Адрес: https://polit.ru/article/2005/05/02/andriaka/


02 мая 2005, 23:38

Выставка достижений акварельного хозяйства

14 марта прошлого года сгорел Манеж. С неутолимой жаждой деятельности московские власти взялись за реконструкцию исторического памятника. Заново построенное здание, вряд ли может сохранить статус памятника, тем не менее, отстроенный заново Манеж официальными лицами продолжает рассматриваться именно как восстановленный памятник архитектуры - символ Москвы, без которого невозможно представить облик города.

Уже больше года вокруг Манежа ведется дискуссия. С одной стороны, как всегда, московское правительство и мэр, с другой – искусствоведы, с самого начала убежденные в невозможности полного восстановления, и прогнозировавшие, что в результате работ по реконструкции появиться «просто-напросто традиционный для Москвы последних лет макет».  ( Интервью обозревателя газеты Сергея Хачатурова с руководителем научного отдела Музея архитектуры Сергеем Петровым.). Трагедия, произошедшая в марте прошлого года от здания Манежа, почти ничего не оставила, только стены и те, по словам, Владимира Ресина – первого заместителя мэра Правительства Москвы, руководителя Комплекса архитектуры, строительства и реконструкции Москвы, руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города, подверглись «вычинке», процентов на тридцать их пришлось перебрать. 

18 апреля Манеж торжественно открыли. Прогнозы искусствоведов оправдались. Новое здание действительно представляет собой макет Манежа в масштабе «один к одному». Вариант дополненный и улучшенный. Самое значительное изменение – это нижний уровень здания, который почти вдвое увеличивает и без того не малую площадь строения. Как будет использоваться данная территория, сейчас понять невозможно: большая ее часть пустует, а меньшую - занимает гардероб и туалетные комнаты. Основное же пространство Центрального выставочного зала тоже стало многоуровневым, появилось несколько этажей-площадок, на одной из которых разместился буфет. И поскольку площадка буфета открыта, то, находясь внизу на выставке, посетителям слышен жизнеутверждающий звон посуды.  А появившимися в Манеже достижениями технического прогресса пока воспользоваться нельзя - эскалаторы, сооруженные между основным и нижним уровнем здания, не работают.

Принципы и девизы характерные для строек советского времени: «сдадим объект раньше срока»; «догоним и перегоним»  - и сегодня оказывались актуальными. Спокойно закончить отделочные работы и открыть здание, когда все будет готово без взвинченного пафоса как-то непривычно, несолидно. А приурочить открытие объекта к знаменательной дате – это достойно: дает возможность провести мероприятие с размахом. В качестве знаменательной - рассматривалась любопытная дата - 30 мая – годовщина принятия императором Александром I решения о строительстве Манежа. Но официальное открытие состоялась 18 апреля – в «День воинской славы России», а также в «День исторического и культурного наследия города Москвы». События все общественно-значимые. Да к тому же в мае праздники следуют один за другим, и, конечно, открытие Манежа преподносится как подарок городу к 60-летию Победы. Но есть и еще один нюанс, убеждающий в чрезвычайной важности «запуска» Центрального выставочного зала. Первая выставка  тоже открылась и тоже торжественно, но только 28-го апреля - второе рождение Манежа отметили во второй раз.

Первой в Манеже стала выставка  - «Школа акварели. Сергей Андрияка». Основную часть экспозиции составляют картины самого художника, представлены также работы педагогов и учеников школы. Рекламная брошюра оповещает посетителей о мероприятиях, которые пройдут в рамках выставки: в их числе – мастер-классы Сергея Андрияки и педагогов его школы, концерты и театральные представления… Хотя какие именно концерты и представления понять нельзя. Но это ведь и неважно. Главное позитивный настрой организаторов, к тому же на выставке постоянно звучит классическая музыка и любой посетитель, которому не досталось вышеупомянутых концертов, не чувствует себя оделенным, а наоборот оказывается прямо-таки окруженным искусством. Да и если зрители не смогут попасть на встречи с художниками, то в записи, которая демонстрируется в зале на нескольких экранах, они смогут пройти краткий курс акварельного мастерства. А в планах школы, не связанных с экспозицией в Манеже, значится создание Московской академии акварели и изящных искусств. «Цель академии – подготовка художников профессионалов, мастерство и умение которых может быть сегодня востребовано обществом и задачами окружающей жизни», - так гласит информация, размещенная на сайте школы.

И без того не маленькое и хорошо отлаженное предприятие «Школа акварели Сергея Андрияки» (в школе работают: музейно-выставочный комплекс, художественный салон, багетная мастерская, издательство, репроцентр) станет еще больше и лучше,  а главное выше по статусу. Хотя почетное право выставляться в только что открытом Манеже и без того знак официального признания.

На первый взгляд, акварель не может быть парадным, официальным искусством. Однако выставка убеждает в обратном. Во-первых, просто ошеломляет и обескураживает масштаб экспозиции, на которой демонстрируется свыше двух тысяч (!) работ. Выставка занимает все пространство Манежа. И по правде сказать, трудно представить человека, в силах которого было бы пройти это испытание искусством.  (Думается, во время мастер-классов коллекция непременно пополнится еще несколькими произведениями). Такими достижениями акварельного хозяйства трудно не впечатлиться.

На выставке представлены разные по жанрам работы: здесь и бесконечные натюрморты с вазами и драпировками, бесчисленные натюрморты с букетами цветов, пейзажи, портреты и просто учебные зарисовки… Несмотря на формальное разнообразие жанров, кажется, что все работы выполнены в жанре натюрморта: на плоскости листа грамотно расположились цветы и вазы, домашние пироги и прочие хлебобулочные изделия, пригорки и ручейки, деревья, церкви разных городов, купола Московского кремля, да так и застыли в безвременье, слившись в один огромный натюрморт, в котором вопреки убеждениям все той же рекламной брошюры нет ни прозрачности, ни легкости, ни воздушности, ни жизни.

На иллюстрации - картина С. Андрияки "Пожар в Манеже" (2004) с сайта http://www.andriyaka.ru