением»? Певицу Белозир ради него министром культуры назначили?

Интеллигенция как класс настолько отсутствует, что на поверхность всплывет кума, подружка жены Ющенко. Инаугурационный концерт был придуман гениально! А теперь «Евровидение». Там, где цвел цветок религиознейшего чувства, будет сборище европейской пошлятины. Это после оранжевого Майдана, изысканного в своих проявлениях!

Это как у Гоголя. Ехали казаки к царице свободу просить, а попросили… черевички!
Хохла по капле выдавливать нельзя. Хохляцкое рабство – как море. Как говорил Троцкий: «Хорошо начинают. Подождем два месяца и пошлем войска». Но если произойдет так, то это будет драма для всего славянского мира, которому нужно сейчас светлое единение.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.